Реальные применения информационных и коммуникационных технологий в школе. Структура программ информатизации А. Л. Семенов ректор Московского института повышения квалификации работников образования, руководитель образовательных программ Института информационных технологий образования ЮНЕСКО
Что происходит в классе?
Что все-таки можно сделать с одним компьютером?
План: Место информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в модернизации образования Модели учебной деятельности и их проектирование; необходимые инструменты учебной деятельности Что нужно, чтобы все это реализовать. Отражение в региональных и национальных программах. Структура программ информатизации
Модернизация и общие цели информатизации неотделимы Информатизация является необходимым компонентом и условием модернизации
Цели образования: Информационно-коммуникационная компетентность Что это такое?
Виды информации Цифровая Текстовая Слышимая (музыка, речь) Видимая (рисунок, чертеж, фотография, видеофильм) Гиперобъекты
Мультимедийность по Коменскому и Ушинскому Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким- нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету
Информационно-коммуникативная компетентность Самостоятельные –Поиск –Сбор –Организация –Представление –Передача - информации Моделирование,проектирование объектов и процессов, реализация планов, совместная деятельность
Направления Программы : Видение, лидерство, все направления модернизации, проектирование Кадры (подбор, методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка, подготовка кадров) Компьютеры и другое оборудование информационных и коммуникационных технологий, обслуживание Информационные ресурсы, телекоммуникация Нормативная база
Проектирование образовательной системы, использующей ИКТ
Что происходит в классе?
Способности ребенка: Общительность Любознательность Созидательность (и творчество)
Сбор информации История семьи Генеалогические деревья
Наблюдение Как это называется? Ботаника во дворе
Поиск информации в открытом (или большом) информационном пространстве Словарь Толковый словарь Энциклопедия Атлас Художественный альбом Хрестоматия Фонотека Видеотека
Поиск информации История (различные источники) Пример: Современная история гг. Колчак
Поиск информации Веб ТВ Mamamedia
Изучение биологии, истории, географии своего края Краеведение
Результаты изучения – организация информации В голове В компьютере –Слайд-шоу –Гиперструктура (сайт в Интрнете) –Карта в ГИС На бумаге
Виртуальный и реальный выход за ворота школы
Создание информационных объектов Текстоцентризм традиционной школы Записная книжка Клавиатор Другие редакторы Графика. Выставка детского рисунка в Интернете Музыка Мультипликация Визуальное программирование - Лого
Организация индивидуального и коллективного информационных пространств Коллективный проект (определитель местных растений) Краеведение Записная книжка – коллективный проект (Интернет) Дерево
Передача информации. Личная мультимедийная коммуникация
Измерение. Сбор и анализ числовых данных Измеритель расстояния
Математические модели естественнонаучных явлений Виртуальные конструкторы Живая Физика Живая Математика Математические игры с полной информацией (ним, шахматы)
Реальные конструкторы и автоматическое управление
Первые шаги в ИКТ учителя и учащегося
Основы Макинтоша
Направления Оборудование Информационные ресурсы Видение и лидерство Кадры (проектная деятельность) Нормативная база
Общий принцип – развивать всех, обеспечивать потребности в зоне ближайшего развития
Устройства ввода информации Устройства для ввода и записи неподвижных изображений: Создаваемых учителем и учащимся –Графический планшет
Устройства ввода информации Фиксируемых учителем и учащимся –Цифровой фотоаппарат –Сканер цветной планшетный –Web-видеокамера –Цифровой микроскоп –Цифровая видеокамера
Устройства ввода информации Звук –Микрофон –Диктофон и магнитофон – Музыкальная клавиатура с MIDI интерфейсом
Устройства ввода числовых данных об окружающем мире Комплект датчиков с компьютерным интерфейсом Система глобального спутникового позиционирования
Устройства вывода информации Устройства для вывода изображений на бумагу или пленку (для последующей демонстрации) Черно-белый лазерный принтер Цветной струйный принтер Плоттер
Воспроизведение Звук –Магнитофон –Транскрайбер (для расшифровки речи) –Наушники –Звуковые колонки
Воспроизведение Видеоизображения –Мультимедиа проектор –Видеомагинтофон (с компьютерным интерфейсом информационного и управляющего сигнала) –Монитор
Устройства, управляемые компьютером Конструкторы с двигателями, источниками света и звука и интерфейсом компьютерного управления
Средства коммуникации Внешней –Телефонные модемы –Антенны спутниковой и ридосвязи Местной –Низковольтные сети (витая пара), –Оптоволокно –Радиосети
Вычислительные устройства Мобильный компьютер (ноутбук) для оперативного использования в школьном здании и вне его для учебного процесса и управления
Какие нужны компьютеры? Дешевые из современных
Информационные ресурсы
Информационно-справочные источники Энциклопедии Словари –Орфографические –Толковые –Многоязычные Хрестоматии (?) и собрания сочинений
Информационно-справочные источники Атласы –Географические –Астрономические –Биологические –Анатомические Альбомы искусства и изобразительной информации (хроника)
Открытые развивающие среды ЛОГО ПервоЛого
Среды для проведения виртуальных экспериментов Живая физика Живая геометрия
Редакторы Текста Графики Мультипликации Презентации Веб-публикаций Видео
Специализированные редакторы – виртуальные конструкторы: САПР ГИС Программирование
Системы организации информации Базы данных Библиотечные каталоги
Тренажеры Клавиатурный ОБЖ
Тестовые системы
Электронные учебники
Кадры
Проектирование – принцип повышения квалификации
Нормативная база Телекоммуникация разных уровней, видеоконференции
Что будет внутри компьютера
Как войти.
Макинтош бейсикс (разработан 20 лет назад)