Филологическое образование в контексте реализации требований ФГОС ООО 2010 года Дощинский Роман Анатольевич, к.п.н., доцент КФО МИОО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение стандартов второго поколения в основном общем образовании Пилотный проект внедрения ФГОС в 5 классах … с первого сентября 2012 года может быть.
Advertisements

Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по мере готовности общеобразовательных учреждений.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ как синтез образовательных ресурсов Л.Н. Бережная, директор ИМЦ Курортного района.
НАША НОВАЯ ШКОЛА Обновление образовательных стандартов Подготовили учителя начальной школы Толоконникова Д.Ю. Донских С.О.
Педагогический совет : Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
НАША НОВАЯ ШКОЛА Обновление образовательных стандартов.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Page 1 Рабочие программы. Page 2 Нормативная база Статья 28. Закон «Об образовании в РФ» -к компетенции ОУ относится разработка и утверждение образовательных.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Транксрипт:

Филологическое образование в контексте реализации требований ФГОС ООО 2010 года Дощинский Роман Анатольевич, к.п.н., доцент КФО МИОО

ФГОС – результат деятельности Российской академии образования Президент РАО Н.Д. Никандров Вице-президент РАН В.В. Козлов Вице-президент РАО А.А. Кузнецов Член-корреспондент РАО А.М. Кондаков Академик РАО М.В. Рыжаков В.Р. Кучма, РАМН Академик РАО В.Д. Шадриков

Разработчики проекта Российская академия образования Российская академия наук Российскаяакадемия медицинских наук МГУ РАПКРО Институт развития образования Татарстана ФИРО ВШЭ

Разработчики – участники апробации – органы управления образованием и образовательные учреждения Российская академия образования Московская область Ярославская область Ленинградская область Челябинская область Республика Саха (Якутия) Новосибирская область Омская область Ямало-Ненецкий АО Оренбургская область Республика Татарстан Ростовская область Республика Дагестан Калининградская область Ставропольский край

Ход преобразований 2011 год – все школы страны перешли на ФГОС НОО. Следовательно, 2015 год – все школы страны перейдут на ФГОС ООО год – формирование в системе столичного образования пилотных школ по экспериментальному введению ФГОС НОО. Следовательно, 2012 год – формирование в системе столичного образования пилотных школ по экспериментальному введению ФГОС ООО («по мере готовности» ОУ).

Выводы: Изменения сознания учителя не только полезны и необходимы, но и неизбежны и уже необратимы. С этого учебного года изменения будут реальны в 5-ых классах 253 школ г. Москвы, но в скором времени они коснутся всей массовой школы. 7

Критерии готовности ОУ: Управленческие решения - Координационный совет при ДОгМ - Региональный центр по введению стандартов - городская конференция - инструктивно-методическое письмо 8

Критерии готовности ОУ: Оборудование 9

Критерии готовности ОУ: Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров СВАО – 36 пилотных ОУ Сентябрь – ноябрь – 72 часа Кафедра филологического образования МИОО: 10

Стандарт второго поколения – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Инновационность стандартов Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»). Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни. Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования.

Т к структуре основных образовательных программ Т к результатам освоения основных образовательных программ Т к условиям реализации основных образовательных программ Тп + Ту + Тр – новая формула стандартов

Закон «Об образовании» Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ образовательных программ и учебных планов; 23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.

Иерархия программ: основная образовательная программа школы (не путать с программой развития школы!) примерная (типовая) программа предмета (по ФГОС, обязательная часть) примерная (типовая) авторская программа (согласно выбранному УМК, возможность расширения) рабочая программа учителя (симбиоз).

Полное наименование учредителя и ОУ в соответствии с уставом Где, когда и кем утверждена РП Наименование учебного предмета (курса) Указание на принадлежность РП к ступени, уровню общего образования Срок реализации данной программы Ссылка на примерную авторскую программу, на основе которой разработана данная РП Авторы РП (составители) Титульный лист рабочей программы (вариант)

Содержание пояснительной записки место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми) роль учебного предмета в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ)

Календарно-тематическое планирование 1.Тема изучения. 2.Количество уроков. 3.Соответствие Стандарту и расширяемое содержание. 4.Образовательные результаты: предметные, метапредметные и личностные; «ученики достигнут», «ученики получат возможность достигнуть», «индивидуальные результаты достижения» (для учащихся с особыми образовательными потребностями). 5.Характеристика видов деятельности с указанием обязательных проектных продуктов. 6.Учебные средства, включая ИКТ. 7.Используемые КИМы как инструменты, диагностирующие достижение образовательных результатов.

Требования к условиям реализации ООП Информационно- методическое обеспечение Информационно- методическое обеспечение Материально- техническое обеспечение Материально- техническое обеспечение Финансовое обеспечение Финансовое обеспечение Психолого- педагогическое обеспечение Психолого- педагогическое обеспечение Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение

Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям дотижения требований к результатам дотижения требований к результатам Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде условия должны обеспечивать возможность выполнения новых СанПиН выполнения новых СанПиН ОУ должны иметь цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии информационно- библиотечные центры с медиатекой информационно- библиотечные центры с медиатекой полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Ориентиры, развитие : формирование ИКТ-компетентности, подготовка к профильному обучению, профориентация осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование

Материально-техническое и информационное оснащение должно обеспечивать возможность: Осуществлять образовательную деятельность создание и использование информации создание и использование информации получение информации получение информации Организовать отдых и питание, обеспечить физическое развитие исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений проведение экспериментов, наблюдений проведение экспериментов, наблюдений проектирование и конструирование проектирование и конструирование обработка материалов и информации обработка материалов и информации создание материальных объектов создание материальных объектов художественное творчество художественное творчество размещение продуктов деятельности в информационно- образовательной среде ОУ размещение продуктов деятельности в информационно- образовательной среде ОУ

личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний Ориентация на результаты:

Компетентностный подход предполагает достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания, умения и навыки Системно- деятельностная парадигма требует формирования образовательных ситуаций продуктивной, социально значимой деятельности

Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., Философской основой такой модели образования выступает идея социализации человека посредством учебной деятельности, обеспечивающей создание им образовательных продуктов, адекватных познаваемым сферам внешнего мира. Осознавая созданные знания и применяя усвоенные способы познания, ученик фиксирует знания в виде личного образовательного продукта, который может быть использован для последующего познания мира [С. 244].

Универсальные учебные действия (УУД)

Нормативное закрепление понятия «внеурочная деятельность» 18 часов = 36 часов

Виды внеурочной деятельности

Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов Предмет оценки Достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования Итоговая оценка Накопленная текущая оценка урочной и внеурочной деятельности Оценка за стандартизированные работы Динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов Уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования

Проблемы: Несовременное качество российского образования Пятая часть российских школьников устойчиво демонстрируют результаты грамотности чтения ниже порогового уровня Доля «продвинутых» школьников в России ниже, чем в среднем по странам ОЭСР и значительно ниже, чем в лидирующих странах Процент учащихся, не достигших второго уровня исследования грамотности чтения PISA Процент учащихся, получивших наивысший балл по всем трем компетенциям, PISA

Стандарты второго поколения обеспечивают переход от «догоняющей» к «опережающей» модели модернизации образования как основного локомотива формирования национальной инновационной системы