Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения »
Advertisements

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в МБОУ СОШ 3 (из опыта работы) Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда.
Оптимизация возможностей ЦДТТ для поддержки одаренных детей. Составитель: Марина Ю.А. – педагог-психолог ЦДТТ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Проект: «Одаренные дети – будущее России» Цель проекта: Совершенствование региональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа 3» «Методическая служба образовательного учреждения- учителю новой школы»
Государственное общеобразовательное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Проект «Школа будущего» Проблема стоящая перед школой до 2015 года: сохранение уровня качества образования и существующей динамики инновационной деятельности.
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» методическое объединение педагогов-психологов ОУ Психолого-педагогические условия реализации ФГОС.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Транксрипт:

Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения

Цель модели: Повышение уровня психолого- педагогической компетенции преподавателей и руководителей учреждений общего и дополнительного образования по разработке научно обоснованных программ организации работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития.

Функции модели: организационно-управленческая: организует деятельность педагогического коллектива, направленную на реализацию системной модели работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития; информационно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития; проектировочная – определяет направления проектирования образовательного процесса в общеобразовательном учреждении в соответствии с требованиями к результатам, структуре и условиям работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития с учетом специфики конкретного образовательного учреждения;

развивающая - удовлетворяет духовные запросы личности, потребности творческого роста педагогов через осмысление социокультурных функций личностно-ориентированного образования в современном мире; компенсирующая - восполняет пробелы в базовом образовании по проблемам развития и поддержки одаренных детей в образовательном пространстве; адаптивная – осуществляет оперативную подготовку и переподготовку по проблеме детской и подростковой одаренности в условиях меняющейся социокультурной ситуации; интегрирующая в новый культурный контекст взаимодействия науки, образования, производства, бизнеса и культуры в разработке комплексного сопровождения одаренных детей и подростков в современных условиях.

Особенности модели Модель работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития является: практико-ориентированной; вариативной; основанной на содержательном и системно- деятельностном подходах; воплощающей идеи отечественных и зарубежных исследований в области методологии, теории и практики работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития; отличающейся целостностью, самоорганизуемостью и открытостью в единстве процессов обучения, воспитания, развития и социализации таких детей.

Одаренный ребенок МАН (Малая академия наук); МТА (Малая техническая академия); Центр творческого развития и гуманитарного образования «Поиск». Историко-культурный и природно- ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве; Высшие учебные заведения. Учебная деятельность; Проектно-исследовательская деятельность; Внеурочная деятельность; Внеклассная деятельность. Отношение родителей к детской одаренности; Формирование готовности родителей к взаимодействию с одаренным ребенком; Приемы, формы и методы работы с семьей одаренного ребенка. СемьяОсновное образование Социальное партнерство Дополнительное образование Поиск и выявление одаренных детей Поддержка и развитие одаренных детей

Семья как развивающая среда для одаренного ребенка

Огромную роль в раскрытии, поддержке, развитии детской одаренности играет семья. Именно семья является основной опорой для ребенка, именно в семье могут быть созданы благоприятные или неблагоприятные условия для проявления и дальнейшего развития такого ребенка. Родители могут либо поддержать ребенка в развитии его способностей, либо помешать их раскрытию.

В связи с этим, школа должна расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание через следующие формы работы:

Формы работы с родителями Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах ребёнка Лекции, фильмы, плакаты, стенды, брошюры Обучение родителей способам взаимодействия Тренинги детско- родительских отношений Индивидуальные консультации, беседы. Классные собрания, учебные занятия с участием родителей, информационный бюллетень. «Краткие записки», домашние проекты, родительские вечера, родительский ринг

Основное образование

Поиск и выявление одаренных детей При выявлении одаренных детей в школе учитывают: 1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; 2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности; 3) потенциальные возможности ребенка.

