Тема 5. География хозяйства РФ (часть 2). Структура темы 5 (части 2): 5.3.География строительства. 5.4.География сельского хозяйства. 5.5.География транспорта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сельское хозяйство Казахстана Презентация по экономике Казахстана.
Advertisements

Транспорт России Часть третичного сектора экономики, часть инфраструктурного комплекса.
Выполи ученицы 10«Б» класса Макарова Кс. И Лукина Кс. Проверил: учитель географии Маркова Т.В.
Транспорт Какие ассоциации вызывает у вас слово – транспорт?
{ Дальний Восток Проблемы и пути их решения Работу выполнила ученица 9 класса Лычкова Катя.
Водный транспорт России Выполнила ученица 10 В класса Гимназии 1 Орлова Ксения.
Транспортная система включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
География 9 класс Тема «Транспортный комплекс России. Виды транспорта» Учитель географии МОУ «Гимназия 73» г. Новокузнецк идентификатор: Макашова.
Презентация к уроку по географии (9 класс) по теме: Презентация к уроку "Транспорт. Виды транспорта" 9 класс
Ответьте на вопросы. Что такое коммуникационная система? Какова ее главная задача. Что такое транспортная система? Какие показатели характеризуют работу.
Сельское хозяйство. Растениеводство.. Сельское хозяйство отрасль народного хозяйства, которая занимается выращиванием растений (растениеводство) и разведением.
Powerpoint Templates Связь. Сфера обслуживания.. Powerpoint Templates Page 2 Проверка домашнего задания. Вариант 1 1.Первое место в России по грузообороту.
География 9 класс Тема «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»
Визитная карточка Центрального района : Территория, млн. кв. км.0,5 Количество субъектов Федерации 13 Население, млн. чел 32,8 Городское население %84.
«Своя игра». Общая характеристика хозяйства Промышленность АПК Сфера услуг
Тема 6. Экономические районы РФ и внешнеэкономические связи РФ (часть 1). Структура темы 6 (части 1): 6.1.Экономическое районирование России. 6.2.Районы.
Информационная составляющая экономической безопасности на предприятии транспорта.
Подготовила ученица 9 «В» класса Редькина Виолетта.
Транксрипт:

Тема 5. География хозяйства РФ (часть 2). Структура темы 5 (части 2): 5.3.География строительства. 5.4.География сельского хозяйства. 5.5.География транспорта. 5.6.География сферы обслуживания. Вопросы и типовые тесты к теме 5 (части 2). Составитель – к. г. н., доцент МГИУ П. М. Крылов

Строительный комплекс Строительство как отдельная отрасль индустрии сформировалось в России в связи с большим размахом строительных работ как в освоенных, так и новых районах страны. Объем инвестиций в строительство составлял до 20% их объема, что позволило возвести в советские годы сотни новых городов, тысячи предприятий, проложить сотни тысяч километров трубопроводов, линий электропередач, дорог. Вместе с ростом строительно-монтажных работ развивалась добыча строительных материалов, общий объем которой превышал добычу всех других видов твердых ископаемых. Тесная технологическая связь строительства и производства строительных материалов, объемы и размещение которых прямо зависели от масштабов и географии строительства, обусловили и их организационное объединение: в России более половины предприятий, производящих стройматериалы, непосредственно входят в состав строительных организаций. Поэтому оба эти вида производства – строительство как возведение зданий, сооружений, дорог и т.п. и получение строительных материалов рассматриваются как единый строительный комплекс. На его долю в 1990 году приходилось около 15% валового продукта страны. В годы реформ и экономического кризиса сократились капиталовложения в промышленное и транспортное строительство в 5 раз, резко снизились его объемы и производство стройматериалов. Но затем в строительные работы пошли частные и корпоративные вложения, которые его несколько оживили. Поэтому доля строительства в целом в народном хозяйстве не уменьшилась, хотя в абсолютном размере и сократилась в 2 раза. При этом переместились точки роста – со строительства производственных сооружений на создание средств связи, транспорта, жилищное в т.ч. индивидуальное строительство, т.е. в сектор инфраструктуры и социальных услуг. Районами наибольшей строительной активности являются Центральный, Поволжский, Уральский, Западно- Сибирский районы, куда направляется 60% всех инвестиций и возводятся 70% строящихся объектов.

Производство строительных материалов Здесь сформировались четыре группы производств со своими особенностями размещения и перспективами развития. 1) Добыча и первичная обработка минерально-строительного сырья – песка, гравия, щебня, бутового камня. Эти наиболее массовые материалы размещаются широко, практически повсеместно, их легко добывать, поэтому размещение их добычи прямо зависит от локализации объектов строительства, желательно в непосредственной близости к нему. Это объясняется их большой грузоемкостью (тяжелые объемные материалы) и низкой транспортабельностью. Так, перевозка на 5 км песка и гравия автотранспортом удваивает их стоимость. 2) Производство вяжущих материалов - цемента, извести, гипса. Оно ориентировано на источники сырья и лучшими районами размещения цементной промышленности как важнейшей в производстве стройматериалов является сочетание месторождений известняков, глины (или мергеля) и источников топлива. Цемент получают также из шлаков и золы предприятий черной и цветной металлургии и тепловых электростанций, около которых и размещаются цементные, асбоцементные и другие смежные производства. Основной ареал цементных заводов размещается в Европейском регионе: на Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский и Северо-Кавказский районы приходится 2/3 его производства в стране. 3) Производство стеновых изделий и перекрытий, в первую очередь из бетона и железобетона – блоков, панелей, балок и т.п. Бетон и железобетон сейчас составляют основу индустриального строительства. Сохраняется и производство кирпича, черепицы, стекла и других строительных изделий. Все они, кроме стекольного производства, располагаются вблизи строительных объектов как ввиду своей грузоемкости, так и привязки номенклатуры изделий к определенному виду строительства. 4) Производство разнообразных отделочных и кровельных материалов, половых покрытий, сборно- разборных конструкций, санитарно-технических изделий и других. Здесь находится точка роста производства современных стройматериалов, которое тесно взаимодействует с другими комплексами – производством металлов, химических и лесопромышленных изделий, и где разнообразие ассортимента открывает большие возможности для частного бизнеса.

