Обобщение опыта работы методиста дополнительного образования по здоровьесберегающим технологиям в ДД и ЮТТ «Юный техник» с.Серафимовский « Если нельзя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
Advertisements

Важные мысли Каждому хочется быть умным, красивым, сильным, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым.
Здоровье человека - первостепенная тема XXI века Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие определяются средой,
Реализацияздоровьесберегающихобразовательных технологий технологий на уроках истории.
Здоровьесберегающие технологии на уроках.. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Здоровье – богатство на все времена (проект построен на основе программы Касаткина В.Н.) 1«Б» класс Медведева С.В.
Применение личностно- ориентированного подхода здоровье- сберегающих технологий на уроках в условиях реализации ФГОС Котова Лариса Михайловна учитель МКОУ.
Здоровьесберегаю щие технологии в рамках ФГОС. Дети от 6-17 лет 70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.
«Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду» Презентацию подготовила воспитатель:Коробенкова Оксана Викторовна.
70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.
Подготовила учитель начальных классов МОУ « Запутновская СОШ» Нарбекова И.С. Здоровьесберегающие технологии.
Педагогические чтения. «Внедрение здоровьесберегающих технологий»
Здоровьесберегающие технологии на уроке подготовила учитель начальных классов школы27 Хасанова Гульназ Загитовна.
Здоровье – залог успешного воспитания и обучения.
Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования.
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Учитель: Паршенкова Татьяна Николаевна.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Транксрипт:

Обобщение опыта работы методиста дополнительного образования по здоровьесберегающим технологиям в ДД и ЮТТ «Юный техник» с.Серафимовский « Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик, хирург Н.М.Амосов.

Здоровьесберегающие технологии По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: 1 Стрессовая педагогическая тактика; 2 Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; 3 Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; 4 Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; 5 Провалы в существующей системе физического воспитания; 6 Интенсификация учебного процесса; 7 Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; 8 Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; 9 Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Частое следствие интенсификации - – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося,, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология – это: 1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); 3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии - это Система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Не отнимайте солнце у детей…

КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР…

Принципы здоровьесбережения «Не навреди!» все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. Непрерывность и преемственность работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. Субъект-субъектные взаимоотношения учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся. Комплексный, междисциплинарный подход единство в действиях педагогов, психологов и врачей. Успех порождает успех акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. Активность активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Три основные группы Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: 1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; 3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: В здоровом теле - здоровый дух, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Правильное питания –основа здоровья ученика Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - важнейшая задача школы и семьи. Наличие здоровья позволяет человеку эффективно учиться, трудиться, заниматься спортом, отдыхать и иметь крепкую полноценную семью. Общеизвестно, что здоровью надо учить. С детских лет воспитывать привычку здорового образа жизни, чтобы он стал не только потребностью, но и показателем культуры и образованности человека.

В связи с этим: особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Младшим школьникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья.

Программа «Разговор о правильном питании» Важную роль в этом процессе играет программа «Разговор о правильном питании», разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования. Главная цель программы: Формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Эта программа является основой программы «Здоровья» нашего учреждения. Цель которой является: Создание условий для обеспечения современного уровня образования на основе: - сохранения и укрепления психического, физического и социального здоровья школьников. - развития личностных качеств учащихся.

Программа предусматривает решение следующих задач: 1. Расширение знаний учащихся о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья. 2. Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности. 3. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания.

Герои программы - участники известной телепередачи «Улица Сезам», сказочные персонажы Зелибоба, Кубик, Бусинка, предлагающие множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других своих друзей, родителей. Кстати, взрослые члены семьи отмечают, что о многих секретах правильного питания они узнали от своих детей. Немаловажно и то, что содержание программы построено с учетом разных экономических условий. Авторы «Разговора о правильном питании» не согласны с весьма распространенным мнением о том, что здоровое питание дорогое питание. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.

