Урок русского языка на 1 курсе. Выполнила преподаватель Саяпина Г.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Орел и воробьи» Учимся анализу текста О. Безымянная.
Advertisements

Анализ текста О.Н.Безымянной « ОРЕЛ И ВОРОБЬИ » Анализ текста О.Н.Безымянной « ОРЕЛ И ВОРОБЬИ »
Анализ текста О.М. Безымянной « ОРЕЛ И ВОРОБЬИ » Анализ текста О.М. Безымянной « ОРЕЛ И ВОРОБЬИ »
Комплексный анализ текста Сказка – притча «Орел и воробьи» О.М. Безымянная.
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
Анализ языковых особенностей жанра литературного произведения Учитель Терёшина Т.П.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
2013 В жизни по - разному можно жить. В горе можно и в радости. Вовремя есть. Вовремя пить. Вовремя делать гадости. А можно и так : на рассвете встать.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Сочинение - рассуждение на основе текста художественного стиля. 6 класс Учитель : Краснобаева Ольга Валентиновна.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе» 8 класс.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Транксрипт:

Урок русского языка на 1 курсе. Выполнила преподаватель Саяпина Г.И.

Цели: отработка навыков самостоятельного анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.

Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал: – Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно. Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище. И сказал тогда Орел воробьям: – Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце. Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: – Короткое крыло – низкий полет... А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах. Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

– Определите стиль и жанр этого текста. – Автор определила жанр как сказка- притча. Вспомните определение притчи.

(Это текст художественного стиля, следовательно, главная задача – воздействовать на чувства и воображения читателя с целью эмоционального восприятия его. Жанр – сказка. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».) (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)

– В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте. Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

Группа А Какова композиция притчи?(Завязка, кульминация, развязка) Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами.

Что вы можете сказать о героях притчи? Авторская характеристика Орла и воробьев.

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Их роль в тексте.

Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст. Обличительная речь Орла – центр притчи. Конфликт– столкновение разных жизненных позиций. Завязка – реакция воробьев на рассказ Орла. Кульминация – полные горечи слова Орла. Развязка – ответ Орла на действия воробьев.

1. Рассказ Орла и реакция воробьев 2. Осмотр Орлом фермы и его обличительная речь 3. Возмущение воробьев и ответ Орла 4. Возвращение воробьев к прежнему существованию 5. Мораль 1.«И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни... Слушали, слушали воробьи...» 2.«Окинул Орел своим зорким оком окрестность...» «...но нашел я не птиц, а существ с крыльями...» 3.«...возмутились такими речами воробьи...» «короткое крыло – низкий полет» 4.«...снова вернулись воробьи к своим гнездам... и снова защебетали...» 5.«Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется».

В притче прослеживается аллегория. Герои притчи «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные.

Орел Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом Проповедник, мудрец Воробьи Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце Психология обывателя

Сформулируйте тему и идею текста. (Тема – смысл жизни. Идея заключена в морали) (зачитать). – Каждому человеку дан разум, но не всякий устремляет его к высоким целям. – Соотнесите идею притчи и эпиграф к сегодняшнему уроку. – Как вы понимаете его смысл? (В притче слово должно быть понятным и действенным. А значит, определенную роль в стилистическом оформлении играют изобразительно-выразительные средства).

Тропы Метафора: «растворился в небе» – подчеркивает органичность Орла среди облаков, в небесных высях. Перифраза: – «царь птиц» (Орел), «Божий дар» (жизнь) – помогает устранить однообразие; – «существа с крыльями» (воробьи), «прекрасные места» (фермы и свинарники) – передает авторскую иронию по отношению к жизненной позиции воробьев. Эпитеты: неведомые дали, непостижимые высоты, жадно поедали, неприятное зрелище, хрюкали ужасно. Притча представляет собой развернутую антитезу «Орел – воробьи». Она реализуется через систему антонимических пар: один – стая, рассказать – слушать, птицы – свиньи, просторы – загоны, дары природы – объедки, высота – низкий полет, чудесные миры – свинарники.

Говоря о синтаксисе текста, следует отметить инверсию. Обратный порядок слов создает некоторую напевность: «стал рассказывать орел», «слушали воробьи», «нашел я», «летают они», «видят они», «протекает жизнь», «сказываешь ты». Для создания определенного эмоционального эффекта автор использует явление однородности: «о других мирах и иной жизни», «о неведомой дали, к непостижимым высотам», «утаптывали грязь и валялись в ней», «хрюкали и визжали», «поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни». Однородные члены образуют такую фигуру, как градация: «толстые, грязные, дурно пахнущие» (расширение отрицательных качеств), «нет устремления в их крыльях, в их взоре, и в их сердце». Многосоюзие замедляет речь с целью дать возможность задуматься о смысле (зачитать от слов «Я считал воробьев...»). Заканчивается монолог Орла афоризмом, в конце его многоточие (умолчание), т.е. автор приглашает нас к размышлению.

Напишите сочинение-размышление на одну из предложенных тем: 1. «Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем». 2. «Короткое крыло – низкий полет». 3. «В жизни по-разному можно жить». Вам нужно выразить свое отношение к поднятой проблеме, аргументировать его, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

– Думаю, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Она может совпадать или не совпадать с позицией автора, потому что … В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать, И подарить его людям. (С. Островой)