Гигиена и охрана зрения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушением зрения Попова Татьяна Брониславовна – учитель-дефектолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Встреча с родителями воспитанников подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Муравьишки » «Здоровье будущего первоклассника» Презентацию.
Advertisements

ПРИЧИНЫ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ ПОРТИТСЯ ЗРЕНИЕ Близко смотрим телевизор. Близко смотрим телевизор. Читаем при слабом освещении. Читаем при слабом освещении. Наклоняемся.
Хорошее зрение бережем с рождения!. В течение первых двенадцати лет жизни человека идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно.
Не три глаза руками! Не читай лежа! Не сиди близко к телевизору! Не склоняйся низко, когда пишешь!
Как сохранить зрение школьников? Исследование ученицы 1 «А» класса школы 20 Макогончук Ангелины.
Что надо делать для того, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы?
Тема «Почему у младших школьников падает зрение».
LOGO Ценности нашей жизни. Здоровье. Охрана зрения.
LOGO Презентация к уроку СБО « Правила охраны зрения».
Гигиена зрения Prezentacii.com. Как человек воспринимает окружающий мир? Глаза - орган зрения. Больше все- го сведений об окружаю- щем мире человек получает.
Тема: «Влияние компьютера на зрение человека». Автор работы: Сергеева Юлия, Кольцова Анастасия, 3 Б класс, школа 17, г. Новочебоксарск Научный руководитель:
МОУ Карымская СОШ. Научно – исследовательская работа по теме: « Глаза – главные помощники человека » Ф. И. автора : Гладких Настя 4 «а» класс Ф.И. руководителя:
Проэкт выполнила ученица 9-А класса Лотиковской СШ Момот Екатерина 2007г.
Береги как зеницу ока… Русская народная пословица.
Близорукость в подавляющем числе случаев связана с небольшим удлинением глазного яблока в переднезадней оси. Это приводит к тому, что параллельные лучи.
Результаты исследования состояния зрения учащихся с 1 по 11 классы.
Береги как зеницу ока… Русская народная пословица Учитель начальных классов МОУ СОШ 19 г.Заполярного Мурманской области Марьянова Елена Александровна.
Воспитатель МКДОУ «Большеплотавский детский сад» Кресс Н.Я.
Учитель начальных классов МОУ СОШ 57 Сташ М.П. Старайтесь больше двигаться. Следите за осанкой – при «кривой» спине нарушается кровообращение головного.
Глаза - главные помощники человека Носова Ольга Михайловна учитель начальных классов МОУ СОШ 11 Курского района Ставропольского края.
Транксрипт:

Гигиена и охрана зрения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушением зрения Попова Татьяна Брониславовна – учитель-дефектолог (тифлопедагог) МС(К)ОУ «Специальная(коррекционная) начальная школа – детский сад 98 «Хрусталик», город Вологда

Каждый человек обязан беречь глаза Гигиена глаз – это комплекс мер, направленных на сохранение и поддержание хорошего зрения, профилактика многих глазных заболеваний.

Береги свои глаза Прислушайся! Когда хотят, Чтоб вещь служила нам Без срока, Недаром люди говорят: «Храните как зеницу ока!»

Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия В учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III-IV видов (для незрячих и слабовидящих детей) включен коррекционный курс Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия. Данный курс ведется в 1- 4 классах по 2 часа в неделю, 5-7 класс по 1 часу в неделю. Вопросы коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрения широко освещены в специальной тифлолитературе.

Данный курс состоит из двух частей: I часть программы – занятия, способствующие развитию основных свойств зрительного восприятия, зрительной памяти. II часть программы – занятия, направленные на формирование навыков гигиены и охраны зрения, привитие навыков здорового образа жизни.

Основная цель – дать учащимся понятия об основных вопросах гигиены и охраны зрения Режим ношения очков Роль правильного освещения Роль правильной посадки при чтении, письме и других видах деятельности Роль зрительных гимнастик Правила просмотра телепередач Правила работы с компьютером Роль правильного питания Соблюдение правил безопасного поведения в играх, в повседневной жизни Роль чередования разных видов деятельности, труда и отдыха Роль укрепления здоровья и пропаганда здорового образа жизни

На занятиях педагог ставит следующие задачи: Познакомить обучающихся с правилами обращения с очками. Формировать у обучающихся навыки правильного обращения с очками и ухода за ними. Познакомить с приемами проведения зрительных гимнастик, их ролью для сохранения и укрепления зрения. Научить проведению основных комплексов и приемов проведения зрительной гимнастики. Дать основные понятия о причинах заболеваний глаз. Познакомить с основными вопросами гигиены и профилактики зрительных заболеваний. Научить основным приемам снятия зрительного напряжения. Показать роль правильного питания с целью укрепления зрения и общего состояния организма. Научить приемам сохранения зрения при проведении различных видов деятельности, познакомить с правилами техники безопасности для сохранения зрения.

Примерная тематика занятий по годам обучения: 1 класс (10 часов) – Для чего нужны глаза? Зачем нужны очки? Зачем глазам зарядка? Почему болят глаза? Мы и телевизор. Как правильно читать и писать. Что делать если глаза устали? Мы на прогулке. Детские игры. Берегите зрение! 2 класс (8 часов) – Почему болят глаза? Правила ношения очков. Зрительная гимнастика. Охрана зрения в быту. Охрана зрения в школе. Как уберечься от травм зимой? Питание и зрение. Снятие зрительного напряжения.

Примерная тематика занятий по годам обучения: 3 класс (7 часов) – Значение зрения в жизни человека и животных. Отчего портится зрение? Гигиена зрения в школе. Зрительная гимнастика. Охрана зрения в быту. Упражнения для снятия зрительного утомления. Как укрепить зрение? 4 класс (8 часов) – Строение и значение органа зрения. Гигиена учебного процесса. Зрительная память и ее развитие. Очки. Правила ношения и уход. Снятие зрительного напряжения. Как уберечься от травм. Здоровый образ жизни и зрение. Охрана зрения в быту.

Примерная тематика занятий по годам обучения: 5 класс (10 часов) – Значение зрения в жизни человека и животных. Причины нарушения зрения. Заболевания органа зрения. Охрана зрения в быту. Охрана зрения в школе. Правильное питание и витамины для зрения. Зрительная гимнастика и ее значение. Снятие физического утомления. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. 6 класс (13 часов) – Почему болят глаза? Плюсы и минусы очков. Травматизм. Первая помощь. Телевизор, компьютер – друзья или враги? Питание и зрение. Детские игры. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. Профилактика заболеваний. Оптическая коррекция. Безопасный дом (неоптическая коррекция). Солнце – друг или враг? Самомассаж. 7 класс (13 часов) – Строение и значение органа зрения в жизни человека. Причины нарушения зрения. Как укрепить зрение? Лечебная физкультура. Вредные привычки и зрение. Искусственное освещение. Как правильно смотреть телевизор? Правила работы с компьютером. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. Технические устройства и оптические средства коррекции. Неоптические методы коррекции зрения. Народная медицина.

Особенности изучения программного материала: Программа построена по концентрическому типу – тематика занятий частично повторяется из класса в класс, но изложение материала идет с усложнением. Данные занятия распределяются в течение всего учебного года. Изучаемый материал дается в различных формах: используются игровые моменты, памятки, разрабатываются алгоритмы действий, используется просмотр видеофрагментов по тематике, изучение комплексов упражнений, и конечно же, практические приемы в овладении данными навыками.

Правила обращения с очками Обязательно выполняй режим ношения очков, окклюдоров. Храни очки только в футляре. Снимай и надевай очки двумя руками (за дужки, а не за стёкла). Клади очки на стол стеклами вверх. Следи за чистотой очков. Промывай очки водой и вытирай чистым платком или полотенцем. Будь аккуратен. Не бросай очки. Не деритесь, чтобы не разбить очки и не поранить глаза. Не пользуйся сломанными, разбитыми или чужими очками. Береги не только свои очки, но и очки других людей.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 28 ноября 2002 г. N 44"О введении в действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН " Ввести в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН ", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года.

Основные требования к освещённости площадь застеклённой поверхности окна в городских школах должна относиться к площади пола как 1:4 или 1:5 Для чтения и письма на рабочих местах (партах) нормируется 400 лк, для черчения и рисования 500 лк, освещенность на доске 500 лк. Свет должен падать слева Дополнительная освещённость в темное время обязательна Свет не должен бликовать на поверхностях мебели и доски Детей со светобоязнью сажать подальше от источника света

Гигиенические требования к мебели и посадке Большое значение для охраны зрения детей имеет правильная посадка, т. е. поза детей во время занятий, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30–35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы.

Основные правила чтения Читай только при хорошей освещённости Включай по мере необходимости дополнительный свет Читай сидя прямо за столом, удобно в кресле или на диване Книга при чтении должна находиться под углом 15*-25*по отношению к горизонтальной поверхности Не читай лёжа Не читай в движущемся транспорте Не читай долго без перерыва В промежутках в процессе чтения делай гимнастику для глаз

Рациональное питание - важнейшее непре- менное условие профилактики многих, в том числе и зрительных, заболеваний Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно, В и А. Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А - каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).

