ФГОС Автор: Мамонтова Л.В.. 2 5 ноября 2008 года Послание Федеральному Собранию Президентская инициатива: «Наша новая школа» «Если во второй половине.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Advertisements

Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта.
Введение ФГОС в начальной школе. Цели ФГОС начального общего образования второго поколения Развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» г. Гай 2011 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Универсальныеучебные действия (УУД) Универсальныеучебные Педагог – психолог МБОУ СОШ 3 поселка Эльбан Процкая Ольга Юрьевна.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
L/O/G/O Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Транксрипт:

ФГОС Автор: Мамонтова Л.В.

2 5 ноября 2008 года Послание Федеральному Собранию Президентская инициатива: «Наша новая школа» «Если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». С передовых позиций мы откатились. Слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом»

Основные направления развития Переход на новые образовательные стандарты Совершенствование учительского корпуса Развитие системы поддержки талантливых детей Изменение школьной инфраструктуры Сохранение и укрепление здоровья школьников «Наша новая школа» включает в себя пять пунктов: ФГОС

4 Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования начнется во всех образовательных учреждения РФ в 1-х классах с ФГОС

5 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством стандарты

6 ФГОС Поэтапное введение ФГОС общего образования Переход на ФГОС начального общего образования общеобразовательных учреждений: 1 класс -2011г. 2 класс-2012г. 3 класс-2013г. 4 класс-2014г.

7 ФГОС

Направления национальной образовательной инициативы Предоставить каждому учащемуся возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни. Новое поколение образовательных стандартов

9 ФГОС Информационно-методическая поддержка: специализированный сайт

ФГОС Переход на новые образовательные стандарты требования к структуре образовательных программ требования к условиям реализации образовательных программ требования к результатам их освоения Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться

к результатам освоения основной образовательной программы к структуре основной образовательной программы к условиям реализации основной образовательной программы организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия ФГОС Требования ФГОС:

ФГОС Требования ФГОС: Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Личностные результаты (система ценностных отношений, интересы, мотивации учащихся и др.) Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Предметные результаты знания и умения, опыт творческой деятельности и др.

ФГОС Цель образования: 1 поколение ФГОС 2004г. Усвоение знаний, умений, навыков 2 поколение ФГОС 2010г. Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся Новое поколение ФГОС базируется на системно-деятельностном подходе

ФГОС Цель образования: Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

ФГОС Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Новой школе – новые стандарты Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика

ФГОС Система дидактических принципов Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип непрерывности. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип минимакса. школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

ФГОС Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат. Что это означает? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.

УУД способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Необходимо исключить Условия развития УУД Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Необходимо исключить Развитие умений по применению знаний Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК. Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний. цель текст методика Нужно стремиться

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕКОММУНИКАТИВНЫЕ обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. КОММУНИКАТИВНЫЕ Виды УУД

самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение) смыслообразование (ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать); нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.)

(обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.) целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция

общеучебные универсальные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, и т.д.) логические (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно- следственных связей;построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; действия постановки и решения проблем.) постановка и решение проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.)

(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров пообщению или деятельности) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов, принятие решения и его реализации; управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ФГОС Ценностные ориентиры выпускника Характеристика социальных чувств Научные знания и представления Не подлежащие формализованному итоговому контролю (аттестации) Требования к результатам, подлежащие проверке и аттестации Умения учебно- познавательной, исследовательской деятельности Способность к контролю и самоконтролю Способность к творческому решению учебных и практических задач Требования к результатам освоения основных образовательных программ Коммуникативные и информационные умения Умение оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций Индивидуальные психологические характеристики личности

результаты промежуточной аттестации результаты итоговых работ Две составляющие итоговой оценки ФГОС

Проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образованием); портфолиопортфолио Представления выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности. портфолио

ФГОС Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

ФГОС Портфолио ученика 1-4 класса составляется родителями; Портфолио ученика 5 – 6 класса составляется учеником при участии родителей; Портфолио ученика 7 – 9 класса составляется учеником, оформляется при участии родителей; Ведение портфолио обязательно для учащихся 9 и 11 классов, учащихся предпрофильных и профильных классов. Работа с портфолио ведется под контролем классного руководителя, с привлечением учителей предметников. Портфолио ученика 10 – 11 класса составляется и оформляется учеником.