Этапы работы по выявлению одаренных детей

Формы выявления одаренных детей Всероссийские олимпиады и конкурсы Интеллектуальные игры и эвристические олимпиады Предметные декады Школьная научно- практическая конференция Дистанционные олимпиады и конкурсы Дистанционные интеллектуальные игры Телекоммуника- ционные проекты Дистанционные школы Совет класса, школы Социально- значимые акции Дни самоуправления Детские и молодежные объединения Выставки Смотры, конкурсы Кружки, студии Фестивали Секции Спартакиады школьников Спортивные соревнования Детско- юношеские игры

К работе по выявлению одаренных детей привлекаются специалисты различных категорий: психолог, педагоги, социальный педагог, эксперты в определенной предметной деятельности, родители. Одной из эффективных форм подобного сотрудничества является психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения. После выявления одаренности детей работа с ними ведется следующими группами педагогов: учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету; наставником (руководителем), который помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме; классным руководителем, который координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

С целью систематизации информации об одаренных детях в школе должен поддерживаться банк данных, содержащий анкетно- биографические сведения об одаренных детях, результатах их психодиагностического обследования и анкетирования.

Сопровождение одаренных детей в школе осуществляется психолого-педагогической службой.

Психолого-педагогическая служба Помощь педагогам в поиске эффективных форм общения Разработка рекомендаций по индивидуальному подходу Методическая помощь по составлению индивидуальных программ обучения; Консультирование Повышение психологической компетентности Ознакомление с возрастно- психологической характеристикой ребенка Консультации по результатам диагностики Психологическая диагностика одаренности Психогигиена общения Наблюдение Консультации для учащихся Составление психологических характеристик Обучение социально- психологическим навыкам и умениям Рекомендации по организации благоприятного микроклимата Родители Педагоги Контроль за нервно- психической нагрузкой, выработка эффективного стиля общения; Обеспечение целостного развития личности (удовлетворение потребностей, интересов). Создание оптимальных условий для учебы; Дополнительные занятия по индивидуальной программе; Подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям. Одаренный ребенок

Учебная деятельность Ключевым условием работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития является высокий уровень профессиональной компетентности специалистов образования, который предполагает: индивидуальный подход к одаренному ребенку; развитие творческих способностей одаренных детей; умение эффективно выстраивать педагогический процесс в постоянно меняющейся образовательной практике;

использование эффективных образовательных технологий на уроках (например, проектной технологии, технологии исследовательской мастерской, технологии дебатов, технологии проблемного обучения, технологии критического мышления (инсерт, кластер, синквейн, метод Э. де Боне, групповые дискуссии, метод «мозгового штурма»), кейс – технологии, информационных технологий, технологии портфолио, технологии тьюторского сопровождения и др.). Современные инновационные технологии позволяют одарённым детям чётко погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывают в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию;

построение индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка, который определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Индивидуальный образовательный маршрут помогает одаренному ребенку раскрыть свои таланты и определиться в мире профессий.

Проектно-исследовательская деятельность Проектно-исследовательская деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами обучающихся, что обозначает пути продвижения каждого ученика от репродуктивного уровня обучения к творческому.

Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли обучающихся в проектно-исследовательской деятельности формируют ключевые базовые компетенции: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации; моделирование; проектирование; совместную деятельность; рефлексию; самообучение.

Проектирование формирует личностные качества обучающихся, в первую очередь умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, анализировать результаты деятельности.

Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность - занятия и мероприятия организуемые с классом или группой обучающихся в свободное время, направленные на развитие творческого потенциала через художественную, проектно- исследовательскую, техническую, эколого-биологическую, спортивную и др. деятельность:

Кружки; Студии; Школьные олимпиады; Академическая практика; Летние предметные школы (каникулярные школы); Интеллектуальные игры и конкурсы.

Внеклассная деятельность Внеклассная деятельность - различные воспитательно-образовательные мероприятия, организуемые во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в неформальном общении, содержательном досуге, участие в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях:

Секция школьного научного общества; Школьные научно-практические конференции; Предметные декады (недели); Фестиваль ученических проектов.

Дополнительное образование

Малая академия наук Малая Академия наук (МАН), создана на базе Ставропольского Дворца детского творчества и тесно сотрудничает с МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГУ, МФТИ, ведущими вузами края.

На базе «Малой академии наук» создана краевая общественная организация «СМИС» (Союз молодых исследователей Ставрополья), главной задачей, которой является не только создание системы подготовки обучающихся к творческой работе в сферах науки, но и организация социально значимой деятельности школьников, занимающихся исследовательской работой. Ежегодно, на базе «Малой академии наук» проводится краевая открытая научная конференция «Шаг в будущее».