В каких продуктах «живут» витамины полезные для глаз Витамин А – в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени, моркови, томатах, в картофеле, во всех листовых овощах (петрушка, зелень горчицы), в морских продуктах, масле рыбьей печени, в семечках подсолнуха, пивных дрожжах. Витамин B1 – находится в рисе, овощах, птице, орехах, цельном зерне (кукуруза, рожь, пшеница), пивных дрожжах, меде. Витамин B2 – находится в молоке, яйцах, зеленых листовых овощах (брокколи), яблоках, пшеничных зернах, рисе, пивных дрожжах. Витамин РР – находится в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах. Витамин В6 – в цельном зерне (рожь, кукуруза), яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли, капусте, рыбе всех сортов. Витамин B12 – находится в винограде, в виноградном соке, в яичном желтке, салате, чернике и ее соке, в финиках, петрушке, черносливе, абрикосах. Витамин С – находится в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе.

Что нужно делать, если: В глаз попала соринка? Промойте глаз водой движениями от внешнего угла глаза к внутреннему углу. Если соринка не вышла, аккуратно отодвинув веко, удалите ее чистым платком. Сначала вымойте руки с мылом! В глаз попало химическое вещество? Срочно обратитесь к врачу и промойте глаз под проточной водой в течение минут. Глаз поранен? Промывать нельзя! На глаз наложить чистую не тугую повязку и срочно обратиться к врачу. Глаз ушиблен? На закрытый глаз положите чистый носовой платок или вату, смоченные холодной водой.

Просмотр телепередач Телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние как на несформированную нервную систему ребёнка, так и на отдельные зрительные функции. Очень важно, чтобы ребёнок смотрел только те передачи, которые подходят ему по возрасту Для детей с нарушением зрения время просмотра строго ограничено

Правила просмотра телевизионных передач Садитесь на таком расстоянии от экрана (поближе, подальше), чтобы это было удобно при вашем состоянии зрения. Не наклоняйте голову вперед, смотря в таком положении на экран. Держите голову прямо, опирая ее на позвоночник. Чаще моргайте и глубоко дышите. В напряженные моменты действия на экране многие задерживают дыхание, что нельзя допускать. Пусть глаза перемещаются по всему экрану, вместо того, чтобы уставиться на какую-нибудь отдельную его часть. Во время рекламы, перерывов давайте отдых своим глазам – закройте их, поморгайте. Садитесь всегда по центру экрана, а не сбоку. При просмотре должно быть дополнительное освещение Соблюдайте время просмотра телепередач.

Чтобы дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование компьютера Современное общество не мыслит своей жизни без компьютеров. Но, к величайшему несчастью, компьютеры не только облегчают нам жизнь, но и вредят глазам, особенно у детей и тех людей, кто постоянно работает за монитором. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.

Польза и вред компьютера Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику. Работа за компьютером приводит к ухудшению зрения и гиподинамии. Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия.

Негативные последствия влияния компьютера на ребёнка Утомляемость. Компьютерная зависимость Нарушение детского кругозора Воплощение игры в реальность Детская агрессия и жестокость Родительская невнимательность Детский эгоизм Неправильное восприятие мира Нежелание общаться с реальными людьми Трата времени

Негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать, если помнить следующее: Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером. Следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы он смотрит и где лазит по интернету. Установите на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка хорошему и нужному. Проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов. Чаще играйте с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность. Помогите ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать. Не оставляйте ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей). Объясняйте ему, во что можно играть и что можно смотреть.

Здоровый образ жизни и зрение Старайся соблюдать режим дня: во время занимайся, отдыхай, принимай пищу Обязательно гуляй на свежем воздухе, больше двигайся Занимайся спортом, играй в подвижные игры Не забывай делать гимнастику для глаз, физкульминутку, когда выполняешь задания, в процессе просмотра телепередач или игре на компьютере Помогай маме по дому Не забывай общаться с друзьями Помни, что есть много интересных дел для детей (путешествия, походы, кино, экскурсии, театр, соревнования, кружки по интересам)

Береги свои глаза Чтобы глаза твои, дружок, Могли надолго сохраниться, Запомни два десятка строк На заключительной странице: Глаз поранить очень просто Не играй предметом острым! Глаза не три, не засоряй, Лёжа книгу не читай. На яркий свет смотреть нельзя Тоже портятся глаза. Телевизор в доме есть, Но, пожалуйста, не лезь К самому экрану. И смотри не все подряд, А передачи для ребят. Не рисуй, склонившись низко. Не держи учебник близко. И над книгой каждый раз Не сгибайся, как от ветра От стола до ваших глаз Должно быть 40 сантиметров.

На зарядке весь наш класс – Упражнения для глаз! Всем за стрелкой наблюдать: Успевать и не терять. Тренажёр «Весёлые глазки»

Спасибо за внимание! Берегите свои глаза! С уважением, тифлопедагог Попова Татьяна Брониславовна