Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Advertisements

Методы и приёмы использования технологий, обеспечивающие развитие критического мышления, творческой активности и самостоятельности обучающихся Свишук Е.М.
Методические приёмы технологии развития критического мышления Федотова А.В., методист ГИМЦ, г. Комсомольск-на-Амуре.
Инсерт 1 этап. Читая текст нужно помечать соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения : V «галочкой» помечается то, что уже известно;
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Методические приёмы технологии развития критического мышления Федотова А.В., методист ГИМЦ, г. Комсомольск-на-Амуре.
1 Критическое мышление. 2 Что дает применение технологии? вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Работа с домашними заданиями. «Двойной дневник» Дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Кривенцова Светлана Георгиевна МОУ СОШ 3 г.Балашов Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Технология формирования критического мышления является результатом реализации международного образовательного проекта «Чтение и письмо для развития критического.
Выполнила учитель немецкого языка высшей категории МОУ СОШ 9 г.Ржева Семёнова Людмила Михайловна ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Транксрипт:

Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления

1 ИНСЕРТ 1 ИНСЕРТ 1 ИНСЕРТ 1 ИНСЕРТ 2 Мозговая атака 2 Мозговая атака 2 Мозговая атака 2 Мозговая атака 3 Групповая дискуссия 3 Групповая дискуссия 3 Групповая дискуссия 3 Групповая дискуссия 4 Чтение с остановками и Вопросы Блума 4 Чтение с остановками и Вопросы Блума 4 Чтение с остановками и Вопросы Блума 4 Чтение с остановками и Вопросы Блума 5 Кластеры 5 Кластеры 5 Кластеры 5 Кластеры 6 Синквейн 6 Синквейн 6 Синквейн 6 Синквейн 7 «Продвинутая лекция» 7 «Продвинутая лекция» 7 «Продвинутая лекция» 7 «Продвинутая лекция» 8 Эссе 8 Эссе 8 Эссе 8 Эссе 9 Ключевые термины 9 Ключевые термины 9 Ключевые термины 9 Ключевые термины 10 Перепутанные логические цепочки 10 Перепутанные логические цепочки 10 Перепутанные логические цепочки 10 Перепутанные логические цепочки 11 Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) 11 Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) 11 Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) 11 Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) 12 Взаимоопрос 12 Взаимоопрос 12 Взаимоопрос 12 Взаимоопрос

ИНСЕРТ I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

ИНСЕРТ V «галочка» (то, что уже известно) знак «минус» (то, что противоречит представлению) + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным) ? «вопросительный знак» (если что- то неясно, возникло желание узнать больше)...

Мозговая атака 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений.

Групповая дискуссия А) уважение к различным точкам зрения ее участников; Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Чтение с остановками и Вопросы Блума Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления: Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления: - «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями); - «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями); - память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации; - память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации; - оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений; - оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений; - синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей; - синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей; - анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»; - анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»; - применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его; - применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его;

Кластеры 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Синквейн Правила написания синквейна: 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

«Продвинутая лекция» Алгоритм действий : 1. Вызов. 2. Анонс содержания первой части лекции. 3. Осмысление 4. Рефлексия 5. Повторный вызов. 6. Осмысление 7. Рефлексия. 8. Итоговая рефлексия. 9. Работы сдаются учителю

Эссе 10-минутное эссе 10-минутное эссе 5-минутное эссе 5-минутное эссе 1)написать, что они узнали по новой теме; 2 ) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Ключевые термины Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

Перепутанные логические цепочки Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Взаимоопрос Два ученика по очереди читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.