Критическое мышление в образовании Интеграция критического мышления в учебной деятельности через учебную программу Эрик Рустен и Сьюзан Шуман – ЮСАИД/PAEM.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критическое мышление в преподавании и обучении Интеграция критического мышления в обучающие задания по всей учебной программе Эрик Рустен и Сьюзан Шуман.
Advertisements

Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Оценивание проектной деятельности учащихся. Модуль 2 Модуль 5 График оценивания План оценивания Оценивание в курсе версии 10.
Подготовка к оцениванию Портфолио и презентации. 1) Отчет о проекте по исследованию в действии(4000 слов) Обоснование темы исследования (имеющего отношение.
Отчёт о работе группы г. «СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)» Руководитель группы – Миркес М.М. («институт проблем.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
1 «Как сделать Россию лидером мирового развития?» «Наступает время энергичных, активных и инновационно мыслящих людей- исследователей, изобретателей, новаторов,
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Мастер-класс Применение кейс – технологии на основе деятельностного подхода при обучении физике Учитель физики МБОУ «СОШ 14» имени А. М. Мамонова Попова.
Критическое мышление математика в начальной школе.
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Новые педагогические технологии Метод кейсов. Определение Метод кейсов – это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, то есть изучение.
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Транксрипт:

Критическое мышление в образовании Интеграция критического мышления в учебной деятельности через учебную программу Эрик Рустен и Сьюзан Шуман – ЮСАИД/PAEM и МО

Задания по развитию критического мышления Критическое мышление в изучении языка Критическое мышление в математике – Топология Критическое мышление в науке – Как летают самолеты, птицы и насекомые?

Перспективы критического мышления Исследование критического мышления:

Определение понятия «критическое мышление» Задает уместные вопросы Оценивает утверждения и аргументы Принимает недостаток знаний и понимания Любопытство Ищет новые решения Активно делится новыми знаниями Хочет проверять убеждения, предположения и мнения Некоторые свойства критического мыслителя: Различает факты и мнения Видит критическое мышление как пожизненный процесс самооценки Ищет доказательства, чтобы поддержать предположения Готов менять чье- либо мнение Рефлексивность Ищет доказательства Ищет ясность и точность Принимает убеждения и мнения других Ждет выявления всех фактов прежде, чем делать оценку Получает удовольствие от процесса обучения Решает проблемы Осторожный и активный наблюдатель Скромность

Система мнений взглядов, перспектива, направление Цель мышлен ия Цель, задача Условнаясвязь ипоследствия Вопрос по предмету проблема, вопрос Концепциитеории,определения,аксиомы,законы,принципы,модели Предположенияпрезумпция,принимать какдолжное Интерпретац ия и умозаключен ия выводы, решения Информация данные, факты, наблюдения, опыты Элементы мышлени я

Модель критического мышления Навыки критического мышления АНАЛИЗ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ОЦЕНКА ОБЪЯСНЕНИЕ ВЫВОД КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Определение понятия «критическое мышление» и описание критического мыслителя «Критическое мышление является дисциплинированной мысленной деятельностью оценки аргументов [информации] или предложений и суждений, что может направлять развитие убеждений и принятие решений» Эннис (1992) Критическое мышление - это и границы разума, и комплекс мыслительных возможностей. «Критические мыслители: различают факты и мнение; задают вопросы; делают детальные наблюдения; раскрывают предположения и определяют их термины; и делают логическое утверждение на основе убедительных логических и веских доказательств. Эллис, Д Становится студентом мастером, 1997

Перспективы критического мышления Критическое мышление основано на концепции и принципах, а не на определенных пошаговых процедурах. Критическое мышление не гарантирует, что человек достигнет истины или заключений. Критическое мышление - это продолжительный процесс и, зачастую, не приводит к конечному заключению. Критическое мышление - это тяжелый мыслительный труд Критическое мышление - это интеллектуальное умение, которое может (должно) быть изучено и усовершенствовано

Данные >> Цепь мудрости Данные >Информация>Знание >Мудрость

Перспективы в Обучении Все осмысление /мышлени е /обучени е : начинаются и продолжаются с вопросов и с необходимости понять; Возникают в точках зрения и системах взглядов; Исходят из целей и предметов, имеют информационную основу; Используют данные/информацию, которую необходимо интерпретировать и эта интерпретация заключается в концепции, ценностях, предположениях, прошлых знаниях, выводах, предубеждениях и т.д.

