Подростковый возраст определяется как 13- 16 лет для мальчиков и 12-15 лет – для девочек; Юношеский возраст у юношей начинается с 17 лет и заканчивается.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
Advertisements

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА. Крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены. При этом обнаруживается избирательная уязвимость.
Подготовила Олинкевич Карина Группа Пб-21-о. Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие - менее.
Зав. лаб. психологии личности ИПП ПО РАО д. псх. н. Грязнов А. Н.
Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
. это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой.
Девиантное поведение Социальные отклонения Делинквентное поведение Аддиктивное поведение Асоциальное поведение Аномальное поведение Криминальное поведение.
СОЦ. ПЕДАГОГ МОУ «СОШ 17 Г ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Т. Г. ДУНЮШИНА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МОУ «СОШ 17 г Вольска Саратовской области»
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
Девиантное поведение подростков Подготовилапедагог-психолог Артемьева Т.А.
Темперамент и характер.. Ключевые вопросы: Понятие о темпераменте и его типах Понятие о темпераменте и его типах Характер, его природа и структура. Характер,
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Индивидуальные особенности человека: их влияние на общение с людьми.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя (полная) общеобразовательная школа 10» Взаимосвязь акцентуаций характера с девиантным поведением подростков.
Т ЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ РАЗРАБОТЧИК Т.В.ПАЛИЕВА.
Профилактика асоциального поведения. Асоциальное поведение (девиантное поведение ) – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм,
Девиантное поведение. Учитель начальных классов:Рысина О.А.
«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Тема: «Почему подростки становятся «трудными?»
ПСИХОПАТИЯ Неправильное патологическое развитие, которое характеризуется дисгармонией в эмоционально-волевой сфере. Дисгармония всей личности (характер,
Транксрипт:

Подростковый возраст определяется как лет для мальчиков и лет – для девочек; Юношеский возраст у юношей начинается с 17 лет и заканчивается в года, а у девочек он начинается с 16 лет и заканчивается в лет.

Подростковый возраст ( лет). Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. В этом процессе подросток овладевает навыками общения в самых различных ситуациях. Важнейшими новообразованиями этого возраста являются формирование чувства «взрослости», как специфической для подросткового возраста формы самосознания. Старший школьный возраст ( лет). Ведущая деятельность - учебно профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Специфически-подростковые поведенческие реакции -Реакция эмансипации; -Реакция группирования со сверстниками; -Реакция увлечения – хобби реакция; -Реакции, обусловленные сексуальным влечением

Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте -Реакция отказа; -Реакция оппозиции; -Реакция имитации; -Реакция компенсации; -Реакция гиперкомпенсации.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим...

Характер Н – нормальный характер, Г.Р.Х. – гармонично развитый характер, А.Х. – акцентуации характера, С – скрытые акцентуации, Я – явные акцентуации, П – психопатии. Г.Р.Х. А.Х. С Я П Н

Акцентуации характера С.С. – сильные стороны, М.Н.С. – место наименьшего сопротивления. С.С. М.Н.С.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде".

- гипертимный; - циклоидный; - лабильный; - шизоидный; - сензитивный; - психастенический; - эпилептоидный; - истероидный; - неустойчивый; - конформный; - астено-невротический. Типы акцентуаций характера (по А.Е. Личко)

Гипертимный Главные черты: хорошее настроение, общительность, стремление к лидерству, высокий жизненный тонус. Сильные стороны: активность, выносливость, находчивость, готовность брать ответственность на себя. Место наименьшего сопротивления: ситуации, в которых нет возможности проявления инициативы, монотонная и кропотливая работа, чрезмерная опека. Возможные девиации поведения: импульсивность, тяга к риску, склонность к употреблению спиртного, гашиш как средство групповой коммуникации, стимуляторы приводят к гипоманиакальному состоянию, входит в пятерку наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности (хулиганство).

Циклоидный Главные черты: циклические изменения эмоционального фона, склонность к колебаниям настроения в сторону понижения. Сильные стороны: в фазе подъема как у гипертимного типа. Место наименьшего сопротивления: Ситуации резкой и глубокой смены состояний. Возможные девиации поведения: в период спада – возможны мысли о самоубийстве.

Лабильный Главные черты: богатство, яркость и глубина эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания, перепады настроения. Сильные стороны: мягкость, способность к сопереживанию, развитое чувство благодарности. Место наименьшего сопротивления: грубость, черствость окружающих, отсутствие теплых эмоциональных связей. Возможные девиации поведения: острые аффективные реакции, небольшое количество «сладких вин», аффективное суицидальное поведение.

Шизоидный Главные черты: склонность к одиночеству, замкнутость, недостаточные интуиция и сопереживание. Сильные стороны: способность к принятию нестандартных решений, информированность и склонность к точным фактам. Место наименьшего сопротивления: ситуации, требующие активного общения и оперативных решений. Возможные девиации поведения: реакции ухода в себя, иногда неожиданные вычурные поступки, спиртное в малых дозах

Сензитивный Главные черты: застенчивость, впечатлительность, развитое чувство долга, нередко чувство собственной неполноценности. Сильные стороны: острое нравственное зрение, ориентация на истинные чувства людей, «тонкокожесть». Место наименьшего сопротивления: указания на непорядочные поступки и недостатки. Возможные девиации поведения: может наблюдаться мнимая развязанность, суицидальные мысли и попытки.

