Классицизм Свой слог на важный лад настроя, Бывало пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец. Он одарял предмет любимый, Всегда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас,
Advertisements

Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало.
В начале 18 века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться, благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни.
Литературное направление (течение) Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГОУ СОШ 1234 г.Москвы.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало. Алимова Алла Викторовна – учитель русского языка и литературы Гимназии 56 Петроградского.
Литература XVIII века Литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Спасская общеобразовательная.
Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII.
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин.
Русский портрет XVIIIвека Федор Степанович Рокотов Владимир Лукич Боровиковский Иван Петрович Аргунов.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация Классицизм в русской литературе
Интегрированный урок Биологии + Мировой художественной культуры.
Литература XVIII века Фудина И.В., учитель русского языка и литературы школы-интерната 330 ОАО «РЖД».
Классицизм Понятие о классицизме Классицизм Классицизм – художественный метод в европейской культуре VII – начала XIX века, одной из важнейших черт которого.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 11 класс) по теме: Портрет в русской живописи 18 века.
Жанр портрета. Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской.
Наш XVIII век Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин А.С.Пушкин.
Русская литература XVIII века – литература классицизма XVIII век век Просвещения век Просвещения век абсолютной монархии век Екатерины II.
Древнерусская литература X – XIII вв. Русская литература XVIII в. Русская классическая литература XIX в. XVII – начало XVIII в. Западно- европейский классицизм.
ВЕК ПОРТРЕТА РУССКОЕ ПОРТРЕТНОЕ ИСКУССТВО XVIII-НАЧАЛА XIX ВЕКА Материал подготовлен для использования на уроках изобразительного искусства и мировой художественной.
КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Транксрипт:

Классицизм Свой слог на важный лад настроя, Бывало пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец. Он одарял предмет любимый, Всегда неправедно гонимый, Душой чувствительной, умом И привлекательным лицом. Питая жар чистейшей страсти, Всегда восторженный герой Готов был жертвовать собой, И при конце последней части Всегда наказан был порок, Добру достойный был венок. А.С.Пушкин Автор презентации: учитель МОУ СОШ 1г.Твери Савина Н.И.

Цели урока 1.Дать наиболее полное представление о характере эпохи классицизма. 2.Познакомить с особенностями и представителями культуры классицизма. 3.Выявить основные принципы литературы данной эпохи. 4.Выяснить, в чем заключается своеобразие русского классицизма. 5.Определить значение этого направления.

Характеристика эпохи Классицизм (от лат. cлова classicus- образцовый) – художественное направление в искусстве XVII- XVIII в.в., для которого характерна высокая гражданская тематика, строгое соблюдение творческих норм и правил. 1.Возник в XVII в. во Франции. 2.Это время централизации государства. 3.Усиление монархической власти.(Эпоха абсолютизма.) 4.Ограничение свободы личности. Регламентация- строгие нормы поведения. 5.Философия рационализма. Человеческий разум- главная сила, источник познания. Основоположник-Декарт. 6.Расширяются представления о законах природы, совершают открытия Галилей, Ньютон. 7.Жестокие войны. Подавление народных восстаний. «Государство- это я». Людовик XIV Декарт

Особенности культуры Главная задача классицизма- создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен государственному, чувства- долгу. 1.Понятие прекрасного связано с симметрией и гармонией. 2.Бурное выражение чувств считалось неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. 3.Все, связанное с бытом простого народа, изгоняется из придворного обихода и из искусства. 4.Обращение к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам. Версаль

Никола Пуссен Н. Пуссен «Триумф поэта» Давид Жак Луи «Клятва Горациев»

Особенности литературы Теоретик литературы- Н. Буало. Его трактат - «Поэтическое искусство». 1.Изображение идеального человека- твердого, разумного, живущего не для себя, а для государства.(Добровольный аскет). 2.Искусство классицизма не знало сложного характера: герои делились на положительных и отрицательных 3.Принцип «говорящих фамилий». 4.Для пьес характерна «система амплуа». амплуа 5.Гражданская проблематика. 6.Правило «трех единств»- места, времени и действия.трех единств 7.Жанры делились на «высокие» и «низкие».Жанры «Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный, Смысл должен быть всегда в согласье с рифмой плавной». «Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет».

Амплуа- тип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классической комедии- это идеальная героиня, герой- любовник, второй любовник- неудачник, резонер- герой, высказывающий мысли автора, субретка- веселая горничная. Правило трех единств Единство времени: действие развивается не более суток. Единство места: действие происходит в одном и том же месте. Единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10). Иерархия жанров. Высокие: трагедия, эпопея, ода. В них отражались общественная жизнь, история. Герои- полководцы, монархи. Высокий стиль. Низкие: комедия, сатира, басня. В них описывалась повседневная жизнь обычных людей. Разговорный стиль речи. ?