Развитие строительного производства Перспективы строительного комплекса связаны с переориентацией его с производственного строительства на развитие инфраструктуры – строительство дорог, в первую очередь автомобильных, расширение сети трубопроводов, в т.ч. водопроводов, мелиоративных систем, природоохранной, торговой, складской инфраструктуры, создание систем связи и коммуникаций, и т.п. Кроме того, важной точкой роста должно стать развитие индивидуального жилищного и хозяйственного строительства, обеспечение его всем многообразием современных строительных и отделочных материалов. Например, разработка и производство легких металлических гаражных конструкций типа "ракушек" решило задачу содержания машин личного пользования в городах и поселках, ранее практически неразрешимую, а выпуск легких сборных конструкций для теплиц и парников помог жителям России быстро организовать выращивание ранних и теплолюбивых овощей на своих садовых участках и в личном подсобном хозяйстве.

Сельскохозяйственный комплекс Проблемы развития сельского хозяйства России. Россия исторически развивалась как крестьянско-аграрная страна, располагавшая большими земельными ресурсами, избыточным сельским населением, на которое приходилось почти 90% жителей страны. Аграрная продукция до конца 19 века составляла основу экономики. Однако само сельское хозяйство было экстенсивным и низкопродуктивным, крестьянство по преимуществу было малоземельным и лишь в конце 19 века на юго-востоке России аграрная экономика стала принимать товарный капиталистический характер. Урожаи зерна не превышали 7-9 ц/га, а главными средствами производства оставались лошадь, плуг и ручной труд крестьян. В советские годы, начиная с 30-х годов, сельское хозяйство превратилось в отрасль, служившую базой индустриализации: из него черпались трудовые и метериально-финансовые ресурсы, само же оно оставалось по- прежнему экстенсивным и техническими отсталым. Проведенная насильно и ускоренно коллективизация основывалась на принудительном и низкооплачиваемом труде крестьянина, который по-прежнему жил и кормился за счет своего личного приусадебного хозяйства, которое, к тому же, облагалось большими налогами. Произведенная колхозами и совхозами продукция практически бесплатно изымалась для государственных нужд, что лишало крестьян стимула к росту производительности труда и наращиванию выпуска продукции. До 50 годов село практически не получало инвестиций, техники, удобрений, агротехника и продуктивность животноводства и земледелия оставались на уровне, близком к началу века. И только с начала 60-х годов, когда более половины жителей страны переселились в города, страна перестала сама себя кормить и возникла угроза голода (тогда были совершены первые закупки зерна за границей), было обращено серьезное внимание на отсталый аграрный сектор. В сельское хозяйство стали направлять достаточно крупные инвестиции, составлявшие в годы до 25-28% вложений в народное хозяйство. Начали выращивать более продуктивные сорта растений и породы скота, появились крупные механизированные животноводческие фермы. В село начали поступать техника, удобрения, были введены полевые севообороты, началась мелиорация засушливых и переувлажненных земель, стали применяться химические средства защиты растений. С 1960 по 1990 год мощность машинного парка на селе выросла в 4 раза, внесение удобрений - в 5 раз, ежегодные капиталовложения - в 6 раз. В России было освоено 20 млн. га новых земель, мелиорировано 12 млн. га засушливых и переувлажненных земель

Реформы в сельском хозяйстве в 1990-х, 2000-х гг. (часть 1). На этапе реформ 1990-х годов была осуществлена аграрная реформа, в основу которой легли законы "О Земельной реформе", "О крестьянском фермерском хозяйстве" и другие. В результате реформы 2/3 колхозов и совхозов были преобразованы в новые предприятия - коллективные, акционерные, кооперативные, частные, образовав 17 тысяч новых структур - товарищества, общества, кооперативы, ассоциации фермеров. Было образовано около 300 тысяч фермерских хозяйств, но к 1998 году более половины из них распалось. Сохранили форму колхозов и совхозов 10 тыс. предприятий. Больше всего их сохранилось в Северном и Восточно- Сибирском районах - регионах со сложными условиями производства, а также почти во всех национальных республиках. Больше всего новых форм объединений было создано в индустриально развитых районах - Северо- Западном, Центральном, Уральском, где они владеют 60-70% земельных угодий. Всего к концу 90-х годов в государственном секторе сохранилось 10% сельхозугодий, остальные перешли на правах владения, пользования и частной собственности к кооперативным и индивидуальным хозяйствам. В личной собственности населения (на правах приусадебных, садовых и огородных участков и ферм) находится более 10% обрабатываемых земель, их величина за годы реформ выросла в 3 раза.

Реформы в сельском хозяйстве в 1990-х, 2000-х гг. (часть 2). Вместе с тем в этот период практически без изменений осталась сфера снабжения аграрного сектора и сбыта его продукции, а государственные инвестиции в него сократились в 4 раза. Из-за несоответствия в ценах сельскохозяйственной и промышленной продукции село практически прекратило закупку техники и удобрений. Поэтому к концу 90-х годов производство продукции в сельском хозяйстве снизилось на 40%, сократились площади сельхозугодий и поголовье скота. Продуктивность земледелия и животноводства вернулась к уровню 60-х годов. В целом снизилась товарность сельского хозяйства, которое с трудом обеспечивает лишь местные потребности. Поэтому резко возрос импорт продовольствия, за счет которого страна обеспечивала до 30% своих потребностей. И снижение производства продуктов питания, и падение покупательной способности населения привели к тому, что, по оценкам, в г. население потребляло мяса, молока, масла лишь 70% к уровню 1990 года, калорийность питания снизилась на 20%, дефицит белка составил 30-40%. Выросло лишь потребление хлеба и картофеля на %. Население страны выживало в эти кризисные годы за счет развития личного подсобного хозяйства. Индивидуальный сектор явился единственным в аграрном производстве, который увеличил выпуск продукции. Сказались глубокие "крестьянские" корни российского населения. Оно стало производить в 2,5 раза больше чем в 1990 году, давая 1/4 всей сельхозпродукции страны, в том числе 92% картофеля, 77% овощей, 55% мяса и молока. В два раза выросло поголовье скота в личном хозяйстве Рост цен на продукты питания в стране искусственно сдерживался из-за падения покупательной способности населения, в то врем как цены на сельхозтехнику, удобрения, сортовые семена, горючее выросли в сотни и тысячи раз.

Изменение роли сельского хозяйства в России В целом же доля аграрного сектора экономики страны снизилась с 12% в 1990 год до 7% в 1999 году. В нем занято около 10 млн. человек населения (без учета названных выше владельцев садово-огородных участков), что составляет сейчас около 12% занятых народном хозяйстве. Можно ожидать, что с интенсификацией хозяйства доля занятых будет снижаться до уровня развитых стран, где эта часть работников составляет от 5до 10%. Существенный вклад в это внесли и городское жители. Сейчас в стране 20 млн. семей горожан владеют огородными и садовыми участками, и это больше, чем число сельских собственников приусадебных земель - их насчитывается 16 миллионов. Таким образом, в России большинство семей владеет небольшими земельными наделами, что и снизило для населения тяжесть сильного спада производства в аграрном секторе экономики.

