ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХРУСТАЛЬНЫЙ ГОЛОСОК» ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Advertisements

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Городское методическое объединение музыкальных руководителей « Организация предметно - развивающей среды музыкального зала и музыкального центра группы.
Уважаемые родители! Приказом Министерства образования и науки РФ от года 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
ОТ ФГТ К ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Левицкая М.В. заведующая МБДОУ д/с 4 Дроздова Е.А. воспитатель МБДОУ д/с 4 г. Заполярный.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и вводе в действие федеральных государственных требований.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу Старший воспитатель детского сада 565 Фёдорова Елена Алексеевна.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Семинар - практикум : « Методика проектирования содержания музыкального образования, сохранение русских национальных традиций через русскую песню » Выполнила:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Транксрипт:

ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХРУСТАЛЬНЫЙ ГОЛОСОК» ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХРУСТАЛЬНЫЙ ГОЛОСОК» ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППОЙ: Воробьева И.В. – воспитатель Щербакова О.В. – музыкальный руководитель МБДОУ д/с 4 «Солнышко» п.Энергетик Новоорского района РУКОВОДИТЕЛЬ: Масловская С.В. к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППОЙ: Воробьева И.В. – воспитатель Щербакова О.В. – музыкальный руководитель МБДОУ д/с 4 «Солнышко» п.Энергетик Новоорского района РУКОВОДИТЕЛЬ: Масловская С.В. к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

I.Пояснительная записка Направленность: художественно-эстетическая Доминирующей образовательной областью является «Музыка». Возраст: старший дошкольный (6-7 лет) Срок реализации: 1 год Актуальность: Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из самых востребованных практикой музыкального образования и в то же время одна из самых наименее разработанных и сложных. Изучению природы детского голоса и слуха, и методов их развития уделялось и уделяется большое внимание со стороны науки и практики. Научность: вариативная программа «Хрустальный голосок» соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно- исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.

I. Пояснительная записка Цель: формирование интегративных качеств старшего дошкольника посредством певческой деятельности. Задачи: 1. На основе знаний певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата развивать элементарные правила здорового образа жизни. 2. Развивать любознательность, активность ребенка в вокально-хоровой деятельности. 3. Воспитывать умение эмоционально отзываться на произведения музыкального (певческого) искусства 4. Овладевать средствами общения: способами взаимодействия со взрослым и сверстниками в сольной и хоровой деятельности 5. Использовать потенциал музыкальной культуры для развития способностей у детей управлять своим поведением и планировать свои действия 6. На основе творческих заданий, импровизации развивать способность у детей решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту 7. Формировать первичные представления детей о себе, семье, обществе и культурных ценностях используя музыкальное (песенное) творчество родного края. 8. Используя речевые игры формировать у детей умение работать по правилу и по образцу. 9. Развивать музыкальные способности: метрический слух, звуковысотный слух, динамический слух, чувство музыкальной формы.

I. Пояснительная записка Особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста. В возрасте 6-7 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в пении. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, свободно различают звуки по высоте и длительности, у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация. Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной деятельности, но и певческой. В работе по пению с детьми старшего дошкольного возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовой аппарат старшего дошкольника очень хрупкий, нежный и непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Певческий аппарат ребенка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной.

I. Пояснительная записка Принципы и подходы реализации программы: - принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка; - комплексно-тематический принцип планирования; - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей; - принцип творческого развития; -принцип индивидуального подхода. Формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Формы работы вокального кружка: занятие, беседы, творческое задание, игры, концерты. Методы организации образовательного процесса: словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы); наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры); практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме); наглядно – слуховой (использование музыки). Подходы: развивающий; системно-деятельностный; аксиологический; личностно- ориентированная модель обучения. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная. Условия: целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями; мотивации детской деятельности; отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка.

I. Пояснительная записка Образовательная деятельность реализуется: в подготовительной к школе группе (1 год, 27 часов), 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность – не превышает 30 мин. в ходе работы с детьми: совместная деятельность детей и взрослых в процессе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельная деятельность детей в предметно-развивающей среде, в работе с родителями. Структура занятия: игра - приветствие речевой этап: - артикуляционная гимнастика; - игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание; - развивающие игры с голосом; - речевые зарядки; - речевые игры и упражнения; - ритмодекламация. распевание разучивание новых песен Отличительной особенностью программы является: - включение ребенка различные виды - активно используется предметно-развивающая среда - позволяет расширить возможности образовательной области «Музыка»; - содержание программы может быть основой для организации занятия как группой, так и индивидуальной работы с воспитанниками; - программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока

I. Пояснительная записка интеграция образовательных областей: «Здоровье» - «Музыка». Соблюдение правил здорового образа жизни. «Безопасность» - «Музыка». Развитие умений безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки. «Социализация» - «Музыка». Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки. «Коммуникация» - «Музыка». Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных пьесах-сказках и обсуждение особенностей выразительного исполнения песен. «Познание» - «Музыка». Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений. «Чтение художественной литературы» - «Музыка». Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам, к ритмодекламации. «Художественное творчество» - «Музыка». Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки. Показатель результативности: выступление детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях и т.п.)

Раздел / темаОбъем Интегративные качества Мой мир9 часов Физически развитый, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Охрана своего голоса. Активность и любознательность в исследовании свойств голоса, коммуникативные навыки и умения в процессе музыкально-игровой, коллективной и самостоятельной творческой деятельности. Любознательность и активность в изучении творческого наследия. Эмоциональная отзывчивость (откликается на эмоции близких людей и друзей, эмоционально реагирует на музыку, мир природы). Овладение средствами и способами общения взаимодействия со взрослым и сверстниками по поводу музыкального (певческого) искусства. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдение правил поведения в общественных местах (театре). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в певческой импровизации, творчестве. Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире животных и природе (о составе семьи, о родственных отношениях и взаимосвязях, о распределении семейных обязанностей, о семейных традициях, об обществе и его культурных ценностях, об Оренбургском крае). Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение необходимыми умениями и навыками исполнительской (певческой) деятельности. Музыкальные способности: метрический, звуковысотный, динамический слух, чувство музыкальной формы. Мое тело; Мое здоровье; Мое настроение; Моя семья; Мои друзья; Мой родной край; Моя Россия; Мои праздники;Мои игрушки Мир природы 10 часов Осень; Зима; Весна; Лето; Лес; Огород; Ягоды; Грибы; Цветы; Вода Мир животных8 часов Дикие животные; Дикие животные родного края; Домашние животные; Пернатые друзья; Перелетные птицы; Насекомые; Рыбы; Прогулка в зоопарк II. Проектирование образовательного процесса. Тематическое планирование.

III. Содержание программы 1. Мой мир Раздел представлен 9-ю темами, программное содержание которых направлено на: - ознакомление с функциями своего тела, с ближним социумом и его взаимосвязях, с культурными ценностями страны; - освоение пространства, установление контактов, психологическую настройку на работу; - развитие певческого голоса, правильного звукообразования, чувства ритма в сочетании с музыкой, интереса к народным играм; - воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, уважительного отношения к окружающим людям и бережного отношения к предметам, игрушкам. Репертуар: Игра-приветствие – «Зравствуйте» О.В.Екимова, «Доброе утро» О.Н.Арсеневская; Артикуляционная гимнастика – «Сказка о веселом Язычке», «Сказка о веселом Колобке», «Путешествие язычка» С.А.Коротаевой; Дыхательная гимнастика – «Удивительные жители» (по В.В.Емельянову); Речевая игра – «Дидили, дидили», «Имена», «Щелк-щелк»; Ритмодекламация – «Кислые стихи» Э.Мошковской, «Антошка»; Распевание – «Встали в круг» Пьера ван Хуве, «Вот такая чепуха» И. Рыбкиной; Пение – «Песенка о дружбе» Е Тиличеевой, «Ябеда-корябеда» Б.Савельева, «Моя Россия» Г.Струве, «Земля родная, Оренбургская» А.Зельцера.

III. Содержание программы 2. Мир природы Раздел представлен 10-ю темами, содержание которых направлено на: - ознакомление с миром природы, его явлениями и богатством; - расширение кругозора дошкольника; - развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма, согласованности движений со словами и музыкой, определять начало и конец фразы и распределять движения на всю музыкальную фразу, умение обыгрывать содержание песни; - развитие чувства прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира; - воспитание бережного отношения к окружающей среде. Репертуар: Игра – приветствие – « Приветствие » И.Евдокимовой, « Приветствие » И.Рыбниковой, « Хей-хей » америк.н.п.; Артикуляционная гимнастика – « Сон Язычка Языковича », « Язык Языкович на прогулке » ; Дыхательная гимнастика – « Сказка про ветерок » С.В.Конкевича, « Ночной лес », « Осенние листочки » О.Н.Арсеневской, « Снежинка » М.Гоголевой; Речевая игра – « Солнышко, не прячься », « Прогбуждение » С.А.Коротаевой; Интонационно-фонетические упражнения – « Осенние листья », « Март » Н.Ашукина, « Ручейки и речка » (клястер звука); Ритмодекламация – « Радость » К.Чуковского, « Щи-талочка » М.Гоголевой; Распевание – « Дождик » Френкеля, « Во поле береза » р.н.п., « Возле дома огород » Е.Ботярова, « Цветы » М.Гоголевой; Пение – « Солнечная капель » С.Соснина, « В лес за грибами » В.Селезневой, « Песня колокольчиков » Ж.Агаджанова, « Веселая горка » Г.Струве, « Я иду тропинкою » А.Зельцера; Инсценирование песни – « Рассвет » В.Запольского; Подвижная игра – « Кто скорее возьмет грибок » М.Гоголевой.

III. Содержание программы 3. Мир животных Раздел представлен 8-ю темами, содержание которых направлено на: - ознакомление с животным миром, его группами и разнообразием; - развитие музыкальных способностей; учить петь выразительно, передавать характер песни, правильно брать дыхание, слушать друг друга; - формирование правильного дыхания и естественного звучания голоса; ясного произношения слов при исполнении распевок, песен; - привитие ответственности за «братьев наших меньших». Репертуар: Артикуляционная гимнастика – «Зарядка для язычка»; Дыхательная гимнастика – «Песенка про смех», «Ночная фиалка», «Дышим животиком» (по В.В.Емельянову), «Ворона»; Речевая игра – «Шла веселая собака» Н.Пикулевой, «Дровосек» Д.Кабалевкого; Интонационно-фонетические упражнения – «Коза и волк» по В.В.Емельянову; Ритмодекламация – «Мы охотились на льва», «Воробьи, воробышки» Е.Яновицкой; Распевание – «Ежик и бычок» Л.В.Виноградовой, «На птичьем дворе» И.Рыбкиной, «Про медведя» Д.Кабалевского, «Про сороконожку» М.Гоголевой; Пение – «Рыжий пес» Г.Струве, «Прилетайте, птицы, к нам» Э.Аристакисяна, «Муравьиные города» Л.Шестакова; Песня-инсценировка: «Случай в лесу» А.Филиппенко; Подвижная игра – «Бездомная кукушка» А.Наседкина.

АвторыНазваниеИспользуемые разделы Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Образовательная область «Музыка» Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие Образовательная область «Музыка». Игровые задания, игры-тесты, индивидуальные беседы. Гоголева М.Ю.Логоритмика в детском саду. Методическое пособие Игры и упражнения по развитию речевых, музыкальных способностей. Каплунова И.М.Праздник каждый день. Пособие для музыкальных руководителей Упражнения, песни и творческие задания, способствующие развитие креативности и личностному росту Куревина О.А.Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста Теоретико-методические основы общих закономерностей восприятия различных видов искусства как форм отражения материального и духовного единства мира. Кацер О.В.Игровая методика обучения детей пению. Учебно-методическое пособие Описание методики и практический материал с нотным приложением по формированию координации слуха и певческого голоса детей. IV. Методическое обеспечение

Аспект диагностикиМетоды диагностики Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку Диагностическая ситуация «Хочу дослушать» Диагностика метроритмического слуха (чувство ритма) Тест-игра «Ладошки» Воспроизводящий тест Диагностика звуковысотного слуха (ладовое чувство) Игровое задание «Куда идет мелодия?» Диагностика динамического слухаИгровое задание «Громко - тихо» Диагностика чувства музыкальной формыИгровое задание «Незавершенная мелодия» Диагностика особенностей интереса и отношения к песенному исполнительству и тематике детских песен Индивидуальная беседа V. Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Учебно-методическая литература: Боровик, Т. О ритмодекламации / Т. Боровик // Музыкальный руководитель – М.: ООО Воспитание дошкольника, – С Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011 – 528 с. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В.В. Емельянов. – СПб.: Лань, – 192с. Картушина, М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду / М. Ю. Картушина. – М.: Скрипторий 2003, – 123с. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М. Ю. Картушина. – М.: Сфера, с. Каплунова, И.М. Праздник каждый день: пособие для музыкальных руководителей / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. – СПб.: Композитор, – 366с. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению / О. В. Кацер. – СПб.: Музыкальная палитра, – 52с. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, – С Новикова, Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста / Г. П. Новикова. – М.: Сфера, – 58 с. Тарасова, К. В. К постановке детского певческого голоса / К. В. Тарасова // Музыкальный руководитель. – М.: ООО Воспитание дошкольника, – С 2-3. Тютьнникова, Т. Э. Речевые игры / Т. Э. Тютюнниеова // Музыкальная палитра. – СПб.: Музыкальная палитра, – С 3-5. Тютюнникова, Т. Э. Речевое музицирование / Т. Э. Тютюнникова // Музыкальная палитра. – СПб.: Музыкальная палитра, – С4-5. Тютьнникова, Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь / Т. Э. Тютюнниеова // Музыкальная палитра. – СПб.: Музыкальная палитра, – С 3-4. Шереметьев, В. А. Хоровое пение в детском саду / В. А. Шереметьев // Музыкальный руководитель. – М.: ООО Воспитание дошкольника, – С