Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата Н.В.Долинина, методист МБОУ.
Advertisements

Зам. директора по НМР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г. Пскова Назарова Е.В. Алгоритм организации преемственности между ступенями начального.
Технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего.
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному.
Технология организации преемственности между начальной и основной школой в условиях внедрения ФГОС.
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Экспериментальная работа «Осуществление преемственности в ОС «Школа 2100»». Итоги Учитель истории и обществознания МОУ СОШ 1 г.п.п. Чистые Боры Буйского.
Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Подготовила учитель МОУ СОШ 2 г. Торопца Н.И. Полевкова.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата Заздравных Юлия Ивановна, учитель биологии лицея 22.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Транксрипт:

Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО 2012 г.

Преемственность Непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учет тесной взаимосвязи разных ее аспектов: дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения; психологического, связанного с учетом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребенка; методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию предметных понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления учащихся.

Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие, физиологическое и психологическое благополучие школьника в переходный период из начальной школы в среднее звено обучения, направленный на перспективное формирование личности школьника с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ » Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться … Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ составляет основной результат образования» ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ Система оценки – новые задания на проверку действий! Сделаны по нач.школе, начата переработка ГИА и ЕГЭ АКЦЕНТ СМЕЩАЕТСЯ С ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ НА УМЕНИЯ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!

Преемственность новых стандартов ФГОС Официально принят, действует. Первые ученики начали учиться по нему 1 сентября 2011 года Официально принят в начале 2011 года. Закончился процесс экспертизы учебников 5-9 кл. под этот ФГОС. Самый поздний срок его введения – 1 сентября 2015 года Проект опубликован, идет жаркое обсуждение и доработка. Единая система целей-результатов

Образование Цели и задачи Содержание (чему учить?) Технологии (как учить?) Контроль и оценка КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Как удовлетворить новый заказ?

Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности? Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Учитель начальной школыУчитель основной школы Содержание Цели Технологии

ЭКСПЕРИМЕНТ г.г. ЕДИНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЙ «Школы 2100» Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… -вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста Проблемный диалог: вместо объяснения темы … - постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА – построение единой образовательной среды Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: Учителя –дети -родители Оформление школы Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач Совместно полученный НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Требования к педагогам и детям

Начальная ступень Основная ступень Единая система универсальных учебных действий: Цели Содержание Технологии Единый комплекс: -проблемный диалог, -продуктивное чтение, -оценивание учебных успехов Единый УМК Уровень 3-4 кл. Уровень 5-6 кл. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 1. Образование временного метод.объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год) 2. Договоренность об общих целях (портрет выпускника). 3.Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы. 4.Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы. 5.Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го кл. 6.Открытые уроки в 5-м кл. для метод.объединения 7.Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов 8.Определение эффективности – диагностика, анализ.

Осуществление алгоритма «Преемственность»

1шаг. Сентябрь (декабрь) Методическое объединение начальной и основной школы Создание приказом администрации образовательного учреждения временного методического объединения учителей начальной и основной школы. Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно должно включать учителей, которые в момент образования метод.объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе.

Результаты первого шага (создание метод.объединения) Положительный опыт: Обычно диалог между учителями начальной и основной школы начинается, когда дети уже перейдут в 5-ый класс. Причем носит он, как правило, констатирующий характер («не научили..»). В данном же случае, через создание метод.объединения во втором полугодии 4-го класса, пока еще можно договориться и что-то исправить, мы сажаем педагогов за стол переговоров. Опыт преодоления трудностей: Трудность: Не всегда в декабре известно, кто из учителей будет работать в будущих 5-х классах. Опыт преодоления: Включать в состав методического объединения несколько учителей по одному предмету с целью их подготовки, а также с тем, чтобы администрация в дальнейшем имела возможность выбора педагогических кадров при распределении нагрузки, при организации замены в будущем.

2 шаг. Октябрь (декабрь-январь) Согласование целей, содержания и технологий Внутри методобъединения должна быть достигнута договоренность: 1. О едином понимании целей, то есть – об уровне универсальных учебных действий, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах. 2. О соблюдении единых технологий и принципов. Компромисс между педагогогами начального и основного звена: единый «портрет выпускника начальной школы» данного конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему. При этом педагоги опираются на программу развития общеучебных умений (универсальных учебных действий), достраивая ее под себя.

Результаты второго шага (согласование) Из программы развития универсальных учебных действий в Образовательной системе «Школа 2100» скорректированной по итогам экспериментальной работы. Определять цель (проблему) и план действийДействовать по плану, решая проблему Оценивать результат действий Ученики Определять цель обнаруживать и формулировать проблему: Н – учебной деятельности, урока П – тему проекта. Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: Н – выбирая из предложенных П – самостоятельно искать средства достижения цели.. Планировать с помощью учителя учебную деятельность: Н - решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; П - осуществление проекта. Работать по плану (предложенно му и самостоятель- но составленном у), используя Н - основные П - и дополнительн ые средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ) По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки Н – с помощью учителя П - самостоятельно. Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: Н – в привычной учебной ситуации на уроке П – при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки. Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха Н – в диалоге с учителем П – самостоятель- но. НПНПНПНПНПНПНП Средний % по классу Регулятивные УУД. Н - необходимый уровень 3-4 кл., П – повышенный уровень 3-4 классов (необходимый для 5-6 классов)

3 шаг. Октябрь – декабрь (январь-февраль) Посещение и анализ уроков в 4-м классе Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе по своим предметам. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования. Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе же обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали бы видеть учителя основной школы у своих учеников в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), необходимо скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.

Результаты третьего шага (анализ уроков в 4-м кл.) Положительный опыт: …Сразу же после урока обществознания в младшей школе было много вопросов («что и как дети записывают…» и т.п.). Учитель основной школы, познакомившись с содержанием учебника, в свою очередь, была удивлена: оказывается, многое из ее курса ребята уже знали. Проводилось взаимное консультирование учителями среднего звена и начальной школы по содержанию учебного материала, что способствовало выработке единых требований. Опыт преодоления трудностей: Трудность: Трудно организовать посещение уроков, т.к. будущие учителя 5- го класса, как правило, в данный год ведут выпускников, и им нельзя пропускать много уроков. Преодоление: Как минимум один урок надо посетить «вживую», и еще несколько проанализировать по видеозаписям. Трудность: Разные подходы к анализу урока (для кого-то важнее технологичность, деятельность, а для кого-то – детали содержания) Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д. Использование технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.); Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения) Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.) Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (указать группу и конкретные виды действий): Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать. Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей (подробнее – см. табл. УУД). Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы в развитии: - универсальных учебных действий - предметных умений. Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившие в данном фрагменте урока 1. … СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА Учитель:________________________. Класс:___. Предмет:__________. Тема:______________________

4шаг январь-февраль (февраль-март) Совместные уроки в 4-м классе Разработка и проведение учителями основной и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета. На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции в плане обучения. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным.

Результаты четвертого шага (совместные уроки) Сложилось три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы: 3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока. 2) Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект, а проводит урок только учитель основной школы. 1) Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы дает только информацию о классе, темы, отдельные советы. + Сотрудничество учителей осн. и нач. школы устанавливается полностью: вместе готовим урок, вместе проводим, вместе анализируем, т.е отвечаем за него (при этом сам этот процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба). + Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Вместо тревожности формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».

5шаг март-апрель (апрель-май) Диагностика нового результата в начальной школе Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу. Задача-минимум – замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы

Результаты пятого шага (диагностика) ПРИМЕР Тест: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Умение: представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм Задание 8. В киоске продавалось мороженое эскимо и пломбир в стаканчике. Продавец занес в таблицу результаты своей работы и начал строить по ней диаграмму. Помоги продавцу достроить диаграмму. Не забудь подписать ее элементы. Таблица Диаграмма Мороженое Дни недели ПонедельникВторникСредаЧетверг Эскимо Пломбир в стаканчике Создана и апробирована диагностика нового обр.результата

6 шаг сентябрь-октябрь Анализ уроков в 5-м классе На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем методобъединения и учителями начальной школы. Шестой шаг осуществляется, когда ученики уже перейдут в основную школу. Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности должны своими глазами увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Одновременно необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать на практике совместные договоренности о преемственных технологиях в организации изучения нового знания (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология оценивания учебных успехов).

7шаг октябрь-декабрь Решение проблем адаптации Главное на этапе седьмого шага – регулярное проведение методобъединений педагогов, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы. Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям- предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение в интересах развития личности каждого ученика.

Результаты шестого и седьмого шага (в 5-м кл.) Положительный опыт: Создан коллектив единомышленников. Педагоги стали прислушиваться друг к другу. Учитель начальных классов теперь желанный гость. Учителя начальной школы продолжают следить за своими учениками, за их успехами, консультируют учителей среднего звена. Учитель начальной школы видит своих детей в новой ситуации, что позволяет ему определить положительные и отрицательные моменты своей работы и скорректировать свою учебную деятельность. Трудности и их преодоление: Трудность: разный диапазон владения предложенными технологиями по данному алгоритму. Преодоление: заранее (годом раньше) привлекать к работе методического объединения учителей, которые планируют работать по данной системе, с тем, чтобы они были уже информированы и смогли сразу включиться в работу. Не ограничивать методобъединение одним годом.

8 шаг январь – май Определение эффективности организации преемственности Анкетирование, диагностика нового результата умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива. Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает, как чувствуют себя ученики в новых условиях.

Результаты восьмого шага (эффект) Положительный опыт: Результаты каждого отдельно взятого обучающегося не были снижены по сравнению с 4 классом; имеют хороший уровень мотивации, владеют навыками самостоятельной работы в парах, группах, имеют навыки работы с различными видами источников. Сильного снижения качества по итогам входных контрольных работ не наблюдается. Особенно выше результаты по устным предметам (истории, окружающему миру, литературе) Учителя – предметники отмечают умение излагать свои мысли, логично строить ответы, выделять главное, высказывать свое мнение. Трудности и их преодоление: Трудность: Некоторые учителя формально относятся к формированию общеучебных умений (УУД) учащихся, по-прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям) учащихся Преодоление: Регулярно вести наблюдение за формированием общеучебных умений (УУД) учащихся не только в виде диагностических срезов, но и через портфолио, результаты педагогического наблюдения и т.д. Шире привлекать психолога к данной работе.

Общие результаты эксперимента «Преемственность»

РЕЗУЛЬТАТЫ ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ в 4-х кл. НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ на выходе из начальной школы 2008 год, 11 регионов РФ, 2769 выпускников начальной школы, обучавшихся по образовательной системе «Школе 2100»: единый исходный уровень контрольных (1079 уч.) и экспериментальных классов (1689 уч.) Личностные действия Регулятивные действия коммуникативные действия Познавательные действия норма хор. прев. ниже нормы (76) Указан средний % успешных действий при выполнении заданий

ПЕРВЫЕ ДАННЫЕ ДИАГНОСТИКИ в 6-х кл. НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ уровень 3-4 кл. и уровень 5-6 кл. апр.2011: 2 региона РФ, 11 эксп. и 8 контр. классов = ок.10% Личностные действия Регулятивные действия коммуникативные действия Познавательные действия (76) норма хор. прев. ниже нормы 08г.11г. Экспер.Контр.Экспер.Контр. Экспер.Контр.Экспер.Контр г.11г. 08г.11г.08г.11г. 5-6 кл

Психолого-педагогические особенности переходного (кризисного) этапа в развитии и образовании ребёнка (10 – 12 лет) Содержанием кризиса является субъективация новообразования стабильного периода. - Стремление к экспериментированию с собственными действиями (важно самоощущение, эксперимент с самим собой, а не результат деятельности); - Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего ( нет посредника между идеальным и реальным, для ребёнка важен замысел, идея, а не результат); - Чувство взрослости, не подкреплённое реальной ответственностью (потребность в равноправии, уважении, самостоятельности, требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых).

Соблюдение Соблюдение деят-стной технологии освоение понятий не на репродуктивном уровне; использование различных точек зрения; обсуждение проблемных вопросов; доказательства выдвинутых гипотез; составление алгоритмов деятельности; использование межпредметных связей; организация взаимодействия… Контрольно-оценочная деятельность субъектов процессуальность и диагностичность оценивания; приоритет самооценки учащегося; критериальность; осознанность оценивания; рефлексивность; гибкость и вариативность; систематичность и комфортность.

Организационные аспекты обеспечения успешной адаптации школьников в 5 классе. Система контроля и оценки, ведение документации, аттестация школьников на конец года, система работы с учителями и родителями строится в рамках принятой в начальной школе. Вариант 1. Один из предметов учебного плана ведёт учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование. Вариант 2. Все предметы ведут учителя основной школы, а классное руководство остаётся за учителем начальной школы.