Состав отраслей сельского хозяйства Состав отраслей сельского хозяйства. Сельское хозяйство России представлено в производстве валового продукта поровну - земледелием и животноводством. Основу земледелия составляет выращивание зерновых культур умеренной зоны – пшеницы, ржи, ячменя, а также овощей и картофеля. Технические и плодовые культуры занимают небольшие площади. В животноводстве главную роль играет разведение крупного рогатого скота и свиней, а овцеводство и крупное птицеводство развито лишь в отдельных районах. По характеру зернового хозяйства Россия находится в одной группе с такими странами, как Канада, Австралия, Аргентина, сухостепной пояс США, которые получают большие сборы зерна за счет обработки крупных массивов земель, главным образом степных и сухостепных. Рентабельность производства, при сравнительно небольших урожаях в ц/га, обеспечивается относительно небольшими затратами труда, основных фондов и удобрений на единицу площади. Такое "экстенсивное" хозяйство, как правило, ведут страны, располагающие большими земельными площадями, в средне- и малоблагоприятных природных условиях при малом количестве осадков или коротком вегетационном периоде. Отметим, что при интенсивном земледелии - при высоких нормах внесения удобрений, мелиорации земель, высокой культуре полеводства и высокой технологической механизации всех процессов обработки и ухода за посевами - страны Западной и Центральной Европы получают урожаи зерна до ц/га за счет больших вложений на единицу площади.

Состав АПК

Общие черты растениеводства Главными районами товарного зернового хозяйства России остаются степные области ЦЧР, Сев. Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, которые дают 70% зерна страны. Другие отрасли земледелия в России развиты слабее и не повсеместно. Так, главным районом выращивания картофеля является Средняя Нечерноземная Россия, где сосредоточено и основное производство капусты, свеклы, моркови, лука. Теплолюбивые овощи, подсолнечник, сахарная свекла, крупяные культуры и кукуруза выращиваются в Южной России. По урожайности этих культур Россия занимает средние позиции в мире.

Направления использования земельных ресурсов в России

Общие черты животноводства Животноводство России характеризуется в целом низкой продуктивностью, хотя в отдельных механизированных животноводческих комплексах и достигают высоких результатов. В основном же в стаде крупного рогатого скота мал удельный вес породного скота, а его разведение слабо специализировано на молочное и мясное направления. Основная масса молочного скота содержится в Центральном, Волго-Вятском, Уральском районах. В более южных районах - ЦЧР, на Северном Кавказе, Поволжье и Западной Сибири скотоводство имеет смешанное мясомолочное направление и лишь в наиболее сухих областях оно приобретает мясное направление. В этих же юго-восточных районах России развито овцеводство. Свиноводство развито повсеместно, но более высокая его концентрация свойственна пригородам крупных городов, где построены крупные свиноводческие комплексы. Аналогично размещается и современное птицеводство. Крупные свиноводческие и птицеводческие комплексы - это по существу промышленные предприятия, работающие на привозных кормах и при высоком уровне механизации трудовых операций. Для России традиционной отраслью животноводства является северное оленеводство, которым занимаются народы Крайнего Севера и которое составляет основу их жизненного уклада. Кормовая база оленеводства - лишайниковые и травяные угодья тундры и северной тайги, занимающие более 2 млн. км 2. Оленеводство - это главный способ использования биоресурсов этого огромного региона.

Основные сельскохозяйственные зоны России По сочетанию отраслей аграрного сектора и условиям их развития на территории России можно выделить четыре зоны земледельческо-животноводческого характера в ареале основного экономического развития и зону оленеводческо-промыслового хозяйства на Крайнем Севере страны.

Нечерноземная зона ЕЧР (Европейской части России) Нечерноземная зона ЕЧР (Средняя Россия в составе Центрального, Северо-Западного, Волго-Вятского районов, а также Поволжья и Урала без их степных областей). Это зона старого сельскохозяйственного освоения, специализируется на животноводстве, овощеводстве, выращивании картофеля и кормовых культур, обеспечивая продовольствием эту самую густонаселенную и промышленно развитую часть России. Полевые земли здесь занимают от 25 до 40% земель, чередуясь с лесными и луговыми угодьями и землями городов и пригородов. Для этой зоны характерно концентрическое размещение наиболее высокопродуктивных отраслей и угодий вокруг больших городов, где сосредоточены основные кадры работников сельского хозяйства, наиболее многочисленные и крупные сельские поселения. В отдаленных, периферийных районах, напротив, доля земель в обработке снижается, много запущенных земель, продуктивность земледелия и животноводства понижена. В целом в этой зоне производится треть сельскохозяйственной продукции, в том числе 40% молока и 60% картофеля страны.

Черноземная зона ЕЧР Черноземная зона ЕЧР (Центрально-Черноземный, Северо- Кавказский районы, степные области Урала и Поволжья) - это главный сельскохозяйственный район страны, расположенный в наиболее благоприятных природных условиях, где преобладают черноземные почвы и распахано до 60-70% всех земель. Благодаря теплому климату и плодородным почвам в западной части зоны, где выпадает достаточно осадков, достигнута наиболее высокая урожайность зерновых культур ц/га. В восточной части зоны - в Заволжье, где сухой климат и частые засухи, урожайность заметно ниже. Но здесь выращивается самая высококачественная яровая пшеница с высоким содержанием клейковины - ценного вещества для выпечки хлеба. При доле этой зоны в площади страны менее 9%, она сосредотачивает половину всей пашни, дает около 2/3 сельскохозяйственной продукции: здесь производится вся сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, крупяные культуры, более половины зерна и 2/5 мяса. В этой зоне сохранилась и более высокая плотность сельского населения. В России это наиболее перспективный район для наращивания интенсивности и продуктивности сельского хозяйства.

Восточная (Южносибирская) зона Восточная (Южносибирская) зона в ареалах лесостепных и степных земель Сибири и Дальнего Востока. Это крупный животноводческо-зерновой район страны по размеру угодий и поголовью скота и дающий 20-25% их продукции в стране. Однако хозяйство здесь ведется экстенсивными методами, поэтому продуктивность и земледелия, и животноводства не высокая. Главное значение этой зоны в обеспечении населения восточных районов страны хлебом, мясом, молоком. Большинство овощей, крупяная продукция завозится из Южной России и смежных районов Казахстана.

