Российская система образования Профессор Бородулин Игорь Николаевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Advertisements

Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
План методической работы по подготовке к аккредитации ПетрГУ в 2013 году Заседание Учебно-методического совета ПетрГУ 3 ноября 2011 г. Начальник учебно-методического.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
1. Положение об организации учебного процесса в СВФУ с использованием системы зачетных единиц 2. Положение о кредитно- модульной организации учебного процесса.
Совершенствование организации учебного процесса на основе перехода к системе зачетных единиц.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Транксрипт:

Российская система образования Профессор Бородулин Игорь Николаевич

Общеевропейские ориентиры развития образовательных систем введение уровневой системы высшего образования (бакалавр- магистр-доктор); использования кредитной системы ЕСTS, которая становится общим базисом для национальных кредитных систем; рост мобильности студентов, преподавателей и персонала, проведение подлинной международной открытости вузов; формирование подхода к образованию как процессу, длящемуся всю жизнь; активизация роли студенчества в осуществлении болонских преобразований; повышение привлекательности европейских вузов, призванных стать открытыми для всех регионов мира; обучение студентов исследовательским методам и поддержка междисциплинарности.

Основные проблемы российского высшего образования 1. Угроза нарушения сбалансированности системы профессионального образования. 2. Нарушение принципа преемственности в подготовке научно- педагогических кадров. 3. Несовершенство механизма реализации конституционного права граждан на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе. 4. Укоренившаяся приверженность педагогов и студентов российских вузов к субъект-объектной форме обучения. 5. Несовершенство используемой в российской высшем образовании систем оценки знаний, контроля и стимулирования качества учебного процесса.

Угроза нарушения сбалансированности системы профессионального образования за счет практически неконтролируемого роста студенческих контингентов, что обусловлено следующими основными факторами: отсутствием правовых механизмов государственного регулирования подготовки специалистов в системе профессионального образования, по­зволяющих управлять распределением выпускников общеобразовательных школ для продолжения обучения по уровням профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда; стихийно сложившейся системой предоставления платных образовательных услуг по освоению образовательных программ высшего образования, дифференцированной по ценам (от нескольких тысяч до нескольких сотен долларов в год) и качеству (от высокого до очень низкого, граничащего с профанацией идеи высшего образования), ориентированной на любого потребителя и территориально максимально приближенной к нему; ростом доступности финансируемого из бюджета высшего образова­ния, связанным с последствиями демографического кризиса, за счет ожидаемого в период с 2004 по 2013 гг. снижения практически вдвое численности молодежи в возрасте 17 лет.

Нарушение принципа преемственности в подготовке научно- педагогических кадров, связанное со старением научно-преподаватель­ ского состава, с непрестижностью карьеры преподавателя и ученого среди молодежи. В основе этих проблем: недостойно низкий уровень оплаты труда молодых преподавателей и ученых; отсутствие внятной государственной политики поддержки и развития науки и научных исследований в стране и, в частности, вузовской (университетской) науки, обязательное наличие и должный уровень которой является необходимым условием, позволяющим относить образовательное учреждение к университетскому типу.

Несовершенство механизма реализации конституционного права граждан на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе следствием чего является: несформированность механизмов, увязывающих объемы финансиро­ вания образования из бюджетов различных уровней с уровнем реализации государственных и региональных приоритетов в образовании по кадровому обеспечению развития экономики и социальной сферы; принципиальная возможность учиться в государственных вузах за счет бюджета и при этом быть недисциплинированным и слабоуспевающим студентом в течение всех лет обучения в вузе; значительные потери выделяемых на образование государственных средств по причине ежегодного отчисления большого числа неуспевающих студентов, в том числе и с последних курсов, когда на обучение каждого из них государством уже затрачены сотни тысяч рублей.

Глубоко укоренившаяся в сознании педагогов и студентов российских вузов приверженность к субъект-объектной парадигме обучения, являющейся, по мнению ряда исследователей образовательных систем, культурно-социальной основой тоталитаризма, отвергнутой в течение XX века в образовании большинства стран, проповедующих демократические ценности. Субъект-объектной парадигме обучения присущи недостатки, в значительной мере характерные и для высшего образования современной России : закономерное отставание темпов преобразования социальной сферы от темпов трансформации экономики - Россия, рыночный статус экономики которой официально признан международным сообществом, по существу сохранила в первозданном виде государственную систему высшего образования, созданную и эффективно работавшую в условиях плановой экономики советского государства; крайне ограниченные в условиях поточно-групповой организации возможности продекларированной в нашем высшем образовании индиви- дуализации учебного процесса, академической мобильности учащихся и образовательных программ. Отсутствие у большинства студентов, вынуж­ денных совмещать учебу в вузе с работой, возможности гибко планировать свое учебное время стало причиной нехарактерного для прежних лет и от­ мечаемого сейчас снижения у многих студентов старших курсов интереса к учебе и показателей успеваемости.