Представители западного классицизма Гете Корнель Лафонтен Мольер Расин Шиллер «Писатели(во Франции класс бедный и насмешливый, дерзкий) были призваны ко двору и задарены пенсиями, как и дворяне…Вскоре словесность сосредоточилась около двора. Все писатели получили свою должность. Корнель, Расин тешили короля заказными трагедиями, историограф Буало воспевал его победы и назначал ему писателей, достойных его внимания, камердинер Мольер при дворе смеялся над придворными…Отселе вежливая, тонкая словесность, блестящая, аристократическая- немного жеманная…» А.С.Пушкин

Просветительский классицизм Просветителями называют идеологов XVIII в., философов и писателей, выступавших со смелой критикой феодальных порядков.(Время- после буржуазной революции в Англии и подготовка к революции во Франции).Просветители видели в литературе важнейшее оружие в борьбе за идеалы, придавали большое значение воспитательной и мобилизующей силе искусства. Вольтер Дидро Руссо

Русский классицизм 1.Корни русского классицизма уходят в эпоху Петра I. Но стремительно развивается это направление в течение всего XVIIIв.(Эпоха дворцовых переворотов, правление Елизаветы Петровны, Екатерины II ). 2.А.Н.Радищев назвал XVIIIвек, с одной стороны, «безумным»(кровопролитные войны, восстание Пугачева, гнет крепостничества), а с другой- «мудрым» (создание первого русского университета, культ науки и просвещения). 3.На русский классицизм оказало огромное влияние французское просвещение. 4.Русскому классицизму была свойственна не только монархическая, но и общенациональная гражданская направленность. 5.В искусстве одновременно с торжественным величавым изображением героев проступают черты индивидуальности.

В. Боровиковский «Князь Куракин » Карл Брюллов «Последний день Помпеи» В. Баженов. Пашков дом. М.Козловский. Памятник А.В.Суворову Д.Левицкий «Екатерина II» М.Казаков. Сенат

Ф.Рокотов. Портрет Струйской. Николай Заболоцкий ПОРТРЕТ Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза «Из приглушенных пепельных, серебристо- зеленоватых и розовых оттенков рождается пленительный образ юной Струйской. Ее лицо кажется нежнейшим сгустком цвета и света, всегда составляющих в картинах Рокотова единое целое». М.Неклюдова

В. Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье- тень любви, и мысли- тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так, часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Яков Полонский «В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность образа и средств выражения. Задумчивый, томный, грустно- мечтательный взгляд, нежная улыбка…белое платье, сиреневый шарф и розы…зеленый фон древесной листвы и, наконец, мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство,- все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается содержание образа». А.Архангельская

Периодизация ПериодОсновные черты Представители 1.Литература петровского времени Формирование светской литературы Феофан Прокопович г.г.Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков г.г. Эволюция классицизма. Расцвет сатиры. В.И.Майков, Н.И.Новиков, М.М.Херасков 4.Последняя четверть XVIII в. Начало кризиса классицизма, появление реалистических традиций. Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин, И.И.Дмитриев А.П.Сумароков И.И.Дмитриев В.К.Тредиаковский Д.И.Фонвизин М.В.Ломоносов Г.Р.Державин

Особенности русского классицизма 1.Начался с сатиры. Первый русский писатель- сатирик – Кантемир. 2.Авторы больше использовали не античную, а национально- историческую тематику. 3.Применяли аллюзии- систему намеков.(Так в трагедии Сумарокова в Дмитрии Самозванце узнавали Екатерину II). 4.Обращались к фольклору, что не допускала эстетика французского классицизма. 5.Не признавали иерархии жанров. Все жанры были равнозначны. А.Д. Кантемир

Значение классицизма Классицизму как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей норме, образцу. Классическая древность в нем выступает как образец совершенного и гармоничного искусства. Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVIII века было широким и долговременным, а отголоски его слышны были и в последующие эпохи.

Проверь себя 1.Что в переводе с латинского обозначает слово классицизм? а) чувство б) образец в) этикет 2. Какая философия господствовала в эпоху классицизма? а) гуманизм б) рационализм 3. Кто является теоретиком литературы классицизма? а) Дидро б) Буало в) Руссо 4. Что лишнее среди данных особенностей литературы? а) сложный характер б) правило «трех единств» в) герой- добровольный аскет 5. Выбери лишнее. а) басня б) трагедия в) комедия 6. Первый русский писатель- сатирик? а) Дмитриев б) Тредиаковский в) Кантемир