Теоретические предпосылки построения системы формирования ключевых компетенций Спирина М.С. 2011г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные (педагогические) технологии МОУ СОШ с. Чемодановка 2007 год.
Advertisements

ЦЕЛЬ : использование современных педагогических технологий в учебном процессе для обеспечения более высокого уровня преподавания ЗАДАЧИ : 1. Изучение.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Учитель математики МОУ СОШ 16 Погорелова В. Н.. 2 Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Современные технологии в преподавании истории и обществознания в условиях формирования новой образовательной среды Самсонова Е.А. МБОУ «СОШ 2»
Абдульманова Л.В. Классификация Классификация педагогических технологий.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Проблемное обучение это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи.
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Организация деятельности ОУ по единой методической теме Лаб. НМСДММС КРИПК иПРО.
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
Основные особенности ЛОРТ Учитель: Т.П.Безобразова, МОУ Павловская СОШ им.А.К.Васильева, 2010 г.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Методические рекомендации по подготовке к добровольной аттестации педагога.
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Транксрипт:

Теоретические предпосылки построения системы формирования ключевых компетенций Спирина М.С. 2011г.

Проблемы знаниево-ориентированного образования репродуктивная направленность, лекционно-семинарская система организации обучения, низкое качество подготовки специалистов, неготовность к самостоятельному решению профессиональных практических задач и творческой деятельности на производстве

Предпосылки смены парадигмы – рост наукоемких производств, – интенсивный рост объема научной и технической информации, – быстрая смена технологий, – научные исследования, ведущиеся на стыке наук, – наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности 3

4 Проблемы ВПО Снижение уровня требований к студентам Недостаточная индивидуализация обучения Перегруженность аудиторными занятиями Дефицит общих и профессиональных компетенций

5 Общие цели образования – Воспитание социально активных творческих членов общества – Овладение профессиональной деятельностью Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства

6 Компетентностный подход Профессиональная компетентность: функциональная, интеллектуальная, ситуативная, социальная Общекультурные компетенции есть качества личности, необходимые для успешной деятельности в большой группе разнопрофильных профессий Совет Европы: компетенции есть способность к установлению связей между знаниями и ситуацией, а также умением проектировать саму ситуацию Компетентность как мера продуктивности и эффективности деятельности личности ФГОС ВПО: компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области

7 Общекультурные компетенции Общекультурныекомпетенции ОрганизационнаяДеятельностная Интеллектуальные умения Самосовер- шенствования ИнформационнаяКоммуникативная

8 Актуальность введения компетентностно-ориентированного подхода в образовании определяется противоречиями между требованиями общества, предъявляемыми к системе образования, и его результатами, рассматриваемыми в знаниево- центристской парадигме

9 Компетентностный подход Методы преподавания, адекватные компетентностному подходу Средства обучения, включающие современные ИТ Нерешенные проблемы Методики оценивания уровней компетентности, в заданной предметной области, а также изменение личностных качеств Новое содержание образования (не отвергая классического)

10 Психолого-педагогические идеи, обеспечивающие КОО блочно- модульный подход. Системный подход личностно- ориентированный подход поэтапное формирование умственных действий коллективные способы обучения Кибернетический аспект (Ланда, П.Щедровицкий и др.) Синергетический аспект + + рефлексия и саморегуляция

11 Профессиональная компетентность - способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных ситуациях Функциональная - характеризуется профессиональными знаниями и умениями их реализовать Интеллектуальная - выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей Ситуативная -позволяющая действовать в соответствии с ситуацией Социальная – предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей

Педагогические технологии Методическое усовершенствование и дидактическая реконструирование Управление процессом обучения Направления модернизации Альтернативные авторские Гуманизация и демократизация педагогических отношений Информационно- телекоммуникационные Активизация и интенсификация деятельности учащихся

13 - Дифференцированное обучение (В.В. Фирсов) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения - Программированное обучение (В.П.Беспалько) - Индивидуальное обучение (В.Д. Шадриков, А.С. Границкая) - Перспективно-опережающее обучение (С.Н. Лысенкова) - Групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко)

14 Педагогические технологии на основе методического усовершенствование и дидактического реконструирования учебного материала - Поэтапное формирование умственных действий (Н.Ф. Талызина) - «Диалог культур» (В.С. Библер) - «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) - «УДЕ» - укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев)

15 Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – Игровые технологии - Конспекты – опорные сигналы В.Ф. Шаталова - Коммуникативное обучение Е. И. Пассова - Проблемное обучение

16 Личностно-ориентированный подход (Л.Н.Занков, М.В.Зверева, И.С. Якиманская и др.) «Образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности » Признание ученика главной действующей фигурой образовательного процесса определяет и содержание, и методы учебного процесса, и стиль взаимоотношений между участниками образовательного процесса

17 Обучение в сотрудничестве (Р. Славин, Р. и Д.Джонсон, Е. Полат) взаимозависимость членов группы (включая и индивидуальную ответственность за общий результат); личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе; социализация деятельности учащихся в группах; общая оценка работы студентов в группе (описательного плана, не всегда в баллах), которая складывается из оценки формы их общения в группе наряду с академическими результатами работы

Исследовательский подход к обучению Дж. Брунер, Дж.Шваб, Дж Зухман и др. опора на жизненный опыт учащихся в овладении знаниями инструментальный характер приобретенных знаний Особенности: формирование новых и перестройка имеющихся знаний обучения через решение проблем превращения знаний в инструмент творческого освоения мира увеличение гуманитарной составляющей, наличие вероятностных моделей

19 Способность памяти человека 20 % из того, что прочитали 40 % из того, что увидели 90 % из того, что услышали, увидели, сказали и сделали 30 % из того, что услышали 50 % из того, что сказали 60 % из того, что сделали Люди способны вспомнить

20 «УДЕ»: Укрупнение дидактических единиц» «УДЕ»: Укрупнение дидактических единиц» (П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев) самостоятельное усвоение знаний на основе сравнения, обобщения и аналогий учет единства образного и логического мышления Структурирующая модель обучения перспективность развития знаний за счет свертывания и развертывания учебной информации информационная общность: одновременное и совместное изучение родственных разделов науки быстрая актуализация в памяти

21 Система развивающего обучения ( Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин и др) -Обучение мыслительным действиям: анализу, планированию, рефлексии - Развитие интеллектуальных способностей учащихся - Усвоение учащимися сообщенных им знаний в процессе собственной продуктивной деятельности - Содержательное обобщение акцент на всестороннее развитие учащихся

22 имитационная модель обучения должностные и личностные интересы будущих специалистов Теория контекстного обучения Вербицкого семиотическая модель обучения социальная модель обучения ролевая «инструментов ка действий и поступков» системность и межпредметность знаний

23 Проблемное обучение (В. Оконь, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер ) Активизирующая модель (А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина) познавательная мотивация и мыслительная активность учащихся в процессе разрешения проблемных ситуаций

Обогащающая модель обучения (Гельфман Э.Г., Холодная М.А.) Интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения их ментального (умственного) опыта средствами содержания учебной дисциплины с помощью специально сконструированных учебных текстов Обогащение вертикаль- ное инструмен- тальное проблема- тизирую- щее горизон- тальное

«Формула компетентности» : мобильность знаний + гибкость метода + критичность ума «Сжатие»МодульностьПроблемность Гибкая технология проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов) Ведущие факторы 25

26 Гибкая технология проблемно- модульного обучения (М.А.Чошанов) системное квантование опора на ошибки экономия учебного времени проблемность и модульность когнитивная визуализация мотивация Основные принципы

27 Метод проектов Дж. Дьюи, В.Х.Килпатрик, С.Т. Шацкий, Е.С. Полат. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов Основные требования Презентация результата как конкретного продукта творческой деятельности Наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания Использование исследовательских методов

28