Правильное питание предполагает регулярность. Ребенок должен знать, что в течение дня нужно есть 4 раза, желательно в одно и тоже время. Чтобы научиться «есть по часам», в специальной тетради на нарисованном циферблате должны указывать время завтрака, обеда, полдника и ужина, а еще придумать веселые стихи- зазывалочки, при помощи которых можно было бы собирать всех членов семьи за общий стол (например: «Девять утра, девять утра завтракать пора», «Всем привет настал обед!» и т.д.).

Каша или чипсы? Конечно, чипсы, скажет ребенок, и мама, устав бороться, пойдет у него на поводу. Но есть, оказывается, дети, способные на этот вопрос ответить по другому, и могут даже предложить родителям рецепт, как сделать кашу вкусной. Этим детям рассказывают о питании, вернее с ними играют в « питательные игры», они сами в состоянии сделать правильный выбор. Формы и методы реализации программы носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей.

КАК ВСЁ ВКУСНО И ИНТЕРЕСНО…

РЕЖИМ ПИТАНИЯ…

Запомните…

Динамические перемены Одно из направлений в деятельности по укреплению здоровья – организация и проведение физкультурно- оздоровительных мероприятий. Это – физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, которые различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.

Физкультурные минутки - кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Виды физкультминуток: -Упражнения для снятия общего или локального утомления; -Упражнения для кистей рук; -Гимнастика для глаз; -Гимнастика для слуха; -Упражнения, корректирующие осанку; -Дыхательная гимнастика.

Физкультурные паузы Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями и на уроках. Физкультурные паузы способствуют снятию утомления учащихся и состоят из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 5-8 минут во время уроков.

ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ЖИЗНЬ…

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ…

Физкультурные паузы могут быть предназначены для: -Общего воздействия; -Улучшения мозгового кровообращения; -Снятие утомления с плечевого пояса и рук; -Снятие утомления с туловища и ног; -Снятие утомления с кистей рук.

Динамические (двигательные) перемены Динамические (двигательные) перемены – организованная форма активного отдыха на перемене. Их проводят после второго-третьего уроков. Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. В результате происходит аккумуляция утомления, физиологически неоптимальной деятельности сердечно- сосудистой системы, кровообращения.

Главная цель двигательной перемены - дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

Основные правила для организации двигательных перемен Необходим учет возрастных особенностей детей; Упражнения могут сопровождаться музыкой; Место проведения готовят заблаговременно, оно должно соответствовать санитарным нормам; Подвижные перемены проводят обычно после третьего урока в течении минут, при этом необходимо оставить время для пассивного отдыха и подготовки к уроку. Важно во время игр давать детям рекомендации. Подбадривать их. Тогда подвижные занятия будут проходить более эмоционально; Надо учитывать, что с 11 – 12 лет двигательные возможности девочек и мальчиков начинают различаться, поэтому следует предусмотреть как совместные игры, так и раздельные;

Подвижные перемены – не должны копировать уроки физической культуры. Перемена – это прежде всего время отдыха для учащихся, поэтому не следует их держать в строю. Школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, проявлять дисциплинированность и организованность.

Таким образом, использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

ТАНЦУЮТ ВСЕ…

КАК МЫ УМЕЕМ ОТДЫХАТЬ…

Обеспечение школьного образования без потерь здоровья учащихся. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

валеология Каждый педагог должен решать конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника. Именно поэтому реализация валеологического пространства требует значительных усилий: коррекции прежних образовательных программ, разработки и внедрения новых здоровьесберегающих технологий обучения.

Рекомендации * вместо традиционной сгорбленной позы – режим меняющихся поз, когда можно сидя и стоя работать в течение урока; * телесная стойкость – это стойкость духовная, психическая и волевая. Должна быть обязательная смена динамических режимов; * конторки (в соответствии со стандартами и ростом каждого ученика, имеющие возможность регулирования); * коврики (под стоячими конторками) резиновые (или самодельные); * поиск необходимой информации ведётся на большом расстоянии. Ребёнок нормальный растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе; * развитие чувствительности ведётся только на фоне постоянной борьбы добра со злом

Рекомендации * при обучении письму шариковая ручка заменяется пером; * замена люминисцентных ламп обыкновенными лампочками – во избежание давления на зрение детей; *офтальмотренажёры (Бегущий огонёк), смена ритма, движения Бегущего огонька; * упражнение для профилактики и предупреждения близорукости Восьмёрка; * полный отход от прямых линий: прямая линия – это заглушение развития личности, волна – это основа восприятия; * вертушки (лески), на которых располагается информация к уроку; * держалки у учителя и у учащихся; * карточки с информацией в любом месте класса, вплоть до выключателя;

Рекомендации * в ходе урока подразумевается различные физические нагрузки, вплоть до упражнений (сидения) на полу (ковре); * работа в группах; *в ряде школ введено раздельное обучение (по причине различного восприятия окружающего мира, психического и физического развития, т.к. девочки в этом возрасте опережают мальчиков в развитии); * особое внимание уделяется трудовому воспитанию; * хоровое пение способствует развитию логического мышления; * класс – дом (обои, коврики…); * самое важное – работа с родителями – оздоровительный ликбез. Данная методика – это первая в отечественной и зарубежной практике попытка интеграции межведомственных интересов народного образования и здравоохранения.

В основе этой системы лежат здоровьесберегающие принципы I принцип предлагает построение занятий в режиме подвижных объектов, переключение зрения с ближнего на дальнее. II принцип заключается в повышении активности деятельности детей, в том числе и зрительно-ручной координации, с помощью построения занятий в режиме динамических поз. III принцип – развитие здоровья – это методика сенсорных тренажей в режиме любого урока. Это техническая система, с помощью которой осуществляется зрительно-двигательный тренаж (Эффект бегущего огонька).

Каждый должен помочь сам себе…

МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ…

Упражнения для глаз…

Мы умеем правильно смотреть на мир…

Что такое Су- Джок Су Джок терапия Тело человека – это форма жизни, являющаяся маленькой, хорошо сгармонизированной вселенной. Поэтому у тела есть все необходимое для того, чтобы поддерживать свою жизнь и существовать в природе как целостное независимое явление. «Су» - кисть, «Джок» стопа.

Кисти и стопы благодаря Природе, подобны телу по строению. Они изначально содержат в себе Волю к исцелению, направленную на то, чтобы человек мог использовать этот дар и быть здоровым. С помощью лечебной системы Су Джок Природа ясно показывает свое намерение, проявляет свою большую Любовь, стремиться помочь человеку не болеть.

И кисти, и стопы - единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению самого автора системы Су Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.

Су Джок Су Джок это тот метод лечения, который могут применять не только врачи, но и люди далекие от медицины, иными словами, его способен освоить абсолютно любой человек для поддержания здоровья и снятия болевых синдромов как при хронических, так и при острых формах заболевания.

Неоспоримыми достоинствами Су Джока являются: Высокая эффективность при правильном определении точек воздействия эффект наступает в течение нескольких минут. Полная безопасность неправильное применение метода не вызывает побочных реакций и осложнений. Универсальность лечению поддаются буквально все болезни, особенно в комплексе с традиционными фармакологическими методами лечения, в несколько раз увеличивающими его результативность. Простота для получения результата обычно используют специальные инструменты, разработанные для Су Джок-терапии, но если под рукой их нет, то начать стимуляцию биоактивных точек можно с помощью зубочистки или слегка заточенной спички.

Су Джок - стимуляторы Массажные палочки используют для нахождения болезненных точек и точечного массажа. Они могут быть сделаны из металла, дерева, кости или других прочных материалов. Массаж точки делают вращательными движениями как по часовой, так и против часовой стрелки.

Массажеры Массажеры это эластичные кольца различных цветов и размеров, роликовые массажеры и массажеры типа «каштан». Эти приспособления не влекут за собой необходимости нахождения конкретной точки на теле. Лечебный эффект достигается интенсивной стимуляцией всей зоны соответствия или на кисти, или на стопе.

Будь здоров, первоклассник! Особенно интересным представляется применение Су Джок терапии среди детей. Накопленный опыт показывает, что в большинстве случаев, в результате проведенного лечения у детей значительно улучшалось состояние: исчезали катаральные явления в носоглотке, кашель, хрипы в легких, нормализовалась температура тела. У таких детей повторные эпизоды обострений протекали более благоприятно, без осложнений и присоединения сопутствующих инфекций.

Определение точек воздействия…

СЕМЯНОТЕРАПИЯ…

МАССАЖЕРЫ…

Арттерапия "Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Возможно, стоит обратиться к знатокам человеческой души - психологам? Грамотное психологическое консультирование поможет подобрать ключик к внутреннему миру малыша. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов это арттерапия - лечение искусством.

Арттерапия Арттерапия – это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем. Арттерапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арттерапии (арт психология) соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограничено.

Арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний… Арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арттерапии.

Арттерапия Можно сказать, что во время сеансов арт- терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арттерапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.

Виды арттерапии Если говорить о классической арттерапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арттерапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Арттерапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арттерапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества. Арттерапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах. Арттерапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, даигностическая и развивающая.

Как красиво, посмотри Пляшет солнце, раз, два, три…

Улыбнись улыбкой счастья…

Какие виды творчества наиболее эффективны? Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствам в наибольшей степени обладает рисование, причин здесь много - и большая доступность этой деятельности, и ее, скажем, большая близость к реальности ( в сравнении, например, со стихами и музыкой). Рисование, регулярное, ежедневное, с элементами фантазии необходимо всем детям без всякого исключения. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать -это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности, который необходимо проанализировать с опытным психологом

Каким детям нужна арттерапия? Всем. И одаренным, и самым обычным. Арттерапия снимает у любого ребенка и, кстати, взрослого самые разные проявления нестабильности настроения, ситуативной тревоги любые другие естественные проявления трудностей бытия. ( как хорошо было бы провести мощную арттерапию для всего нашего народа- хоть немножко мы перестали паниковать и пришли бы в норму..)

Радуга цветных огней…

Многообразие средств арттерапии

Я дарю улыбку всем…

Дорога к солнцу… А я соберу в ладошку лучей озорных немножко И песня моя взметнётся, дождём золотым прольётся Я тёплые брызги смеха рассыплю на берега И вырастет выше солнца моя радуга-дуга!

Пусть всегда будет солнце…

Игротерапия Взяв за основу методики игровых комплексов И. Захарова, Р. Овчарова, мы составили программу игровой психотерапии. (Психотерапия – комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях). Программа помогает решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижает у них состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные черты своего характера, происходит сплочение группы. Основная форма занятий – игра.

задачи В своей практической деятельности через игру мы стремимся реализовать задачи: -развлекательные, -коммуникативные, -диагностические, -функцию коррекции, -межнациональные, -социализации, -игротерапевтические.

Какие принципы ИПТ используем в своей работе? Непринужденное дружеское отношение с детьми. Принимаем ребенка таким, какой он есть. Добиваемся того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах более открыто и раскованно. Ребенок – хозяин своего положения. Игру нельзя торопить и замедлять. Процесс игры складывается из четырех этапов: -Объединение детей в группу. -Рассказы. -Игры. -Обсуждение. Эффективность работы группы состоит в том, на сколько изменился образ Я, на сколько он меняется. Для развития ребенка как личности группа представляется незаменимой.

Задачи, которые решаются в процессе игры: -чувство переживания; -развивается система самооценки, самосознания, появляется уверенность в себе; -ребенок получает опыт новых взаимоотношений; -специфичность обстановки, контакта; -безоговорочная симпатия и участие к каждому ребенку. Важный фактор на занятиях играет улыбка, активность самого ребенка.

игра Мы познаем детей игрою, ей мы ободряем и одобряем их, вводим в другой ритм и образ жизни, в мир Радости. И так день за днем мы ведем наших детей по тропе знаний, на которой они учатся различать зло и добро, познают себя и окружающий мир, на этой тропе нет способных и неспособных, здесь все равны, а мы беспрестанно учимся у них преданности, открытости, любви.

Познание мира через игры…

ПАПА, МАМА и Я – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ…

Музыкотерапия Музыкотерапия психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец.

