(1853-1904). Родился 14 (26) марта 1853 в семье Михаила Андреевича Коркунова, видного русского историка и археолога, академика Санкт- Петербургской Императорской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Advertisements

Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Тема 4. Политическая власть 1. Политическая власть: понятие и специфика. 2. Государственная власть. 3. Легитимность и легальность власти.
Право в системе социальных норм. «Право» в современной науке используется в нескольких значениях: 1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Политическая система и её роль в жизни общества. Политическая система общества - это совокупность политических отношений, связанная с вопросами государственной.
Презентация на тему «Правовые отношения» Выполнила студентка заочного отделения Выполнила студентка заочного отделения группы ВЗБ 5 ЭК-21 группы ВЗБ 5.
1 Лекция 1 Основы теории государства и права д.м.н., профессор К.А. Виноградов Кафедра медицинской кибернетики.
Понятие и признаки правового государства Правовое государство это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство.
Выполнила: ученица 11 класса Бойко Эмма. Проверил: Дорошенко И.С.
Особенности, общая характеристика и источники международного права Выполнила студентка группы ВЗБ3ЮР-26 гп Сверчкова Ж.Е. Преподаватель: Глазков А.Н.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Лекция 25 Политика как социальная сфера. Политика Политика : (от греч. Polis – государство и лат. Politica –занимающаяся государственными делами) Политика.
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
Тема: политическая власть, ее ресурсы и источники, легитимность и легальность. Выполнил: Козлов Александр Александрович Группа ЭП-17.
Государство: понятие и признаки Государство: понятие и признаки.
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Уголовное право. Понятия и категории уголовного права.
Право в системе социальных норм Еремеева Елена Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия, г.Урай.
Тема 1. Понятие международного частного права. План 1 Введение в международное частное право 2 Предмет и метод международного частного права.
Транксрипт:

( )

Родился 14 (26) марта 1853 в семье Михаила Андреевича Коркунова, видного русского историка и археолога, академика Санкт- Петербургской Императорской академии наук. В 1874 году он окончил курс обучения на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, получив золотую медаль за сочинение по государственному праву. В 1876 году стал преподавателем энциклопедии права в Александровском лицее, а с 1878 года и в Санкт-Петербургском университете (стал заведовать кафедрой государственного права после смерти А. Д. Градовского). С 1879 года читал лекции по государственному праву иностранных государств и основам международного права в военно-юридической академии.

В 1893 году он защитил в Юрьевском (Дерптском) университете диссертацию на степень магистра государственного и международного права, а в следующем году на степень доктора в Санкт- Петербургском университете, где потом стал ординарным профессором государственного права. В 1893 году Н. М. Коркунов был также назначен членом комиссии для кодификации основных законов Финляндии. Николай Михайлович Коркунов не дожил до первой русской революции и учреждения российского парламента, скончавшись 27 ноября (10 декабря) 1904 года.

"Лекции по общей теории права" (1886 г., множество переизданий и переводов на иностранные языки), "Международное право" (1886 г.), "Общественное значение права" (1890 г.), "Сравнительный очерк государственного права иностранных держав" (1890 г.), "Русское государственное право" ( гг. - магистерская диссертация), "Указ и закон" (1894 г. - докторская диссертация), "История философии права" (1896 г.) и др. Ученый активно сотрудничал с рядом юридических журналов, таких как "Юридические летописи", "Журнал гражданского и уголовного права", "Журнал Министерства юстиции", и публиковал в них свои статьи.

Н.М. Коркунов принадлежал к тем блестящим ученым, профессорам юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского Университета, которые формировали оригинальную и самобытную петербургскую школу философии права. Многие правовые и политические идеи, актуализированные этими выдающимися мыслителями, сохраняют свое значение и сегодня. Политико-правовое учение Н.М. Коркунова находилось у истоков школы, и свое наиболее зрелое воплощение оно нашло в фундаментальном двухтомном труде "Русское государственное право", имевшим до революции семь переизданий. Учение Н.М. Коркунова о праве и государстве несет на себе отпечаток его индивидуальности, несмотря на определенную идейную зависимость от немецкой философско-правовой традиции. Коркунову удалось обосновать одну из первых в России "широкую" социологическую концепцию права, в соответствии с которой право "не перекрывается" государством, а относится к самой сути общества, сосуществуя в нем на разных уровнях и в самых различных формах.

"Визитной карточкой" русского правоведа стала его концепция права, в центре которого находилось понятие объективного интереса. Основываясь на учении знаменитого немецкого мыслителя Р. Иеринга, Коркунов утверждал, что главным содержанием общественной жизни является столкновение различных интересов: политических, юридических, экономических и др. Для возможности сосуществования различных интересов они должны быть разграничены. Отсюда, по мысли Коркунова, и вытекает необходимость права как средства разграничения интересов и обеспечения социального порядка. Именно в разграничении интересов Коркунов и видел основную задачу права, в отличие от нравственности, которая те же интересы лишь оценивает (как хорошие или нехорошие, достойные - недостойные и т. д.).

