Последние и планируемые изменения в экологическом законодательстве Российской Федерации Михаил БЕГАК, Александра ЦВЕТКОВА Санкт-Петербургский научно-исследовательский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Advertisements

Федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ 261-ФЗ Принят.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ И РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Система управления рисками в области охраны окружающей среды Астана, июль 2009 г. Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник Управления МЧС России ЛУКАШЕВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Презентация подготовлена преподавателем-организатором ОБЖ Дягилевым Александром.
Транксрипт:

Последние и планируемые изменения в экологическом законодательстве Российской Федерации Михаил БЕГАК, Александра ЦВЕТКОВА Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН 25 сентября 2012 года

Экологический мониторинг и экологическая информация Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (принята ) ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» ( 331-ФЗ от 21 ноября 2011 года) Ратификация Орхусской конвенции ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решения и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (1998 ) – Президентом Д.Медведевым, по результатам заседания Президиума Госсовета в Дзержинске, дано поручение «изучить вопрос».

ФЗ «О внесении изменений …» Создается Единая система государственного экологического мониторинга, включающая 14 подсистем: государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; государственного мониторинга атмосферного воздуха; государственного мониторинга радиационной обстановки на территории РФ; государственного мониторинга земель; государственного мониторинга объектов животного мира; государственного лесопатологического мониторинга; государственного мониторинга состояния недр; государственного мониторинга водных объектов; государственного мониторинга водных биологических ресурсов; государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря РФ;

государственного мониторинга исключительной экономической зоны РФ; государственного мониторинга континентального шельфа РФ; государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал; государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания. Создается Государственный фонд данных как федеральная информационная система, обеспечивающая сбор, обработку, анализ данных и включающая: информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга; результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора; данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга, а также между единой системой государственного экологического мониторинга, единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе. Субъекты РФ в формировании Фонда участвуют, но филиалы Фонда в субъектах не предусмотрены. Понятие «экологическая информация» осталось не определенным.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» – принят в первом чтении Государственной Думой РФ

ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА Вводится понятие наилучших доступных технологий (НДТ), справочников по НДТ, критериев определения НДТ, комплексных экологических разрешений. Вводятся 4 категории объектов в зависимости от оказываемого воздействия на ОС: экологически опасные объекты, объекты с умеренным уровнем воздействия на ОС, объекты с незначительным уровнем воздействия на ОС объекты с минимальным уровнем воздействия. Предприятия, внедрившие НДТ и соблюдающие условия комплексного разрешения, освобождаются от платы за загрязнение ОС. За основу классификации взяты положения Директивы IPPC и модельного закона МПА СНГ «О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды»

Наилучшая доступная технология – технологический процесс, технический метод, оборудование, порядок организации производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, способ эксплуатации и вывода из эксплуатации зданий, строений, сооружений и оборудования, основанные на современных достижениях науки и техники, обладающие наилучшим сочетанием показателей достижения целей охраны окружающей среды, включая ресурсо- и энергосбережение, и экономической эффективности, при условии их промышленного внедрения. Экологически опасный объект - объект, использующий в процессе производства и (или) осуществляющий выбросы, сбросы, размещение отходах производства и потребления химических веществ с радиоактивными, токсичными, канцерогенными и мутагенными свойствами и (или) объект со значительным уровнем воздействия на окружающую среду.

К критериям определения НДТ относятся: наименьшие объемы и (или) уровень воздействия на окружающую среду в расчете на единицу производимой продукции (работы, услуги); экономическая эффективность внедрения; наличие одного или нескольких объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых применяется технология; наличие ресурсо- и энергосберегающих методов; использование малоотходных или безотходных процессов; период внедрения технологии. Методические рекомендации по определению НДТ, а также Справочники по НДТ, разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информационно-технические справочники наилучших доступных технологий содержат следующие сведения: основные экологические проблемы, характерные для отрасли, производства; технологическое описание основных производственных процессов; методология определения наилучшей доступной технологии; оценка преимуществ для окружающей среды при применении наилучшей доступной технологии; данные по ограничению применимости наилучшей доступной технологии; показатели выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов, потребления ресурсов и энергии на протяжении производственного цикла;

Информационно-технические справочники наилучших доступных технологий содержат следующие сведения: экономические показатели НДТ; сведения о новейших НДТ, находящихся в стадии научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ или опытно-промышленного внедрения; методы, применяемые в основных технологических процессах для снижения воздействия на окружающую среду, не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; перечень основного технологического оборудования, используемого при применении НДТ; иные сведения, имеющие значение для практического применения технологии

Государственная поддержка деятельности для внедрения НДТ и иных мер по снижению негативного воздействия осуществляется посредством: предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах; предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (0 платы после реализации программы внедрения наилучших доступных технологий) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами; государственных капитальных вложений в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.

При установлении критериев категорий объектов хозяйственной деятельности учитываются: уровни и (или) объем воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и иной деятельности (отрасль, сектор отрасли, производство); классы опасности загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, отходах производства и потребления; наличие на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, опасных веществ, указанных в Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий, и (или) ядерных и радиоактивных материалов; классификация промышленных объектов и производств в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Перечень загрязняющих веществ в отношении которых применяется совокупность мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды Разрабатывается с учетом: обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров; уровней токсичности, канцерогенных и мутагенных свойств химических веществ, устойчивых в окружающей среде и имеющих тенденцию к накоплению в живых организмах; распространенности загрязняющих веществ исходя из данных государственного экологического мониторинга и учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; наличия методов аналитического (инструментального) контроля загрязняющих веществ.

Для экологически опасных объектов: проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства подлежит экологической экспертизе; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на экологически опасных объектах, обязаны получить комплексное разрешение на негативное воздействие на окружающую среду; материалы обоснования комплексного разрешения на негативное воздействие на окружающую среду, включающие условия комплексного разрешения, разработанные нормативы допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы на размещение отходов производства и потребления, технологические нормативы для основных производственных процессов и оборудования, отнесенных к областям применения НДТ, подлежат государственной экологической экспертизе.

Для экологически опасных объектов: При смене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную на экологически опасном объекте, а также в случае замены оборудования, сырья и других изменений, не затрагивающих условий комплексного разрешения на негативное воздействие на окружающую среду, в комплексное разрешение вносятся изменения; В отношении экологически опасных объектов меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза) осуществляются федеральными органами исполнительной власти.

Примеры экологически опасных объектов 1. Предприятия энергетики, на которых имеется: 1.1. Оборудование для сжигания топлива с номинальной мощностью свыше 50МВт; 1.2. Оборудование для обогащения и агломерации угля или битуминозных сланцев производительностью 100 тонн в сутки и более. 2. Предприятия, на которых имеется оборудование: 2.1.Для сжигания и регазификации природного газа; 2.2. По выжигу кокса; 2.3. Для производства графита посредством сжигания или графитизации. 3. Нефте- и газоперерабатывающие предприятия. 4. Объекты ядерной энергетики.

Примеры экологически опасных объектов 8. Объекты коммунальных услуг: Заводы по сжиганию ТБО и биологических (медицинских отходов); 8.5. Объекты и/или полигоны для утилизации, уничтожения и захоронения химического оружия, ракетных топлив Полигоны ТБО для городов с населением 250 тыс. и более человек Полигоны для складирования промышленных отходов с общей вместимостью свыше 25 тыс. тонн. 16. Объекты по добыче полезных ископаемых (нефть и газ, урановая и ториевая руда, уголь открытым способом, металлические руды). 17. Морские порты (кроме спортивных и прогулочных) и внутренние водные порты, допускающие проход судов водоизмещением более 1350 тонн

Примеры объектов с умеренным уровнем воздействия на окружающую среду Список будет конкретизироваться после постановки предприятия на государственный учет объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Объекты по производству электрической и тепловой энергии путем сжигания топлива с номинальной электрической мощностью менее 50 МВт Предприятия по производству и обработке металлов, а также химического производства, не включенные в категорию «экологически опасные объекты». Предприятия по производству транспортных средств и оборудования. Производство готовых металлических изделий. Производство машин и оборудования, включая электрические машины. Объекты по добыче полезных ископаемых (не вошедшие в экологически опасные) Предприятия по производству пищевых продуктов, напитков, табака.

Критерии объектов с незначительным уровнем воздействия на окружающую среду Относятся объекты не попадающие под критерии экологически опасных объектов, объектов с умеренным уровнем воздействия и объектов с минимальным уровнем воздействия Примеры объектов с минимальным уровнем воздействия на окружающую среду Учреждения государственного управления, образовательные учреждения. Места лишения свободы, имеющие подключение к локальным или централизованным системам водоотведения. Научно-исследовательские и проектные институты, КБ, не имеющие опытных производств. Гостиницы, дома отдыха, бани, парикмахерские, имеющие подключение к локальным или централизованным системам водоотведения. Предприятия субъектов малого предпринимательства, оказывающие услуги по монтажу, обслуживанию и ремонту бытовой техники, обуви, одежды. Предприятия общественного питания.

Объекты, оказывающие умеренное воздействие на окружающую среду, представляют Декларацию о воздействии на окружающую среду Декларация о воздействии на окружающую среду содержит следующие сведения: полное наименование организации заявителя, юридический адрес, почтовый адрес объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; информация о реализованных природоохранных мероприятиях; данные об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за предыдущие пять лет; декларируемые объемы (массы) выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления и их размещения; программа первичного учета и планируемого производственного экологического контроля.

ОБЪЕКТЫ, уровень воздействия НДТРазреш ение Деклар ация Разрабо тка нормати вов Гос. Эко. Надзор Производ ственный контроль Гос. Эко. Эксперт иза Отчетно сть ПлатаЛимиты Экологически опасные ДАДА (КЭР) НЕТНЕТ при НДТ ДА (Ф)ДАДА (Ф)ДАНЕТ при НДТ ДА умеренныйНЕТ ДА ДА (Р)ДА? незначительн ый НЕТ ДА (Р)ДА? НЕТ минимальныйНЕТ Государственное регулирование хозяйственной деятельности, предполагаемое законопроектом

2016 Введение системы комплексных разрешений Выбор НДТ и публикация справочников Информационный обмен о НДТ внутри страны и с Европейским Бюро НДТ в Севилье. Разработка, издание и распространение Методического руководства по выдаче комплексных разрешений Определение требований к проведению экологического контроля на предприятиях, Подготовка и издание учебных пособий по применению НДТ и выдаче комплексных разрешений Организация обучения сотрудников уполномоченных органов и персонала предприятий Разработка и принятие подзаконных актов в целях реализации Закона Отбор видов экономической деятельности, подлежащих комплексному регулированию Определение перечня загрязняющих веществ Создание рабочих групп для выбора НДТ Принятие закона

Сегодняшнее состояние прохождения законопроекта Доклад об оценке регулирующего воздействия законопроекта (МЭР) : «…по итогам проведения оценки регулирующего воздействия законопроекта выявлены положения, несущие высокие риски введения избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующие возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также риски недостижения заявленных целей регулирования» Это – позиция части крупного бизнеса (РСПП)

Сколько стоит переход промышленности РФ на НДТ? Оценки проекта ГЭС II: Цементная промышленность Затраты на замену мокрого способа на сухой, с реконструкцией устаревших мощностей, составят – 3,8 – 6,4 млрд. Евро. Производство кирпича и керамики – 2,1 – 4,8 млрд. Евро. Фактически затраты уменьшатся за счет снижения негативного воздействия на окружающую среду (экстернальные издержки) МНОГО ЭТО ИЛИ МАЛО? 64,5 млрд. Евро (~ 4%ВВП). – 51,6 млрд. Евро. По данным Росфинмониторинга (Виктор Зубков) в 2011 г. из экономики было выведено около 64,5 млрд. Евро (~ 4%ВВП). Из них чистого оттока капитала с признаками нарушения закона – 51,6 млрд. Евро. Газета «Ведомости»,

Благодарю за внимание! Михаил БЕГАК Телефон: