Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и проблемы законодательного обеспечения региональной системы образования в условиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Advertisements

Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» М.Б. Лукашевич, директор Департамента правового обеспечения деятельности.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ СЕКЦИЯ «Региональная.
Профессиональное образование по Федеральному Закону от 21 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Ю.В. Линская, заместитель директора Департамента правового обеспечения.
Реализация ФГОС в контексте разработки проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» Александр Кондаков, д.п.н., член-корреспондент РАО.
«Новое в законодательстве». Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации Законодательства РФ в области образования, направленной на: приведение.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» С традициями милосердия.
Система дошкольного образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» МДОУ Бершетский детский сад «Умка»
Выступление директора школы Константиновой Г.Х. 01 ноября 2011 года.
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Транксрипт:

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и проблемы законодательного обеспечения региональной системы образования в условиях модернизации Зимирев Г.И. – кандидат социологических наук Зимирев Г.И. – кандидат социологических наук

История вопроса… 1992 г. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), закон о вузах и послевузовском образовании (1996) г. - новая редакция закона РФ «Об образовании» (1996) г. (январь) – проект модельного закона об образовании Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской республики, Российской Федерации г.г. – разработка Образовательного Кодекса Российской Федерации г., 22 августа – изменения в законе «Об образовании» (111 статей изменено). Изменения в законах РФ «Об образовании» (1992 г.), «о вузах и послевузовском образовании (1996)» (диаграмма).

« Концепция и техническое задание утверждены Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности 1 июня 2009 г. Создана рабочая группа. В мае 2010 года на сайте МОН РФ размещена рабочая версия законопроекта. Лето-осень 2010 года – активное обсуждение материалов по законопроекту (парламентские слушания, общественные слушания) 1 декабря 2010 года -1 февраля 2011 года – общественное обсуждение на сайте www. zakonoproekt2010.ru –10,8 тыс.отзывов. Поступили предложения к законопроекту от 40 субъектов РФ. Создана комиссия для рассмотрения замечаний и предложений, На сайте МОН РФ размещен доклад комиссии об итогах обсуждения законопроекта. Третья версия законопроекта размещена на сайте МОН ЗК г.

Основные характеристики законопроекта Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (третья версия) состоит из 15 глав, 114 статей закона. Текст законопроекта составляет 227 стр., 417,6 тыс. печ. знаков (17,4 п.л.) (приложение 1). Для сравнения: рабочая версия – 170 статей, 429 стр., первый вариант законопроекта – 140 статей, 240 стр., законы «Об образовании» -61 статья, 165 стр., «О высшем и послевузовском образовании» - 33 статьи, 81 стр.

Цель законопроекта обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной: на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования; повышение эффективности механизма правового регулирования; создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами.

закон «устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности; определяет правовое положение участников отношений в сфере образования».

образование –это «общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

8 Отдельный уровень образования Вводится два вида программ СПО (прием на общедоступной основе) Введен третий уровень высшего образования дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее общее образование среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих подготовка специалистов среднего звена высшее образование - бакалавриатвысшее образование - магистратура, подготовка специалиста; высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), ординатура, ассистентура- стажировка Изменение структуры системы образования Введены как самостоятельные уровни образования НПО включено в систему СПО

9 1) Основные образовательные программы Основные общеобразовательные программы Основные профессиональные образовательные программы: Программы профессионального обучения 2) Дополнительные образовательные программы Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные профессиональные программы Образовательные программы сейчаспредлагается

Основные образовательные программы Основные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования образовательные программы начального общего образования образовательные программы основного общего образования образовательные программы среднего общего образования Основные профессиональные образовательные программы образовательные программы среднего профессионального образования: программы подготовки квалифицированных рабочих программы подготовки специалистов среднего звена образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы орд натуры, программы ассистентуры-стажировки Программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих

Дополнительные образовательные программы Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные общеразвивающие программы Дополнительные предпрофессиональные программы Дополнительные профессиональные программы Программы повышения квалификации Программы профессиональной переподготовки

Организации, осуществляющие образовательную деятельность Образовательные организации (образование – основной вид деятельности) Дошкольные образовательные организации Общеобразовательные организации Профессиональные образовательные организации Образовательные организации высшего образования Организации дополнительного образования Организации дополнительного профессионального образования Организации, осуществляющие обучение (образование – дополнительный вид деятельности) Научные организации, Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей Иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и образовательные программы образовательные программы дошкольного образования дополнительные общеобразовательные программы Дошкольные образовательные организации основные общеобразовательные программы дополнительные общеобразовательные программы программы профессионального обучения Общеобразовательные организации любые образовательные программы, за исключением образовательных программ высшего образования Профессиональные образовательные организации любые образовательные программы Образовательные организации высшего образования дополнительные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования Организации дополнительного образования дополнительные профессиональные программы программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры Организации дополнительного профессионального образования программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры программы профессионального обучения дополнительные профессиональные программы Научные организации основные и дополнительные общеобразовательные программы программы профессионального обучения Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей программы профессионального обучения дополнительные образовательные программы Иные юридические лица

Введено понятие «обучающегося», предусмотрено поэтапное повышение стипендий, по программам СПО стипендии выплачиваются вне зависимости от успехов в учебе, вводится бесплатное обеспечение учебниками и другими материалами, организация бесплатного подвоза к месту обучения, льготы для проезда на транспорте общего пользования. Закреплены вопросы оказания обучающимся психолого-педагогической и медико-социальной помощи, защиты прав обучающихся, в том числе создание в образовательных учреждениях на паритетных началах комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

кредитно-модульная система организации образовательного процесса (в профессиональном образовании), возможность применения сетевых форм реализации и освоения основных образовательных программ (совместная деятельность организаций, зачет организациями результатов обучения в других организациях), возможность использования дистанционных образовательных технологий и введения электронного обучения.

изменения в экономике образования: введение нормативно-подушевого финансирования, возможность финансирования за счет бюджета негосударственных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы в пределах соответствующих ФГОС. Меры по государственной поддержке образовательного кредитования и частно- государственного партнерства в образовании.

изменения в подготовке рабочих и специалистов среднего звена: Вводится новый вид программы СПО – программа подготовки квалифицированных рабочих. Часть краткосрочных программ НПО переводится в разряд программ профессионального обучения. Эти программы возможно осуществлять не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, в проф.организациях, в ряде случаев в общеобразовательных организациях – на третьей ступени общего образования. Таким образом, вводится новый тип образования – профессиональное обучение, которое должно завершаться сдачей квалификационного экзамена.

среднее профессиональное образование становится общедоступным, сохраняется возможность получения среднего общего образования наряду со средним профессиональным образованием в организациях СПО.

наряду с закреплением изменений в структуре высшего образования, изменяется система льгот и преимуществ при приеме в вузы: 1) прием без вступительных испытаний, 2) прием в пределах установленной квоты, 3) прием на подготовительные отделения за счет бюджета, 4) преимущество при прочих равных условиях. Кроме того, преимущество предоставляется только один раз.

изменения в системе дополнительного профессионального образования. Расширяется круг организаций, изменяются виды дополнительных образовательных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки), сроки обучения предусматриваются программой или договором на обучение. Не предусматриваются ФГОС и ФГТ.

в законопроекте нашли своё отражение и закрепление нормы уже вошедшие в современное законодательство: научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования; экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования; правовой статус педагогических работников, руководителей образовательных учреждений, вопросы аттестация педагогических работников, повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

законодательно определены вопросы организации педагогической экспертизы, независимой оценки качества образования, общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной экспертизы образовательных программ, мониторинга в системе образования и др.

законопроектом предусматривается переходный период ( г г.), который позволит выстроить график реализации закона на всех уровнях управления.

Поздний срок объявления перечня вступительных экзаменов в вузы Включить в статью 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами» требование о введении в ФГОС по специальностям высшего образования перечней предметов, на базе которых осуществляется прием на специальности высшего учебного заведения. Это позволит, в том числе, в школах выстраивать планомерную предпрофильную подготовку и профильное обучение, а вузам участвовать в профориентационной работе.

Педагогическое образование По аналогии с медицинским образованием сформулировать статью о педагогическом образовании. Важные элементы статьи: 1. педагогическое образование должно реализовываться в специализированных структурных подразделениях университетов, в педагогических университетах и колледжах. 2. необходимость обязательной специальной переподготовки лиц, работающих в школе, но не имеющих педагогического образования, 3. вопросы организации «педагогической интернатуры» (ассистентуры-стажировки).

Повышение квалификации Определено, что «финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях». Предлагаем: Финансовое обеспечение ПК и проф.переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных учреждений должно осуществляться из средств регионального и муниципального бюджетов по нормативам и эта норма должна отражаться в законе.

Дополнительное профессиональное образование: цели квалификационные программы программы профессионального развития профессиональная переподготовка на достижение более высокого уровня квалификации для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной деятельности на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экон, и технолог. условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами получение новых и развитие имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Мониторинг, инф.обеспечение обязательное обучение руководителей и специалистов органов, осуществляющих управление в сфере образования, вопросам образовательной статистики и организации мониторинга в образовании, административную ответственность должностных лиц за искажение информации, прямой запрет на запрос от образовательных организаций данных, находящихся в открытом доступе, проведение педагогической экспертизы показателей и индикаторов, используемых в практике управления образованием и при оценке деятельности образовательных организаций.

Август–октябрь 2011 гг. работа с профессиональным сообществом, родительской общественностью, СМИ, субъектами законодательной инициативы по обсуждению и совершенствованию законопроекта. В первом полугодии учебного года - ревизия регионального образовательного законодательства, локальных нормативных актов ОУ на их соответствие действующему закону. В последующие периоды правотворческая деятельность в сфере регионального законодательства, правой сфере местного самоуправления по разработке собственной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования, правоприменительная деятельность.