Физиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и их связь с формированием навыка чтения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возрастные особенности будущих первоклассников По данным института возрастной физиологии РАО 28,7 % - готовы к школе.
Advertisements

Интеллектуальная готовность Личностная готовность Эмоционально-волевая готовность.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Ребёнок готов к обучению в школе, если он достиг такого уровня физического, интеллектуального и социального развития, который позволяет ему выполнять.
Методические материалы к родительскому собранию выполнила педагог-психолог МОУ СОШ 31 г.Новочеркасска Татаркина М.А.
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Подготовила: Педагог-психолог Вертипрахова Ю.В.. Психологическая готовность Интеллектуальная Мотивационная (Личностная) Эмоционально-волевая.
Готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к школьному обучению Физическое, соматическое и нервно-психическое здоровье. Социальная, личностная.
Готов ли ваш ребёнок к школе ?. Что такое готовность к школе ? Функциональная готовность Функциональная готовность Интеллектуальная готовность Интеллектуальная.
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности; Развито устойчивое положительное отношение к себе; уверенность в своих.
Ваш ребёнок идёт в школу Автор: Кудасова Ольга Викторовна старший воспитатель МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» Заиграевский район, Бурятия.
Богданова Людмила Анатольевна. Интеллектуальная готовность Личностная готовность Эмоционально-волевая готовность.
Возрастные особенности детей школьного возраста. Младший школьный возраст.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Готовность к школе Готовность к школе- Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях обычной.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Транксрипт:

Физиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и их связь с формированием навыка чтения

Интенсификация образовательного процесса Потребности общественного развития Более раннее обучение детей чтению Изменяя технологию С учетом анатомических возрастных особенностей С учетом физиологических возрастных особенностей С учетом преобладающего вида деятельности ВОЗМОЖНОВОЗМОЖНОВОЗМОЖНОВОЗМОЖНО Сохранение психического и физического развития ребенка

Физиологические особенности детей 5-6 лет 1.Опорно-двигательный аппаратОпорно-двигательный аппарат 2.Скорость роста и конституция.Скорость роста и конституция. 3.Работоспособность и устойчивость к нагрузкам 4.Смена зубов.Смена зубов. 5.Дыхание.Дыхание. 6.Нервная система и ВНД. Формирование системы восприятия информации. Формирование внимания Лобные области Нижнетеменные области 8. Анализаторы. Анализаторы

Речевые центры

При устной речи -звуки речи воспринимаются в следующей последовательности Звук Ухо (улавливает звук и перекодирует звуковой сигнал в нервный импульс) Первичный слуховой центр коры (распознает закодированный звуковой сигнал) Зона Вернике (осмысление речи)

Первичные зрительные зоны (распознают закодированный видимый сигнал) Объект (слово) Глаз (воспринимает изображение и перекодирует видимый сигнал в нервный импульс) Угловая извилина (изображения связываются со звуковыми образами соответствующих слов, в результате чего письменная форма слова перерабатывается и осмысливается как при слуховом восприятии)

В. Пенфилд

Формат учебника А3 Наличие «сюжета» Последовательность введения букв и звуков звуков Участие взрослого в многократном повторении звука при работе с учебником повторении звука

Использование интонационного чтения Систематическое повторение букв и звуков ребенком Повторение введенных гласных через введение нового согласного Б. Постоянная рефлексия звуков Появление слога, состоящего из трех букв

IV О--Для запоминания механизма написания букв, используются ассоциации с простейшими объектами I(палочка), V (галочка), О (кружок), --(перекладина) и т.д. Постановка вопроса о поиске нужного объекта (звука или буквы, слога) Наличие действий с ошибками и «Зеркальное письмо» (на примере буквы «И» и одна из разновидностей «Зеркального чтения»)

Отработка мелкой моторики рукимелкой моторики руки Работа с «реальными» произведениями искусства, картинами. Звуковой анализ слова

