Программа «Литература Южного Урала» для 5-9 классов Автор-составитель: Семёнова В.А., учитель русского языка и литературы школы 20.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАРЕЧИЕНАРЕЧИЕ. Что такое наречие? 1. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, или признак другого признака. 2.
Advertisements

Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Тупой – тупее – тупейший Умный – умнее – умнейший.
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Словосочетание- это сочетание главного и зависимого слова ГЛАВНОЕ СЛОВО-ТО,ОТ КОТОРОГО ЗАДАЕТСЯ ?
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Не являются подчинительными.
Виды подчинительной связи словосочетаний Учитель русского языка и литературы Судакова С.В.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Второстепенные члены предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
Имя прилагательное обозначает признак предмета, его качество и отвечает на вопросы: Какой? Чей? Имена прилагательные изменяется по родам, по числам, по.
Классификация словосочетаний. Словосочетание Словосочета́ние это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически,
Словосочетание. Типы подчинительной связи: примыкание, согласование, управление.
План Части речи Части речи Части речи Части речи Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Служебные части речи Служебные части речи Основные.
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
Наречие как часть речи. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая) или признак другого.
Наречие как часть речи Автор: Дедюхин Кирилл, ученик 7 Б класса МБОУ СОШ 102 города Екатеринбурга Учитель: Ивлева Ирина Валерьевна.
Определение Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу или грамматически. Словосочетание состоит из главного.
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
Транксрипт:

Программа «Литература Южного Урала» для 5-9 классов Автор-составитель: Семёнова В.А., учитель русского языка и литературы школы 20

Долгое время литература для детей и подростков на Южном Урале не изучалась. Были отдельные поэты и писатели, но не было общего взгляда на историю, на авторов прошлых лет, на современное состояние литературы. Однако необходимость изучения истории родного края была всегда. Изучать край, не зная, что и как о нем пишут писатели и поэты, невозможно. Поэтому очень кстати, что, наконец, в числе других в гг. вышла «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 класс» (издательство "Взгляд"). "Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 класс"

Всего часов – 34 часа Фольклор (10 часов) 1. Особенности уральского УНТ 2. Сказки уральских авторов 3. Загадки, рождённые на Урале 4. Пословицы, поговорки 5. Песни народные 6. Песни колыбельные. Пестушки. 7. Скороговорки. Считалки 8. Потешки. Дразнилки 9. Нескладушки. Колядки 10. Итоговый урок по уральскому фольклору (викторина, конкурс, игра и т.д. ) "Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 класс"

Всего часов – 34 часа Фольклор (4 часа) 1. Казачья литература (обзор) 2. Былина «Сокол – корабль» 3. Былинные и лиро-эпические песни уральских казаков 4. Былинные и лиро-эпические песни уральских казаков "Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 класс"

М. Гроссман «Сердце турмана», Поэзия Н.Г. Кондратковской, Поэзия Б.А. Ручьева, Поэзия Л.К. Татьяничевой, Суслов В.А. Поэзия, предназначенная детям, Шишов К.А. «Урал в судьбе России», Дышаленкова Р.А. «Пушкин и Пугачев», «Житейская проза», «Ангел времени», Макаров К.М. «Джурка», Фонотов М.С. «Соловьиный остров» («Бронза Аркаима»), «Золото Инышки», «На магистрали», Лера Авербах. Рассказ- притча «Домен», Поэт Илья Банников, Поэт-педагог Рубинский К.С.и др.

Практические рекомендации к некоторым наиболее сложным темам ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы учителя русского языка и литературы школы 20 В.А. Семеновой)

СогласованиеУправлениеПримыкание Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. При изменении формы главного слова тут же меняются формы зависимого. Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. Зависимое слово связано с главным только по смыслу т. к. примыкают неизменяемые слова: (чаще- наречия, деепричастия, инфинитив глагола, простая сравнительная степень, несклоняемые слова, местоимения: его,её,их в род.падеже, если отвечают на вопросы чей? чья? чьё? Летний (какой?) вечер_ третье (которое?) окно к двум (к скольким?) часам в нашей (в чьей?) деревне цветущие (какие?) луга освещать (что?) дорогу (В.п.) достойный (чего?) внимания (Р.п.) ярче (чего?) солнца (Р.п.) любовь (к кому?) к птицам (Д.п.) низко (над чем?) над полем (т. п.) встретить (кого?) его увидеть (кого?) её знать (кого?) их прийти (когда?) во'время сидеть (как?) задумавшись платье (какое?) впо'ру уметь (что делать?) танцевать очень (насколько?) красиво стать (каким?) красивым слова (чьи?) его глаза(чьи?) её дела (чьи?) их

Вид связиЧем выражено главное слово Чем выражено зависимое слово Какой вопрос задаётся от главного слова к зависимому 1) Согласование Существительное или местоимение (чаще личное или неопределённое) 1) Полное прилагательное 2) Полное причастие 3) Порядковое числительное и количественное 4) Местоимение (чаще определительное, указательное, притяжательное, неопределённое) Какой? Чей? Который? Сколько?

