Отклоняющееся (девиантное) поведение Выполнила социальный педагог МБОУ СОШ 100 им. академика В.С. Пустовойта г. Краснодара Г.И. Пономарева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отклоняющееся (девиантное) поведение. Отклоняющееся (девиантное) поведение наблюдается в процессе десоциализации и является разновидностью социальной.
Advertisements

Отклоняющееся (девиантное) поведение Выполнила социальный педагог МБОУ СОШ 100 им. академика В.С. Пустовойта г. Краснодара Г.И. Пономарева.
Семинар классных руководителей «Устранение причин нравственной деформации личности, отклонений в поведении ребенка.» 1.Планирование работы. 2.Вовлечение.
Тема:«Девиантное поведение подростка» Тема:«Девиантное поведение подростка»
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина.
Работа педагога с трудными подростками. Дети группы риска Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Дети, находящиеся в особо трудных жизненных.
Жестокость и насилие Жестокость и насилиеДокладывает: Зам. Начальника ОУУП и ДН Межмуниципального Отдела МВД России «Искитимский» подполковник полиции.
Система работы по профилактике правонарушений и безнадзорности -классный руководитель -педагог-психолог -социальный педагог - заместитель директора по.
Работа с детьми и родителями, Попавшими в трудную жизненную ситуацию, стоящими на профилактическом учёте в МБДОУ «Петровский детский сад 5.
Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
Информация о детях с «девиантным» поведением. Дети с «девиантным поведением» – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.
МБОУ СНОШ им. В. Г. Павлова Работа социально - психологической службы.
Система работы с детьми «группы риска» Три существенных признака, составляющих содержание понятия «дети группы риска». Первым признаком является - наличие.
Причины правонарушений у подростков. Девиантное поведение- социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 7» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 7»
Кунгурский район п.Голдыревский Вологодской Любови Анатольевны Работа социального педагога В МБОУ «Голдыревская средняя общеобразовательная школа»
Дети с девиантным поведением в школе «Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это.
Социальный педагог Тригубенко Е.В.. АДАПТАЦИЯ – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Обычно возникает в связи с кардинальной сменой.
Жестокое обращение. Насилие в семье. Подготовила: педагог-психолог Субботина К. В.
Транксрипт:

Отклоняющееся (девиантное) поведение Выполнила социальный педагог МБОУ СОШ 100 им. академика В.С. Пустовойта г. Краснодара Г.И. Пономарева

Отклоняющееся (девиантное) поведение наблюдается в процессе десоциализации и является разновидностью социальной запущенности. Отклоняющееся (девиантное) поведение наблюдается в процессе десоциализации и является разновидностью социальной запущенности. С. Беличева под отклоняющимся поведением понимает поведение, в котором устойчиво проявляются такие отклонения от социальных норм: С. Беличева под отклоняющимся поведением понимает поведение, в котором устойчиво проявляются такие отклонения от социальных норм: отклонения корыстной ориентации (хищения, кражи); отклонения корыстной ориентации (хищения, кражи); агрессивной ориентации (оскорбления, хулиганство, побои); агрессивной ориентации (оскорбления, хулиганство, побои); социально-пассивного типа (уклонение от учебы, бродяжничество, употребление наркотиков и алкоголя). социально-пассивного типа (уклонение от учебы, бродяжничество, употребление наркотиков и алкоголя).

В рамках отклоняющегося поведения выделяется несколько видов: социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.; отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуации характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства;

4. отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов; 5. безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. Отклоняющееся поведение подростков в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток». Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям.

ТИПЫ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ Первую группу составили учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении. Ко второй группе были отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении. К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами

Координационный план работы с детьми группы риска I. Организационные мероприятия 1.Составление социального паспорта класса 2.Составление характеристик на детей группы риска 3.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции 4.Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями 5.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 6.Организация досуга и кружковой деятельности 7.Составление административных писем, ходатайств и др. документ. 8.Осуществление связи с КДН, ОПДН и др. соц. службами 9.Организация летней занятости.

II. Работа с учащимися 1.Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3.Вовлечение учащихся в кружки и секции 4.Проведение профилактических бесед 5.Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 6.Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 7.Содействие в трудоустройстве 8.Проведение психодиагностики 9.Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута 10Разбор конфликтных ситуаций

III. Работа с родителями 1.Посещение семей группы риска 2.Проведение консультаций 3.Приглашение на советы профилактики 4.Выступления на родительских собраниях 5.Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений

IV. Работа с педколлективом 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2.Консультации по результатам диагностики 3.Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4.Выступление на педсоветах

Анкета для родителей 1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы? 1) 1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) 2) 2) побеги из дома 3) 3) грубость, сквернословие 4) 4) употребление алкоголя, пьянство 5) 5) курение 6) 6) раннее начало половой жизни 7) 7) хулиганство 8) 8) унижение других 9) 9) воровство 10) 10) неподчинение, критика взрослых 11) 11) ношение «вызывающей» одежды 12) 12) отрицательное отношение к учебе 13) 13) драки, нанесение телесных повреждений 14) 14) употребление наркотиков 15) 15) что- то еще

2. Какие из них вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)? __________________________________________________________________________________ 3. Сколько, примерно, времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе? 1) 1) не более 1часа 2) 2) 2-3 часа 3) 3) 4-5 часов 4) 4) 6-8 часов 5) 5) более 8 часов 6) 6) затрудняюсь ответить 4. Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время? ____________________________________________________________________________________

5. Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения? 1) 1) стремление получить сильные впечатления 2) 2) заболевания ребенка 3) 3) повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя 4) 4) неблагополучная ситуация в семье 5) 5) стремление к самостоятельности и независимости 6) 6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями 7) 7) отставание в учебе 8) 8) пренебрежение со стороны сверстников 9) 9) непонимание взрослыми трудностей детей 10) 10) недостаточная уверенность ребенка в себе 11) 11) отрицательная оценка взрослыми способностей детей 12) 12) стрессовые жизненные ситуации 13) 13) напряженная социально- экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.) 14) 14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации 15) 15) чрезмерная занятость родителей 16) 16) конфликты с родителями 17) 17) что- то другое_________________________________________________________________________________

6. К какому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении? 1) 1) классному руководителю 2) 2) школьному психологу 3) 3) социальному педагогу 4) 4) психотерапевту 5) 5) инспектору по делам несовершеннолетних 6) 6) врачам 7) 7) справились бы самостоятельно 8) 8) к кому – то еще_______________________________________________________________________________ 9) 9) затрудняюсь ответить 7. Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в плохую компанию? 1) 1) да 2) 2) нет 3) 3) затрудняюсь ответить 8. Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения? _____________________________________________________________________________________________________

Система профилактики отклоняющегося поведения включает в себя следующие компоненты: 1. выявление учащихся группы риска, определение причин отклоняющегося поведения; 2. устранение причин отклонений в поведении школьника: - изменение характера личных отношений учеников со сверстниками и взрослыми; - вовлечение трудных учащихся в различные виды положительной деятельности; - изменение условий семейного воспитания.

Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи, родители, работники учреждений дополнительного образования, учителя-предметники, сотрудники органов внутренних дел. Успех дела во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса.

Спасибо за внимание!