Cеминар по вопросам конкурентоспособности на IV Астанинском экономическом форуме А.Н. Токсанова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Advertisements

Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
Тарасевич Михаил Александрович генеральный директор ЗАО «Завод «Людиновокабель» 25 февраля 2011 г.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Транксрипт:

Cеминар по вопросам конкурентоспособности на IV Астанинском экономическом форуме А.Н. Токсанова

Международная конкурентоспособность рассматривается как инструмент в борьбе за место в мирохозяйственной системе, как механизм повышения эффективности национальной экономики, поэтому неслучаен переход многих стран к стратегии открытости и углублению ориентации на мировой рынок. Конкурентоспособность – это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Конкурентоспособность страны – способность страны производить товары и услуги, соответствующие требованиям международного рынка и обеспечивать высокий уровень жизни населения в долгосрочной перспективе. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОНКУРЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МИРА конкуренция является процессом открытия новых возможностей происходит симбиоз различных видов и форм конкуренции наблюдается сдвиг от использования ценовых методов конкуренции к преимущественно неценовым способствует расщеплению потребительского рынка на сегменты с возрастающей интенсивностью конкуренции приобретает все более агрессивный характер, в результате чего побеждает предприниматель-инноватор конкуренты вступают в партнерские отношения и создают гибкие альянсы, происходит взаимный обмен новейшими научно-техническими достижениями, инновациями, ноу-хау, в результате чего взаимно обогащают друг друга и усиливают свою конкурентоспособность конкуренцию можно выдержать, обладая новыми конкурентными преимуществами, которые связаны с информационными технологиями и знаниями в глобализирующемся мире условия конкуренции ужесточаются и как следствие этого, для стран, не имеющих емкого внутреннего рынка, обязательным условием становится то, чтобы товар, услуга, отрасль их национальной экономики были конкурентоспособными на международных рынках

Уровень конкурентоспособности Центральной Азии в международном контексте Особенности Центрально-Азиатского региона: - динамично развивающийся регион на стыке Европы и Азии - окружен быстрорастущими экономиками России, Индии и Китая - обладает обширными энергетическими ресурсами - большой сельскохозяйственный потенциал, -широкий охват грамотности населения общей историей -культурная идентичность - единая языковая группа - взаимодополняемость экономик, - наличие развитой транспортной инфраструктуры - общие границы

Место стран Центральной Азии в рейтинге глобальной конкурентоспособности Результаты рейтинга Всемирного экономического форума в 2010 году среди 139 стран Казахстан - 72 Таджикистан Киргизия В данном рейтинге не участвуют Узбекистан и Туркменистан

Причины низкого уровня конкурентоспособности - низкий уровень экономического потенциала -структурные диспропорции, в том числе сырьевой характер экономики региона, недостаточная развитость обрабатывающих производств -малый объем инвестиций в несырьевой сектор ослабляют национальные экономики, делают их уязвимыми для внешних, конъюнктурных воздействий - недостаточный доступ к финансированию для малого и среднего бизнеса - низкая емкость внутреннего рынка - невысокий уровень технологического развития - отдаленность от морских портов - нерешенность социальных проблем, в том числе сокращение расходов на образование

«Добившись уже многого, мы поставили еще одну стратегическую задачу – в ближайшие десять лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособности стран мира» Из выступления Президента Республики Казахстана Н.А.Назарбаева на совместном заседании палат Парламента 18 января 2006 года В современных условиях актуальным является вопрос о формировании новой модели управления ростом конкурентоспособности – модели, направленной на обеспечение роста качества конкурентоспособности. Мировая практика демонстрирует множество различных методик оценки развития национальной экономики. РЕЙТИНГ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВСЕМИРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА (World Economic Forum, WEF) Давос, Швейцария РЕЙТИНГ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА (International Institute for Management Development, IMD) Лозанна, Швейцария КАЗАХСТАН В РЕЙТИНГАХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

СТРУКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПО МЕТОДИКЕ ВЭФ БАЗОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Условия для развития бизнеса 102 (88) Инновации 101 (64) ФАКТОРЫ ИННОВАЦИЙ И СЛОЖНОСТИ Структура оценки конкурентоспособности по данной методике включает анализ каждой страны по более чем 110 ПОКАЗАТЕЛЯМ, которые сгруппированы в 12 ФАКТОРОВ. Те в свою очередь, объединены в 3 СУБИНДЕКСА: «Базовые требования», «Факторы эффективности», и «Факторы инноваций и сложности». Из этих показателей 1/3 основаны на статистических данных и 2/3 на данных опроса. 69 (74) место 102 (78) место 71 (69) место (В скобках приведены данные за 2009 год) Высшее и профессиональное образование 65 (59) Эффективность рынка товаров 86 (84) Эффективность рынка труда 21 (18) Условия для развития финансовых институтов 117 (111) Уровень технологического развития 82 (69) Объем рынка 55 (55) ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ Общественные институты 91 (86) Уровень развития инфраструктуры 81 (75) Макроэкономическая стабильность 25 (59) Здоровье и начальное/среднее образование 85 (80)

ДИНАМИКА ПОЗИЦИЙ КАЗАХСТАНА В РЕЙТИНГЕ ВЭФ Глобальный индекс конкурентоспособности страна страны страны (139 стран) (отклонение) местобаллыместобаллыместобаллыместобаллыместобаллы 614,14664,11674,08724,12-5+0,04 Субиндекс: Базовые требования 664,4744,3744,3694,5+5+0,2 1 фактор: Общественные институты 803,7813,7863,6913, фактор: Уровень развития инфраструктуры 713,2763,3753,5813,6-6+0,1 3 фактор: Макроэкономическая стабильность 255,6744,9594,3255, фактор: Здоровье и начальное/среднее образование 945,1815,3805,2855,5-5+0,3 Субиндекс: Факторы эффективности 584,0644,1694,0714, фактор: Высшее и профессиональное образование 574,1594,1594,1654,2-6+0,1 6 фактор: Эффективность рынка товаров 634,2804,1844,1864,0-2-0,1 7 фактор: Эффективность рынка труда 155,0125,0184,9214, фактор: Развитость финансового рынка 804,0973,81113,51173,4-6-0,1 9 фактор: Уровень технологического развития 773,0753,2693,5823,4-13-0,1 10 фактор: Объем рынка 563,9554,1554,2554,200 Субиндекс: Факторы инноваций и сложности 843,4773,5783,41023,1-24-0,3 11 фактор: Условия для развития бизнеса 853,8863,8883,71023,5-14-0,2 12 фактор: Инновации 753,1623,2643,11012,8-37-0,3

Казахстан в рейтингах глобальной конкурентоспособности Казахстан поставил стратегическую задачу вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира и участвует в двух глобальных рейтингах, при чем в обоих рейтингах позиции страны имеют разнонаправленные тенденции. В рейтинге IMD место Казахстана ежегодно улучшается (в 2008 году – 39 место, в 2009 году – 36 место, в 2010 году – 2010 место), В рейтинге ВЭФ Казахстан имеет устойчивую тенденцию снижения позиций (в рейтинге ВЭФ – 61 место, в – 66 место, – 67 место, в – 72 место). Согласно классификации рейтинга ВЭФ, Казахстан остался на переходном этапе от сырьевой к производительной экономике, в то время как наиболее конкурентным уровнем развития страны признается инновационная экономика.

Сильные и слабые стороны Казахстана Конкурентные преимущества: - факторы эффективности рынка труда (21 место) - макроэкономическая среда (25). - факторы размера рынка (55) - уровень высшего образования (65). Слабые стороны Казахстана: институты (91 место) инновации (101) развитость бизнеса (102) развитие финансового рынка (117) Наиболее проблемные факторы: коррупция, трудовые ресурсы доступ к финансированию.

Казахстан в других рейтингах В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ наблюдается устойчивая негативная динамика с 51 места в 2005 до 72 места в текущем году В отличие от рейтинга ВЭФ в рейтинге IMD и «Doing Business» Казахстан демонстрирует положительную динамику, улучшив позиции в 2011 году на 15 пунктов с 74 по 59 место

Международный институт развития менеджмента (IMD) – это институт мирового класса, влиятельный мировой научный центр, расположен в г. Лозанна, Швейцария. Для включения в рейтинг IMD страна должна отвечать определенным требованиям: страна должна быть лидером в регионе и активно проводить экономические реформы; в качестве партнера должна быть представлена организация, обладающая высоким потенциалом для сбора объективной и достоверной информации и разработки необходимых рекомендаций. в стратегических планах страны должны быть поставлены цели повышения конкурентоспособности; Официальный партнер Официальный партнер Международного института развития менеджмента в Казахстане – АО «Институт экономических исследований» Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстана.

(В скобках приведены данные за 2009 год) Казахстан 33 (36) Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности IMD в 2010 году КАЗАХСТАН находится на 33 месте, Россия (51 место) Украина (57 место) КАЗАХСТАН В РЕЙТИНГЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПО МЕТОДИКЕ IMD КАЗАХСТАН Россия Украина555657

СТРУКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПО МЕТОДИКЕ IMD-2010 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Государственные финансы Фискальная политика Институциональная среда Законодательство о бизнесе Общественный строй ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА Производительность и эффективность Рынок труда Финансы Практика менеджмента Отношения и ценности ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА Базовая инфраструктура Технологическая инфраструктура Научная инфраструктура Здравоохранение и окружающая среда Образование ИНФРАСТРУКТУРА Структура оценки конкурентоспособности по данной методике включает анализ каждой страны по более чем 300 ПОКАЗАТЕЛЯМ, которые сгруппированы в 20 СУБФАКТОРОВ. Те в свою очередь, объединены в 4 ГРУППЫ: «Экономическая деятельность», «Эффективность правительства», «Эффективность бизнеса» и «Инфраструктура». Из этих показателей 2/3 основаны на статистических данных и 1/3 на данных опроса. ОБЩИЙ РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 43 место20 место 29 место39 место (В скобках приведены данные за 2009 год) Внутренняя экономика Международная торговля Внешние инвестиции Занятость Цены

Казахстан в рейтинге Международного института развития менеджмента (IMD) В рейтинге Международного института развития менеджмента (IMD) - фактор эффективность Правительства (21 место) - эффективность бизнеса (29). - факторы экономической деятельности (43 место) - инфраструктуры (39) Основные конкурентные преимущества Казахстана: - рынок труда (8 место), - фискальная политика (12) - государственные финансы (16). К наиболее низким субфакторам Казахстана в рейтинге IMD относятся: - международная торговля (55 место) - здравоохранение и окружающая среда (52).

Конкурентные преимущества Казахстана благоприятное геостратегическое месторасположение; богатые природные минерально-сырьевые ресурсы; политическая стабильность; макроэкономическая сбалансированность; высокий приток капитала; содействие бизнес-инициативам.

Проблемы конкурентоспособности Казахстана экономика зависима от конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов; не в полной мере реализован потенциал МСБ практически отсутствуют уникальные продукты и производственные процессы; недостаточно эффективны институты госуправления и гражданского общества; отмечается существенная техническая и технологическая отсталость предприятий: наука имеет незначительный уровень развития и практически оторвана от производства; в области человеческого развития сохраняется немало проблем и неиспользуемых резервов.

Кыргызстан в рейтинге конкурентоспособности ВЭФ Преимущества: защита прав инвесторов (12); индекс законных прав (1); количество процедур, необходимых для начала бизнеса (6); время, необходимое для начала бизнеса (39); развитость рынка труда Слабые стороны: коррупция и политическая нестабильность низкий доступ к финансированию проблемы в налоговом регулировании государственная бюрократия инфляция низкое развитие инфраструктуры валютное регулирование проблемы здравоохранения низкий уровень образования рабочей силы высокий уровень преступности Кыргызстан находится на первой стадии - стадии факторного развития.

Таджикистан в рейтинге глобальной конкурентоспособности Преимущества: общественное доверие политикам (42); расточительность в госрасходах (41); бремя государственного регулирования (43); охват детей начальным обучением (36); продуктивность и оплата (17). Слабые стороны: доступ к финансированию; налоговое регулирование; коррупция; инфляция; проблемы здравоохранения; валютное регулирование; низкая образованность рабочей силы; политическая нестабильность; По результатам рейтинга ВЭФ в 2010 году Таджикистан также находится на стадии факторного развития

Методы и инструменты повышения конкурентоспособности стран Центрально- Азиатского региона 1. Привлечение иностранных инвестиций. Сегодня Казахстан является лидером среди стран региона по привлечению иностранных инвестиций. Приток ПИИ и их объем по-прежнему остаются на относительно низком уровне. Назрела необходимость улучшения делового климата для более активного привлечения инвестиций и повышения общего уровня конкурентоспособности стран региона. 2. Усиление интеграционного взаимодействия, объединив усилия стран Центральной Азии для решений общерегиональных проблем, в том числе использование водно-энергетических ресурсов, инновационные технологии, транзитный потенциал и другие. 3. Сотрудничество в целях объединения водно-энергетических ресурсов. От справедливого решения проблемы рационального водопользования трансграничных рек зависит социально- экономическое и экологическое благополучие государств Центральной Азии. Необходима выработка основных направлений единой энергетической политики с учетом мировых тенденций, рациональное использование ресурсного потенциала стран ЦА в его экономических интересах.

Методы и инструменты повышения конкурентоспособности стран Центрально- Азиатского региона (продолжение) 4. Обеспечение продовольственной безопасности на основе взаимных поставок сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерновой и плодоовощной продукции. Осуществление эффективных стратегий продовольственной безопасности потребует научно-обоснованных нормативных положений продовольственной безопасности, мониторинга и обеспечения соблюдения стандартов продовольственной безопасности, подготовки; и развития инфраструктуры (хранение, транспортировка, инспектирование и т.д.). 5. Сотрудничество в сфере экологии. В результате экстенсивной эксплуатации окружающей среды существенно подорвана возможность ее воспроизводства. 6. Повышение инновационного потенциала в странах. Необходима разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно- технической деятельности, инновационного предпринимательства.

Повышение инновационного потенциала в странах Казахстан. Внедряется Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) на 2010 – 2014 годы, в рамках которой реализуются 272 индустриально-инновационных проекта. В Кыргызстане начались работы по усовершенствованию конкурсного финансирования научно-исследовательских программ и проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития республики. В Таджикистане 2010 год объявлен годом Образования и технического знания. По предложению Президента Республики Таджикистан в 2011 году в г. Душанбе планируется открыть президентский лицей для 1000 учеников, где будут обучаться одарённые дети со всей республики, в 2010 году планируется увеличение до 2-х раз стипендий учащимся общеобразовательных школ и ВУЗов. В Туркменистане создана Академия наук Туркменистана, в её введение переданы 11 научно-исследовательских институтов, в том числе шесть новых открытых институтов. Для разработке механизмов управления и координации науки Туркменистана в новых современных условиях реформирования туркменской экономики. В Узбекистане в соответствии с Указом Президента «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство»: проведены 3 Республиканские инновационные ярмарки «Инновационных идей, технологий и проектов», которые являются своеобразным рынком интеллектуальной собственности. В результате объём внедряемых в производстве научных результатов, то есть показателя инноваций республиканской науки с 8-10% до % без дополнительных капитальных вложений со стороны государства.

Проблемы инновационного развития в странах Центральной Азии отсутствие эффективной системы взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры; недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами; недостаточная инновационная активность научных организаций и низкая инновационная восприимчивость промышленных предприятий; недостаточная нормативно-правовая база для развития инновационной деятельности; отсутствие крупных межгосударственных научных проектов направленных на решение центрально-азиатских региональных проблем (проблемы экологии и охрана окружающей среды, сохранение генофонда, рациональное использование водных и других природных ресурсов, обеспечение продовольственной и экологической безопасности стран региона и другие).

Международная конкурентоспособность на национальном, отраслевом уровнях и на основных товарных рынках и рынках услуг С началом переходного периода в пяти странах Центральной Азии отмечалось существенное расширение торговли. Диверсификация и увеличение объемов экспорта являются неотъемлемой составляющей будущего экономического роста и развития региона. Диверсификация производства и экспорта ставит фирмы в условия конкуренции внутри страны и на международном уровне, что ведет к повышению производительности. Такая диверсификация стимулирует структурное преобразование страны в направлении от сельского хозяйства к промышленности и сфере услуг, которое сопровождается пространственными преобразованиями, поскольку в сфере производства и торговли возрастает роль крупнейших городов с прилегающими к ним районами.

Стратегия Казахстана Успешная интеграция Казахстана в мировую экономику – основа качественного прорыва в экономическом развитии страны Дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого экономического роста Современная социальная политика, защищающая наиболее «уязвимые» слои населения, и поддерживающая развитие экономики развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации и переквалификации кадров и дальнейшее процветание культуры народа Казахстана, дальнейшее развитие демократии и модернизация политической системы, реализация Cтратегии национальной безопасности, адекватной современным угрозам и вызовам и дальнейшая реализация сбалансированного и ответственного внешнеполитического курса, учитывающего интересы Казахстана и динамику регионального и мирового развития являются основами приоритетов Послания Президента РК. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии.

Кыргызская Республика резкие скачки цен на продукты питания и электроэнергию растущий дефицит электроэнергии значительное снижение денежных переводов из-за границы снижение внутреннего и внешнего спроса на отечественную продукцию сокращение темпов промышленного производства, рост инфляции, сокращение реальных доходов населения, уменьшение возможностей и условий для развития предпринимательства

Таджикистан Экономика Таджикистана уязвима к внешним шокам из-за узкой экспортной структуры и высокой импортной зависимости. Основными экспортируемыми товарами являются хлопок и алюминий, которые генерировали около половины ВВП, две трети ежегодных валютных поступлений и четверть налоговых поступлений. Высокий уровень трудовых мигрантов. В сельских населенных пунктах Таджикистана наблюдается отсутствие подачи электричества и воды в зимний период Три четверти всего сельского населения проживает в условиях бедности.

Туркменистан Одной из причин невысокой степени интеграции Туркменистана в мировую экономику является закрытая экономика. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития Туркменистана, сконцентрированная в первую очередь на развитии внутреннего потенциала, позволяет стране минимально зависеть от катаклизмов мирового кризиса, о чем свидетельствуют стабильно высокие темпы роста макроэкономических показателей. Главными статьями экспорта Туркменистана являются энергоносители - газ, нефть и нефтепродукты. Это в свою очередь привело к снижению валютной выручки, поступающей в бюджет страны.

«Центральная Азия 2025: Экономический гигант»? Экономический потенциал. Регион обладает значительными человеческими, природными и промышленными ресурсами. Здесь проживает почти 60 млн. человек на территории около 4 млн. кв. километров. Географическое положение региона в центре Евразии, которое оказывает прямое влияние на безопасность и стабильность значительной части Евразии; Перспектива баланса сил на евразийском пространстве во многом определяет развитие ситуации в каждом из центрально-азиатских государств и в регионе в целом; Большие запасы природных ресурсов мирового значения сосредоточены в Центральной Азии, прежде всего углеводородного сырья, что привлекает повышенное внимание к региону со стороны развитых стран. Причем, последними преследуются конкретные геополитические цели, так как контроль за топливно-энергетическими ресурсами и путями их транспортировки дает возможность непосредственного влияния на ситуацию в регионе и конъюнктуру мирового рынка; На стыке евроазиатских транспортных коридоров и широкой транспортно- коммуникационной сети Центральная Азия является локомотивом между Западом и Востоком. Через Иран страны региона имеют выход к Персидскому заливу, Афганистан и Пакистан – к Индийскому океану, через Китай – в Юго- Восточную Азию и Тихоокеанский регион.

Региональная интеграция Только региональная интеграция может обеспечить достаточный уровень безопасности центрально-азиатских государств, а также эффективное экономико-политическое вхождение стран региона в мировые хозяйственные отношения. Региональные приоритеты: формирование общего энергетического рынка, который связан с водными ресурсами. взаимодействие транспортных комплексов, в том числе улучшение системы железнодорожных перевозок в Центральной Азии, что требует очень больших инвестиций, где также важно региональное сотрудничество. Железная дорога в Таджикистане, например, мало кого заинтересует, а вот железная дорога, которая объединит Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и еще Россию и Китай, этот проект уже заинтересует всех. Самое главное – это заинтересованность самих государств в улучшении взаимного сотрудничества в центрально-азиатском регионе. развитие транзитного потенциала. При активизации уровня регионального сотрудничества страны Центральной Азии могут добиться хороших результатов.

Факторы международного сотрудничества Стремление к глобальному партнерству. В настоящее время в сфере международного сотрудничества сложилась такая ситуация: чем сильнее национальные правительства, тем больше элемент добровольности в этом сотрудничестве. Имеются разногласия по вопросам политических ценностей и интересов, стандартов жизни и экологических ограничений, которые все больше усложняют добровольное компромиссное решение. Национальные экономики не готовы брать обязательства и ответственность по глобальным проблемам, например, таким, как международная торговля, защита окружающей среды и т.п. Большинство стран, за некоторым исключением, не спешат с формированием наднациональных органов для регулирования их монетарной политики.

Казахстан, как центрально-азиатский локомотив экономический лидер в регионе не только по размеру ВВП, но и по уровню развития коммерческой инфраструктуры и законодательной базы. первая страна не только в регионе, но и на всем постсоветском пространстве, получившая оценку международных рейтинговых агентств инвестиционного класса, лидер среди стран региона по привлечению иностранных инвестиций активно размещает капитал на зарубежных рынках, в первую очередь центрально-азиатских стран. 80% всего экспорта в регионе осуществляет Казахстан. активный инициатор и участник интеграционных процессов на евразийском пространстве. Одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных объединений на постсоветском пространстве является Евразийское экономическое сообщество, в состав которого входят 4 государства Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), а также Россия и Беларусь. Подобно тому, как Китай и Индия, Япония являются экономическими локомотивами Азиатско-Тихоокеанского региона, Казахстан является ЦА локомотивом

Трудности на пути следования к цели «Центральная Азия 2025: Экономический гигант Сырьевой характер экономики большинства государств региона, недостаточная развитость обрабатывающих производств, малый объем инвестиций в несырьевой сектор существенно ослабляют национальные экономики, делают их уязвимыми для внешних, конъюнктурных воздействий. Много нерешенных социальных проблем. Так, около трети населения этих стран живет за чертой бедности. Уровень человеческого потенциала за годы экономического кризиса существенно снизился. Состояние системы образования и здравоохранения также оставляет желать лучшего. Разноуровневая и разноскоростная экономика, что является сдерживающим фактором в углублении интеграционного взаимодействия стран ЦА. Проблемы нелегальной миграции населения и безработицы в регионе. Проблемы эффективного использования водных ресурсов, повышения продуктивности орошаемого земледелия и внедрения современных технологий в сельском хозяйстве Существующий бизнес-климат в странах региона не способствует взаимопроникновению инвестиций и развитию интеграции центрально- азиатских государств.

Стратегия субрегионального устойчивого развития - формирование единого энергетического пространства, включающего энергетику, нефтегазовую, угольную промышленность, систему транспортировки нефти и газа. - совместное рациональное использование водных энергетических ресурсов в бассейне рек Сырдарья и Амударья, единая экологическая система. - сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере также является важнейшим направлением экономического взаимодействия. - стимулирование инвестиций, их защита, сближение внешних условий инвестирования с национальными.

Основные приоритеты: Казахстан Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года: Основным целевым приоритетом является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение конкурентоспособности Республики Казахстан путем: развития приоритетных секторов экономики, усиления социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов, создания благоприятной среды для индустриализации, формирования центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала обеспечения эффективного взаимодействия государства и бизнеса в процессе развития приоритетных секторов экономики.

Основные приоритеты: Кыргызстан Стратегия «Кыргызстан-2020»: создание лучших благоприятных условий в Центральной Азии для определенных видов бизнеса, основанных на новых непромышленных технологиях, доведение Бишкека на уровень бизнес-центра в регионе. решение комплекса задач: в сфере налогообложения, инвестиционной среды, инфраструктуры управленческой, административной и бизнес-среды. превращение Кыргызстана в самое желанное место для проживания в Центральной Азии. В том числе обеспечить высокий уровень образования, многоязычную и доброжелательную среду, полное отсутствие преступности, общественную стабильность и устойчивый международный имидж благополучной и спокойной страны. сокращения бедности и повышения уровня жизни народа, прежде всего на основе стабилизации и обеспечения её дальнейшего роста оздоровление экономики республики и стимулирование развития предпринимательства, совершенствования кредитно-денежной системы, улучшения работы банков, направленных на кредитование реального сектора экономики, повышение ответственности министерств, ведомств, местных органов власти за подготовку и реализацию бизнес-планов. увеличение доли частных прямых иностранных инвестиций, а также собственных внутренних средств. повышение эффективности использования привлекаемых инвестиций в приоритетные отрасли, направление инвестиций на реконструкцию, модернизацию предприятий, производящих потребительские товары, а также на развитие сельского хозяйства и социальной сферы.

Основные приоритеты: Республика Узбекистан Новая стратегии партнерства Всемирного банка развития с Республикой Узбекистан на годы: структурная конкурентоспособность, устойчивый рост сфер экономики при содействии отраслевых и программных инвестиций, социальная интеграция превращение в промышленно развитое государство со средним уровнем доходов. равные возможности для развития сельских регионов, сфер торговли, образования, здравоохранения, финансового сектора, энергетики и транспорта расширение и диверсификация экспортных производств реконструкция (модернизация) промышленных мощностей и обучение персонала, внедрение международных стандартов качества, реформирование банковского сектора, развитие фондовой биржи, аудиторских компаний, кредитных союзов, лизинга, страхования и т.д. В целях обеспечения стабильного и динамичного роста экономики республики, в базовых отраслях промышленности приняты среднесрочные программы развития, предусматривающие модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производств.

Основные приоритеты: Туркменистан Национальная программа «Cтратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 года» - повышение уровня жизни и вхождение Туркменистана в число экономически развитых стран мира с высоким показателем индекса человеческого развития уровня развитых стран мира - сохранение государственной поддержки по квартплате за муниципальное жилье, при пользовании общественным транспортом, по абонементной плате населения за телефонные услуги. Не предусматривается введение налога на частное жилье. - гарантированные бесплатные услуги в образовании, здравоохранении. - сохранение его экономической независимости и безопасности за счет высоких темпов экономического роста - внедрение новых технологий и производств - повышение производительности труда - неуклонный рост валового производства продукции на одного человека - высокая инвестиционная активность и увеличение строительства объектов производственного назначения.

Основные приоритеты: Республика Таджикистан Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 г.: - обеспечение устойчивого развития общества на основе последовательного -проведения политики формирования высокоэффективного индустриального общества. - предотвращение деиндустриализации и значительное повышение инвестиционной активности - строгий режим экономии в использовании производственных ресурсов, - обеспечение открытости экономики и роста квалификационного уровня трудовых ресурсов. Политические цели - создание экономических условий для укрепления политического суверенитета и экономической безопасности республики и - реализация внешней политики, которая в полной мере отражает национальные интересы страны. Экономические цели - создание развитой материально-технической базы, обеспечивающей в будущем преимущественно интенсивное развитие народного хозяйства, - более полная реализация экономических выгод интеграции экономики в мировое хозяйство, - существенное повышение темпов экономического роста и увеличение производства продукции на душу населения. Социальные цели - обеспечение полной занятости трудовых ресурсов, снижение уровня безработицы до предельно допустимого размера, - повышение материального и духовного благосостояния населения, - снижение бедности до предельно-критического уровня, - развитие урбанизационных процессов, - формирование среднего слоя как важнейшего фактора социальной стабильности общества. Программа государственных инвестиций является инструментом управления инвестициями, который призван обеспечить контроль уровня распределения внутренних и внешних ресурсов между секторами и внутри секторов экономики Таджикистана.

выводы Важным элементом на пути стран Центрально-азиатского региона к самоидентификации является осознание им своей «культурной», цивилизационной принадлежности. Определяющей характеристикой в данном случае является нахождение стран в Евразии как зоне массированного взаимодействия различающихся культур и цивилизаций. Актуальным выглядит положение Центральной Азии в вопросах массового обеднения населения и разрушения внутренних социальных структур, а также преодоления огромного разрыва, существующего между ними и развитыми государствами мира, которые определяют задачу сохранения ими своей независимости. Именно реализация Стратегии национального устойчивого развития позволит государствам органично соединить в своей политике национальные интересы, локальные особенности и международный опыт. Интеграция этих стран в мировую экономику, в частности их участие в многосторонних торговых системах, включая присоединение к ВТО, должна быть ускорена, с тем, чтобы они смогли воспользоваться преимуществами глобализации. Поэтому Казахстан намерен выступить в роли полюса интеграции стран центрально-азиатского региона, а также принимать активное участие в формировании динамичного регионального рынка.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Токсанова Айгуль Нурпеисовна Вице-президент АО "Институт экономических исследований Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан , Республика Казахстан, г. Астана, ул. Темирказык, 65 т. +7 (7172) ф.+7 (7172) м