Н.М. Коркунов в духе традиционной русской правовой философии выступает сознательным противником индивидуалистического, либерального направления в науке права, противопоставляющего личность и общество. Понимание права как норм индивидуальной свободы возможно лишь тогда, когда в обществе видят совокупность автономных личностей, связанных сознательным договором. Но оно совершенно не пригодно при взгляде на общество как на "определяющий общественный фактор", которому обязана подчиняться и личность. Законодатель при этом не ограничивается размежеванием одних индивидуальных интересов, а "все больше и больше обращает внимание на регулирование общих интересов, не могущих быть приуроченными к отдельной личности".

Коркунов выступал решительным противником определения права как принудительных норм. Ученый был убежден в том, что реализация права вполне возможна и без принуждения - например, если члены общества добровольно исполняют возлагаемые на них обязанности. Как отмечает наш правовед, принудительно осуществляемы могут быть только такие нормы, которые заключаются в применении наказаний (санкций - в широком смысле слова). Но наказать - не значит заставить. Вполне возможны такие ситуации, когда человек предпочтет наказание исполнению обязанности, и право субъекта в таком случае останется неудовлетворенным.

Говоря о невозможности связать право и принуждение в качестве его неотъемлемого признака, Коркунов имел в виду принуждение физическое. Но если под принуждением понимать и психическое принуждение, то необходимо признать, что такое принуждение сопутствует каждому правовому явлению, а поэтому, нет никаких оснований видеть в принуждении отличительный признак одного только права. Сказанное не означает, что Н.М. Коркунов недооценивал роль физического принуждения в праве. "…С прогрессом общественной жизни, - писал он, - право стремится к возобладанию над силой и пользуется ею, насколько она является пригодным средством для осуществления права. Но право может обойтись и без принуждения, и не всякое право осуществимо через принуждение".

Коркунов полагал, что право, в отличие от нравственности, не дает масштаба для оценки интересов с точки зрения этических требований. Оно лишь определяет границы осуществления интересов, устанавливает определенные права и обязанности субъектов правоотношения, что предполагает признание относительности права. К праву, по Коркунову, нельзя подходить с точки зрения абсолютных критериев. То, что у одних народов признается правовым, не признается таковым у других. Следовательно, не может быть абсолютной противоположности права и бесправия. Понятие права охватывает собой всякое разграничение интересов, независимо от того, справедливо оно, или несправедливо и кем установлено: обычаем, законом, судебной практикой или просто субъективным правосознанием.

Среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение Н.М. Коркунов признает за государством. Теоретические представления Н.М. Коркунова о государстве отличаются своеобразием. Для Коркунова основополагающим признаком государства является власть. В этом, конечно, нет ничего оригинального. Но ученый отвергает такой традиционный признак государственной власти как ее суверенитет, если под последним понимать безусловную и безграничную власть. Такой власти, по Коркунову, просто не существует. В действительности власть каждого государства ограничена извне. Подлинная же отличительная особенность государства заключается в том, что оно одно осуществляет самостоятельно принудительную власть.

Государство есть монополист принуждения. Но самостоятельность власти, подчеркивает профессор Коркунов, не предполагает ее неограниченности или полной независимости. Глубинные основы права и власти ученый усматривал в психике человека. Авторитет велений органов власти основывается, по Коркунову, не на внешней физической силе, а на признании их обязательности со стороны общества. Власть по Коркунову не предполагает непременно направленной на властвование воли. Властвование предполагает сознание не с активной стороны, не со стороны властвующего, а с пассивной стороны, со стороны подвластного.

В ходе своих исследований в области развития государства фактически, Коркунов формулирует те признаки государственной власти, которые в современной политологии трактуются как ее легитимность. Интересно, что Коркунов не включил в число признаков государства территорию. Не подвергая сомнению правомерность такого признака для современных государств, ученый полагал его спорность относительно государств прошлого (для кочевых народов). Еще в греческих государствах, по его мнению, нахождение на "территории, им подвластной, не устанавливало подчинения местной власти и местным законам"

Коркунов пытается сформулировать концепцию государства как юридического отношения. По мысли Коркунова, иначе понимается внутренний характер единства государственного союза, но нисколько не нарушается само это единство. Так, в гражданском праве семья признается не единой личностью, а отношением, но это отнюдь не разрушает ее единства. В государстве такое отношение носит публично-правовой характер и характеризуется тем, что его объект - государственная власть - приспосабливается к совместному пользованию, а не делится на частное пользование отдельных лиц. Науку государственного права Коркунов определяет как "учение о юридическом отношении государственного властвования"

Особое внимание Коркунов уделял выяснению специфики государственного принуждения. Монополизируя власть принуждения, государство ставится в необходимость принуждать не только в своем собственном интересе, но и в частных интересах самих членов общества. Государство запрещает принуждение всякому другому, оно должно действовать само, хотя бы его это прямо и не касалось. Органы, призванные силой охранять нарушенные интересы граждан и общественных союзов делают это только по обязанности и поэтому спокойно и бесстрастно. Таким образом, принудительные меры, по мысли Коркунова, "подчиняются уже не чувству, побуждающему к насилию, и не правилам только целесообразности, но и началам права и морали. Принуждение дисциплинируется правом, проникается этическими принципами, служит не грубому насилию, а высшим нравственным идеям".

Таким образом, вклад Н.М. Коркунова в российскую юриспруденцию поистине огромен. Этот выдающийся учёный видел гораздо дальше своего времени. Его работы способствовали развитию отечественной и мировой науки, поэтому Н. М. Коркунова можно смело причислить к плеяде самых выдающимся юристам истории.