Критическое мышление, креативное мышление, решение проблем, научное мышление…. Критическое мышление Креативное мышление Научное мышление и процесс Решение проблем Принятие решения

Карта этапов мышления Научное мышление Понимание/теория Гипотеза Эксперимент (ы) Наблюдения Заключение Креативное мышление Исходные продукт Креативные возможности Создание метафор Испытание Обработка Критическое мышление Критическая оценка Оценочная информация Вывод – с использованием доказательств Дедукция – если…тогда Новые обработанные перспективы Принятие решения Обоснованное решение Рассмотрение вариантов Прогноз последствий Выбор оптимального варианта Решение проблем Лучшее решение Рассмотрение вариантов Оценка последствий Выбор оптимального решения

Креативное мышление

Решение проблем В чем заключается проблема? (разбейте на под- проблемы) Что вы знаете? Какими ресурсами вы располагаете и что вы можете с ними сделать? С какими ограничениями вы столкнулись? Какие существуют возможные решения? («мозговая атака») Оценка возможных решений. Выбор лучших предметов спора. Определить оптимальные пути решения проблемы. Оценка результатов. Обработка решений. Предложить окончательное решение. Извлеките монету достоинством в 500 франков из стакана с водой, используя купюру достоинством в 1000 франков

Почему критическое мышление так важно? Учиться - значит мыслить. Плохо мыслить - значит плохо учиться. Хорошо мыслить - значит хорошо учиться. Все содержание обучения должно быть логично структурировано Запоминание НЕ ЕСТЬ обучение

Почему критическое мышление как важно? Лежит в основе чтения, письма, устной речи и слушания……основных элементах общения, обучения и образования Играет важную роль в социальных изменениях Помогает нам раскрывать предубеждения и предрассудки Является путем к свободе от полуправды, предубеждений и обмана Создает желание изменить одну точку зрения по мере продолжения нашей проверки и перепроверки идей, которые могут показаться очевидными. Необходимо время и желание для того, чтобы сказать три главных слова: я не знаю. Позволяет нам проводить различие между фактом и мнением, задавать уместные вопросы, делать детальные наблюдения, обнаруживать предположения и определить их термины, и делать утверждение на основе веских логических доказательств

Почему Критическое мышление так важно? Будущее теперь принадлежит со общест вам, которые организуют себя для обучени е ….нациям, которые хотят высоких доходов и полной занятости, необходимо развивать политик у, котор ая усилива е т получение знаний и навыков [мышления] каждым, а не только избранными. Рэй Маршал и Марк Такер, Мышление для жизни: Образование и благосостояние наций, Основные книги. Нью Йорк

Вопросы и критическое мышление Что вы имели ввиду, говоря о ____________? Как вы пришли к такому заключению? О чем говорилось в тексте? Каков источник вашей информации? Каков источник информации в документе? Какие предположения привели вас к такому заключению? Предположите, что вы не правы. Какие могут быть предпосылки? Почему вы сделали такой вывод? Соответствуют ли другие возможные выводы имеющимся фактам? Почему этот вопрос важен? Как мне узнать, что все, что вы говорите является правдой? Каковы другие объяснения этого явления?

Позволить ученикам стать квалифицированными критическими мыслителями ТОК (Техники оценивания класса): использование непрерывного оценивания и рефлексии в классе с целью отслеживания и способствования развитию критического мышления учеников. Попросите учеников написать «статью за минуту», отвечая на конкретные вопросы: Какой момент занятия стал для вас самым важным? Какой вопрос, относящийся к сегодняшнему занятию остается самым главным для вас? Как связано то, что вы изучили сегодня с другими занятиями или жизнью за пределами школы?