Вид связиЧем выражено главное слово Чем выражено зависимое слово Какой вопрос задаётся от главного слова к зависимому 2) Управление 1) Глагол (инфинитив) 2) Полное прилагательное 3) Полное причастие 4) Деепричастие 5) Наречие 6) Существительное 7) Простая сравнительная степень прилагательного или наречия 1) Существительное (с предлогом или без) 2) Местоимение (чаще личное или возвратное) 3) Личные местоимения его, её, их (если отвечают на вопрос кого?) Падежные вопросы

Вид связиЧем выражено главное слово Чем выражено зависимое слово Какой вопрос задаётся от главного слова к зависимому 3) Примыкание 1) Глагол 2) Деепричастие 3) Наречие 4) Существительное 5) Полное прилагательное 6) Полное причастие Все неизменяемые части речи и все неизменяемые слова (цвет бордо, юбка макси) 1) Вопросы обстоятельств (как? где? куда? когда? откуда?... ) 2) Что делать (сделать)? 3) Какой? 4) Чей? Запомните!!! Примечание: Если инфинитив глагола, деепричастие, простая сравнительная степень являются главным словом словосочетания, то они управляют. Если- зависимые, то они примыкают.

Общие сведения: 1.У прилагательного есть две степени сравнения: сравнительная и превосходная. 2.Они образуются только от качественных имён прилагательных. 3.Сравнительная степень выражает сравнение признака двух или нескольких предметов, а превосходная показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-нибудь признаку. 4.Составная форма сравнительной и превосходной степени словосочетанием не является, поэтому вид связи определить нельзя. 5.Простая сравнительная степень часто отвечает на вопросы каков? (какова?..). Мёд (каков?) слаще сахара (Здесь «слаще» - сказуемое, а «мёд слаще» - грамматическая основа, а не словосочетание. «Слаще сахара» - примыкание). Но: хочет стать (каким?) выше других (здесь «выше» находится внутри составного именного сказуемого, это словосочетание вид связи – примыкание).

Сравнительная степеньПревосходная степень Простая формаСоставная формаПростая формаСоставная форма Особенности - это неизменяемая форма прилагательного; - в словосочетании она примыкает (в роли зависимого); - в предложении является сказуемым; - может осложняться приставкой: побольше, помоложе; - образуется не от всех качественных прилагательных (нельзя – от прилагательных с суффксами –ск-, -л-, -ов- и др.: дружеский, исхудалый, деловой; - имеет нейтральную стилистическую окраску. - состоит из двух и более слов; - второе слово (полное прилагательное) изменяется по падежам, родам, числам; - словосочетанием не является, поэтому способ связи установить невозможно; - в предложении обычно является определением (хотя может быть и сказуемым); - характеризуется оттенком книжности. - изменяются по родам, числам, падежам; - в предложении обычно является определением; - простая форма образуется не от всех прилагательных (нельзя образовать от качественных прилагательных с суффиксами –ск-, -н-, -ов-, -ев-, -аст-, -ист-, -ат-, -к-: дружеский, родной, массовый, боевой, глазастый, волокнистый, дощатый, узкий, сухой, умелый, частый и др.; - при образовании происходит чередование конечной согласной основы; - суффикс –айш- всегда ударный; - простая форма может осложняться приставкой наи-: наивысший, наилучший (без суффиксов –ейш-/-айш-) и наикрасивейший, наиталантливейший (с суффиксом).

1.Наречия на –о (-е), образованные от качественных имён прилагательных, имеют 2 степени сравнения: сравнительную и превосходную. 2.Простая и составная форма сравнительной степени образуется так же, как и у прилагательных (см. выше). 3.Так же (с помощью суффиксов –ейш-, -айш-) образуется и простая форма превосходной степени: высочайше, глубочайше, однако эта форма устарела и теперь употребляется крайне редко, преимущественно в художественных произведениях как средство иронической стилизации под деловую речь: «Покорнейше прошу вас…» «Мне высочайше разрешили...» 4.Основное отличие наречий от прилагательных – вопрос как? 5.Составная превосходная степень образуется так: а) простая сравнительная степень + всех (всего) Поёт (как?) громче всех; Выглядит (как?) красивее всех; Любил (как?) больше всех; Встречал (как?) чаще всего. (Это стилистически нейтральные словосочетания) б) Наиболее (наименее) + исходная (полная) форма наречия: наиболее многообразна, наименее сложно (свойственны книжной речи). 6. Составная форма сравнительной и превосходной степени не является словосочетанием (вид подчинительной связи определить невозможно)! Сравните: Достичь (как?) чаще всего (примыкание). Но: чаще всего (составная превосходная степень, а не словосочетание) –вид связи определить нельзя. 7. В предложении все формы обычно являются обстоятельством.

п/п Тема 1.Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных. Союзы и союзные слова. 2.Местоимения 3.Разряды имён прилагательных по значению 4.Сочинительные союзы между однородными членами. И запятая между ними 5.Средства языка, помогающие наиболее точно передать мысли и чувства (к В-8) 6.Стилистические фигуры (к В-8) К ЕГЭ по литературе есть готовые сочинения