Несовершенство используемой в российском высшем образовании систем оценки знаний, контроля и стимулирования качества учебного процесса, для которых характерны: отсутствие разделения функций преподавателя по обучению и оценке результатов обучения, позволяющее низкоквалифицированным преподавателям маскировать свою несостоятельность приличными показателями успеваемости студентов; полная зависимость студента от назначенного ему преподавателя и недетерминированность его будущей оценки по изучаемому предмету, до­пускающая в отношениях пары «студент - преподаватель» как неоправданный либерализм, так и часто не скрываемый деспотизм преподавателя в отношении студента; характерная для российских вузов проблема «хвостистов», бесконечных пересдач экзаменов и зачетов, ставящими преподавателей в положение, при котором цена принципиальности на экзамене - бесконечные дополнительные встречи с нерадивыми студентами; отсутствие дифференциации «синих» дипломов о высшем образовании, вследствие чего выпускник, имеющий только отличные и хорошие оценки, получает такой же диплом, как и тот, кто получил оценки «удовлетворительно» по всем предметам, изучавшимся в течение обучения; принципиальная возможность получить степень бакалавра, специалиста и магистра, имея по большинству или даже по всем изучавшимся в вузе предметам только «тройки».

Совершенствование организации учебного процесса на основе перехода к системе зачетных единиц Субъект-объектная основа обучения. Преподаватель выступает субъектом учебно-воспитательного процесса: именно он определяет цели и задачи обучения, его содержание, использует сложившиеся принципы, методы, средства и формы обучения. Студент -объект учебно-воспитательного процесса. Его роль чаще пассивна и сводится к пониманию, запоминанию и своевременному использованию заученной информации. Строгая дисциплина, порядок и послушание - важные составляющие педагогической концепции. Студенты и преподаватели, имеющие собственную точку зрения, отличающуюся от общепринятой, не принимаются и отторгаются такой системой обучения. Субъект-субъектная концепция обучения. Преподаватель и студент становятся равноправными субъектами образовательного процесса. Основным критерием оценки процесса обучения и воспитания в этом случае является развитие студента.. Преподаватель должен лишь внимательно наблюдать за студентами и направлять их активность в ту или иную сторону. Наиболее полно субъект-субъектная концепция образования реализовалась в рамках сформировавшейся на основе ее принципов специфической формы организации учебного процесса, получившей за рубежом название кредит- системы, для которой в России используется термин-аналог - система зачетных единиц. Переход к системе зачетных единиц связан со сменой педагогической основы образовательного процесса и затрагивает все аспекты деятельности университетов.

Система зачетных единиц как инновационная форма организации учебного процесса Под системой зачетных единиц понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса. Ключевыми элементами системы зачетных единиц являются индивидуально-ориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно- рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.

Основные принципы педагогического менеджмента Четко поставленные идеалы и цели образования; Педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса; Компетентная консультация; Нормирование учебной работы; Оперативный, объективный, полный, точный и постоянный учет; Справедливое отношение к студентам; Вознаграждение за качественное и своевременное выполнение заданий; Взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов; Наличие у преподавателей и студентов четко отработанных стандартных инструкций и строгое их соблюдение.

Одним из важных условий перехода от субъект-объектного к субъектному взаимодействию студентов и преподавателей в образовательном процессе является широкое внедрение в учебный процесс элементов развивающего обучения, привлечение студентов к участию в реальных научно- исследовательских, проектно-конструкторских и других практико- ориентированных работах, так как изменений в организации учебного процесса и применения рейтинговой системы стимулирования и учебной работы недостаточно для достижения главной цели образовательного процесса университетов - всестороннего развития личности, для которой творчество является стилем деятельности. Для достижения действительно нового качества образовательного процесса в результате перехода к субъект-субъектной основы обучения необходимо придать новой педагогической системе целостность, что возможно лишь в том случае, если переход к ней будет системным и предусматривать комплексную реформу всех элементов традиционной образовательной системы. Это, однако, не исключает возможности поэтапного внедрения отдельных элементов системы зачетных единиц для развития и улучшения традиционной образовательной системы.

