Тема 3. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В АПК § 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ § 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ § 3. ТИПЫ СТРУКТУР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Advertisements

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Менеджмент и менеджер
Характерные черты организационных структур управления Кулагина Марина Сергеевна ДБМ-103.
Линейно-функциональная структура управления
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. Под кадрами предприятиями понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Этапы планирования потребности в персонале
МЕНЕДЖМЕНТ «Самоуправление как метод менеджмента».
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Транксрипт:

Тема 3. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В АПК § 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ § 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ § 3. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ § 4. МЕНЕДЖМЕНТ В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ § 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

§ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ Постоянные производственные связи складываются между сотрудниками предприятия и его структурными подразделениями. Носят они информационный, технологи­ческий, трудовой, финансовый, управленческий характер. Связи характеризуют организационную целостность, интеграцию, объединение элементов данной системы. Требования к этим связям противоречивы. С одной стороны, для устойчивости работы систе­мы необходимо, чтобы связи были стабильны, устойчивы; с дру­гой включение новых участников производства, новых факторов производства требует функциональной гибкости, подвижности связей.

Структура управления - совокупность элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей (порядок их соподчинённости). Функции управления играют определяющую роль в формировании структуры управления. Собственно процесс формирования структуры заключается в выделении и организационном закреплении тех или иных функций за соответствующими звеньями или отдельными работниками аппарата управления. Конкретное выражение структура управления находит в схеме управления: составе, взаимосвязях и соподчиненности звеньев (отделы, секторы, службы); штатных расписаниях; составе работников, разграничении функций и задач (работ) управления; положениях, должностных инструкциях.

В схемах структуры управления отражаются состав структурных звеньев, подчиненность и внутренняя связь каждого структурного звена системы. В штатных расписаниях регистрируется численный и профессиональный состав работников по каждому структурному звену управления. Структура управления характеризуется рядом свойств: 1.она отражает субординацию органов управления. Эта субординация закрепляется юридическими нормативными актами, положениями, уставами и т. д. 2. структура управления выражает определенную технологию управленческой деятельности, последовательность реализации управленческих процедур. 3. она определяет функции управления. 4. структура управления осуществляет интеграцию вертикального и горизонтального, профессионально-квалификационного и функционального разделения труда.

На структуру управления решающее влияние оказывают внешние и внутренние факторы и условия. К внешним факторам относятся цели, принципы, методы управления, которые определяются социально-экономической природой данного способа производства, а также территориальное размещение (объем и характер внешних связей, национальные, исторические и климатические условия), подчиненность, кооперация и т, д. С развитием общества и производства эти факторы изменяются, что обусловливает необходимость выявления тенденций их развития как важного условия целесообразного построения аппарата управления. Внешние факторы влияют прежде всего на управляемую систему, последняя воздействует на структуру управления.

К внутренним относятся основные факторы сельскохозяйственного производства как объекта управления: организационное устройство, размеры и тип производства, уровень его специализации и концентрации, техническая оснащенность, обеспеченность и уровень квалификации кадров, природные и экономические условия (территориальное расположение, рельеф, дорожная сеть, контурность полей, размещение населенных пунктов по территории и их размеры и т. д.); наличие средств связи и транспорта.

Решающее влияние на формирование структуры управления оказывает структура производства, в которой выделяют две составляющие: производственную и организационную, характеризующие с разных сторон строение объекта управления предприятия, объединения.

Под производственной структурой понимают количественный состав и пропорции в главных, дополнительных и вспомогательных отраслях предприятий и формы взаимосвязи на каждой ступени организации производства. Под организационной структурой понимают совокупность подразделений основного, вспомогательного и обслуживающего производств.

Существенное влияние на структуру управления оказывают размещение производственных подразделений, населенных пунктов по территории, наличие дорог, средств связи, транспорта. Так, при прочих равных условиях в хозяйстве, имеющем компактную территорию, хорошие дороги с твердым покрытием, крупные населенные пункты, структура управления будет проще, целый ряд функций обслуживания производства, а соответственно и управления ими могут быть централизованы (складское хозяйство, ремонтная база, снабжение и сбыт), что облегчит руководство им.

При формировании структуры управления необходимо учитывать уровень квалификации кадров. Только при наличии работников требуемой квалификации можно проводить те или иные структурные изменения. Повышение уровня квалификации кадров способствует расширению масштабов управляемости.

На построение структуры управления кроме внешних и внутренних факторов оказывают влияние факторы непосредственно управленческого (организационного) характера: степень соответствия структуры управления организационной структуре производства, степень централизации и децентрализации функций, управляемость, соотношение между территориальными и отраслевыми формами управления т. д.

2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Рассмотрим основные принципы построения структуры управления. Демократические основы управления предполагают правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, способствующее разделению стратегических и текущих задач. В соответствии с этим принципом структуру управления необходимо совершенствовать до такой стадии, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел.

Принцип системного подхода требует формирования совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования предприятия. Принцип управляемости предполагает фиксированное соотношение числа руководителей и подчиненных им работников. При формировании аппарата управления необходимо стремиться к оптимальности этого соотношения. Важно распределение управленческих решений по уровням, предусматривающее рациональную степень загрузки руководителя, принимающего решения. Если загрузка руководителя превышает допустимые нормы, резко снижается действенность и оперативность управления. Осуществление этого принципа на практике затруднено отсутствием научно обоснованных норм управляемости.

Принцип соответствия субъекта и объекта управления важный методологический принцип. Структура управления должна форми­ роваться прежде всего, исходя из особенностей объекта управления. Состав подразделений, характер взаимосвязей между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структурных звеньев, так и системы в целом. Это говорит о том, что структуpa управления не только координирует и определяет направление деятельности, но и сама обусловлена характером производственных процессов.

Принцип адаптации. В условиях многообразия производственных задач, обусловливающих сложность как объекта управления, так и управляющих процессов, повышается роль координации функциональных подразделений, поэтому вопросы совершенствования структуры управления следует рассматривать в динамике. Это обстоятельство выдвигает по отношению к проектируемой структуре требования гибкости, адаптивности, способности быстро реагировать на изменение внешних и внутренних экономических условий.

Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологичес­кое разделение труда при формировании структурных подразделе­ний. Принцип централизации означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие ра­боты с повторяющимся характером операций, однородностью при­емов и методов выполнения. Такими операциями могут быть пла­новые, бухгалтерские, учетные и т. д. Принцип централизации тре­бует сокращения числа уровней управления.

Принцип профессиональной регламентации предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне таким образом, чтобы каждое звено работало на достижение конкретной совокупности целей и несло полную ответственность за качество выполнения своих функций. Решающее значение приобретает распределение работ между специалистами, чтобы каждый из них принимал решения на основе своей компетенции. Принцип правовой регламентации. Создание любого подразделения всегда детерминировано (обусловлено) и тем не менее должно быть закреплено правом. Правовой аспект при формировании подразделений управления отражает условия и порядок функционирования данного подразделения, а также степень его значимости и самостоятельности. Принцип экономичности заключается в том, что требуемый эффект должен достигаться при минимальных затратах на управлен­ческий аппарат, экономном использовании трудовых, материаль­ных и финансовых ресурсов производства.

Правила создания структуры управления: структура управления должна быть предельно проста чем она проще, тем легче персоналу ее понять и в ней работать; схема структуры управления должна быть обозрима; каждому работнику следует иметь должностную инструкцию; информационные каналы должны обеспечивать передачу информации как в прямом направлении (передача управленческих решений), так и в обратном (контроль исполнения); координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство; окончательные, глобальные решения принимаются на уровне руководителей предприятий с учетом возможностей и перспектив развития; линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения и дублирования функций; обязанности линейного руководства и функциональных подразделений должны быть разграничены.

§ 3. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ Структуры управления классифицируют в зависимости от харак­тера и целей исследований Выделяются 2-, 3-, 4-ступенчатые и т. д., а также комбиниро­ванные структуры управления. Характеристика структуры с этой стороны исключительно важна при разработке мероприятий по ра­ционализации системы управления, особенно в условиях примене­ния средств механизации и автоматизации управленческого труда.

Небольших и средних по размеру предприятиях структуру уп­равления, как и организационную структуру, целесообразно стро­ить по 2-ступенчатой схеме: руководитель предприятия брига­дир. Это обеспечивает повышение оперативности, качества, надеж­ности функционирования аппарата управления и снижение затрат на его содержание. На крупных сельскохозяйственных предприятиях неизбежно выделение промежуточных подразделений (отделений, производственных участков, цехов и др.), через которые осуществляется руководство первичными производственными подразделениями: предприятие отделение бригада (ферма). Соответственно и структура управления 3-ступенчатая. Это обусловлено, с одной стороны, увеличением размеров производства, с другой низким уровнем специализации и концентрации производственных подразделений, большой рассредоточенностью пунктов размещения рабочей силы, поголовья животных, плохими дорожными условиями.

В хозяйствах, где процесс углубления специализации производства в подразделениях осуществляется неодновременно, целесообразно на определенный промежуток времени вводить смешанную структуру управления, при которой руководители специализированных производственных подразделений, расположенных компактно, подчиняются непосредственно общехозяйственному руководству, а многоотраслевых через руководителей промежуточных подразделений: руководитель предприятия управляющий отделением бригадир. 4-ступенчатая структура управления используется в различного рода агропромышленных объединениях.

Взаимосвязи и отношения между звеньями и работниками при однотипной структуре управления могут строиться на линейной или функциональной основе, либо на их комбинации (линейно- функциональная).

Сущность линейной структуры управления состоит в том, что каждый работник управления выполняет все функции руководства данным участком производства, а у подчиненного есть только один руководитель, распоряжения которого обязательны к исполнению. При таком соподчинении обеспечивается принцип единоначалия. Преимущества линейной структуры управления заключаются в следующем: единство и четкость распорядительства исключают дублирование функций, противоречивость и несогласованность в управлении; повышается ответственность руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения; оперативно принимаются решения; возрастает личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной структуры управления сводятся к следующему: высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что, в свою очередь, ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им; большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями.

Сущность функциональной структуры управления состоит в том, что для выполнения отдельных специализированных функций выделяют специальные функциональные звенья или отдельных исполнителей (по планированию, агрономии, зоотехнии, транспортному, энергетическому обслуживанию и т. д.), а исполнитель по определенным вопросам подчиняется сразу нескольким функциональным руководителям.

Преимущества функциональной структуры управления таковы: высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций; расширение возможностей линейных руководителей в оперативном управлении производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности.

К недостаткам функциональных структур управления можно отнести следующие: трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; длительность процедуры принятия решений; иерархию в структуре взаимоотношений; отсутствие единства действий между работниками функциональных служб разной специализации; снижение ответственности исполнителей за работу в результате обезлички, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей; каждый функциональный руководитель и специализированные подразделения ставят «свои» вопросы на первое место; в результате в одних случаях возникает дублирование, в других несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками сверху; нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.

Вследствие развития производства происходило постепенное слияние линейной и функциональной структур управления. В результате образовалась линейно-функциональная структура, которая соединяет преимущества двух структур управления. Сущность комбинаций линейных и функциональных связей на предприятии состоит в том, что по административным вопросам, то есть по линии общего руководства, каждый работник подчиняется одному руководителю (бригадир управляющему, управляющий директору). Функциональные звенья должны заниматься вопросами, отнесенными к их компетенции (техническими, технологическими и т. д.). При этом право окончательного решения сохраняется за общим руководством. Такая структура составляет основу построения аппарата управления на всех уровнях общественного производства. Только в условиях четкого распределения работ и функций между линейным и функциональным персоналом возможно обеспечить реализацию преимуществ, заложенных в этой структуре.

Общими недостатками перечисленных выше структур управле­ний являются слабая восприимчивость и приспособляемость к ры­ночным отношениям, конкуренции, нахождению новых сегментов на рынке. Эти и многие другие проблемы устраняются с внедрением программно-целевых структур управления. Программно-целевая структура управления характеризуется орга­низацией временных творческих коллективов для выполнения оп­ределенных программ или решения конкретных проблем. Программно-целевые структуры целесообразно создавать в са­ доводческих, плодопитомниководческих и других подразделениях, где рынок наиболее нестабилен.

Система управления с программно-целевой структурой является наиболее прогрессивной в силу следующих причин: она обеспечивает системное научное управление; деятельность временных творческих коллективов можно оперативно переориентировать с учетом требований и конъюнктуры рынка; организуются кооперативы специалистов, работающих по целевым программам; повышается значимость и расширяются функции службы маркетинга.

Матричная структура управления это современный эффективный тип структуры управления, который создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При матричной структуре управления руководитель программы работает с не подчиненными ему непосредственно специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.

Преимущества матричной структуры управления заключаются в следующем: значительная активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями; разделение функций управления между руководителями, ответственными за высокие конечные результаты и за обеспечение наиболее полного использования имеющихся ресурсов; вовлечение руководителей и специалистов всех уровней в сферу активной творческой деятельности по техническому совершенствованию производства.

Рассмотренные структуры не раскрывают ряда качественных параметров в управлении сельскохозяйственными предприятиями. В связи с этим была разработана типизация структур управления сельскохозяйственными предприятиями, отражающая особенности их построения и принципы организации производства. Согласно этой классификации выделяются отделенческая (территориальная), отраслевая (цеховая), бригадная и комбинированная структуры управления.

Отделенческая структура управления характеризуется производственно- территориальным принципом организации производства, при котором на определенной обособленной территории (отделении) обеспечивается производство продукции растениеводства и животноводства. Руководство отделениями осуществляют управляющие. В крупных отделениях по специализированным функциям управление осуществляют отраслевые специалисты: агрономы, зоотехники, ветврачи, механики, бухгалтеры и др.

Отделенческая структура управления типична для крупных хозяйств с многоотраслевой структурой и значительной территориальной разобщенностью производства. Для этой структуры характерна линейно-функциональная система отношений, при которой на общехозяйственном уровне создается сеть функциональных служб агрономическая, бухгалтерия и т. д. Работники этих служб реализуют свои полномочия через управляющих и специалистов отделений. Такая организация позволяет полнее использовать материально- технические и трудовые ресурсы, повышать оперативность управления.

В условиях углубленной специализации происходит усиление внутриотраслевых связей при ослаблении связей между отраслями по использованию техники и рабочей силы. В результате получает развитие отраслевая структура управления, при которой одинаковые по специализации внутрихозяйственные подразделения, выполняющие работы по производству однородного продукта или части его, независимо от территориального расположения объединяются в специализированные цехи. Соответственно структура управления называется цеховой или отраслевой.

Условия, необходимые для внедрения цеховой структуры управления: узкая специализация предприятия; компактность территории; наличие высококвалифицированных специалистов; надежные средства связи. Бригадная структура управления наиболее простая, находит применение в небольших по размеру хозяйствах (овощеводство закрытого грунта). Может быть построена как на территориальных принципах (комплексные бригады), так и на отраслевых. Однако в любом случае объем работ резко возрастает. Комбинированная структура управления применяется в хозяйствах, где имеются многоотраслевые подразделения с организацией производства по территориальному принципу и специализированные (цехи, бригады), в основе организации которых лежат отраслевые принципы. На практике может иметь место множество таких комбинаций.

Фермерское хозяйство как бизнес состоит из двух взаимосвязан­ных аспектов: первый это техническая сторона производства (технологии земледелия, животноводства, обработки почвы), второй включает в себя функции и службы, обеспечивающие поддержку производственного процесса. Менеджмент фермы (управление фермерским хозяйством как деловым предприятием) можно определить как вид деятельности, сочетающий планирование и управление с сельскохозяйственным производством.

Руководитель фермерского хозяйства должен обладать следующими качествами: способностью организовать себя и других для достижения конкретных целей; знанием основных технических и технологических вопросов производства и маркетинга продукции фермы; умением общаться со всеми, занятыми в процессе производства и маркетинга, для получения точной непрерывной информации; способностью стимулировать всех, вовлеченных в производство и маркетинг, для достижения конкретных целей и задач; способностью принимать решения.

Руководитель фермерского хозяйства действует в постоянно изменяющихся условиях в обстановке риска и неуверенности, редко совпадающей с прогнозом: технические погодные условия, болезни растений и животных, изменение технологии; ценовые изменения спроса и предложения на рынке; организационные политика официальных учреждений и банков; человеческие поведение конкретных людей, изменения в кадровом составе.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми происходит в процессе постоянного контроля, по итогам которого менеджер должен принять меры к урегулированию проблем или извлечению выгоды из возникших ситуации. Непременное условие этого наличие достоверной информации, которую условно можно разделить на три категории: информация о макроокружении предприятия социальные, экономические, политические факторы, например, политические решения о масштабах и формах поддержки сельского хозяйства; информация о микроокружении предприятия рыночные факторы, на которые влияют законы спроса и предложения; информация о наличии и качестве ресурсов площадь земель, качество почвы, топография и т. д.

Методика проектирования современных структур управления предприятиями: 1. должна основываться на научных принципах управления 2. учитывать личные качества и опыт руководителей, хорошо знающих возможности предприятия и требования, которые регламентируют деятельность каждого подразделения. Постоянно возрастающая роль научно-технического прогресса в управлении имеет двойное значение: 1. наблюдается тенденция к отступлению от традиционных форм организации управления 2. появляются новые, более сложные формы организации, имеющие в отличие от традиционных как вертикальные, так и горизонтальные связи, что значительно усложняет всю систему.

Системы управления характеризуются рядом особенностей, затрудняющих и ограничивающих возможности решения данной задачи: статические черты, отражающие форму и структуру управления (схема организационного управления с составляющими ее элементами и многочисленными связями); динамика, раскрывающая содержание процесса управления (целенаправленная деятельность руководителей и подчиненных); цели, которые постоянно меняются во времени; сама структура более консервативна, отсюда требования гибкости и адаптивности; присутствие неформального элемента (человека), проблема психологического климата, от которого в известной степени зависит гармония производственных отношений.

Теоретические предпосылки, которые могут быть положены в основу проектирования структуры управления: существующие принципиальные типовые схемы управления, одну из которых можно выбрать в качестве базовой для анализа и проектирования структуры управления; перечень управленческих решений, принимаемых в организации; процесс распределения решений по уровням можно попытаться формализовать; порядок регламентации управленческих функций или отдельных их этапов.