Обучение написанию сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)
Advertisements

Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Анализ художественного текста. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Проблема текста. Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
«Родительская любовь- единственное бескорыстное чувство на свете» (С.Моэм)
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Сформулировать проблему? Без проблем! Сформулировать проблему? Без проблем! ЕГЭ.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Учитель русского языка МБОУСОШ 5 г.Армавира Краснодарского края И.В.Эпп.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Позиция автора. Ваше отношение к позиции автора. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Транксрипт:

Обучение написанию сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ

«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет. «Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет.

Исходный текст 1. О чем данный текст? 2. Какие вопросы рассматривает автор? 4. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? 3. Какой вопрос автора волнует больше всего? Тема Проблема Основная проблема Позиция автора ПОВТОРЯЕМ…

Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)

Что такое проблема текста? Problema (лат.) – задача, с ложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. ( См. Словарь русского языка. В 4-х т. / П од ред. А.П.Евгеньевой. – М.,1984) Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации., Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем. Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым р азмышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом? ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

Проблема может быть сформулирована двумя способами: Проблема чего? – Проблема чего? – Одним словом или Одним словом илисловосочетанием: - Одиночества - Милосердия - Экологии - Взаимоотношений «отцов и детей» и т.д. В форме вопроса: -Что важнее – закон или совесть? -Может ли прогресс быть человечным? -Необходимо ли милосердие в нашей жизни? -Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? и др.

Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания. ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания. ПРОБЛЕМА сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая. ПРОБЛЕМА сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ. Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ. Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ. Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ. Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать. Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать. Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения. Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

Философски е Социальные Политические Экологически е Нравственны е

Нравственные проблемы Связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения. 1.Какую роль в жизни человека играет доброта (сострадание)? 2.Что такое совесть (порядочность, интеллигентность ) ? 3. Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего? 4. Следует ли помогать ближнему?

Экологические проблемы Отражают взаимодействие человека и окружающей среды. 1. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы? 2. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? 3. Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды? 4. Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?

Политические проблемы Связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. 1.Как личность влияет на ход истории? 2.Как создать правовое государство? 3. Как защитить политические права и свободы человека? 4. Нужна ли обществу цензура?

Касаются устройства и жизни общества. 1. Какую роль играет труд в жизни человека? 2. Можно ли избежать социальной несправедливости? 3. Возможно ли построение идеального общества? 4. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. 1. Что такое добро и зло? 2. В чём смысл человеческой жизни? 3. Что такое свобода? 4. Как связаны человек и мышление?

Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)

Что такое комментарий? Комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова) Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

О чём можно говорить в комментарии 1.Насколько актуальна проблема и почему. 2. Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. 3. Как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы. 4. Указать, с каким настроением пишет автор.

Обратите внимание!!! Комментарий следует отличать от пересказа Пересказывая, говорим о том, что делают герои Комментируя, говорим о том, что делает автор Комментарий не нужно подменять своими размышлениями над проблемой. Задача – осветить точку зрения автора

Как оформить комментарий? Автор раскрывает проблему на примере… В центре внимания автора… Автор говорит о том, что… Автор обращает внимание на … Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)… Автора волнует (тревожит)…

Уметь проанализировать, что сказано и как сказано. Уметь проанализировать, что сказано и как сказано. Увидеть мысли и чувства автора, понять его замысел. Увидеть мысли и чувства автора, понять его замысел. Грамотно изложить свои наблюдения. Грамотно изложить свои наблюдения. Комментарий всегда должен опираться на прочитанный текст.

Позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную Последовательность действий 4. Определить и сформулировать позицию автора, т.е. основную мысль. Позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную. (К-3)

Что такое позиция автора? Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Проблема = вопрос Позиция автора = ответ на этот вопрос

Как выявить позицию автора? 1 В подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении 2 В соотношении персонажей 3 В языковом оформлении текста Авторская позиция проявляется:

Как может быть выражена авторская позиция? Авторская позиция может быть выражена в тексте прямо (в отдельных предложениях текста, содержащих прямые обращения к читателю; в лирических отступлениях, ремарках, вставках…) или косвенно (в эпиграфах, в названии произведения., вставных эпизодах, через художественные приемы и художественные детали…).В художественных текстах позиция автора часто не выражается прямо. В таких случаях авторскую идею нам помогает понять речь героя, его портрет, мысли героя, его поступки. Своё отношение к описываемому автор передаёт через пейзаж, интерьер. Авторское отношение помогают нам понять изобразительно-выразительные средства языка. Авторская позиция может быть выражена в тексте прямо (в отдельных предложениях текста, содержащих прямые обращения к читателю; в лирических отступлениях, ремарках, вставках…) или косвенно (в эпиграфах, в названии произведения., вставных эпизодах, через художественные приемы и художественные детали…).В художественных текстах позиция автора часто не выражается прямо. В таких случаях авторскую идею нам помогает понять речь героя, его портрет, мысли героя, его поступки. Своё отношение к описываемому автор передаёт через пейзаж, интерьер. Авторское отношение помогают нам понять изобразительно-выразительные средства языка. Авторская позиция может проявляться в отношении к изображаемому: ПоложительномОтрицательномИроничномОсуждающемНеоднозначномДвойственномСуровомСкептичномЮмористическом

_ Средства выражения позиции автора Слова-маркеры Оценочная лексика Средства выразительности Вводные слова Побудительные предложения Авторская позиция может быть также выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо нужно и т.п.: Главное- научиться различать, что действительно красиво, а что подделка(В.Лакшин);Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости!(В. Никляев) Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный- положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный,безобразный, противный- отрицательная оценка. Например: Любящий человек- это великое благо (Е.Сикирич) Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, порядочных, мужественных людях!(Д. Гранин) Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К счастью, есть предприятия, которые жёстко следят за качеством свой продукции. Побудительные предложения содержат в себе различные призывы, автора, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).

Запомнить! 1)Вы формулируете авторскую (не свою) позицию. 1)Вы формулируете авторскую (не свою) позицию. 2)Нельзя отождествлять «я» и автора с «я» рассказчика. Рассказчик- посредник между произведением, автором и читателем. 2)Нельзя отождествлять «я» и автора с «я» рассказчика. Рассказчик- посредник между произведением, автором и читателем.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!». (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха.(4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна.(5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!» (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!». (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха.(4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна.(5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!» (6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.(7) Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой.(8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения. (6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.(7) Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой.(8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения. (11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла.(12) У меня начался отит.(13) От боли я кричала и стучала ладонями на голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь мы все замерзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши.(17)Отец спросил,сколько осталось до райцентра.(18) Но водитель, закрыв голову руками, твердил : «Какой же я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!»(20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла.(12) У меня начался отит.(13) От боли я кричала и стучала ладонями на голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь мы все замерзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши.(17)Отец спросил,сколько осталось до райцентра.(18) Но водитель, закрыв голову руками, твердил : «Какой же я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!»(20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца.(23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег.(24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца.(23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег.(24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой. (25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца.(27) Он взял меня на руки и прижал к себе.(28) Шепотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом. (25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца.(27) Он взял меня на руки и прижал к себе.(28) Шепотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом. (29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда никто не придал этому значения.(31) А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда никто не придал этому значения.(31) А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу.(33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей.(34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.(По Н.Аксёновой) (32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу.(33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей.(34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.(По Н.Аксёновой)

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!». (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха.(4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна.(5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!» (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!». (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха.(4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна.(5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!» (6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.(7) Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой.(8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по- женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения. (6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.(7) Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой.(8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по- женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения. (11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла.(12) У меня начался отит.(13) От боли я кричала и стучала ладонями на голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь мы все замерзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши.(17)Отец спросил,сколько осталось до райцентра.(18) Но водитель, закрыв голову руками, твердил : «Какой же я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!»(20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла.(12) У меня начался отит.(13) От боли я кричала и стучала ладонями на голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь мы все замерзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши.(17)Отец спросил,сколько осталось до райцентра.(18) Но водитель, закрыв голову руками, твердил : «Какой же я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!»(20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца.(23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег.(24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца.(23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег.(24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой. (25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца.(27) Он взял меня на руки и прижал к себе.(28) Шепотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом. (25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца.(27) Он взял меня на руки и прижал к себе.(28) Шепотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом. (29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда никто не придал этому значения.(31) А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда никто не придал этому значения.(31) А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу.(33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей.(34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.(По Н.Аксёновой) (32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу.(33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей.(34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.(По Н.Аксёновой)

Как сформулировать позицию автора? Постарайтесь ответить на вопросы: 1.Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? 2.Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? 3.Какие слова, художественные приёмы выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам? Мнение о том, что достаточно привести подходящую цитату из текста ОШИБОЧНО! Во-первых, не всегда можно подобрать цитату, полно и точно выражающую основную мысль текста. Во-вторых, именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст, Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…

Типовые конструкции Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно Позиция автора по затронутым вопросам очевидна Позиция автора по затронутым вопросам очевидна Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, что… Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, что… Автор, ссылаясь на…(приводя примеры), утверждает, что… Автор, ссылаясь на…(приводя примеры), утверждает, что… Рассуждаю о …, автор сожалеет о том, что … Рассуждаю о …, автор сожалеет о том, что … Автор считает (полагает, утверждает), что … Автор считает (полагает, утверждает), что … Автор подводит читателя к выводу о том, что… Автор подводит читателя к выводу о том, что… Автор заставляет задуматься над … Автор заставляет задуматься над … Автор отрицает, что … Автор отрицает, что … Автор иронизирует над (кем, чем) Автор иронизирует над (кем, чем) Автор осуждает (кого, что) Автор осуждает (кого, что) Автор (не) соглашается с … Автор (не) соглашается с … Автор полемизирует (с кем, по какому вопросу) Автор полемизирует (с кем, по какому вопросу)Автор: -полемически заостряет проблему; -эмоционально воздействует на читателя; -делает читателя своим союзником; -точно формулирует мысль; -пытается найти в читателя единомышленника…

И нтерес проявился на уроке? К чему? Т ворческие задания выполнял? О бщение на уроке состоялось? Г отовность к следующему уроку.