О проблемах, возникших в ходе работ по переводу муниципальных услуг на межведомственное взаимодействие Синяев Игорь Николаевич Начальник отдела информационных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Декабрь 2011 года Переход на межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг как приоритетная задача органов местного самоуправления Негородов.
Advertisements

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Организация системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) 1 Межведомственное взаимодействие органов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА Алексеенко Олег Владимирович.
МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ 10 февраля 2012 года г. Екатеринбург Организация технологической платформы для перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие.
Перевод муниципальных услуг в электронный вид: ключевые подходы Отдел организационной работы Управления делами администрации г. Саянск а.
О переводе государственных услуг в сфере здравоохранения в электронный вид О.В.Симаков ИНСОР 2010.
Организация проекта по межведомственному взаимодействию на муниципальном уровне.
Об исполнении III этапа перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме А.В. Горбунов, Министр промышленной политики, транспорта и.
Обеспечение перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
1 1 Значительно облегчает получение услуг гражданами и организациями Обеспечивается серьезный экономический эффект Предоставление государственных и муниципальных.
МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ IV Всероссийский форум «Электронное правительство – современный механизм управления регионом» 17 ноября 2011 года г. Тюмень О реализации.
Технологические вопросы перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие в субъектах Российской Федерации.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Новый порядок разработки административных регламентов предоставления государственных услуг
«Инновационные технологии в деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ.
Нормативно-правовое и методическое обеспечение проекта по созданию СМЭВ на региональном уровне Тагаев Алексей Васильевич, к.э.н., начальник отдела по созданию.
Об организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг Паршина Т.А..– начальник отдела управления информатизации.
ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ФУНКЦИЙ.
Правила приема в первые классы МОУ района в 2013 году.
Декабрь 2011 года Правовые основы предоставления муниципальных услуг: новеллы регулирования Волошкин Иван Геннадьевич, ведущий специалист.
ЭЛЕКТРОННАЯ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ О реализации проекта «Электронные услуги» на г. Заместитель председателя Правительства Свердловской области.
Транксрипт:

О проблемах, возникших в ходе работ по переводу муниципальных услуг на межведомственное взаимодействие Синяев Игорь Николаевич Начальник отдела информационных технологий администрации городского округа «Город Лесной»

Три «роли» ОМСУ при оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в т.ч. и при межведомственном взаимодействии ОМСУ – пользователь системы (например, регистрация муниципальной собственности) СМЭВ: ОМСУ – получатель информации (с федерального, субъектового, муниципального уровня) ОМСУ – поставщик (на федеральный, субъектовый, муниципальный уровень)

Проблемы ОМСУ – поставщик данных (на примере Росреестра) Распоряжение от 17 марта 2011 г. 442-р Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде: 186. Сведения из актов (свидетельств) о приватизации жилых помещений, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения Получатель - Росреестр. Поставщик - органы в жилищно-эксплуатационной сфере в субъектах Российской Федерации

Проблемы ОМСУ-поставщик, получатель Росреестр. Имеется ИС в муниципалитете, где отражены и отражаются все действия по приватизации/расприватизации с момента ее начала и по текущий момент. Недостатки существующей информационной системы: - Неверно указаны ОМСУ (разработчики и эксплуатирующий персонал не позаботились вовремя) - Адресный справочник «сам в себе» и не привязан к другим КЛАДР, ОКАТО - Формируется только один «шаблон документа» - постановление. Росреестр не сформулировал требования к той информации, которую ему бы хотелось получить. До конца не понятен механизм согласования с ОМСУ.

Еще неочевидная вещь – ОМСУ поставщик данных. В любом случае при оказании услуг в электронном виде требуется интеграция с порталом госуслуг, а это как минимум заполнение и получение некоторой регистрационной формы (заявления). Возьмем пример записи к врачу в электронном виде: - перечень поликлиник - перечень врачей-специалистов - «окна» в расписании приема конкретного специалиста.

ОМСУ - получатель данных (организация работ по межведомственному взаимодействию) Административный регламент НПА, регламентирующие оказание услуги Разработка и согласование ТКМВ Одобренная ТКМВ Разработка вэбсервисов, тестирование и включение их в СМЭВ Новый Административный регламент Информационные системы

Пример вида ТКМВ (перечень документов)

Пример ТКМВ (перечень документов, которые планируется получать по каналам МВ)

Пример ТКМВ (пример запроса планируемого в СМЭВ)

Пример ТКМВ (пример ответа на запрос в СМЭВ)

Раздел ТКМВ по изменению правовой базы. Очень важно при разработке ТКМВ формировать предложения по изменению нормативной базы, причем не чисто формальные: «принимать документы в электронном виде». Три примера с которыми пришлось столкнуться в последнее время (причины, по которым требуются изменения разные).

