Проблемы модуляризации учебного процесса в вузе Автор: в.н.с. НИЦ НовГУ, доцент кафедры РС Исаев Владимир Александрович IV научно-практическая конференция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Advertisements

Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
«Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта 2011 г.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Проектирование содержания образовательной программы магистратуры «от образовательного результата» (на примере Педагогическое образование) Начальник.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
1. Положение об организации учебного процесса в СВФУ с использованием системы зачетных единиц 2. Положение о кредитно- модульной организации учебного процесса.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Транксрипт:

Проблемы модуляризации учебного процесса в вузе Автор: в.н.с. НИЦ НовГУ, доцент кафедры РС Исаев Владимир Александрович IV научно-практическая конференция с международным участием «Педагогическое образование: история, современность, перспективы» (4 октября 2012 г.) Секция: Методология «Tuning» в проектировании ООП

Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Горбунова Е.М., Железов Б.В., Ларионова М.В. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. Введение в проект. - М.: Логос, БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ГЛОССАРИЙ (на основе опыта мониторингового исследования). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

Настройка образовательных структур в Европе Настройка образовательных структур в Европе – это университетский проект (т.е. уникальный процесс), цель которого – предложить всесторонний подход к реализации задач Болонского процесса на уровне университетов и предметных областей. Проект предлагает методологию разработки, реализации и оценки образовательных программ для каждого из уровней. Название Настройка (TUNING) было выбрано для того, чтобы подчеркнуть, что университеты стремятся не к единообразию программ или единым, определенным, «предписанным» учебным планам, но к согласованным параметрам, сближению и общему пониманию программ.

Краткая характеристика проекта Tuning Основные направления работы: Формулировка общих (универсальных) компетенций, независимых от предметной области (направления подготовки ВПО). Формулировка профессиональных компетенций, специфических для каждой предметной области (направления подготовки ВПО). Разработка алгоритма учета трудозатрат студентов на обучение в кредитных единицах ECTS (European Credit Transfer System - «Европейская система перевода и накопления кредитов»). Выработка новых образовательных технологий и принципов оценки результатов обучения. Выработка систем повышения качества образования (создание вузовских структур контроля качества образования).

ECTS - ядерный элемент болонских реформ Западноевропейские эксперты настоятельно подчеркивают, что введение системы ECTS является ядерным элементом болонских реформ. ECTS должна сделать результаты обучения более прозрачными и признаваемыми в национальных и международных образовательных системах, повышая тем самым мобильность студентов. ECTS – это больше, чем инструмент для активизации мобильности. При изменении ориентаций от аудиторных часов на трудозатраты студентов, а также при проектировании результатов и компетенций с использованием модулей кредиты в возрастающей мере превращаются в инструмент целенаправленных болонских преобразований.

Результаты обучения и компетенции ( ФАКТОРЫ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ ) В Проекте Tuning результаты обучения и компетенции названы идеальными инструментами Болонского процесса. Компетенции все чаще интерпретируются как динамичная комбинация качеств, способностей и взглядов и выступают в качестве цели образовательных программ. Интерпретация их взаимосвязи: - результаты обучения описывают компетенции, которые должны быть сформированы в процессе изучения модуля (уровень модуля). - компетенции являются комбинацией свойств, способностей и взглядов (уровень личности). - результаты обучения формируются преподавателем, а компетенции приобретаются студентами. - сумма компетенций, приобретенных выпускником, больше суммы, вытекающей из результатов обучения.

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА. Это понятие охватывает все элементы и виды деятельности вузов, национальных систем высшего образования в целом: - образовательные программы и учебно-педагогический процесс; - научные исследования и укомплектование персоналом; качество контингента обучающихся; - состояние материально-технической базы и финансирования; - работа на благо общества и академическая среда. Примечание: КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – многомерная характеристика высшего образования, охватывающая соответствие результатов образования, процессов подготовки и институциональных систем актуальным целям и потребностям общества, государства и личности.

Понятия, относящиеся к качеству (ГОСТ Р ИСО )

Понятия, относящиеся к менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО )

Болонский процесс и новые образовательные программы Сформировавшиеся ранее и реализуемые по сей день образовательные модели, рассчитанные в первую очередь на передачу теоретических знаний и профессиональных навыков, обеспечивающих стабильный карьерный рост и занятость в течение всего периода трудовой деятельности на одном или нескольких аналогичных рабочих местах, более не в состоянии обеспечить подготовку профессионалов, в которых нуждается современная экономика. Исходя из этого, в рамках Болонского процесса было решено перенести акценты с содержания образования на результаты обучения. Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, которые студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части).