Зона северного лесного земледелия Зона северного лесного земледелия в полосе средней и южной тайги, где она размещается не повсеместно, а изолированными островами и полосами в бассейнах рек и озёр. Здесь выращивают ранние зерновые культуры - рожь, ячмень, овес и ранние овощи и сочетают земледелие с мясомолочным животноводством, которое проникает даже севернее земледелия. Эти занятия сочетаются с рыбными промыслами, охотничьим хозяйством. Сельское население разрежено, преобладают мелкие поселения, расположенные по берегам рек и озёр. Это хозяйство типично для Вологодской, Архангельской, Костромской, Пермской, Свердловской, Томской, Иркутской и Амурской областей, а также Красноярского, Хабаровского, Приморского краёв.

Зона северного оленеводства и охотничье-промыслового хозяйства Зона северного оленеводства и охотничье-промыслового хозяйства занимает Крайний Север России, ее тундровые и северо-таёжные районы. Это хозяйство типично для малых народов Севера, а также Якутии, Бурятии, Коми Республики. Но в этих последних республиках есть и очаги земледелия и животноводства, занесенных туда русскими переселенцами и освоенные местным населением. Население зоны крайне разрежено, ведет полуоседлый сезонно-кочевой образ жизни, перемещаясь вместе со стадами оленей по пастбищным угодьям. Предпринятая в годы советской власти попытка создать постоянные поселения для кочевых народов прививалась с большим трудом, так как не отвечала потребностям хозяйства и традициям. Сейчас найден промежуточный вариант - когда население на зиму поселяется в сёлах и деревнях, выпасая стада вблизи от жилья или поселения, а летом все семьи, участвующие в этом виде хозяйства, откочевывают со стадами на летние пастбища, расположенные, как правило, вблизи морских побережий или в горных районах.

Перспективы развития с.х. Перспективы развития аграрного сектора экономики связаны, в первую очередь, с регулированием финансово-ценовых, снабженческо-сбытовых, земельно-собственнических проблем, решение которых откроет свободу предпринимательской деятельности на селе. Это даст базу для использования интенсивных методов и технологий, откроет возможности выбора наиболее рациональной специализации, а на их основе - наращивание продуктивности хозяйства и производительности труда - наиболее слабых мест российского сельского хозяйства. Необходимо и развитие его материально-технического обеспечения. Что касается организационных форм сельскохозяйственных предприятий и семейного фермерства, то это выбор за самими участниками производства и будет зависеть от выбранных ими направлений и масштабов агропроизводства. Ожидается, что в нечерноземных и лесных районах предпочтение будет отдано мелким кооперативам и фермерству, а в степных черноземных, где преобладает крупноземельное зерновое хозяйство, будут преобладать кооперативы, товарищества, ассоциации, колхозы с большим числом участников. Во всяком случае, следует избегать дальнейшего экстенсивного расширения "поля производства" - распашки земель, наращивания поголовья скота. Развитие сельского хозяйства должно идти по пути его интенсификации.

Состав инфраструктурного комплекса

Транспортный комплекс Общие особенности транспортного комплекса. Транспортный комплекс включает в себя два сектора - а) саму сеть транспортных линий и транспортных узлов в точках их пересечения, и б) - работу по перевозке грузов и пассажиров на всех видах транспорта. Основными видами транспорта являются железнодорожный и речной, роль которых постепенно снижается, а также автомобильный, трубопроводный, морской и авиационный, значение которых в перевозках возрастает. Сеть транспортных линий характеризуется показателями их общей протяженности и плотности - длиной пути на единицу территории. Работа транспортных узлов определяется количеством отправленных и принятых грузов. Транспортная работа путей сообщения оценивается количеством перевезённых грузов (всего и на 1 км пути), а также общим грузооборотом, определяемым умножением веса перевезенных грузов на дальность их перевозки. Так, СССР, имея лишь 12% мировой протяженности железных дорог, осуществлял половину мирового грузооборота, что говорит о большой напряженности грузоперевозок. Уступая США по протяженности железных дорог в 2,5 раза, автомобильных - в 5, страна имела в 5 раз более высокий грузооборот. Для России с её огромными пространствами развитие транспортной сети - одно из главных условий сохранения её экономического единства, развития территориального разделения труда и усиления связей между регионами, т.е. первостепенное условие её экономического роста. Современная транспортная сеть имеет общую протяженность всех видов путей в 2,8 млн. км, т.е. 160 км/1 тыс. км 2, что несравненно меньше, чем в развитых странах. Она формировалась исторически, начиная от наиболее освоенных и обжитых районов ЕТР к ее периферии и окраинам. В советские годы 3/4 объемов нового строительства велось в восточных районах и союзных республиках, для усиления их связей с Центральной Россией. Поэтому после распада СССР единая транспортная сеть страны была нарушена, на территории России сохранилось 60% железнодорожных путей, 50% автодорог, 75% трубопроводов. Россия потеряла более половины прежних морских портов и судов морского флота. России приходится пользоваться дорогами стран СНГ для перевозки грузов с Урала в Сибирь через Казахстан, из Центра на Сев. Кавказ через Украину, в Калининградскую область и страны Европы через Белоруссию и страны Балтии.

Общие черты транспортной сети России Транспортная сеть России размещается крайне неравномерно: если в ее Центральном районе плотность, например, железных дорог соответствует среднеевропейскому уровню, то в целом по ЕТР она ниже в 2-3 раза ( км/10 тыс. км 2 ), а в Азиатской части страны - лишь км/10 тыс. км 2. В северных районах Сибири и Дальнего Востока вообще отсутствует сеть дорог круглогодичного действия. В целом плотность и характер транспортной сети России близок таким странам как Канада, Австралия, Бразилия, Казахстан, с крайне неравномерным уровнем освоенности территории и близкой производственной структурой хозяйства. Каждый из видов транспорта имеет свои особенности и выполняет свою особую роль в перевозках грузов и пассажиров. Их значение в транспортной работе и соотношение сетей дорог характеризуется в таблице 16. Рассмотрим эти особенности и связанные с ними проблемы развития по основным видам транспорта.

Соотношение показателей работы отдельных видов транспорта 1/3 грузооборота приходится на железнодорожный транспорт, перевозящий массовые грузы – металл, руду, уголь, кокс, стройматериалы, лес, зерно на значительные расстояния - до 1000 км. Более половины грузооборота дает трубопроводный транспорт, перекачивающий нефть, нефтепродукты, природный газ на большие расстояния. Роль его в 90-е годы возросла в связи с тем, что объём грузооборота на других видах транспорта сократился в 2 раза, а по трубопроводам он сохранился. Около 1/4 всех грузов приходится на автотранспорт, который доставляет мелкие партии грузов на короткие расстояния практически по всей стране. Роль водных перевозок сравнительно не велика, но они незаменимы для регионов, не имеющих других транспортных путей. Работа морского транспорта важна для международной торговли - перевозки экспортно-импорт­ных грузов. В перевозках пассажиров господствуют железные и автодороги.

Основные виды транспорта и их особенности

Типы транспортных узлов

Работа транспорта в России на начало 90-х гг.

Железнодорожный транспорт Это основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий дальние межрайонные перевозки грузов и связь Центра России со всеми ее регионами. Особенную роль играет этот транспорт для связи Европейской части страны с Азиатской, обеспечивая её потребности в сырье и топливе, и перевозя на восток страны продукцию обрабатывающей промышленности. Сложившаяся сеть железных дорог чётко отражает экономический "ландшафт" страны, формируя вместе с главными промышленно-транспортными узлами её "хозяйственный каркас". В Европейской части России рисунок дорог имеет радиально-кольцевую структуру с центром в Москве и дорогами, расходящимися к периферии региона. Здесь размещается 70% железнодорожных путей, связывающих между собой все значительные города региона. Ближе к северо-восточным и юго-восточным окраинам ЕТР сеть дорог приобретает разреженный "решетчатый" рисунок, а за Уралом она сходится в три основных линии (карта 14). Одна из них - самая молодая - идет в новые нефтедобывающие районы Западной Сибири - от Тюмени через Сургут к Новому Уренгою. Другая - самая протяженная дорога России - Транссибирская магистраль Екатеринбург - Владивосток, построенная в начале 20 века, связала Центральную Россию с её восточными районами, объединив их регулярным сообщением. В советские годы построены ветки от неё на Алтай, на р. Обь, Енисей, Ангару, в Южную Якутию, а также в Казахстан, Монголию, Китай. Третья дорога - дублёр Транссибирской дороги строилась постепенно, все послевоенные годы от Челябинска на Курган - Барнаул - Новокузнецк - Братск - Усть-Кут и получила название Южно-Сибир­ ской. Однако сейчас значительная часть её пути проходит через территорию Казахстана. К востоку от Усть-Кута (на севере оз. Байкал) и далее к Тихому океану эта дорога была проложена и получила здесь название Байкало-Амурской Магистрали (БАМ), но она пока не входила в регулярную эксплуатацию из-за недоделок. Таким образом, второй Транссибирский путь пока не создан, хотя и используется на отдельных его участках. Поэтому линия "Транссиба" является сейчас единственной прочно связующей Европейский регион страны с её Азиатской частью. В то же время это самое слабое звено железнодорожной сети страны как в силу своей перегруженности, так и в силу своей единственности, что, несомненно, представляет собой "зону риска" при чрезвычайных для страны обстоятельствах.

Перспективы развития ж.д. транспорта Сейчас строительство новых дорог практически не ведется. Лишь недавно была сооружена Арктической дороги от Салехарда на п-ов Ямал для освоения его газовых месторождений. Строятся ж. дороги от БАМа на Якутск, к регионам Якутии и для подсоединения этой крупнейшей национальной республики к единой железнодорожной сети страны. В связи с распадом СССР встала проблема создания дорог вдоль новой пограничной линии для усиления взаимодействия новых приграничных районов. Давно обсуждается проблема прямого выхода с Урала к портам Белого моря и установления связи республики Коми с Уралом. Есть вариант строительства Северной магистрали с выходом от Салехарда на Уренгой и далее на Норильск. Очевидно, эта задача будет решена еще не скоро. Во всяком случае, роль железных дорог в хозяйстве России, рассредоточенном на огромной территории, сохранится и в перспективе их необходимо улучшать.

Автомобильный транспорт Если железные дороги - это опорный каркас страны, то автодороги - это "капиллярная кровеносная система", доставляющая любые грузы буквально до "двери" потребителя. Их роль постоянно возрастает, а в развитых странах, особенно небольших по площади, на автотранспорт приходится от 50 до 70% грузооборота. В России сейчас активно идет процесс "автомобилизации" населения, что также требует роста этого вида транспорта. В целом сеть автодорог более плотная, чем железных, т.к. они доходят буквально до каждого населенного пункта, любого предприятия и жилья. При средней густоте дорог км/10 тыс. км 2, она в Европейском регионе в десятки, а в некоторых районах в сотни раз плотнее, чем в Азиатской части страны. Исторически так сложилось, что размещение крупных автодорог дублирует железнодорожную сеть, но в Сибири они развиты существенно слабее. Так, отсутствует единая Транссибирская автодорога, прерванная на участке между Благовещенском и Улан-Удэ, многие отрезки этой дороги имеют неудовлетворительное состояние. Основная сфера работы автотранспорта - короткие пригородные, городские и межгородские перевозки, но массовость этих перевозок такова, что он перевозит 1/4 всех грузов и 60-70% пассажиров междугороднего и пригородного сообщения. Главная проблема автотранспорта - улучшение состояния дорог и создание скоростных автобанов для развития межрайонных перевозок, которые по мере восстановления экономики России быстрее всего будут нарастать именно при помощи автопарка.

Трубопроводный транспорт Это особый вид транспорта, перевозящий жидкие и газообразные грузы, роль которого быстро нарастает. В России это, пожалуй, единственный вид, развитие сети которого не прекратилось, поскольку он обеспечивает возможность освоения новых нефтегазовых месторождений в отдаленных районах Сибири. Сейчас по системе нефтепроводов передаётся 2/3 добываемой нефти, но стоит задача всю её перекачивать про трубам. Развивается и газопроводная сеть как для российских потребителей, так и экспорта природного газа в страны Европы. Хотя в целом система трубопроводов создавалась, в основном, в послевоенные годы, но многие из них требуют обновления в силу изношенности труб. Топливо по ним идет под большим давлением, металл подвергается коррозии и всё это чревато крупными прорывами труб и экологическими катастрофами. География трубопроводного транспорта отражает современную географию добычи и потребления нефти и газа: наибольшая их часть идет из Западной Сибири через Коми республику и Поволжье в центральные районы, от них к западным границам России и морским портам Балтийского и Черного морей. Линии трубопроводов тянутся также из Западной Сибири в Восточную, и из районов Средней Азии и Казахстана на Сев. Кавказ, в Поволжье и Южный Урал - как наследие советского периода, когда нефть и газ южных республик поступал потребителям России. Эти связи сохранились и сейчас.

Морской транспорт Морской транспорт занимает 3-е место в грузообороте, морской флот специализируется на осуществлении международных перевозок, в которых основную долю составляют нефть, металлы, удобрения, хлебные грузы. Кроме того, морской флот занимается рыбным промыслом, в котором задействована половина судов. Многие российские суда обслуживают по договорам международные перевозки других стран. Морской транспорт широко используется в России для завоза грузов на Крайний Север и в Дальневосточные районы, где нет других средств перевозок массовых грузов. Морской флот России по грузоподъемности занимает 7-е место в мире, но значительная его часть уже требует обновления. Россия обладает уникальным ледокольным флотом, обслуживающим Северный Морской путь, который проходит вдоль берегов Северного Ледовитого и Тихого океана от Мурманска до Владивостока. Это позволяет удлинить период навигации почти в 2 раза, а на участке Мурманск-Дудинка (на Енисее) осуществляется круглогодовая навигация. Морской транспорт России сильно пострадал в результате распада СССР. От нее отошла основная часть побережий Балтийского, Черного и Каспийского морей. Вместе с ним Россия утратила свои самые современные и мощные морские порты, оборудованные для перевозки специализированных грузов - нефти, угля, зерна, контейнерных грузов и имевшие в своем распоряжении новые морские суда. Это Ново-Таллинский и Рижский зерновые, Клайпедский и Вентспилский нефтеналивные на Балтийском море, Одесский и Ильичевский по перевозке контейнерных грузов, зерна и нефти на Украине, имевшие паромную переправу с Болгарией. Через эти порты осуществлялось более 2/3 грузооборота с главными торговыми партнерами - странами Европы и США. Утрата этих портов поставила перед Россией проблему оплаты их аренды для необходимых торговых операций. Усилилась нагрузка на порты Тихого океана, на которые теперь приходится более половины морских перевозок, что также влечет дополнительные расходы. Наиболее крупные их сохранившихся 30 портов - Мурманск, Санкт-Петербург, Новороссийск, Ванино, Восточный - имеют уровень портов международного значения, остальные или малы по объемам перевозок, или мелководны и имеют внутреннее значение. Россия приступила к строительству новых портов в Финском заливе Балтийского моря, на Черном и в Азовском морях, а также на Японском море, необходимых для развития международной торговли.

Речной (внутренний водный) транспорт Речные пути - наиболее традиционный для России вид транспорта, тесно связанный с её историей. Уникальная речная сеть России, протяженностью более 500 тыс. км (сейчас эксплуатируется менее 100 тыс. км) служила главным средством продвижения россиян при освоении и заселении её огромных пространств. Сейчас роль речного транспорта сохранилась в Волжском бассейне, соединенном системой каналов и рек с Белым, Балтийским, Черным, Азовским и, естественно, Каспийским морем. По этому уникальному водному пути могут ходить суда типа "река-море" без перегрузки, осуществляя связи стран Балтики с регионом Чёрного и Каспийского морей. Во внутренних связях по этому пути перевозят древесину, строительные материалы, нефтегрузы, зерно и другую грузоёмкую продукцию. В Сибири и на Дальнем Востоке сохранилась большая роль их крупных рек - Оби, Енисея, Лены, Амура для перевозок грузов в северные и отдаленные районы, лишенные других средств связи. Реки Северного района - Сев. Двина и Печора, северные притоки Волги широко используются для сплава древесины из районов лесозаготовок к центрам её переработка и на вывоз.

Воздушный транспорт Воздушный транспорт наиболее важен для скоростной перевозки пассажиров как в зарубежные страны, так и отдалённые районы России, особенно на её северные и восточные окраины. В России авиатранспортом пользуются 25% всех пассажиров, в то время как в США - 14%, в Европе - 5%. В годы реформ и экономического кризиса объемы авиаперевозок сильно сократились в связи с их подорожанием. Однако при резком сокращении внутренних перевозок выросла роль международных авиалиний. Во внутрироссийских связях основной поток авиапассажиров имеют линии Москва - Черное море и Москва - Сибирь - Дальний Восток. При этом на этих линиях перевозки авиапассажиров превышают перевозки пассажиров железными дорогами. Самый крупный воздушный порт страны - Москва, отправляющий 30% пассажиров России. Большие объемы работы имеют Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Минеральные Воды, Новосибирск, Красноярск, Владивосток и другие региональные центры. Основной авиапарк составляют самолеты ИЛ-62, Ту-134, Ту-154, ЯК-40. Сейчас парк начинает обновляться на более современные модификации - ИЛ , ТУ-204, ИЛ-114, АН-70 и др.

География авиационного (воздушного) транспорта

Перспективы развития транспорта Перспективы развития транспорта опираются на предположение, что тот огромный грузооборот, который сократился вдвое, полностью не восстановится. Должна быть снижена доля многотоннажного сырья в связи со снижением ресурсоёмкого производства, ликвидируются встречные перевозки грузов, сократится дальность перевозок, увеличится отправка грузов небольшими партиями средним и малым потребителям. Всё это потребует, прежде всего, развития автотранспорта, расширения и улучшения дорожной сети. Однако сохранится и роль железных дорог, особенно в межрайонных связях западных, восточных, северных и южных районов. Поэтому необходимо укреплять трансконтинентальные линии, ликвидировать их наиболее "узкие" места, особенно в случаях пересечения территории смежных государств. Очевидно, потребуется усиление межгосударственных дорог по направлению Москва-Минск-страны Европы, Северная Европа-Москва-Иран, Сибирь-Китай, Дальний Восток-Корея-Китай. Россия может играть роль транспортного коридора, предоставляя свою территорию для связи стран Европы со странами Тихоокеанского бассейна как по названным автомобильным и железнодорожным путям, так и воздушным и морским трассам. Во всяком случае этот путь короче всех других линий связи этих крупнейших регионов мирового хозяйства, хотя он требует огромных затрат на обновление, усиление и инфраструктурное обустройство транспортных линий и узлов.

Сфера услуг (обслуживания) Сфера услуг в современном мире. Сфера услуг - самая динамичная часть народного хозяйства, получившая сильный толчок в своём развитии в период научно-технической революции, при переходе от индустриального к постиндустриальному этапу общественного развития. Ещё лет назад сфера услуг понималась узко - как обслуживание жилищно-бытовых, транспортных, торговых и некоторых других индивидуальных потребностей населения. По советской классификации отраслей хозяйства сфера услуг (или "обслуживания") рассматривалась как часть нематериальной (непроизводственной) деятельности, в которую входили: пассажирский транспорт, почтово-телеграфная и другие виды связи; розничная торговля, снабжение и сбыт, заготовка, общественное питание, складское хозяйство; жилищное и бытовое обслуживание населения - ремонт, автосервис, эксплуатация жилья, пошив, чистка одежды, парикмахерские; обслуживание нетрудоспособных групп населения - пенсионеров, инвалидов, содержание интернатов, детских садов и домов. Между тем в мировой практике стало применяться более широкое понимание сферы услуг (или "сферы сервиса"), которое охватывало, кроме перечисленных выше, все виды нематериальной деятельности общества: образование, здравоохранение, культуру, рекреацию, спорт, банковско-финансовую, юридическую, информационную деятельность. Некоторые ученые включают сюда управление, науку и искусство, но на этот счет есть разногласия. Так, есть мнение, что названная выше сфера сервиса - это "третичная" деятельность, а наука, искусство и управление образуют ещё одну, более высокую ступень - "четвертичную деятельность". Таким образом, сфера услуг ныне понимается широко как деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных - духовных, оздоровительных, бытовых, деловых, образовательных, юридических и других - всё растущих индивидуальных - личных и деловых - потребностей людей. Напомним, что в экономике выделяется "первичная" деятельность - аграрно-ресурсное хозяйство, "вторичная" деятельность - обрабатывающая промышленность, сфера услуг стала, таким образом, "третичным" видом деятельности, а отрасли на базе интеллекта и таланта людей - "четвертичной " деятельностью.

Состав сферы обслуживания

Сфера услуг и потребности людей В число этих потребностей входит и возможность овладения достижениями материальной сферы, и ориентация человека во всё усложняющемся мире. Эти потребности дали толчок расширению сферы деловых услуг, которые стали посредниками между производителями и человеком, производством и наукой, человеком и торговлей, юридической и финансовой сферой и человеком и т.д. В развитых странах мира сформировалось огромное многообразие такого рода фирм. Это - банковские, кредитно-финансовые, страховые, юридические, маркетинговые, рекламные, лизинговые, консультативно-экс­пертные, инжиниринговые, проектно-аналитические, охранные, бухгалтерские, аудиторские фирмы, торговля недвижимостью, информационное и программное обеспечение, трудоустройство и подбор кадров, видео- аудиобизнес, развлечения. По этому пути идет развитие сферы услуг и у нас в стране, которое особенно ярко проявилось не этапе реформ. Пожалуй, это единственный сектор экономики, который не испытал спада в период кризиса и увеличил свою роль в хозяйстве. Сильный толчок развитию сектора деловых услуг придал научно-технический прогресс, усилившееся международное разделение труда при росте связей между странами ("глобализация экономики"), а также развитие информатики и телекоммуникаций, упростивших и ускоривших связи между различными точками мира. Развитие науки и масса новых открытий потребовали создания целой ветви деятельности, занятой доведением новых научно-технических идей до инженерного образца изделия - сферы НИОКР - научно- исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Через НИОКР осуществились такие направления научно-технического прогресса, как компьютерная технология, телекоммуникации, разработка программ, генная инженерия, биотехнология, информатика. Больших посреднических услуг потребовала передача технологий из развитых стран в развивающиеся, вступившие на путь индустриализации. Во многих из них действуют консультативные, проектные, обучающие фирмы, способствующие внедрению технических достижений, созданию новых производств в странах третьего мира. Все эти изменения - радикальное расширение содержания сферы услуг, выход сферы услуг в главный "локомотив" продвижения нововведений на рынок - изменили роль сферы услуг (в их широком понимании) в народном хозяйстве. Из "боковой", "подсобной" отрасли она встала во главе социально-экономического роста развитых стран мира. Она вобрала в себя все передовые факторы роста - научное знание, информационные технологии, наиболее квалифицированные кадры, взяла на себя обеспечение духовных и других нематериальных потребностей людей.

Роль сферы услуг в настоящее время В конце 90-х годов в развитых странах сфера услуг обеспечила 60-75% ВВП, вобрала в себя 63-75% занятых, поглощает половину инвестиций. При этом на долю деловых услуг приходится 50-80% прироста этой сферы, а само население стало тратить на получение разного рода услуг до 50-70% своего дохода, т.е. больше, чем на обеспечение материальных нужд. Выход сервисной сферы в ведущий вид деятельности приводит исследователей к мысли, что человечество, пройдя такие этапы экономического развития как крестьянский ("первичная деятельность") и индустриальный ("вторичная деятельность"), ныне вступило в следующий, сервисный ("постиндустриальная, третичная деятельность") этап своего развития, основой которого и является широчайшее развитие сферы услуг для людей и производства на основе самых передовых достижений научно-технического прогресса.

Сфера услуг в России В условиях социалистической экономики вся нематериальная сфера рассматривалась как деятельность, не приносящая новой стоимости и лишь способствующая доведению произведенного в материальном производстве до потребителя. Поэтому транспорт и торговля рассматривались как сектор распределения товаров, получающие "наценку" за это распределение. Такие социальные услуги как здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, спортивно- оздоровительные услуги оплачивались из бюджета и рассматривались как "статья расходов". Культура, высшее образование, жилищно-коммунальное, курортно-сана­торное обслуживание и другие оплачивались государством и населением совместно (работали "на дотациях"). Лишь небольшая часть услуг оплачивалась населением полностью и давала реальный доход в бюджет. Поэтому трудно определить реальный вклад нематериальной сферы в экономику бывшего СССР. Он оценивался приблизительно в 25-30% от ВВП. Более яркий показатель роли сферы услуг в хозяйстве страны - это доля занятых среди других сфер хозяйства. Она характеризуется следующими данными: В условиях социалистической экономики вся нематериальная сфера рассматривалась как деятельность, не приносящая новой стоимости и лишь способствующая доведению произведенного в материальном производстве до потребителя. Поэтому транспорт и торговля рассматривались как сектор распределения товаров, получающие "наценку" за это распределение. Такие социальные услуги как здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, спортивно- оздоровительные услуги оплачивались из бюджета и рассматривались как "статья расходов". Культура, высшее образование, жилищно-коммунальное, курортно-сана­торное обслуживание и другие оплачивались государством и населением совместно (работали "на дотациях"). Лишь небольшая часть услуг оплачивалась населением полностью и давала реальный доход в бюджет. Поэтому трудно определить реальный вклад нематериальной сферы в экономику бывшего СССР. Он оценивался приблизительно в 25-30% от ВВП. Более яркий показатель роли сферы услуг в хозяйстве страны - это доля занятых среди других сфер хозяйства.