Музыкотерапия При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.

Сфера применения музыкотерапии Коррекция эмоциональных отклонений Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. При депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа.

Физиологическое воздействие музыки на человека Марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации. Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.

Эмоциональная значимость музыки Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

Музыка добра и света…

Этот праздник повторится И подружит нас с тобой…

Ароматерапия Ароматерапия область знаний о методах и формах воздействия на организм летучих ароматных веществ, получаемых преимущественно из разных частей растений с применением различных физических и физико- химических методов.

Механизмы воздействия ароматерапии Различают три возможных механизма действия ароматерапии: Фармакологический: после применения эфирных масел в организме происходят химические изменения, вызванные взаимодействием компонентов эфирных масел с гормонами, ферментами, кислотами организма и др. факторами; Физиологический: эфирные масла оказывают стимулирующее или успокаивающее действие на органы или ткани организма, причем в этом процессе может быть задействована нервная система; Психологический: в результате вдыхания ароматов эфирных масел возникает индивидуальный (сознательный или подсознательный) ответ организма на запах. Эмоциональная реакция, в свою очередь, может вызвать психические или физиологические изменения в организме.

Ароматерапевты считают некоторые эфирные масла «регуляторами» или «адаптогенами», поскольку они имеют «модулирующие» или нормализующие свойства. Например, герань может успокоить или возбудить, в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей человека. Некоторые эфирные масла, такие как бергамот, мелисса или лимон могут быть седативными для нервной системы, и в то же время «поднимают дух». И наоборот, жасмин, иланг-иланг и нероли стимулируют ЦНС, но при этом снижают уровень эмоциональной напряженности.

Ароматерапия – лечение запахом. Сторонники ароматерапии считают, что вдыхание душистых веществ снимает стрессы, которым подвержены в настоящее время многие люди. Во многих странах появились косметические средства, в которых используется принцип ароматерапии. Например, утром, прежде чем ехать на работу, можно воспользоваться мылом или туалетной водой, которая позволит оставаться спокойным во время поездки в вагоне метро. Если в течение дня чувствуется усталость или сонливость, то вместо чашки кофе можно воспользоваться другой туалетной водой, которая обладает тонизирующим и освежающим действием. Рецептура этих средств составляется на основе ароматерапии.

Хорошо известно, что Кожный зуд устраняет грейпфрут, лаванда, лимон, мята, ромашка и т. д. Целлюлит апельсин, лимон, бергамот, сосна, можжевельник и т. д. Сухие, тонкие волосы лечит апельсин, иланг-иланг, мандарин, шалфей, ромашка и т. д. Жирные волосы грейпфрут, лимон, чабрец, кедр, мелисса и т. д. Ломкие ногти кедр, лимон, эвкалипт, пачули, мирра, лаванда и проч. А так же: Жасмин способствует усилению работоспособности. Иланг-иланг ("цветок цветков") расслабляет, успокаивает. Аромат фиалок вселяет оптимизм. Цитрусовые заботятся о том, чтобы усилить энергию тела и духа.

Эффект некоторых ароматов Лаванда. Освежает и расслабляет. Помогает при лечении головной боли и ожогов. Роза. Усиливает половое чувство, используется при женских болезнях, стрессах, нервном перенапряжении. Обладает антисептическим свойством. Герань. Способствует заживлению ран, ожогов, переломов. Полезна при расстройствах нервной системы, неврозах, бессоннице. Мята перечная. Снимает боль, помогает при раздражении кожи и при нарушениях в пищеварительной системе. Можжевельник. Тонизирует нервную систему и стимулирует пищеварение. Розмарин. Помогает при заболеваниях дыхательной системы, хронических бронхитах, пневмонии, бронхиальной астме. Лавр благородный. Снимает спазматические состояния: спазмы сосудов, кишечника, желчных путей. Эвкалипт. Увеличивает жизненную емкость легких, проходимость бронхов..

Ароматерапия

Ароматерапия на грядке…

Физминутки, ароматерапия и точечный массаж для снятия стрессов…

Почему люди читают? Почему люди читают? Если не учитывать вынужденное (в учебных заведениях) чтение, и взять на рассмотрение чтение для удовлетворения каких-то своих потребностей, то люди обычно читают, такую литературу, которая отвечает их внутреннему состоянию. Для одних чтение книг, это развлечение, для других это работа, третьи находят в них новые знания, а четвертые – успокаивают душу. В любом случае, книга, это не просто стопка бумаги в переплете, это средство активного влияния на человеческий разум. Поэтому чтение книг следует оценивать как технику активного влияния на психику человека, которую можно использовать для оздоровления. С этой позиции чтение книг можно рассматривать как библиотерапию.

Книги - это целый мир, в котором можно вести себя по-разному. Книги можно не только внимательно читать, их можно сортировать, коллекционировать или просматривать. Например, любимым занятием для Карла Маркса было рыться в книгах. Все эти библиотекарские процессы вносят свой положительный вклад в оздоровление человека.

Библиотерапия Планомерно продвигаясь в массы, библиотерапия далеко ушла от медицины и вплотную приблизилась к педагогике. Встал вопрос уже не о «лечении книгой», а о помощи человеку в критических ситуациях. Педагогический подход выдвигает, пожалуй, наиболее серьезные библиотерапевтические цели: развитие духовного мира, креативных способностей личности; формирование оптимистического видения мира, заинтересованности и потребности в чтении, потребности в самостоятельном поиске решений своих проблем с помощью литературы и т.д.

Любимое занятие…

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапия идеально подходит и детям и взрослым, и людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования, ведь мы знакомимся с языком сказок куда раньше, чем научаемся читать и считать.

Сказкотерапия создаёт безопасную среду, в которой ребенок получает возможность раскрыть и исследовать свою личность, выявить и развить её ресурсы. Атмосфера волшебства и сказочности часто используемая в сказкотерапии позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает ребенок, расширить фокус его внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.

Посоветуйтесь с психологом. Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посоветуйтесь с психологом.

Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

Сказкотерапия Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

А всем ли полезна сказкотерапия? Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. В каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Когда жизнь становится сказкой Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь. Во- первых, ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы. Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать. А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

А у нас всегда так весело…

А всем ли полезна сказкотерапия?

Сочини свою сказку…

А мы в волшебном мире!

Песочная терапия Благодаря методу песочной терапии, клиент оказывается способным взглянуть на любую ситуацию со стороны и прямо на месте совершить те перемены, которые ему бы хотелось, а главное – увидеть и прочувствовать результат этих перемен. Эти переживания сложно смоделировать в жизни, потому что сами перемены даются сложнее, но в психологической песочнице возможно всё, даже путешествия в пространстве и времени.

Песочная терапия. Мы с лёгкостью можем смоделировать будущее, или проиграть своё прошлое, или совершить путешествие в совершенно другую волшебную реальность и взять из этого путешествия какие-то ценные знания и навыки.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Подари улыбку миру, Звезды новые зажги, Песню радости и счастья Всей планете подари! Подари улыбку миру, Радугу цветных огней, Улыбнись улыбкой счастья, Сердце каждого согрей!

Пусть от нас уходит грусть…

Мозаика детского творчества…

Лоскутки превращаются в шедевр…

Твори добро…

Творческий ум играет с объектами, которые он любит… Карл Густав Юнг.

Лучик радости на лицах…

Как красиво, посмотри…

Детские фантазии…

НЕ отнимай солнце у детей… Один рассвет для всех Горстями дарит солнце. Наш звонкий детский смех О души взрослых бьется. Луч солнца из окна, Что утром мирно светит, Ты защити, страна, Чтоб улыбались дети.

Не отнимайте солнце у детей! И жизнь Земли вовеки не прервется! Чтоб над Землей звучало каждый день: Пусть всегда будет солнце! Мы вырастем и все Поможем вам исправить И крест ваш понесем, И не порушим память. Луч солнца из окна, Что утром мирно светит, Ты защити, страна, Чтоб жили твои дети!