Тема: 19. Взаимоотношения общества и природы, культуры и цивилизации Взаимоотношение общества и природы Культура и цивилизация Глобальные проблемы постсовременности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отражение объективной действительности Отражение объективной действительности Организация и регулирование жизни людей Организация и регулирование жизни.
Advertisements

Вопросы: 1.Взаимодействие природного и антропогенного мира. Особенности социального познания. 2.Структура общества. Сферы общественной жизни. 3. Философские.
ДЕ 6 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Тема 18. Общество как объект познания Специфика социального познания Понятийный аппарат социальной философии Исторические этапы.
НА ТЕМУ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО Выполнил работу Бондарев Даниил 8 а.
Глобальные проблемы человечества. Выполнила ученица 10 класса МБОУ «Умётская СОШ» Подзорова Ксения.
Экологическая проблема - глобальная проблема человечества, возникшая с началом индустриальной деятельности человечества и особенно обострившаяся во второй.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ГЛОБАЛИСТИКИ» ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ Гру Харлем Брундтланд в 1987 г. возглавляла Всемирную комиссию ООН по окружающей среде и развитию.
1 ОБЩЕСТВО ©. 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество» Цель: обобщить полученные знания, умения и навыки по теме «Общество».
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социологии Тема: Общество : понятие, признаки, типы.
План урока 1.Что такое общество 2.Основные сферы общества 3.Ступени развития общества.
Методическая разработка по географии (10 класс) по теме: Взаимодействие общества и природы
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Урок обществознания 10 класс Учитель Мельникова Т.В. г. Торжок.
Мировые природные ресурсы - богатства природы, используемые человеком в своей хозяйственной деятельности; - основа развития экономики любой страны.
Раздел «Общество» Материалы для подготовки к ЕГЭ учителя истории и обществознания МОУ СОШ 15 Рязановой В.В.
1. Современный этап мирового развития 2. Глобализация – характеристика современного мира 3. Глобальные проблемы современности Противоречивость и целостность.
Транксрипт:

Тема: 19. Взаимоотношения общества и природы, культуры и цивилизации Взаимоотношение общества и природы Культура и цивилизация Глобальные проблемы постсовременности и пути их решения

Литература: Бердяев Н.А. О культуре.О культуре. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере.Несколько слов о ноосфере. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века//Вопр. философии С Павлова Н.С. Экология и культура: Учебное пособие. Якутск: изд-во ЯГУ, с. Печчеи А. Человеческие качества.Человеческие качества. Степин В.С. О современной цивилизации// Науковедение. - М., С Дробот Г.А.Глобализация: понятие, этапы, противоречия, оценки//Соц.-гум.знания С

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА Вопрос 1.

Природа – универсальная ценность для человека Формы отношения человека с природой: практическое (ресурсное) – использование природных условий, ресурсов; эстетическое – основано на восприятии природы с позиций прекрасного; познавательное – познание законов природы; адаптивное- - отношение к природе как к среде обитания человека.

Этапы взаимодействия природы и общества (по типу хозяйства) I этап - присваивающее хозяйство (охота, рыболовство, собирательство); II этап - производящее хозяйство (земледелие, скотоводство); III этап – развитие промышленности; IV этап – глобализация и возникновение экологических проблем в ХХ веке.

Природные ресурсы исчерпаемыенеисчерпаемые Невозобнов- ляемые: полезные ископаемые Возобновляемые: биологические, почвенные, водные Солнечная радиация, ветер, морские приливы и отливы, гидроэнергетические ресурсы

Единство и различие природы и общества Единство: Генетическое: человек – часть природы; Структурное: общество – социальная форма движения материи; Функциональное: общество вне природы функционировать и развиваться не может Различие: Законы функционирования и развития – законы природы вечны и действуют стихийно; законы общества изменчивы, реализуются через сознательную деятельность людей Антагонизм; Природные ритмы

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Вопрос 2.

Основные подходы к определению культуры как совокупность созданных обществом ценностей; как искусственный мир (II природа); как синтез творческих достижений человечества; как облагороженная природа (натура), воплощенная в человеческом обществе; как способ ненаследственной передачи информации; как мера человеческого в человеке.

Культура во взглядах различных мыслителей Основная идея понимания культуры Представители 1Возделывание, воспитание, образование, развитие Древние римские философы 2Образ жизни народа. Духовный прогресс человечества И.Гердер (XVIII-XIX вв.) 3Приобретение разумным существом способности ставить цели, способ самореализации личности Ж.Руссо (XVIII в.) 4Богатство знаний, эстетическое и интеллектуальное развитие И.Гете (XVIII-XIX вв.) 5Идея человечного человекаД.Лукач (XIX-XX вв.) 6Осмысленное созидание обществаА.Шютц (ХХ в.)

Формы и виды культуры

Что означает «цивилизация»? Продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития общества; ступень развития материальной и духовной культуры или тип культуры и общества; процесс культурного и интеллектуального развития; современное общество с его комфортом.

Цивилизация во взглядах различных мыслителей Основная идеяПредставители и примеры 1Синоним понятия «культура»Ф.Шеллинг 2Антипод культурыН.Бердяев, Н.Рерих 3Упадок культуры, этап ее вырождения и умирания О.Шпенглер 4Конкретный исторический тип обществаА.Тойнби 5Цивилизация как религиозная общностьБуддийская, христианская и т.д. 6Цивилизация как уровень технологического развития Аграрная, индустриальная и т.д. 7Цивилизация как объединенное планетарное сообщество Цивилизация планеты Земля

Цивилизация тип организации общества, характеризуемый специфической общественно- производственной технологией и соответствующей ей культурой, определенной философией и общественно-значимыми ценностями Локальные цивилизации -выражает культурно - исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны. Например: шумерская, идская, эгейская, акуская, хетская и др. Особенные цивилизации - выражает особенные культурно-исторические типы, которые имели влияние на развитие культур других народов. Например, античная, китайская, германская Всемирная цивилизация

Структура цивилизации Общественное сознание (духовный мир). Сюда входят: наука, культура, образование, мораль, идеология (религия) Общественно-политический строй. К нему относятся: социальные, национальные, политические, государственные, правовые отношения Экономический способ производства. Сюда относятся: структура воспроизводства, формы собственности, обмен, распределение, экономическое управление Технологический способ производства - это средства труда, источники энергии, предмет труда, природные ресурсы, техника Человек, семья: потребности, способности, знания, навыки, интересы, воля.

Исторические типы цивилизаций

Различия между цивилизацией и культурой КультураЦивилизация Связь людей, традиции, обычаи, культ предков Сила вещей Национальнаинтернациональна Культ жизни и ее смысл реализуются в самой жизни Культ жизни вне ее смысла РелигиознаНерелигиозна ОрганичнаМеханична Элитарность, возвышенность и требовательность Аристократичность Массовость, общедоступность и общепривлекательность Демократичность Развитие искусстваПревращение искусства в массовые зрелища, в арену сенсаций и скандалов Воспроизводство личностных качеств посредством воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. Личностная образованность Гражданские, общественные и государственные качества и характеристики. Воспроизводство рабочей силы путем технизации, увеличение свободного времени

Цивилизация и культура Цивилизация означает определенный уровень развития культуры, а конкретная культура, развиваясь, может стать цивилизацией. гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации; в свою очередь, цивилизация может быть построена лишь на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов. Культура играет не просто особую, но возрастающую роль в перспективе глобальной цивилизации.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Вопрос 3.

Модерн и постмодерн Модерн («индустриальное», «капиталистическое», «экономическое» общество) Постмодерн («постиндустриальное», «информационно-сетевое», «постэкономическое» общество) Национальные экономикиФормирование глобального рынка Производство – основа развития общества Потребление – основа развития общества Однолинейность развития мираМноговариантность развития мира Труд как необходимостьТруд как форма самореализации Идея единой культуры общества, объединенной общей системой ценностей; культурная универсализация и ассимиляция Идея культурного плюрализма и фрагментированности культур даже внутри одного общества, признание субкультур нормой Вера в познаваемость мира, всесилие науки Сомнение в возможностях науки улучшить мир и сужение круга функций науки

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Для изучения глобальных проблем была разработана специальная отрасль знания – «глобалистика».

Глобальные проблемы современной цивилизации: истощение природных ресурсов и и углубление экологического кризиса; угроза мировой войны; демографическая проблема; проблема телесности человека; кризис человеческой духовности.

Проблемы экологии ТЕРМИН «ЭКОЛОГИЯ» БЫЛ ВВЕДЕН НЕМЕЦКИМ БИОЛОГОМ Э.ГЕККЕЛЕМ ( ) КАК НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Уничтожение тысяч видов растений и животных, истребление лесного покрова; стремительное истощение полезных ископаемых; глобальное изменение климата и геофизических характеристик планеты; предельное загрязнение воздуха и воды; нарушен озоновый слой, защищающих от космических излучений; загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов.

Пути решения экологических проблем: экологизация производства; разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов; поиск новых эффективных и безопасных для природы источников энергии; объединение усилий всех стран для спасения природы; формирование в обществе экологического сознания - понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя.

Демографический фактор Народонаселение представляет собой совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий: части страны, всей страны, группы стран, всего мира.

Закон Мальтуса ( ) «Опыт о законе народонаселения» (1798) Естественный закон народонаселения гласит, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса – в арифметической. Выход – в принудительном регулировании народонаселения.

Динамика роста населения по данным ООН I в. н.э млн. человек; 1000 г. – примерно 300 млн. человек; 1850 г. – 1 миллиард; 1930 г. – 2 миллиарда; 1976 г. – 4 миллиарда; 1987 г. – 5 миллиардов; 2000 г. – 6 миллиардов; 2025 г. – 8 миллиардов (ожидается). Допустимый предел населения Земли – млрд. человек.

Демографический фактор Рост народонаселения приводит: к увеличению потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы; обострению противоречий внутри общества, если будет превышен «порог» населенности Земли; к резкому снижению качества жизни Но вместе с тем: население стран вместе с географической средой и способом производства определяет возможности развития общества; для нормального развития производства и общества в целом, освоения природных богатств необходим определенный минимум народонаселения

Условия решения глобальных проблем цивилизации