Одним из приоритетных направлений работы МАН является психологическое сопровождение обучающихся. С одаренными детьми активно проводится групповая тренинговая работа, направленная на построение «Я- концепции», здорового самоощущения. В тренинговом общении посредством конструктивного игрового взаимодействия ребенок прорабатывает ряд собственных проблем для более полного принятия себя, построения адекватной самооценки и избегания межличностных конфликтов. Большую роль играет возможность общения со сверстниками, обладающими сходными интересами и высоким уровнем развития.

Малая техническая академия Малая техническая академия наук, создана при Краевом центре детско-юношеского технического творчества осуществляющей дистанционно-заочное, а также очное обучение (Интернет центр СевКавГТУ – информационные технологии).

МТА осуществляет деятельность по основным направлениям научно-технического творчества: конструкторско-изобретательское (автомеханика, радиомеханика, автослесарь, электромонтер), спортивно-техническое (авиамоделирование, судомоделирование, автомоделирование), радиоэлектронное (радиотехника и электроника), инженерно-техническое (аэрокосмическое конструирование, конструирование военной техники и т.д.), технического дизайна (промышленный, архитектурный, ландшафтный дизайн, дизайн интерьера), информационно- техническое (основы технического перевода, автоматизированные технологии, история технических изобретений)

Центр творческого развития и гуманитарного образования «Поиск» Центр «Поиск» является координационным учреждением по обучению одаренных детей в Северо - Кавказском федеральном округе. Свыше обучающихся занимаются в Центре разными видами образовательной деятельности.

В Центре реализуются программы для детей, начиная с 5 летнего возраста: «Введение в школьную жизнь» и «Семь шагов на пути к успеху» (5-6 лет), для младших школьников - курс междисциплинарного обучения «Одарённый ребёнок», для школьников лет - программа интеллектуального и творческого развития «Техника умственной работы», основная цель которой – научить детей учиться легко и с удовольствием.

Как надстройка над образовательными программами, Центром реализуется программа психолого-педагогического сопровождения школьников края «Планирование образования», которая позволяет обеспечивать лонгитюдную комплексную диагностику интеллектуальных и личностных особенностей детей, создавать электронные психологические карты, отражающие динамику развития способностей детей в течение всего периода обучения, проектировать индивидуальные образовательные маршруты школьников.

С 1997 года Центр получил право на подготовку и прием Кембриджских экзаменов. Ежегодно более 60 обучающихся Центра сдают международный экзамен и получают сертификаты. С 2007 года Центр «Поиск» является Авторизованным Центром по осуществлению тестирования и выдаче Сертификата ECDL – Европейские компьютерные права – обучающимся и учителям. В 2008 году на базе Центра начала работу краевая экспериментальная площадка «Организационно- педагогические условия обучения и развития одаренных детей на основе дистанционных технологий», в 2010 году - «Организационно- методические основы междисциплинарного обучения одаренных детей в условиях информатизации образовательного процесса в учреждении».

Социальное партнерство

Историко-культурный и природно-ландшафтный музей- заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Музейная педагогика в работе с одаренными детьми способствует развитию познавательного интереса, любознательности, приобщает к работе с музейными фондами, воспитывает уважение к прошлому, знакомит с интересными людьми, посвятившими свою жизнь служению Родине, что дает ребенку определить свои интересы и жизненные приоритеты.

В результате активного участия ребенка в процессах музейной коммуникации, у него формируется новое личностное качество «музейно-визуальная компетентность» как способность осуществлять музейно- коммуникационный анализ на основе знаний о явлении или событии, отображаемых музейной экспозицией, и анализа зрительного образа (сопоставления элементов, средств и приемов композиционного решения экспозиции; ценности, свойств, функций музейного предмета в экспозиции). Работа музейного педагога с одаренными детьми нацелена не только на обеспечение возможности для полноценного развития их способностей, но и на их социальную адаптацию.

Высшие учебные заведения В процессе своей деятельности образовательные учреждения как открытые системы социально- педагогического типа взаимодействуют с внешней средой. Не ограничиваясь своими собственными целями, ресурсами и средствами, каждое учреждение стремится к развитию своих связей взаимодействия с внешней средой. В качестве одного из субъектов такого взаимодействия выступают высшие учебные заведения.

Большое внимание в развитии взаимодействия образовательных учреждений уделяется преемственности сопровождения детей с повышенным уровнем интеллектуального развития. Эта тенденция проявляется в образовательных учреждениях Ставропольского края. Одаренных детей готовят к дальнейшему обучению в вузах, ориентируют их на продолжение исследований по своим проектам в рамках вузов, углубляют их знания по отдельным предметам. Победители конкурсов, олимпиад, конференций имеют возможность поступления в определенные договором вузы на льготных условиях.

Достаточно активно происходит вовлечение учащихся образовательных учреждений и преподавателей вузов в совместную проектную и научно-исследовательскую деятельность. Преподаватели и научные сотрудники вузов осуществляют научно-методическое руководство, консультационную деятельность по выполнению, оформлению, рецензированию научно-исследовательских работ детей, оказывают помощь в обработке данных, подготовке выступлений и презентаций исследовательской деятельности. В процессе такой работы дети получают навыки самостоятельной работы и исследовательской деятельности, развивают свои творческие способности.

Вузы предоставляют материально- технические, методические, научные и кадровые ресурсы факультетов, кафедр, кабинетов, лабораторий, инновационных структур (технопарков, межвузовских центров) для организации работы с одаренными детьми.

При вузах организуются различные конференции, олимпиады, конкурсы, фестивали, тренировочные сборы, спецкурсы для работы с детьми. Работа проходит в вузовских научных обществах, кружках, лабораториях, классах- колледжах, профильных лагерях, факультетах довузовской подготовки, научно- исследовательских школах. Так, в образовательное пространство Ставропольского края входит один из немногих в РФ лицей- интернат для одаренных детей, созданный в 2001 г. на базе Северо-Кавказского государственного техническоо университета. Для педагогов вузы организуют мастер-классы, творческие мастерские, лаборатории, курсы повышения квалификации и переподготовки.

Поддержка и развитие одаренных детей В Ставропольском крае реализуются целевые программы, направленные на поддержку и развитие одаренных детей и талантливой молодежи: 1. Краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на годы», утвержденная Постановлением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 г. N 330-п. 2. Краевая целевая программа «Культура Ставрополья на годы», утвержденная Постановлением Правительства Ставропольского края от 18 марта 2009 г. N 83-п.

В июле 2011 года Постановлением правительства Ставропольского края принята краевая целевая программа «Молодежь Ставропольского края на годы», в рамках которой предусмотрен раздел «Формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи». В 2011 году новым направлением поддержки талантливой молодежи стал «IQ-бал» - светское мероприятие для самых умных и талантливых представителей молодого поколения ставропольцев.

Кроме того, для поддержки талантливой молодежи проводятся следующие мероприятия: Сезон игр краевой Юниор-Лиги КВН, участие в котором принимают команды из г. Ставрополя, г. Минеральных Вод, г. Пятигорска, г. Михайловска, г. Буденновска, г. Кисловодска, Петровского, Георгиевского, Красногвардейского, Буденновского, Степновского, Изобильненского, Новоселицкого районов; Организация досуговых программ в рамках празднования мероприятий краевого, всероссийского масштаба, таких как «День молодежи», «День края»;

Краевой лагерь актива учащейся молодежи «Лидеры Ставрополья XXI века». Лагерь проводится с целью поддержки и стимулирования деятельности детских и молодежных общественных объединений, вовлечения детей и молодежи в социально значимую деятельность, выявления инновационных подходов в теории и практике общественного движения; Краевой конкурс «Лидер», который выявляет грамотных, творчески работающих лидеров детских и молодежных общественных объединений; Ставропольский краевой конкурс «Юный миротворец года», выявляющий детей и подростков, пропагандирующих идеи миротворчества и внесших вклад в укрепление мира и согласия в своей школе, микрорайоне, регионе.

Недостатки и риски отсутствие общепринятой парадигмы одаренности, что затрудняет осуществление практической деятельности с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития; устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений и как следствие отсутствие возможности использования в процессе работы с одаренными детьми инновационных технологий; недостаточное финансирование мероприятий для участия детей и молодежи (межрегиональные, всероссийские и международные конкурсы); недостаточная грантовая поддержка учреждений культуры, физкультуры, дополнительного образования детей, работающих с одаренными детьми; проблемы финансирования внеурочной деятельности с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития.

Благодарим за внимание!