Формы организации учебного процесса Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса является неотъемлемым элементом системы зачетных единиц и предусматривает освобождение студента от необходимости иметь общие семестровый учебный план и расписание с другими студентами. При индивидуально- ориентированной организации учебного процесса студент самостоятельно планирует свою учебную работу. Учебное заведение выставляет лишь общее расписание занятий по всем учебным дисциплинам и преподавателям. Когда, какие занятия и каких преподавателей посещать и в каком порядке в рамках установленных ограничений изучать дисциплины основного учебного плана - студент решает сам. Асинхронная организация учебного процесса обеспечивает учащемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время, не устанавливаемое заранее расписанием занятий. Асинхронная организация учебного процесса наиболее характерна для дистанционного и заочного обучения, когда учащийся работает с образовательной средой, предварительно созданной в той или иной форме преподавателями.

Формы организации учебного процесса Синхронная организация учебного процесса предполагает наличие предварительно составленного расписания учебных занятий, общего для преподавателей и учащихся. При поступлении в учебное заведение учащиеся могут объединяться или не объединяться в учебные группы (курсы) и потоки, создаваемые на весь нормативный срок освоения образовательной программы. В зависимости от этого синхронную организация учебного процесса предлагается подразделять на подтипы: поточно-групповую, групповую, индивидуально-ориентированную. Поточно-групповая организация учебного процесса является традиционной для вузов России. При индивидуально-ориентированной организации учебного процесса занятия также проводятся в группах и потоках. Но, в отличие от поточно- групповой организации обучения, каждый поток и каждая группа создаются на один семестр для изучения конкретной учебной дисциплины под руководством конкретного, как правило, выбранного студентом преподавателя. Групповая организация учебного процесса также является традиционной для России и широко используется в общеобразовательных школах.

Применение модулей (курсовых модулей) Образовательные программы могут иметь модульную структуру. Каждый курсовой модуль (курсовая единица, семестровая дисциплина) характеризуется трудоемкостью выраженной в зачетных единицах, требующей для его освоения учебной работы студента, измеряемой соответствующим количеством часов учебной нагрузки. Дисциплина в учебном плане может быть представлена одним и несколькими курсовыми модулями, последовательно изучаемыми в течении нескольких семестров: «Математика-1», «Математика-2». В основном учебном плане для каждого модуля указывается его трудоемкость в зачетных единицах или семестр, в котором возможно изучение модуля: осенний, весенний, каждый семестр. Модули между осенним и весенним семестрами распределяются на основе согласованного решения департамента учебной работы и кафедр.

Типы курсовых модулей дисциплин 1. Основные (формирующие профессиональные компетенции выпускника); 2. Поддерживающие (поддерживающие изучение основных модулей); 3. Организационные и коммуникационные (изучение иностранных языков, формирующие навыки работы в группах и т.д.); 4. Специализированные (расширяющие и углубляющие компетенции в избранной профессиональной области); 5. Переносимые (отражаемые в образовательной программе модули различного вида практик, курсового и дипломного проектирования и т.д.);

Общие тенденции развития образовательных систем Анализ особенностей и тенденций развития образовательных систем в мире позволяет выделить две основные модели с условными названиями: либеральная и квазиадминистративная. Либеральная модель характерна для стран с рыночной экономикой, с традициями демократических ценностей, уважения автономии университетов, их академических свобод. Квазиадминистративная модель характерны для стран, имевших в недавнем прошлом плановую экономику с жестким государственным регулированием и командно-административном управлении.

Либеральная модель. Образовательные программы университетов удовлетворяют лишь самым общим требованиям государственной регламентации. Полная характеристика образовательных программ ежегодно публикуется в справочниках, Интернете. Реакция работодателей, другие контакты маркетинговой службы являются основой объемных показателей подготовки специалистов. Государство влияет на структуру подготовки исходя из статистических данных системы образования и сферы трудовых отношений. Государство участвует в процессах образования через выделение грантов, финансировании целевых программ, предоставление субсидий обучающимся, кредитовании обучения и т.д. Государственное финансирование университетов не привязывается к структуре и содержанию образовательных программ. Университеты могут самостоятельно изменять и открывать новые образовательные программы не получая на это разрешения органов управления. Качество образовательных программ обеспечивается независимой аккредитацией профессиональных национальных или международных аккредитационных агентств.