Размещение сферы услуг Нематериальная сфера в бывшем СССР достаточно строго регламентировалась в соответствии с двумя основными критериями: а) численностью населения, поскольку существовали строгие нормы числа мест в школах и детских садах, больницах и поликлиниках, клубах и кинозалах, магазинах и гостиницах и т.п. учреждениях на 1000 человек населения; б) рангом населенного пункта, т.к. каждый тип населенного пункта имел право располагать определенным регламентированным набором учреждений сферы услуг. Так, селу полагалось иметь школу, больницу, а районный центр имел право на ресторан, кинотеатр, техникум, небольшую гостиницу, краеведческий музей, общественную баню и т.п. Город - областной центр - мог построить отель, многопрофильную больницу, иметь театр, художественный музей, троллейбусный транспорт, институт, например, педагогический, сельскохозяйственный. Столичные города - центры республик и крупные региональные центры получали инвестиции и на более широкий набор объектов - например, оперный театр, картинную галерею, могли иметь разные Вузы и исследовательские институты, связанные с профилем районов, Академию наук и т.д. Поэтому размещение сферы услуг соответствовало плотности населения и географии городов, в первую очередь - крупных. Самым крупным их сосредоточением стали Москва, Санкт- Петербург, столицы союзных республик, Самара, Екатеринбург, Новосибирск - "столицы" Поволжья, Урала, Сибири. Развитие деловых, торговых, посреднических, финансовых и юридических услуг, характерных для 90-х гг., также связано с этими центрами как полюсами сосредоточения всех инноваций, разнообразных кадров высокой квалификации, продвинутости рыночных преобразований. К названным городам присоединились крупные портовые города как сосредоточение международной торговли - Владивосток, Мурманск, Калининград Новороссийск, Ростов-на- Дону.

Рекреация в России

Состав информационной инфраструктуры

Перспективы развития сферы услуг Перспектива для развития сферы услуг в России связывается с широким внедрением современных средств связи и информатики - телекоммуникациями, компьютеризацией деятельности, внедрением программного обеспечения во все сферы хозяйства и разработку проектов. Второй точкой роста является широкое развитие розничной торговли, которая в России всегда была слабым звеном. Оно должно сопровождаться всемерным развитием складского и оптово-распреде­лительного звена современного уровня - созданием терминалов, сети магазинов различного уровня - от "люксовых", "супермаркетов" до мелкорозничных, приближенных к потребителю, формированием службы маркетинга, рекламы, защиты потребителя, страхования крупных покупок, риэлтерских фирм по продаже и скупке недвижимости, службы аудита и др. Не имеет пределов роста и сфера социального сервиса, как не имеют пределов потребности людей. По мере роста благосостояния людей расширяется набор этих потребностей, одни их виды сменяются другими. В развитых странах, например, после того как основная масса общества удовлетворила свои насущные материальные нужды, на первое место выходят забота о своём здоровье, продлении жизни, спортивные занятия, познавательные поездки, разнообразие отдыха и развлечений, получение 2-3 видов образования для более полной реализации своей личности, и т.д. Резко разрастается и сфера научной и опытно-конструкторской деятельности, обеспечивающая внедрение новаторских идей в жизнь. Это тоже бесконечно широкая сфера, ибо человеческий ум и стремление его усовершенствовать жизнь, сделать ее привлекательной, здоровой и благополучной не имеет границ.

Вопросы к теме 5 (часть 2) Определите состав строительного комплекса и масштабы его развития. Назовите основные виды строительных материалов, и как размещается их добыча и производство. Определите роль комплекса товаров народного потребления в промышленности, его состав и особенности размещения. В чем причина слабого развития этого комплекса? Определите особенности размещения производства товаров народного потребления и продуктов питания. Дайте оценку условий развития сельского хозяйства в России и определите причины его замедленного развития. Дайте характеристику состояния сельского хозяйства в 80-х годах и его преобразований в 90-х годах на этапе реформ. Определите роль личного подсобного хозяйства в производстве продуктов питания. Назовите и кратко охарактеризуйте главные отрасли сельского хозяйства России. Назовите основные сельскохозяйственные зоны России и их особенности. Роль транспортной сети и транспортных связей в экономике России, масштабы их развития. Оцените характер размещения транспортной сети по территории России. Назовите основные виды транспорта и их роль в перевозке грузов и пассажиров. Назовите главные проблемы развития железнодорожного и морского транспорта. В чем специфика и роль автомобильного, речного и трубопроводного транспорта. Что такое сфера услуг и её состав. Определите роль сферы услуг в современном экономическом развитии. Главные особенности развития сферы услуг в России.

Типовые тесты к теме 5 (часть 2) Вопрос 5.1 Выберите наиболее распространенную услугу в населенных пунктах РФ (без учета сети Интернет). А/речного транспорта; Б/банковские; В/почтовой связи; Г/библиотечного обслуживания. Вопрос 5.2 Что в первую очередь предопределяет развитие высокоинтенсивного овощного и молочного хозяйства вокруг крупных и крупнейших городов (в рамках крупных агломераций)? А/относительно высокий уровень жизни в этих городах; Б/большое суммарное население, обеспечивающее стабильный спрос; В/развитая инфраструктура; Г/высокое качество продукции Вопрос 5.3 На молочном скотоводстве специализируется … А/Калмыкия; Б/Коми; В/Забайкальский край Г/Курганская обл. Вопрос 5.4 Какая река служит основным транспортным путем для доставки грузов в крупнейший по площади регион РФ? А/Енисей; Б/Ангара; В/Лена; Г/Амур; Д/Обь; Е/Печора Вопрос 5.5 Крупнейшим по грузообороту портом России на Черном море является морской портовый порт, находящийся в … А/Туапсе; Б/Сочи; В/Новороссийске; Г/Анапе Вопрос 5.6 Основные площади по возделыванию риса в РФ … А/Тыва и Кемеровская обл.; Б/Приморский край и Астраханская обл.; В/Красноярский край и Коми; Г/юг Западной Сибири