Позволить ученикам стать квалифицированными критическими мыслителями Совместное обучение: распределение учеников в структурированные группы с обучающими ситуациями (2 или более учеников) - это отличный способ развить критическое мышление. В среде совместного обучения, ученики вовлечены в активное критическое мышление с постоянной поддержкой и предоставлением обратной связи учеников и обучающих координаторов

Позволить ученикам стать квалифицированными критическими мыслителями Используйте вопросы: Обучение формулировать качественные вопросы является ключом в развитии критического мышления и в становлении ученика как хорошего критического мыслителя: Взаимный опрос сверстников: После урока, предоставьте ученикам основу (примерную структуру) вопроса, чтобы помочь им при выполнении письменного ответа (ученики работают в небольших группах). Вопросы читателей: Попросите учеников составить вопросы к заданному тексту и задайте их в начале урока. Выберите несколько вопросов в качестве стимула для открытия дискуссии в классе. Открытые вопросы: Вопросы углубленного обучения: Экзаменационные вопросы учеников: Вопросы классификации Блума:

Позволить ученикам стать квалифицированными критическими мыслителями Написание Заданий: написать для других требования, которые ученик четко обдумывает для четкого общения. Может быть основано на вопросах Может быть выполнено как индивидуально, так и в группах Может быть использовано несколько структур: сравнение и противопоставление, причина и следствие, аргументы, убеждение и др. Письмо редакторам (в группе учащихся исполняют роли редакторов различных газетных изданий и читателей) Лаборатории / отчеты об экспериментах

Позволить ученикам стать квалифицированными критическими мыслителями Диалоги/Дебаты: стимулируют полезное использование обсуждений в классе : Письменные диалоги: Небольшие группы учеников анализируют письменные диалоги (пьесы, газетные статьи и др.) и определяют различные точки з рения в диалоге, ищут предвзятость, наличие или отсутствие важных доказательств, альтернативные интерпретации, примеры искажения фактов и ошибок в обосновании. Каждая группа решает, чья точка зрения более убедительна и защищает свою позицию. После окончательного решения, каждая группа проговаривает свои диалоги и объясняет выполненный анализ. Спонтанные групповые диалоги/дебаты: Ученики работают в группе и выполняют роли, такие как лидер, информатор, интересующийся мнением других и оппонент (зачастую те, в которые они не верят). Роли проигрываются во время обсуждения. Группы наблюдателей должны определить, кто играет какие роли, выявляя предвзятое отношение, логические ошибки в ходе мышления и оценить навыки аргументирования, и проверить этическое значения содержания.

Позволить ученикам стать квалифицированными критическими мыслителями Эксперименты и сбор данных (критическое мышление в науке и математике ) Обнаружение связи в математике и естественных науках - простые числа; вычисления площади и объема ; геометрия; температура и цвет; высота, обхват руки и объем головы; генетика; полета и давление воздуха; и т.д. Статистика и предоставление информации

Позволить ученикам стать квалифицированными критическими мыслителями Неоднозначность: Вместо того, чтобы представлять информацию как факты, внесите как можно больше неоднозначной информации в ходе занятия. Не давайте ученикам четкой информации Дайте им спорную информацию, которую они должны продумать Представьте содержание в виде детективной истории, которую им надо раскрыть, задавая ряд вопросов

Позволить ученикам стать квалифицированными критическими мыслителями Шесть шагов к эффективному мышлению Выявите проблему. «Какой реальный вопрос стоит перед нами?» Определите контекст. «Какие факты и обстоятельства определяют эту проблему?» Перечислите варианты. «Какие из них 3-4 наиболее приемлемые варианты?» Анализируйте версии. «Каким будет наше оптимальное развитие действий, все ли учтено?» Создайте список очевидных причин. «Давайте проясним: Почему мы выбираем именно это?» Само-исправление. «Хорошо, давайте взглянем на это еще раз, что мы упустили? »

Критическое мышление в учебной программе Земля и естественные науки Физика/Химия Математика География/История Как осадки влияют на сельское хозяйство, историю, колонизацию, экономику, образование, политику Французский (грамматика и литература) Второй язык

Практические задания: Группы по два человека Подготовить 20 минутное практическое задание, которое включает в себя элементы критического мышления

Образец планирования Название задания и резюме Дисциплина/предмет (ы); шкала оценивания Цели, задачи и результаты обучения Методы и материалы Требуемые ресурсы (включая время) Усиленные навыки мышления Стратегии обучения Критические вопросы Задания/Урок Оценивание учеников (оценивание учителя, самооценивание и взаимооценивание) Выполнение задания вне занятия План мыслительной деятельности может включать в себя: