Деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном этапе регламентируют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация учебного процесса и управление учебным заведением Организация учебного процесса и управление учебным заведением Профессиональный конкурс работников.
Advertisements

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Заведующий МКДОУ детским садом «Огонек» р.п. Линево.
«Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ»
Организация работы с кадрами в МБДОУ 25 «Мишутка» в период введения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной.
Составитель : Кондюрина И. В. Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад « Солнышко » Занятие в условиях федеральных государственных требований.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. ТЕМА: «Овладение эффективными технологиями взаимодействия с родителями как условие профессионального саморазвития.
Педагогический проект " Методическое сопровождение введения Федеральных государственных требований в дошкольном образовательном учреждении "
С егодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от 655 были.
Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса Заведующий МБДОУ «Детский сад 55» Бардасова С.Н.
Актуальные вопросы проектирования образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Шляхина О.Н., ст. воспитатель МБДОУ 177.
У ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ А ДМИНИСТРАЦИИ Г. Е КАТЕРИНБУРГА М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 321 Общее родительское.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
МАДОУ ЦРР ДС 482 Структурное подразделение Педагогический совет 3 «Обновление содержания организации работы педагогов в самостоятельной и совместной деятельности.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
Региональный проект «Комплексно-тематическое планирование в дошкольном образовательном учреждении по программе «Детство» Муниципальное бюджетное дошкольное.
МДОУ «Детский сад села Мошок» ПРОЕКТ «Внедрение ФГОС в ДОУ» «Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее!»
« Создание предметно-развивающей среды во 2 младшей группе для решения задач комплексно- тематического планирования » Разработала Оспанова Надежда Александровна,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
Транксрипт:

Деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном этапе регламентируют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 23 ноября 2009 года приказом 655 Министерства образования и науки Российской Федерации, вступили в силу с марта 2010 года) и Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 20 июля 2011 года приказом 2151 Министерства образования и науки Российской Федерации).Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образованияФедеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования В приказе обозначены основные направления: - ориентация на содействие развитие ребенка при взаимодействии с родителями; - организация осмысленной и интересной жизни детей в детском саду; - отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения; - стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка; - попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области; - создание условий для того, чтобы каждый воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы детей своей группы, специфику национально- культурных и природно- географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Проблемы при внедрении и реализации ФГТ Не было глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных государственных требованиях; педагоги дошкольных учреждений не готовы к изменениям, проявляли «протест» или занимают пассивную позицию; испытывали трудности в проектировании образовательного процесса.

Знания и умения педагогов при внедрении ФГТ - принципов интеграции; принципов календарно- тематического планирования; технологию по использованию игровой мотивации при проведении образовательной работы с детьми; - технологию стимулирования партнерской деятельности с детьми

Таким образом, реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования затруднена из- за недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов. В связи с этим возникла необходимость разработки плана перехода к ФГТ Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ. Задачи: Повысить профессиональную компетентность педагогов по актуальным вопросам ФГТ. Развивать способности и готовность педагогов к проектированию деятельности по реализации ФГТ. Расширить и систематизировать знания педагогов по внедрению ФГТ в ДОУ. Диссеминировать инновационный опыт по реализации ФГТ. Стимулировать педагогов на творчество в их педагогической деятельности. Создать средства диагностики, ориентированных на ФГТ. Содействовать включению педагогических работников ДОУ в деятельность по разработке нового содержания своей деятельности. Повысить психологическую готовность педагогов к работе в новых условиях. Содействовать развитию самооценки профессиональных качеств.

Этапы реализации плана: 1. Аналитико-поисковый Апрель 2011 г. – май 2011 г. На этом этапе прошло изучение нормативно-правовой базы и анализ программы «Детство» на соотнесение ее с ФГТ, конструирование модели образовательного процесса детского сада. МероприятияСрокиОтветственный Планируемый результат, продукт деятельности 1 Изучение Приказа 655 от г. Апрель заведующий; ст. воспитатель Ознакомление с документом; обеспечение педагогов методическими материалами по изучению ФГТ. 2 Издание приказа по дошкольному учреждению «О плане мероприятий по введению в действие федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования» заведующий Создание внутренней нормативной основы для введения в действие ФГТ; Тезариус (словарик терминов по вопросам ФГТ) 3 Разработка плана введения ФГТ в практику учреждения ст. воспитатель План реализации федеральных требований в ДОУ 4 Ознакомление с приказом 655 от педагогического коллектива на пед. совете Выделение рабочей группы 5 Организация работы группы по внедрению приказа в деятельность ДОУ изучение материалов, составление проекта программы ООП ДО 6 Консультация - презентация «ФГТ – в образовательном пространстве ДОУ» Формирование информативной компетентности педагогов о нормативной основе функционирования ДОУ 7 Аудит соответствия ФГТ условий ДОУ (образовательная среда детского сада, групп, кабинетов специалистов) Аналитическая деятельность педагогов по выявлению соответствия среды ФГТ

8 Проведение педагогического аудита образовательных областей и содержания используемых программ и технологий на соответствие требованиям ФГТ Май ст. воспитатель, воспитатели, педагоги - специалисты Таблица 9Изучение изменений к САНПИнам апрел ь Закомство с изменениями СанПин 10 Информирование родителей о введении ФГТ Май 2011 Осведомленность родителей 11 Семинар-практикум «Интеграция образовательных областей» ст. воспитатель Модели образовательного процесса 12 Теоретический семинар «Организация режима дня в соответствии с ФГТ и СанПиН» Таблицы режима дня по возрастным группам, корректировка режима дня 13Изучение требований к созданию предметно-развивающей среды ст. воспитатель, воспитатели, педагоги - специалисты Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах преобразования предметно-развивающей среды

2. Внедренческий Июнь 2011 г. – апрель 2012 г. На этом этапе нарабатывались методические рекомендации по работе с детьми в условиях реализации ФГТ. 1 Составление проблемно- ориентированного анализа (анализ результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей и социума) май – июнь, 2011г. Ст. воспитатель Аналитическая справка 2Составление ООП ДО июнь – август, 2011г. Программа 3 Утверждение ООП ДО на итоговом педагогическом совете август, 2011г. заведующая Протокол 4 Внесение изменений в должностные обязанности работников июнь – август, 2011г. Должностная инструкция 5 Внесение изменений и дополнений в родительские договоры Июнь апрель 2012 Родительский договор 6 Создание рабочих папок по реализации ФГТ в каждой возрастной группе Ст. воспитательРабочий материал 7Заполнение портфолио групп по созданию ПРС (условий) педагогиПаспорт

8 Консультативная помощь педагогам в перестроении педагогического процесса Июнь апрель 2012 Ст. воспитатель Обеспечение координационной работы всех служб д/с для реализации ФГТ 9 Организация самостоятельного изучения педагогами ООП, принципов и условий организации образовательной деятельности с детьми ст. воспитатель, воспитатели, педагоги - специалисты Систематизация знаний Ориентировка в проблеме Обучение на курсах повышения квалификации по проблеме организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Повышение профуровня педагогов Повышение качества образования Участие педагогов в работе городских методических объединений, мероприятиях по проблеме организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ Внедрение образовательной программы в практику работы ДОУ Реализация проекта ООП ДОУ, соответствующей ФГТ Повышение качества образования Рост конкурентноспособности ДОУ

1 Создание развивающей среды в группах в течение года ст. воспитатель, воспитатели, педагоги - специалисты Развивающая среда, организованная в соответствие с ФГТ 2Организация НОДпостоянно Просмотр НОД, посещение воспитателями НОД в других группах 3Мониторинг в конце учебного года Диагностика уровня освоения знаний; анализ уровня усвоения знаний детей, анализ развивающей среды в группах, анализ МТБ; сводная таблица ДОУ 4Корректировка, подведение итогов Итоговый педсовет Сесюнина О.Н. – заведующий; Буслаева О.А. – зам.зав. по ВМР Подведение итогов, анализ выявленных проблем; протокол педсовета 3. Итоговый Май 2012 г. На этом этапе происходит обобщение и трансляция опыта работы педагогов.

интеграции образовательных областей Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей на игровые формы образования дошкольников на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности учет гендерных особенностей детей при организации педагогического процесса

Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Схема развития любого вида деятельности осуществляется в совместной деятельности со взрослым в совместной деятельности со сверстниками самодеятельность

Решение образовательных задач непосредственно образовательнуой деятельности, реализуемой в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач; совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Новый документ поставил во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Ведущие виды детской деятельности игроваякоммуникативнаяДвигательная Познавательно – исследовательская продуктивная

Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дал большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появились многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволил легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечил достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Эта модель реализуется через организацию детских видов деятельности и соответствующих им форм работы с детьми. Каждый вид деятельности переплетаются между собой. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Обучение детей строится как увлекательная проблемно игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

Изменения касаются и педагога детского сада, его профессиональной деятельности. Выбирая оптимальные варианты методической работы в ДОУ и современные формы их реализации, мы способствовали повышению профессионального мастерства воспитателей, их самосовершенствованию, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности. Создана творческая рабочая группа по разработке образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ. Педагоги в режиме дискуссии получили возможность общаться, задавать интересующие их вопросы и получать ответы по самым актуальным и важным вопросам.

Основная общеобразовательная программа ДОУ разрабатывалась по определенному алгоритму действий Шаг 1 – в учреждении создалась творческая группа, которая разрабатывала основную общеобразовательную программу ДОУ. В нее вошли представители от администрации и педагогического коллектива ­ 5– человек. Шаг 2 – состав творческой группы ( председатель, секретарь и члены группы ) утверждается приказом заведующего. Шаг 3 – творческая группа организовывала свою деятельность в соответствии с Положением о творческой группе по разработке основной общеобразовательной программы ДОУ, которая разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего. Шаг 4 – Творческая группа работала по плану, утвержденному заведующей, в которой указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица

трудности при разработке основной общеобразоват ельной программы - при решении образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей - при организации и руководстве самостоятельной деятельностью детей - с наполнением содержания 20% времени пребывания ребенка в детском саду с учетом специфики национально- культурных, демографических, климатических условий - с решением задач, связанных с формированием гендерной принадлежности (образовательная область «Социализация») - с решением программных задач при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования

При организации работы педагогов необходимо продумывать - способы организации детей при проведении непосредственно- образовательной деятельности - стиль поведения взрослого (от административно- регламентирующего к непринужденно- доверительному) - рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми) - отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы

ФГТ предусматривает организацию образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности. При этом менялась не только положение взрослого, но и статус детей: 1. Дети сами могут решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии, у ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое. Это свобода выбора между различными видами деятельности и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием. 2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, получить необходимую помощь, совет и т.п. 3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждого ребенка может определить для себя сам: что он сделает, сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.

При организации предметно-пространственной среды в МДОУ учитывалась специфика работы в разновозрастной группе. Группа оформлена и оборудована в соответствии с требованиями СанПиНа и принципа гибкого зонирования, который заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Современный воспитатель-это профессионал, умеющий решать следующие проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. 1.Видеть ребёнка в образовательном процессе ДОУ- мониторинговые задачи, решение которых позволяет педагогу: -знать индивидуальные особенности и возможности ребёнка; -учитывать их в образовательном процессе ДОУ; -отслеживать характер изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии; -определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий. 2.Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования-задачи педагогического проектирования образовательного процесса, содействующего целостному развитию здорового ребёнка-дошкольника, и его организации. 3.Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнёрами ДОУ-задачи взаимодействия с профессионально- педагогическим и культурным сообществами. 4.Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство ДОУ)-задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребёнка. 5.Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование-задачи развития субъектной позиции, обогащения профессиональной компетентности.

Организация образовательного процесса с учетом комплексно - тематического принципа может проходить в разных вариантах проектирование организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области)

Результативность: Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ. (методологическая, методическая и проектно-деятельностная) в области организации тематического планирования и технологий организации образовательной деятельности, реализующей требования ФГТ к содержанию и структуре ООП (продукт: технологические модели, тематические проекты, приёмы интеграции логического и образного мышления детей в конспектах интегрированных занятий). Психологическая готовность к работе в новых условиях. Развитие способности и готовность педагогов к проектированию деятельности по реализации ФГТ. Развитие самооценки профессиональных качеств. Диссеминация опыта по реализации ФГТ. Творчество педагогов в их педагогической деятельности. Базовые компетенции педагогов в области организации вариативных способов познания детьми окружающей действительности и преобразования знаний о целостной картине мира в продукт деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-творческой осуществляемых на уровне самостоятельности в рамках темы). Систематизация знаний педагогов по внедрению ФГТ в ДОУ. Создание средства диагностики, ориентированных на ФГТ. Готовность педагогов к проектированию деятельности по реализации ФГТ.