Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология проектирования в дошкольном образовательном учреждении Подготовила Подготовила Тупикина Лариса Анатольевна Тупикина Лариса Анатольевна старший.
Advertisements

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Консультация для воспитателей Технология проектирования в детском саду Цель: Знакомство с теоретическими и практическими основами проектирования. Внедрение.
Игнатьева Г.В,. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной наиболее.
Метод проектов (проектное обучение) – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Метод.
МКОУ «Киреевский центр образования 2» "Проектный метод в детском саду. Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования." Составила воспитатель Куприна Л.А.
Метод проектов В методической теме: «Калейдоскоп проектов по воспитанию экологического сознания» Бандилеева Л. А. Г. Ногинск 2012.
ВЕСЕЛОВА НАДЕЖДА ПЕТРОВНА УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ МБДОУ ДС КВ 21 СМОЛЕНСК 2012.
« Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 258» Организация проектной деятельности в ДОУ Подготовила старший воспитатель:
Мобильная группа 3. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
«Проектный метод как средство социально- личностного развития дошкольника» МБДОУ 37 г.Салавата Материалы к городскому семинару для воспитателей ДОУ.
Теория Подготовила воспитатель Назарова О.В Детский сад 16 «Одуванчик» станицы Александрийской.
Консультация для воспитателей МДОУ д/с «Сказка» с Тростянка «Проектный метод в деятельности ДОУ»
Подготовила педагог-психолог ГБОУ детский сад 486 Копылова Марина Евгеньевна.
«Проектирование как один из эффективных методов взаимодействия детей, педагогов, родителей»
Метод проектов в ДОУ Обучение педагогов технологии проектирования.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированны й метод обучения и воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.
Группа 4 «СОЛНЫШКО». С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые : солнце.
Организация проектной деятельности дошкольников Подготовила Александрова Ирина Алексеевна.
Транксрипт:

Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования.

Метод проектов является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности реализует принцип сотрудничества детей и взрослых позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе

Что даёт нам работа в проекте? - в группе создается благоприятна я атмосфера для обучения - все учатся у всех - проект интегрирует различные аспекты знаний и действий - каждый участник работает в своем ритме - проекты не привязаны к содержанию программы - ребенок может научиться ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника - у детей появляется стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием - создается сообщество детей, воспитателей и родителей - проекты позволяют быстро получать наглядный результат своей деятельности

Основные требования В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск Проект – это «игра всерьёз», результаты его значимы для детей и взрослых Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Основные направления в проектной деятельности построение проектного взаимодействия на основе личностно- ориентированной модели воспитания создание единого образовательного пространства постоянное методическое сопровождение творческих проектов создание банка данных обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне совершенствов ание предметно- развивающей среды в ДОУ активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города вовлечение семей в воспитательно- образовательны й процесс

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные его аспекты Стержневым и линиями интеграции могут выступать Тематика познавательной деятельности Народные и календарные праздники Исторические даты. Лексические темы учителя- логопеда Интересы детей Тематические разделы (блоки) программ социальные (в том числе, нравственно- этические) эмоционально- чувственные (включая художественно- эстетические, музыкально- художественны е и т.д.) логико- математические естественнонаучн ые (биологического и физического характера)

Типы проектов исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ героев, персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы); информационно- практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизай группы, витражи и др. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя») тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дающие возможность каждому ребёнку выбрать тот путь познания, который ему органичен

Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. ? Проектная деятельность – творческая деятельность, идущая от интересов и потребностей детей. Поэтому план такой деятельности нельзя составить в традиционной форме, нельзя заранее предугадать, что детям будет интересно на данном этапе, какая проблема для них актуальна и значима Подготовительная работа необходимо продумать и организовать предметную среду таким образом, чтобы она способствовала поисковой деятельности детей (детские энциклопедии, альбомы, книги, игры, атрибуты в соответствии с темой проекта) успех познавательно- поисковой деятельности зависит от педагога.

Требования к педагогу должен научиться гибко планировать и корректировать план в ходе деятельности уметь анализировать свою деятельность, обладать воображением, эрудицией и потребностью к саморазвитию становиться соучастником ребенка в создании условий, планирования и осуществления деятельности на пути решения различных задач

Этапы работы над проектом Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информации; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели. Выполнение проекта – практическая часть Подведение итогов – определение задач для новых проектов

Последователь ность работы воспитателя Постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей Привлечение дошкольников к решению проблемы (обозначение «детской» цели) Планирование движения к цели (поддержка интереса детей и родителей) Творческий поиск (обращение за рекомендациями к специалистам детского сада) Рисование плана-схемы проведения проекта вместе с детьми и родителями, вывешивание её на видное место Сбор информации, материала (в соответствии с планом-схемой) Проведение занятий, игр, наблюдений, поездок (мероприятий основной части проекта) Выполнение домашних заданий родителями и детьми Переход к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей Организация презентации проекта, праздник, открытое занятие, акция, КВН и т.д.), составление книг, альбомов и т.п.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые, творческие и тематические проекты: «Любимые игрушки», «Путешествие к мишке в гости» и др. Проекты могут быть спонтанными (их подсказывает жизнь и планировать их не приходится) и традиционными (повторяющимися ежегодно, но каждый раз по-новому). По продолжительности они могут быть краткосрочными (одно или несколько занятий, 1 день – 1-2 недели), средней продолжительности (от 1 до 2-х месяцев), долгосрочные (учебный год).

эффективная форма подготовки и мотивации к проектной деятельности – модель трёх вопросов. Что знают? Что хотят узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Этапы исследовательской деятельности детей Первый этап – выбор темы Дети выбирают интересующую их тему или проблему или педагог ставит её, если дети ещё не подготовлены к выбору. Второй этап – постановка вопросов Объясняем детям, что для того, чтобы подготовить сообщение о теме, надо собрать всю доступную информацию о попугаях и обработать её. Как можно это сделать? Надо рассказать о том, что есть много способов сбора информации. Дети сами предлагают все возможные варианты, записываем их: подумать; спросить у другого человека; узнать из книг; понаблюдать; посмотреть по телевизору и т. д. Третий этап– сбору информации Дети с помощью родителей и педагогов могут зарисовать, наклеить картинки, записать все, что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д.

Метод ладошки ( Н.М.Крылова) Задумка Выбери материал Выбери инструмент Все делай по порядку Результат

Этапы проек- та Деятельность педагога Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность детей 1 этап 1.Формирует проблему (цель). 1.Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта При постановке цели определяется и продукт проекта 2.Вводит в игровую ситуацию 2.Вводит в игровую ситуацию 3.Формулирует задачу 3.Формулирует задачу 1.Вхождение в проблему 1.Вхождение в проблему 2.Вживание в игровую ситуацию 2.Вживание в игровую ситуацию 3.Принятие задачи 3.Принятие задачи 4.Дополнение задач проекта 4.Дополнение задач проекта 2 этап 4. Помогает в решении задачи 4. Помогает в решении задачи 5.Помогает спланировать деятельность 5.Помогает спланировать деятельность 6.Организует деятельность 6.Организует деятельность 5. Объединение детей в рабочие группы 5. Объединение детей в рабочие группы 6. Распределение амплуа 6. Распределение амплуа 3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости) 7. Практическая помощь (по необходимости) 8.Напрвавляет и контролирует осуществление проекта 8.Напрвавляет и контролирует осуществление проекта 7.Формирование специфических знаний, умений, навыков 7.Формирование специфических знаний, умений, навыков 4 этап 9.Подготовка к презентации. 9.Подготовка к презентации. Презентация Презентация 8.Продукт деятельности готовят к презентации 8.Продукт деятельности готовят к презентации 9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности 9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

Образовательной основой проекта может выступать так называемая «паутинка», содержащая систему познавательной информации по теме проекта. Она может заполняться воспитателем вместе с детьми по ходу проекта и может быть разработана и записана воспитателем заранее. Записи лучше вести печатными буквами. Познание Познание (ведущая деятельность –познавательно -исследовательская) указать формы Чтение художественной литературы (ведущая деятельность – чтение) указать формы Коммуникация Коммуникация (ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы Социализация Социализация (ведущая деятельность – игровая) указать формы Трудовая Трудовая (ведущая деятельность – трудовая) указать формы Безопасность Безопасность (интеграция разных видов деятельности) указать формы Здоровье Здоровье (интеграция разных видов деятельности) указать формы Физическая культура Физическая культура (ведущая деятельность – двигательная) указать формы Художественное творчество (ведущая деятельность – продуктивная) указать формы Музыка Музыка (ведущая деятельность – музыкально- художественная) указать формы Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами указать формы Режимные моменты Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) указать формы

Дать свободу в проектной деятельности (исследовательской, практической, творческой) деятельности не означает предоставления «карт-бланша». Границы возможностей и высокие ожидания устанавливаются и поддерживаются взрослыми и самими детьми. Для этого идеи (темы проекта, виды и формы работы), цели, действия и результаты всегда обсуждаются. На основе диалога с детьми, взрослые получают возможность понимания того, что реально интересует детей, как они сами хотят распорядиться своим днём, какой видят свою деятельность, кто из детей нуждается в поддержке, помощи, обучении, а кто готов справиться со своим выбором сам; кто из детей продвигается в своих идеях вперёд, лидирует, а кто предпочитает повторять знакомый опыт, идти за другими. Таким образом, метод проектов позволяет вводить новое содержание в образование (то, что вносят дети, следуя своим интересам; то, что раньше формулировалось как цели – самостоятельность, инициативность, рефлексивность), развивать мыслительную и познавательную деятельность, усиливать и более того менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска: знания и способности приобретаются в момент и вследствие наивысшей заинтересованности в их получении.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать синтезировать полученные знания развивать творческие способности и коммуникативные навыки позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения

Следует заметить, что, выбирая пути обновления образовательного процесса, педагог может идти собственным путём, методом проб и ошибок. Он может действовать, применяя образцы деятельности, разработанные коллегой, администрацией учреждения, выработанные на коллегиальном уровне творческой группой детского сада, использовать российский опыт дошкольного образования. Для осуществления интегрированного подхода в организации образовательного процесса необходимо согласовать, объединить деятельность всех сотрудников, работающих с детьми. формы методической работы в детском саду консультациисеминарыТренинги защита проектов конкурсы образовательн ых проектов

Если детский сад только осваивает этот вид образовательной деятельности, то целесообразно проводить в течение учебного года регулярные семинары, на которых обсуждаются общие и специфические задачи занятия каждого специалиста, содержание, учебный материал, методы и формы организации образовательного процесса. Можно предложить следующую тематику консультаций, семинаров: «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»; «Что такое метод проектов?»; «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»; «Разработка тематики проектов»; «Как организовать работу по реализации проектов в группе»; «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в педагогический процесс»; «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» и т.д.

Самый важный результат обучения на проектной основе – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей. Дети развивают свой собственный характер естественным образом. Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития. Проекты учат верить в свои силы. Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребёнка в этом действительно возникает необходимость. Ребёнок может научиться: аргументировать свою позицию,оппонировать мнению собеседника, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника, быть руководителем и исполнителем. Занимать творческую позицию. Педагог становиться в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребёнка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости, - советчиком организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.