Услуга постановка в очередь на жилье. 22 июля 2005 года N 97-ОЗ ЗАКОН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ УЧЕТЕ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 5. Документы, прилагаемые к заявлениям о принятии на учет 2) копию технического паспорта на каждое жилое помещение, занимаемое по договору социального найма и (или) находящееся в собственности гражданина, подающего заявление, и (или) совместно проживающих с ним членов семьи, а в случае, если технический паспорт отсутствует, прилагается иной документ, содержащий техническую информацию о жилом помещении, выданный организацией, осуществляющей деятельность по техническому учету соответствующего жилищного фонда. Предложение: Заменить на справку о размере занимаемой общей площади.

Услуга постановка в очередь на жилье. 22 июля 2005 года N 97-ОЗ ЗАКОН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ УЧЕТЕ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 3. Принятие малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 2) на втором этапе проверяется, совершались ли намеренно гражданами, подавшими заявления о принятии на учет, и (или) совместно проживающими с ними членами семьи в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о принятии на учет, действия, которые привели к ухудшению их жилищных условий; Предложение: Законодательно уточнить понятие НАМЕРЕННОЕ УХУДШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ.

Услуга – предоставление в прокат технических средств реабилитации. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПУНКТОВ ПРОКАТА… утверждено Постановлением Правительства Свердловской области от 30 июня 2005 г. N 520-ПП Глава II. ПОЛУЧАТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 5. Социальные услуги по временному обеспечению техническими средствами ухода, реабилитации и адаптации (далее - технические средства) предоставляются гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество) которую он не может преодолеть самостоятельно.

Услуга – предоставление в прокат технических средств реабилитации ( в старой редакции). ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПУНКТОВ ПРОКАТА… утверждено Постановлением Правительства Свердловской области от 30 июня 2005 г. N 520-ПП 1) инвалидам, имеющим в пользовании неисправные технические средства, подлежащие текущему ремонту или техническому обслуживанию, на период ремонта или технического обслуживания имеющихся технических средств - на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида; 2) лицам, перенесшим травмы, хирургические операции, страдающим заболеваниями, нуждающимся в технических средствах на период выздоровления, - на основании заключения лечебно-профилактического учреждения и (или) акта об обследовании социально-бытовых условий, утвержденного руководителем учреждения; 3) лицам, прибывшим в Свердловскую область, нуждающимся на время пребывания в технических средствах, - на основании заключения лечебно- профилактического учреждения и (или) акта об обследовании социально-бытовых условий, утвержденного руководителем учреждения; 4) лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, освободившимся из мест лишения свободы, имеющим временную регистрацию, - на основании заключения лечебно-профилактического учреждения и (или) акта об обследовании социально- бытовых условий, утвержденного руководителем учреждения. Предложение: Или вернуться к старой редакции, или установить категории кому платно, кому бесплатно.

Аккумуляция предложений по изменению правовой базы, их обработка и изменение НПА. Еще важнее, чтобы эти предложения не пропали Методикой разработки ТКМВ предусматривается план внесения изменений в НПА как поставщика данных, так и получателя (раздел Б ТКМВ), но как видим из приведенных примеров это уровень далеко не поставщика и получателя.

Как и с кем согласовывать ТКМВ? Согласовывается с каждым ведомством отдельно (для чего формируется не полностью, а только в части информации касающейся ведомства). Согласование проводится на трех уровнях – федерация, субъект, муниципалитет

Пример МВ на муниципальном уровне Два документа: Справка о составе семьи Договора социального найма Разработано две ИС : - Учет договоров найма жилых помещений (с нуля) - ИС паспортистки ЖЭК (подлежит доработке)

Форма журнала регистрации договоров социального найма

Карточка регистрации договора социального найма

Формирование из системы договора социального найма

Общий вид картотеки постановки на учет (Регистрация по месту жительства)

Вид карточки регистрации по местужительства

Вид карточки выдачи и замены паспорта

Что делать с согласованной ТКМВ? По согласованной ТКМВ разрабатываются вэб-сервисы, являющиеся основой функционирования СМЭВ ТКМВ является основой для разработки вэбсервисов.

Что из себя представляют вэб-сервисы? Вэбсервис - это написанная определенным образом программа, взаимодействовать с которой может только другая программа через сеть (в т.ч. интернет). Т.е. человек напрямую вызвать вэбсервис не может. Вэбсервис вызывается аналогично тому, как вызываются сайты через браузер, только не человеком, а непосредственно программой (в частности другим вэбсервисом). Пример вэбсервиса: запись на прием к врачу Существуют определенные требования к разработке вэбсервисов, используемых в СМЭВ

Краткое описание web-сервиса Веб-сервис информационной системы Учет договоров социального найма представляет из себя приложение, написанное на языке Java и адаптированное для использования на сервере приложений Glassfish 3.1 (возможно использование любого другого сервера приложений, распознающего.war формат файла и реализующего необходимые спецификации Java EE). Веб-сервис необходим для предоставления услуги доступа к информации о договорах социального найма. Допускается использование текущего веб-сервиса как через интерфейс, предоставляемый веб-клиентом, так и через любой прикладной программный интерфейс (при разработке приложения), предназначенный для работы с XML. ru.bi_soft.zheckservice – корневой пакет, в нем содержится весь исходный код веб-сервиса.

Образец вызова вэб-сервиса через сайт.

Цикличность процесса Административный регламент НПА, регламентирующие оказание услуги Разработка и согласование ТКМВ Одобренная ТКМВ Разработка вэбсервисов, тестирование и включение их в СМЭВ Новый Административный регламент Информационные системы

Недостатки ТКМВ Не видна вся логика взаимосвязи документов, в т.ч. получаемых через СМЭВ Нужна как минимум BPMN-схема процесса оказания услуги (электронный регламент) К марту 2012г. Минкомсвязи обещает инструмент для автоматизации процесса разработки и согласования ТКМВ.

Нужна информационная система, поддерживающая переход на оказание услуг в электронном виде на всех этапах. Перечень услуг, оказываемых в электронном виде (один на всех) Перечень документов (по ведомствам, услугам) Адмрегламенты ( в т.ч. и электронные в виде BPMN-схем) Процессы согласования ТКМВ Тексты самих вэбсервисов и документация по их разработке и использованию хранится отдельно Изменения законодательства ведут к изменениям либо всего процесса оказания услуги, или его части. И все это с поддержкой версий. Создание такой системы на уровне субъекта (допустим в МИТиСе) позволило бы иметь в любой момент объективную информацию и делиться лучшими практиками

Типовой план перехода на межведомственное взаимодействие (на муниципальном уровне). МероприятиеУровень типизации Разработка перечня услуг, оказываемых в электронном виде Высокий Разработка перечня документов, необходимых для оказания услуг, в т.ч. подлежащих переводу на межведомственное взаимодействие Очень высокий Разработка и согласование ТКМВОчень высокий Ревизия и аудит информационных систем, применяемых в муниципалитете Индивидуальный Разработка вэб-сервисовДостаточно низкий (может быть стандартизован в части ОМСУ- получатель) Применение единого типового решения СМЭВ для всех муниципалитетов Может быть применено с использованием СЭД Подключение к РСМЭВСроки и порядок не зависят от ОМСУ

Состав типового решения муниципального (ведомственного) сегмента СМЭВ Application Server как среда для WSDL Oracle AS, Tom Cat, Glass Fish и т.д. СЭД Дело, DocsVision, Босс Референт 4J и т.д. Интеграция Интеграция осуществляется в соответствии с ГОСТ Р Средство автоматизированной разработки вебсервисов Oracle developer, Eclipse и т.д. Набор стандартных вэбсервисов + Средства интеграции с существующими ИС Средства криптозащиты включая ЭП Vip Net, Континент и т.д.

Проблемы, которые до сих пор не решены Подключение к СМЭВ (канал) Вопрос применения ЭП

Применение ЭП В СМЭВ будут в т.ч. и документы подписанные ЭП Вопросы: - Где получить ЭП, обеспечивающую юридическую значимость подписываемого документа? - Перечень лиц, имеющих право ставить ЭП в СМЭВ - Что делать с прикрепленными и подписанными ЭП заявителем документами на госпортале.

Проекты документов по ЭП с портала ГосБук Применение электронной подписи (ЭП) в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Методика определения минимальных требований к электронной подписи, используемой для заверения документов, предоставляемых при обращении за получением государственных и муниципальных услуг

Проект ГОСТа по ЭП НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р /ISO/TR 15801:2009 Системы электронного документооборота УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ИНФОРМАЦИЯ, СОХРАНЯЕМАЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ Рекомендации по обеспечению достоверности и надёжности Выдержка: «Пользователи данного стандарта должны понимать, что реализация этих рекомендаций не обеспечивает автоматической приемлемости содержащихся в информации доказательств. В тех случаях, когда сохранённая электронная информация может потребоваться в суде, внедряющим данный технический отчёт лицам и организациям рекомендуется проконсультироваться с юристами, чтобы выяснить точное положение дел в рамках соответствующей правовой среды.»

Электронный документ «Считаю что необходимо чёткое определение на законодательном уровне понятия «документ» вообще и «электронный документ» в частности. Одновременно нужно установить, что такое «юридически значимый документ». «А так же определить порядок приёма, передачи и организации хранения электронных документов длительного или постоянного срока хранения.» Павел ПлотниковПавел Плотников «Эксперт ГосБук»

Где найти материалы по теме СМЭВ ? Экспертная сеть по вопросам государственного управления Госбук ( Портал методической поддержки реализации федерального закона (210fz.ru) Сообщество IT профессионалов в государственном и муниципальном управлении ( Технологический портал СМЭВ (smev.gosuslugi.ru)