Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 43 Научные школы (функции, признаки, типы). Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописей до.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 44 Наука и экономика (сущность научно- технического прогресса; экономика, как наука; экономика науки).
Advertisements

10-11 класс.. Человек и информация Информация и общество Информатика как наука История развития Основные направления Теоретическая информатика Теории.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Презентация магистерской работы Прицева Дмитрия Александровича Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В.И. Меньковский.
Введение в предмет. Понятие информации. Одним из первых обобщенных понятий науки стало понятие « вещество ». В разнообразии материальных объектов ученые.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Курсовая работа как элемент научно-исследовательской работы студентов Пермский филиал МЭСИ Бушмелева М.А.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Наука может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Шарандина В.В. учитель истории МОУ «СОШ 53» г. Кургана.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХАБАРОВСКОМ ТЕХНИКУМЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Преподаватель обществоведческих дисциплин.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАКЕТ СЕМИНАР РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАУЧНЫХ ШКОЛ МФ ГОСУНИВЕРСИТЕТ-УНПК.
Совместный проект Фонда поддержки образования образовательного центра «Участие» и «Школьной лиги Роснано» Технологии успешного обучения Образовательная.
Транксрипт:

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 43 Научные школы (функции, признаки, типы). Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописей до современного компьютеров)

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Распространенной формой неформального объединения ученых, играющих заметную роль в развитии науки, являются научные школы Научная школа – это форма научного сообщества, формирующая на основе приверженности идеям, методам, теориям авторитетного лидера в той или иной научной дисциплине Исследователи отмечают два пути формирования научной школы: Лидер научной школы выдвигает и разрабатывает научную теорию, которая получает признание среди учеников. В этом случае члены научной школы ориентируются на дальнейшее развитие этой теории, на ее применение к другим областям, на ее корректировку и освобождение от ошибок; Теоретическая программа, объединяющая ученых, формируется в ходе деятельности научной школы. В этом случае, хотя принципиальная идея выдвинута лидером научной школы, однако каждый ученый принимает собственное участие в формулировке теоретической позиции научной школы. В дальнейшем эта идея развертывается, обогащается и корректируется благодаря совместным усилиям ученых.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Функции научной школы: Научно: образовательная (единые для данной школы методы обучения творчеству, про­цессу исследования). Исследовательская (особый подход к проблемам, ме­тодам познания, то есть наличие своего стиля научного мышления). Интернациональная: когда известность достига­ется не только в пределах страны, но и на уровне мирового научного сообщества. Отрицательные моменты функционирования науки в рамках научных школ: В институте научной школы всегда заложена определенная степень изоляции данной научной группы от остальных научных групп и научного сообщества. В результате происходит естественное ограничение научного кругозора. Происходит догматизация методов, развивается кампанейщина и субъективизм, в конце концов, ведет к смешению результатов, а в дальнейшем и к развалу школы.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Конструирующей основой научной школы являет­ся ее руководитель, обладающий рядом необходимых качеств. Формулировать и ставить перед кол­лективом научную проблему, программу. Разделять ее на составные части и распределять их среди членов научно­го коллектива. Контролировать, сопоставлять и участвовать в обобщении полу­ченных результатов. Как организатору лидеру приходится: В исследовании научных школ имеет ме­сто несколько направлений: Изучение вклада данной школы в общую копилку научных идей. Характеристика профессиональных и личност­ных качеств главы школы. Изучение отношения школы к общепри­знанным методам, теориям, законам;. Анализ неповторимых научных связей,как внутри школы, так и ее контактов с другими коллективными формами организации науки.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Вместе с эволюцией науки как социального института, как смены тех или иных научных школ менялись и способы материализации и трансляции научного знания. Исторически первой формой материализации научного знания было рукописное издание (манускрипт), в единственном числе представлявшее мысль ученого. После появления книгопечатания в XV в. возникает возможность тиражирования научных идей. В ХVII столетии фолиант (объемистая книга большого формата) ста­ новится главной формой закрепления и передачи научной мысли: объемные труды Галилея, Ньютона, Декарта, Спинозы, Лейбница. В них излагаются ос­ новополагающие начала и принципы устройства природы и общества. Помимо фолианта и манускрипта передача научной информации (знаний и навыков исследовательской работы) шла и по линии непосредственных контак­тов (в форме личностного знания по М. Полани) по цепочке учитель-ученик.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 В ре­зультате в ХVII в. возникает особая форма закрепления и передачи зна­ ний - переписка между учеными». Переписка велась на латыни, в ней сообщалась помимо всего прочего информация о результатах и методах научных исследований. В конце XVIII в. в связи с окончательным становлением науки как социаль­ного института, появлением научных школ и коллективных форм выработки на­учных знаний начинают издаваться научные периодические журналы. Возникает возможность в очень короткой форме в виде статьи, за короткий промежуток времени передать основные научные идеи и полу­чить через короткое время реакцию на свои идеи. К середине ХIХ в. научная статья приобретает «те функции, в которых она предстает в современном научном сообществе. Появляется институт ссы­лок.., периодические научные журналы...становятся центром кристаллизации новых типов научных сообществ».

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Возникает научный язык в виде специальных терминов, особой систе­мы научных понятий. К началу XX столетия возникла проблема трудностей с овладением накопленной информации, ее хранением и передачей в силу резко увеличивавшихся ее объемов. На помощь пришла компьютерная тех­ника. Происходит революция в вопросах производства, хранения, перера­ ботки, поиска и использования научной информации. Компьютеризация науки позволила увеличить творческий потенциал научного работника за счет уменьшения затрат на поиск нужной информа­ции, а также ускорить процесс включения новых научных идей «в оборот». Успешность передачи и хранения информации зависит от того, на­сколько удачно закодировано, сконструировано знание в виде знаков, сим­волов. Показателем успешности этой процедуры является понятность и переводимость научного знания. Однако компьютеризация науки не должна заслонять и исключать уже сложившиеся традиционные средства передачи научной информации, полу­чившие развитие в XX столетии: монографии, научная периодика, научные семинары, конференции и т. д.