Существующая административная модель образования Профессионально-квалификационная структура подготовки специалистов определяется государственными органами управления. По всем направлениям подготовки разрабатываются и утверждаются ГОСы. Вузы, независимо от формы собственности, могут открывать подготовку и выдавать дипломы гос.образца только по направлениям, входящим в утвержденный Перечень направлений. Для реализации программы ВПО вузу необходимо получить лицензию в органах управления образованием. Отсутствует сбалансированность рынков труда и услуг системы образования. Консервация содержания образования за счет выполнения требований ГОС и ограничения расширения Перечня направлений подготовки. Планирование объемных показателей подготовки специалистов за счет федерального бюджета.

Система классификации образовательных программ Система классификации образовательных программ в либеральной модели является элементом национальной образовательной статистики, разрабатывается национальными органами статистического учета и для удобства международных сравнений строится как сопоставимая с Международной стандартной классификацией образования (МСКО-97). Функциями государства и региональных органов управления в либеральной модели являются: мониторинг системы образования и рынков труда, расчет по его результатам индикаторов развития образования, экономики и социальной сферы, планирование корректирующих воздействий на систему образования для реализации национальных стратегических приоритетов и региональных программ развития. Данные национальной образовательной статистики представляются в специализированные международные организации преобразованными в соответствии с классификационными признаками международной стандартной классификации МСКО-97.

Возможности совершенствования сложившейся системы классификации профессиональных образовательных программ Одной из важнейших задач совершенствования сложившейся системы классификации образовательных программ является задача преобразования трех разобщенных общероссийских классификаторов в области образования в Единую систему классификации образовательных программ (ЕСКОП).

Действующая российская система классификации образовательных программ Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО). Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСНВК). Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО).

Утвержден приказом Минобрнауки России от приказом Минобрнауки России от ПЕРЕЧЕНЬ направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования Код НаименованиеКвалификация Код Наименование ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И МАТЕМАТИКА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ Математика62Бакалавр математики 68Магистр математики

230000ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА Информатика и вычислительная техника62Бакалавр техники и технологии 68Магистр техники и технологии Вычислительные машины, комплексы, системы и сети 65Инженер

150000МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКА МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКА Материаловедение и технологии материалов Материаловедение в машиностроении Конструирование и производство изделий из композиционных материалов Материаловедение и технология новых материалов Материаловедение и технология новых материалов Физико-химия процессов и материалов Физика металлов Нанотехнология Наноматериалы65

Единство системы классификации предлагается обеспечить путем соотнесения всех объектов классификации ОКНПО и ОКСВНК к общей для всех трех классификаторов системе горизонтальной классификации образовательных программ по укрупненным группам и направлениям подготовки, в качестве которых предлагается использовать соответствующие группировки базового Общероссийского классификатора специальностей по образованию. Разработка и введение в образовательную статистику единой для всех уровней образования системы горизонтальной классификации профессиональных образовательных программ упростит решение задач планирования и учета подготовки специалистов, обеспечения соответствия её структуры потребностям развития экономики и рынка труда, создаст необходимые условия для совершенствования на системной основе структуры профессиональных образовательных программ Российской Федерации и приведения её в соответствие с общепринятыми принципами международных систем статистического учета и классификации в образовании.

Европейская система квалификаций Европейская система квалификаций (ЕСК) является метасистемой, предназначенной для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций и дипломов и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на европейском континенте.

Единая система классификации образовательных программ Преемственность разрабатываемого и действующего Перечней. «Структура» Перечня : образовательная область – укрупненная группа- направление подготовки- профиль (специальность). Минимизация действующего Профиля. Соотнесение наименований направлений подготовки (специальностей) с их зарубежными аналогами. Установление для каждого направления подготовки эквивалента по Международной стандартной классификации образования.

Перспективные задачи развития российской системы классификации и стандартизации образовательных программ выполнить переработку базового Общероссийского классификатора специальностей по образованию, по существу являющегося интегрированным перечнем всех реализуемых в вузах и ссузах страны образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям высшего и среднего профессионального образования; разработать и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, ввести в действие новые актуализированные версии общероссийских классификаторов специальностей начального профессионального образования и высшей научной классификации (ОКНПО и ОКСВНК); для обеспечения преемственности данных образовательной статистики разработать необходимые переходные ключи, устанавливающие соответствие между объектами классификации действующих классификаторов и модернизированных классификаторов Единой системы классификации образовательных программ; разработать основанные на компетентностном подходе классификационные описания уровней и ступеней системы профессионального образования, сопоставимые с системой вертикальной классификации образовательных программ, разрабатываемой на основе ЕСК.