Болонский процесс и новые образовательные программы Как правило, компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения – когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, проверяется на текущей аттестации, отрабатывается на практике и т.п. – и могут быть оценены в полной мере лишь после завершения всех видов учебной работы. Вот почему образовательные программы, нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру и представляют собой не просто перечни теоретических дисциплин и практических курсов, как привычные учебные планы, но сопоставимые по объему (трудозатратам студентов на их освоение) группы модулей – имеющих внутреннюю логику частей программы, отвечающих за выработку той или иной компетенции или группы родственных компетенций.

Что дает использование модульных технологий? В области содержания образования … В области оценивания … В области индивидуализации образовательных программ и образовательных маршрутов … В области социальной роли вуза … В области организации образовательного процесса и образовательных технологий … В области наращивания ресурсного потенциала вузов …

Алгоритм (этапы) формирования программ обучения Шаг1.Определение потребностей. Шаг2.Описание академических и профессиональных профилей. Шаг3.Идентификация результатов обучения. Шаг4.Выявление общих и профессиональных компетенций. Шаг5.Разработка модулей, организационных форм, оценочного инструментария. Шаг6.Выработка процедур и способов обеспечения качества (непрерывное наблюдение, оценивание, корректировка). Шаг7.Составление целевых модулей (учет предварительных знаний и навыков, планирование компетенций, соотнесение с уровнем – дескрипторы, квалификационные рамки, формы контроля, методы преподавания и учения, образовательная среда, трудозатраты студентов).

Модульная программа обучения является совокупностью модулей и учебных элементов

Глоссарий терминов проекта «Настройка» МОДУЛЬ (MODULE) - Термин, который в различных странах интерпретируется по-разному. В некоторых странах модуль приравнивается к курсовой единице, в других понимается как группа курсовых единиц. Для ясности в проекте «Настройка» используется определение модуля в системе ECTS: модуль определяется как курсовая единица в системе, где каждой курсовой единице соответствует равное число кредитов или кратное ему число.

Глоссарий терминов проекта «Настройка» КУРСОВАЯ ЕДИНИЦА (COURSE UNIT) - Автономная, формально структурированная единица обучения. В состав курсовой единицы должен входить комплекс взаимосвязанных и подробно описанных результатов обучения, которые должны быть достигнуты в ходе курса, а также набор адекватных критериев оценки. Результаты обучения при этом определяются в терминах компетенций. * Число кредитов, присваиваемых каждой курсовой единице, может варьироваться, однако желательно, чтобы каждому курсу соответствовало примерно одинаковое число кредитов или кратное ему число. Курсовые единицы наряду с диссертацией и иногда стажировкой составляют стандартные структурные элементы программы.

Элементы описания модуля содержание и квалификационные цели (целевые группы и обоснованные цели); цели отдельных элементов (занятий); формы обучения; условия участия; условия получения кредитов (зачетных единиц); курсы обучения, когда используется модуль; трудозатраты студента; численность студентов; зачетные единицы и оценки, формы и объем экзаменов; частота предложения модуля (цикл предложения); продолжительность модуля.

Цель(и) модуля Цели модуля должны быть измеримыми. Для этого рекомендуется использовать SMART-технологию, которая базируется на 5 критериях постановки целей: Specific - конкретная; Measurable - измеримая; Achievable - достижимая; Realistiс - реалистичная; Timed - определенная по времени.

Трудоемкость модуля По объемам трудоемкости модули классифицируют: - на большие (8–12 кредитов); - средние (4–8 кредитов); - малые (менее 4 кредитов). Примечание: с точки зрения требований к содержанию образования модули могут быть причислены к различным уровням: - базовые модули («Lower division») служат для передачи базовых знаний на начальной фазе подготовки бакалавров; - углубленные модули («Upper division») изучаются во второй половине подготовки бакалавров, по содержанию более продвинуты и обширны.

Категории модулей В рамках всего периода подготовки модули относят к разным категориям: - общие обязательные модули формируют исходную основу обучения; - обязательные модули специализации заключают в себе содержание, необходимое для определенной специализации; - модули по выбору для определенной специализации объединяют спектр дополнительного содержания по специализации, с помощью которого формируется индивидуальный профиль в рамках специализации; - модули по выбору, выходящие за рамки специализации

Глоссарий терминов проекта «Настройка» КОМПЕТЕНЦИИ (COMPETENCES) - динамичное сочетание когнитивных и метакогнитивных навыков, знания, понимания, межличностных, интеллектуальных, и практических навыков, а также этических ценностей. Развитие компетенции является целью образовательных программ. Компетенции подразделяются на общие и специфические для конкретных направлений обучения.

Различия в компетентностном подходе (Tuning и ФГОС-3) Тюнинг делит общие компетенции на подгруппы (межличностные, инструментальные и т.д.) ФГОС не выделяет подгрупп внутри общекультурных компетенций, возможны случаи, когда инструментальные компетенции (в логике Тюнинг) отнесены ФГОС к профессиональным или общепрофессиональным компетенциям Тюнинг не делит компетенции (как общие, так и предметные (профессиональные) отдельно на бакалаврские и магистерские, но определяет разные уровни освоения компетенций ФГОС формулируют разные наборы компетенций для бакалавра и магистра по одному направлению подготовки (подразумевается, что компетенции бакалавра у магистра есть автоматически) Тюнинг дает максимальный набор компетенций, из которого вузы, формируя конкретные образовательные программы, выбирают только те компетенции, которые они считают нужным и возможным обеспечить студенту в этой программе ФГОС дает минимальный набор компетенций, который вузы обязаны использовать при формировании своих образовательных программ и к которому вузы в рамках вариативной части добавляют дополнительный набор компетенций

Исходные составляющие компетентности, разработанные в европейском образовательном сообществе 8 универсальных компетенций, рекомендованных Еврокомиссией в качестве ключевых для определения уровня образованности европейца 1 Компетенция в области родного языка 2 Компетенция в сфере иностранных языков 3 Математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенции 4 Компьютерная компетенция 5 Учебная компетенция 6 Межличностная, межкультурная и социальная компетенции, а также гражданская компетенция 7 Компетенция предпринимательства 8 Культурная компетенция.

30 общих (универсальных) компетенций, отобранных на общеевропейском уровне (отражены при проектировании общих требований ФГОС ВПО ) 1 Способность к анализу и синтезу 2 Способность применять знания на практике 3 Способность к организации и планированию 4 Базовые знания в различных областях 5 Тщательная подготовка по основам профессиональных знаний 6 Письменная и устная коммуникация на родном языке 7 Знание второго языка 8 Элементарные навыки работы с компьютером 9 Исследовательские навыки 10 Способность учиться 11 Навыки управления информацией 12 Способность к критике и самокритике 13 Способность адаптироваться к новым ситуациям 14 Способность порождать новые идеи (креативность) 15 Решение проблем

16 Принятие решений 17 Работа в команде 18 Навыки межличностных отношений 19 Лидерство 20 Способность работать в междисциплинарной команде 21 Способность общаться со специалистами из других областей 22 Принятие различий и мультикультурности 23 Способность работать в международной среде 24 Понимание культур и обычаев других стран 25 Способность работать самостоятельно 26 Разработка и управление проектами 27 Инициативность и предпринимательский дух 28 Приверженность этическим ценностям 29 Забота о качестве 30 Стремление к успеху

Компетенция и компетентность Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А.В. Хуторской). Компетентность – обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение человека к ней и предмету деятельности. По сути дела, компетенция – некоторое отчужденное, наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере» (А.В. Хуторской).

ИНТЕГРАЛЬНО-ЦЕЛОСТНАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ К О М П Е Т Е Н Т Н О С Т Ь ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЕНЯТЬ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ и НАВЫКИ СПОСОБНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ и НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОВОКУПНОСТЬ общенаучных, профессиональных, инструментальных, социально- личностных КОМПЕТЕНЦИЙ

Требования в контексте компетентностного подхода на стадии формулирования результатов следует запланировать адекватные методы контроля и оценивающий инструментарий; должно быть обеспечено четкое описание результатов обучения; ориентация на результаты влечет за собой освоение новых методов преподавания, обучения (учения) и оценивания; проверку уровня сформированности компетенций надо осуществлять с помощью моделирующих (симулирующих) упражнений, тестов на готовность и пригодность, анкетирования, интервьюирования, групповых дискуссий, презентаций; следует подготавливать преподавателей в области применения новых методов контроля и оценивания.

Информационные ресурсы Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учеб. пособие. - М.: Логос, – 272 с.

Информационные ресурсы Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Академия, – 224с.

Информационные ресурсы Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учеб. пособие. - М.: Логос, – 280 с.

Список литературы 1. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 111 с. 2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 72 с. 3. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 211 с. 4. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ГЛОССАРИЙ (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт. сост.: В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Н.А. Селезнева, Л.Н. Тарасюк. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 148 с.

Список литературы (продолжение) 5. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (Книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед.наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 536 с. 6. Горбунова Е.М., Железов Б.В., Ларионова М.В. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. Введение в проект. / Перевод с англ. С.Р. Кульда и С.Т. Афониной; Науч. ред. М.В. Ларионовой, Б.В. Железова, Е.М. Горбуновой. - М.: Логос, Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: ИЦПКПС, – 84 с.

Список литературы (продолжение) 8. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. – М.: ИЦПКПС, – 52 с. 9.Звонников В.И. Измерения и качество образования.– М.: Логос – 312с. 10.Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия» с. 11.Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества результатов обучения при аттестации: компетентностный подход. – М.: Университетская книга; Логос, – 272 с. 12. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества результатов обучения при аттестации: компетентностный подход. – М.: Университетская книга; Логос, – 280 с.