Психастенический Главные черты: нерешительность, склонность к рассуждательству и самоанализу, тревожная мнительность, колебания при принятии решений. Сильные стороны: ответственность за порученное дело, способность проверять все до мелочей. Место наименьшего сопротивления: ситуации, требующие принятия решений, повышенные нагрузки и ответственность. Возможные девиации поведения: возможно подчеркнутое стремление к соблюдению дисциплины.

Эпилептоидный Главные черты: аффективная взрывчатость, бережливость, аккуратность, педантизм, злопамятность и накопление аффекта. Сильные стороны: огромное упорство, пунктуальность и обязательность, выносливость и внимание к мелочам. Место наименьшего сопротивления: ситуации, в которых на власть покушается более сильный лидер или кто-то пытается обидеть. Возможные нарушения поведения: внешняя адаптация сопряжена с тяжелыми конфликтами.

Истероидный Главные черты: эгоцентризм, претензии на роль лидера, яркость и выразительность эмоций. Сильные стороны: артистизм, развитая интуиция, стремление к яркому и нестандартному, способность заражать окружающих силой собственных чувств. Место наименьшего сопротивления: отсутствие внимания со стороны окружающих. Возможные девиации поведения: нежелание работать, быть «серой личностью», прогулы.

Астено-невротический Главные черты: раздражительность, быстрая истощаемость и склонность к ипохондрическим образованиям. Сильные стороны: умение расчитывать свои силы Место наименьшего сопротивления: повышенные нагрузки, ситуации, провоцирующие ипохондрические переживания. Возможные девиации поведения: делинквентность, алкоголизация и другие нарушения поведения не свойственны.

Неустойчивый Главные черты: слабоволие, повышенная внушаемость и пассивная подчиняемость, отсюда невозможность выработать постоянные стойкие формы реагирования. Типичное отсутствие устойчивых побуждений, влечений, желаний, стремлений. Сильные стороны: Место наименьшего сопротивления: ситуации безделия, бесконтрольность. Возможные девиации поведения: склонны к делинквентности. Суицидальное поведение нетипично. Склонны к алкоголизаци. Приобщаются к выпивкам рано (с лет), обычно в семье или компании с асоциальными тенденциями.

Конформный Главные черты: постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Сильные стороны: Место наименьшего сопротивления: ситуации, когда привычная подростковая группа почему-либо их изгоняет. Возможные девиации поведения: лишенные собственной инициативы могут быть втянуты в групповые правонарушения, в алкогольные компании, науськаны на расправу с чужаками.

Возможные смешанные типы Гипертимно – циклоидный.Гипертимно – циклоидный. Гипертимно - неустойчивыйГипертимно - неустойчивый Гипертимно – истероидный.Гипертимно – истероидный. Циклоидно – лабильный.Циклоидно – лабильный. Лабильно – сензитивный.Лабильно – сензитивный. Лабильно – истероидный.Лабильно – истероидный. Лабильно – неустойчивый.Лабильно – неустойчивый. Астенический – сенситивный.Астенический – сенситивный. Астенический – психастенический.Астенический – психастенический. Астенический – истероидный.Астенический – истероидный. Сензитивно – психастенический.Сензитивно – психастенический. Сензитивно – шизоидный.Сензитивно – шизоидный. Психастенический – шизоидный.Психастенический – шизоидный. Шизоидно – эпилептоидный.Шизоидно – эпилептоидный. Шизоидно – истероидный.Шизоидно – истероидный. Шизоидно – неустойчивый.Шизоидно – неустойчивый. Эпилептоидно – итероидный.Эпилептоидно – итероидный. Эпилептоидно – неустойчивыйЭпилептоидно – неустойчивый Истероидо – неустойчивый.Истероидо – неустойчивый.

Выявление и профилактика девиантного поведения Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение; асоциальное (аморальное) поведение; аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.

Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально- нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

Аутодеструктивное поведение (саморазрушительное поведение) – это отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (вовлеченность в религиозно-деструктивный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни. В подростковом возрасте: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерная зависимость, реже суицидальное поведение.

Аддиктивное поведение (addictive behavior ) - это злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая наркотики, алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость.

Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность {делинквент), а сами действия деликтами. По детерминации поведения можно выделить несколько основных групп делинквентных личностей: 1.ситуативный правонарушитель (противоправные действия которого преимущественно спровоцированы ситуацией); 2.субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифицировавшийся с групповыми антисоциальными ценностями); 3.невротический правонарушитель (асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги); 4.«органический» правонарушитель (совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности); 5.психотический правонарушитель (совершающий деликты вследствие тяжелого психического расстройства психоза, помрачения сознания); 6.антисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости).

Формы профилактической работы: – организация социальной среды

– информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов ) -активное социальное обучение социально- важным навыкам – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению -организация здорового образа жизни – активизация личностных ресурсов -совершенствование социальных норм и санкций в учебных заведениях