Наиболее часто встречаемые трудности обучения чтению на начальном этапе Виды трудностейВозможные причины Плохо запоминает конфигурацию букв недостаточная сформированность зрительно- пространственного восприятия недостаточная сформированность зрительной памяти недостатки методики обучения (форсирования темпа обучения) Затруднения в различении близких по конфи­гурации букв: п-н, в-а, г-т (путает буквы при чтении) Перестановка букв при чтении [рак-кар, нос-сон]

Замены букв, неправильное произношение при чтении недостаточная сформированность звуко- буквенного анализа нарушения произношения трудности артикуляции несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания) быстрый темп обучения Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе -трудно) недостаточная сформированность зрительно- пространственного восприятия, зрительной дифференцировки трудности концентрации внимания

У М О А Е Ы И Б П З С Ш Ч Щ К Ж Л Ю Х Д Э В Р Ф Г Я Т Ц Н Ь Ё

ВозрастВедущая деятель- ность Особенности познавательной сферыРазвитие личности 6 лет сюжетно- ролевая игра Внимание и память носят непроизвольный характер. Воображение репродуктивное. Мышление наглядно- действенное и наглядно-образное. Формирование умелости или неполноценности. Двигательная актив­ность, любознатель­ность 7 лет Готовность к обучению в школе:поведение носит произвольный характер, Достаточное развитие объема, устойчивости и перключения внимания. Сформированы логич. операции: обобщение, сравнение. Достаточно развито воображение и речь (понятие о фонеме, грам. строе, словарный запас). Хорошее мышечное развитие. Познавательный эгоизм (любознательность), желание учиться, по­требность в успехе, работоспособность, общительность, разви­тие физического уро­вня самосознания лет учебно- познава- тельная деятель- ность Внимание приближается к взрослой норме (устойчивость, кон­центрация), объем меньше, пе­реключение больше. Улучшается механическая память. Мышление в 3 видах: наглядно-действен­ное, наглядно-образное, словесно-логическое. Первые два развиты лучше. Развивается рефлексия, внутренний план действий, абстрагирование. Формирование пред­ставления о товари­ществе, ориентация на оценку взрослого, развитие ценностного отношения к учебной деятельности, форми­рование ценности "я- другой" лет Профессионал ьно-личн. общение Развитие словесно-логического и теоретического мышления, са моконтроль деятельности (сначала по результату, потом по образцу, потом по процессу). Развивается логическая память, монологическая и письменная речь. Формируется абстрактное мышление. Стремление к общению, к принятию группой, усвоение норм, ценностей,способов поведения в мире взрослых обостренное чувство собств. достоинства. Расширение своих прав сужение чужих. Представления о дружбе. Максимализм. Чувство взрослости. Формирование ценности "я - сам" лет морально- личностное общение Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата. Процесс дифференциации умственных способностей. Становление самосознания (сознание сво­ей тождественности, активности, система оценок). Самонаблюдение, самоанализ,самоуважениеСтремление к автономии и потребность быть принятым группой. Выбор друга. Любовь. Сексуальное влечение. Формирование универсальных ценностей. Возрастные особенности детей

Основные новообразования возраста первоклассника: -произвольность психических процессов распространяется на область чувств, ребенок учится сдерживать эмоции, желания; -развивается внутренний план действий, ребенок учится управлять не только своей учебной деятельностью, но и всем своим поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной по­ставленной цели; - появляется чувство дифференцированности своих возможностей, умение сравнить себя с другими.

Возрастные особенности второклассника 1. Познавательные процессы становятся произвольными (ребенок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени), продуктивными (второклассник должен получать конечный продукт) и устойчивыми ( его внимание не рассеивается в течение необходимого времени). 2. Неспособности ребенка к физической саморегуляции. 3. Ведущая деятельность в это время – учебная, поэтому все процессы, новообразова­ния развиваются именно в процессе учебы. 4. Уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать их приемам рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам). 5. В это время у учеников доминирует наглядно-действенное и наглядно- образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть). Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов. 6. Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез.

Особенности развития третьеклассника 1. Ребенок уже достаточно много знает и умеет. Но у него сформировалась такая манера обучения, которая называется «стратегия третьеклассника». Она заключается в том, что ученик осваивает любой материал чисто механически, путем многократного повторения. 2. Рефлексия – важное условие деятельности ребенка в средней школе, позволяющее человеку сосредоточиться на самом себе и анализировать свою деятельность. Поскольку любое новообразование формируется сначала в ведущей деятельности, нужно контролировать способность учащихся анализировать учебную задачу. 3. Внутренний план действий (умение контролировать свою деятельность в уме). Надо учить ребенка проговаривать порядок логических операций вслух. 4. Формирование абстрактного мышления.

Необходимые свойстваДезаптационные проявления Действия учителя и родителей для преодоления дезадаптации Умение выделять существенные признаки. Не умеет выделять признаки предметов, не понимает переносного смысла слов. Учить отделять предмет от его признаков. Установление логических связей. Не умеет находить причинно- следственные связи между предметами и явлениями, не умеет уловить смысл текста. Обучать умению находить причинно-следст­венные связи, учить связному пересказу. Способность к обобщению. Не умеет относить предмет к определенному классу предметов Учить способности называть класс предметов и предметы определенного класса. Способность к сравнению. Не умеет сравнивать, плохо разгадывает загадки. Учить сравнивать, находить сходство и раз­личие, разгадывать загадки, ребусы кроссворды. Основные проявления дезадаптации у первоклассников

Умение выделять существенные признаки, наблюдательность. Общая рассеянность, расстройство зрительной памяти. Развивать наблюдательность, зрительную память в играх. Произвольность, скорость образования навыка. Плохое принятие инструкции, низкая работоспособность, рассеянное внимание. Проговаривать инструкцию и порядок выполнения действий во время деятельности. Двигательная Расторможенность Ребенок все время торопится, часто отвлекается, суетится, приступает к заданию, не дослушав инструкции, делает очень много ошибок и не исправляет их. Чередовать различные виды деятельности, проговаривать инструкции и порядок выполнения действий Заторможенность Снижение активности, замедленный темп деятельности, бедность эмоциональных реакций Создать спокойную обстановку, равномерный ритм работы

Самооценка Очень высокая Стремление к лидерству любой ценой, негативизм в ответ на любые затруднения, даже отказ от деятельности в случае неуспеха. Учить анализировать собственную деятельность, производить анализ ошибок. Очень низкаяНерешительность, неуверенность, чувство зависимости, несамостоятельность. Поддержка в случае неудачи, «планирование» успеха

Демонстративност ь Стремление обратить на себя внимание любыми способами, обиды при неудачах Реализовать потребности во внимании путем внеклассной работы (участие в концертах, утренниках), развивать чувство уважения к другим людям Потребность в общении Ребенок нуждается в обществе других людей, боится остаться один. Удовлетворить потребность в общении. Эмоциональная сфера: Тревожность Нерешительность, неуверенность, страхи, чувство незащищенности. Поддержка, во время ответственной работы переносить акцент с результата деятельности на процесс. Агрессивность Не способен к сотрудничеству, является источником конфликтов Обучать бесконфликтному общению. Замкнутость Ребенок стремится к одиночеству, избегает контактов. Поддерживать в трудных ситуациях, не навязывать социальных контактов.

Типы родительских установок Словесная характеристика Способ обращения с детьми Последствия в развитии ребенка Благосклонность, доброжелательнос ть и любовь. "Ребенок – центр всех моих интересов". Ласковое обращение, непринужденная игра с ребенком. Чувство безопасности, нормальное развитие личности. Явное отчуждение. "Ненавижу детей", "Не стану из-за них расстраиваться" Отчуждение, избегание конфликтов, жесткие поступки. Агрессивность, замкнутость, замедление эмоционального развития. Чрезмерная требовательность (максимализм). "Не хочу иметь такого ребенка", "Мне бы хотелось иметь лучшего ребенка" Никогда не хвалит, отсутствует система поощрений, "Ищет дырку в целом", часто ругает. Подавленные желания, неуверенность в себе, страх Чрезмерная опека. "Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему" Торопливость, чрезмерное подстаривание под настроение ребенка, ограничение его самостоятельности. Замедление социализации, инфантильность, неспособность проявить самостоятельность. О собенности влияния родительских установок

Спасибо за внимание!