Список литературы (продолжение) 13.Селезнева Н.А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования в высшей школе. – М.: ИЦПКПС БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 536 с. 15.

Приложение 1 БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ГЛОССАРИЙ (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт. сост.: В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Н.А. Селезнева, Л.Н. Тарасюк / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко и д-ра тех. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 148 с.

ДЕСКРИПТОРЫ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ/КВАЛИФИКАЦИЙ (DESCRIPTORS of LEVELS/QUALIFICATIONS) ДЕСКРИПТОРЫ КВАЛИФИКАЦИЙ – описание общих для определенного уровня образования ожидаемых результатов обучения, т.е. знаний и понимания, способностей применять их на практике, способность выносить суждения, коммуникативные навыки. Примечание: После Пражской конференции министров высшего образования европейских стран (2001 г.) было решено дополнить структуру Болонских степеней дескрипторами квалификаций. Дескрипторы квалификаций были использованы при разработке Всеобъемлющей структуры квалификаций для ЕПВО (Европейское пространство высшего образования) и рекомендованы для национальных квалификационных структур, систем обеспечения качества высшего образования европейских стран и формирования образовательных стандартов/эталонов и программ.

ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕНОСА И НАКОПЛЕНИЯ КРЕДИТОВ (EUROPEAN CREDIT TRANSFER AND ACCUMULATION SYSTEM – ECTS) ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕНОСА И НАКОПЛЕНИЯ КРЕДИТОВ (ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ) – студентоцентрированная система, базирующаяся на учебной нагрузке по программам обучения, и систематизированный способ описания образовательных программ путем назначения кредитов всем ее компонентам. Примечание: Цель введения ECTS – улучшение прозрачности образовательных систем, облегчение признания полученного студентом образования, поддержка мобильности студентов в Европе посредством переноса кредитов. Используется как для взаимозачета, так и для накопления академических кредитов. В основе ECTS – кредиты или зачетные единицы, назначаемые за отдельные занятия или модули. ECTS используется в квалификационных структурах для описания уровня, содержания, а также результатов обучения.

Степень ECTS, оценочная шкала ECTS Зачетные единицы являются количественными индикаторами трудозатрат, они не несут информации о качестве полученных результатов. Для введения этих качественных компонентов в систему переноса были разработаны степени ECTS (от А до E): A - отлично (excellent) – лучшие 10%, B - очень хорошо (very good) – следующие 25%, C - хорошо (good) – следующие 30%, D - удовлетворительно (satisfactory) – следующие 25%, E - достаточно (sufficient), недостаточно (fail) – последние 10%. Для перевода оценок из одной системы или контекста в другую разработана оценочная шкала ECTS, которая обеспечивает простую, прозрачную интерпретацию отметок и позволяет оценить уровень успеваемости учащихся.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (EUROPEAN DIMENSION IN HIGHER EDUCATION) ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (ЕВРОПЕЙСКИЙ АСПЕКТ) В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ – совокупность признаков «европеизации» высшего образования в национальных образовательных системах европейских стран, способствующих формированию и развитию Европейского пространства высшего образования и Европейского исследовательского пространства при сохранении своеобразия национальных образовательных систем. Примечание: «Европейское измерение» как европеизация учебных материалов, ориентированных на компетентностное приращение выпускников вузов для европейского рынка труда. «Европейские аспекты»: овладение студентами соответствующими языками и усиление взаимного признания степеней.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (продолжение) Европейская комиссия выдвинула восемь компетенций (2005 г.), которыми должен обладать выпускник европейского вуза. К ним относятся: 1) компетенция в области родного языка; 2) иноязычная компетенция; 3) математическая компетенция и компетенция в области фундаментальных естественнонаучных и технических наук; 4) компьютерная компетенция; 5) учебная компетенция (способность учиться); 6) межличностная, межкультурная компетенция и компетенция гражданственности; 7) компетенция предпринимательства; 8) культурная компетенция, а также компетенции, необходимые во всех областях жизни такие, как критическое мышление, креативность, европейская идентификация и активная гражданская позиция.

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (QUALITY IN HIGHER EDUCATION) КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – многомерная характеристика высшего образования, охватывающая соответствие результатов образования, процессов подготовки и институциональных систем актуальным целям и потребностям общества, государства и личности. Примечание: Качество высшего образования признано краеугольным камнем Болонского процесса. Это понятие охватывает все элементы и виды деятельности вузов, национальных систем высшего образования в целом: образовательные программы и учебно-педагогический процесс; научные исследования и укомплектование персоналом; качество контингента обучающихся; состояние материально-технической базы и финансирования; работа на благо общества и академическая среда.

Спасибо за внимание! Тел.: (8162)