ФГОС Раздел 1. Общие сведения Раздел 2. Основные сферы деятельности Раздел 3. Успеваемость Раздел 4. Общественная деятельность Раздел 5. Успешность Раздел 6. Перспективы

ФГОС

любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

ФГОС ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Учебный план Внеурочная деятельность Программа формирования универсальных учебных действий Программа духовно- нравственного развития, воспитания Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Система оценки достижения планируемых результатов Программы отдельных учебных предметов, курсов Основная Образовательная программа

ФГОС Учебный план

Требования к разделам основной образовательной программы Внеурочная деятельность 4 Организуется по направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное

ФГОС п/п Название курсаУчительКол – во часов в неделю 1.ДоноведениеМоисеева И. Н.1 2.ПочемучкаМоисеева И. Н.1 3.РиторикаЧернякова Е. Е.1 4.Подвижные народные игры Чернякова Е. Е.1 5.Юный исследовательЩербаченко Т. А.2 6.Волшебная палитраЛекомцев С. И.2 7.Музыкальный театрЛопатченко Л. Н.1 8.Информатика в играх и задачах Мамонтова Л. В.1

ФГОС УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Финансы Кадры Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально- технические условия Информационно- образовательная среда

ФГОС Направления национальной образовательной инициативы Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, привлечение нового поколения учителей. Совершенствование учительского корпуса

ФГОС Новое качество образования в современной России «Мы должны получить новых учителей и новых учеников (в переносном смысле этого слова), то есть подготовленных учителей, независимо от их возраста, которые любят свое дело и хотят работать в школе…» Д.А. Медведев

ФГОС Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования. Новый учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в этом информационном пространстве. Человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу, а не просто урокодатель. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Вот поэтому необходимо начать преобразование школы с учителя (в частности с учителя начальных классов), т.к. переход на ФГОС осуществляется именно в начальной школе. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций. Новой школе – нового учителя.

ФГОС Направления национальной образовательной инициативы К каждому ученику индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Сохранение и укрепление здоровья школьников

ФГОС Направления национальной образовательной инициативы Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Система поддержки талантливых детей

ФГОС Направления национальной образовательной инициативы Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно. Изменение школьной инфраструктуры

45 Учебные предметы (курсы) по выбору обучающихся Учебные предметы (курсы) по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением: «Астрономия», «Искусство», «Технология», «Дизайн», «Краеведение», а также иные учебные предметы (курсы) в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения Учебный план среднего (полного) общего образования Учебный план должен содержать 9 (10) учебных предметов (курсов), из них 3 (4) профильных курса Учебные предметы, которые выбирают обучающиеся из предметных областей не менее одного предмета Иностранный язык не менее двух предметов при обязательном выборе интегрированного курса «История: Россия в мире» Общественные науки не менее одного предмета при обязательном выборе базового или профильного курса «Математика» или интегрированного курса «Математика и информатика» Математика и информатика Не менее двух предметов Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности не менее двух предметов или интегрированный курс «Естествознание» Естественные науки не менее одного предмета при обязательном выборе базового или профильного курса «Русский язык и литература» Филология Русский язык и литература (базовый курс – не менее 3 ч в неделю, профильный курс – не менее 5 ч) Родной язык и литература (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Иностранный язык (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Второй иностранный язык ( базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) История: Россия в мире (интегрированный курс – не менее 3 ч) Обществознание (базовый курс – не менее 3 ч) История (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) География (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Экономика (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Право (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Математика и информатика (интегрированный курс – не менее 3 ч) Математика (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Информатика (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Естествознание (интегрированный курс – не менее 3 ч) Физика (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Химия (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Биология (базовый курс – не менее 3 ч, профильный курс – не менее 5 ч) Экология (базовый курс – не менее 3 ч) Физическая культура (базовый курс – не менее 3 ч в неделю) Основы безопасности жизнедеятельности (базовый курс – не менее 1 ч в неделю) Интегрированный курс – освоение ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий, относящихся к единой предметной области Базовый курс – освоение основ базовых наук, систематических знаний и способов действий, присущих определенному учебному предмету Профильный курс – более глубокое освоение систематических знаний и способов действий, присущих определенному учебному предмету, подготовка к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности

46

ФГОС

ФГОС старшей школы (преемственность и развитие) Из Концепции профильного обучения (2002 г): «На старшей ступени школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда……» «На старшей ступени школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда……»

ФГОС 49 ФГОС старшей школы (преемственность и развитие) Из Концепции профильного обучения (2002 год): Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования ФГОС старшей школы (преемственность и развитие)

ФГОС ФГОС старшей школы (преемственность и развитие) Из Концепции профильного обучения (2002 год): обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальных учебных планов создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальных учебных планов расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования