Модернизация региональной системы образования: на пути к новому укладу нашей школы Бондарев Пётр Борисович к.ф.н., доцент Кубанского ГУ, г. Краснодар,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология и методы оценки нового качества образования _____________ Бондарев Пётр Борисович 28 ноября 2009 г., г. Воронеж
Advertisements

Содержание образования программ подготовки общественных оценщиков качества образования в условиях реализации ФГОС Бондарев Пётр Борисович 13 октября 2011.
Улучшение школ: основные уроки Алма Харрис Институт образования, Лондон Исак Фрумин Всемирный банк\ Высшая школа экономики.
Система оценки качества основного общего образования на муниципальном уровне. Проблематика. Бондарев Петр Борисович эксперт ИПОП «Эврика» 3 ноября 2011,
Степанова Татьяна Александровна Директор департамента образования Ярославской области.
Повышение квалификации педагога: профессиональный диалог для будущего развития Семёнова Ольга Юрьевна, руководитель отдела мониторинга, образовательной.
«Модернизация региональной системы образования как способ повышения качества жизни» А.И. Адамский.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
«Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
Основные направления инициативы «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие.
Концепция федеральных государственных общеобразовательных стандартов общего образования.
Духовно-нравственное здоровье нации и будущее наших детей.
Духовно-нравственное здоровье нации и будущее наших детей.
Финансово - экономические инструменты Управленческие инструменты Особенности образовательной модели.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Актуальные задачи современной модели образования»
Международный опыт информатизации образования: логика продвижения И.Д. Фрумин, К.Б. Васильев Всемирный банк.
Транксрипт:

Модернизация региональной системы образования: на пути к новому укладу нашей школы Бондарев Пётр Борисович к.ф.н., доцент Кубанского ГУ, г. Краснодар, эксперт ИПОП «Эврика» г. Чита, 14 апреля 2011 г.

Качество жизни и качество образования Образование – средство жизненного успеха, личного счастья, профессиональной карьеры. Система образования влияет на уровень жизни, благополучие граждан, порядочность, позитивные отношения между людьми, уровень преступности, здоровье, качество товаров и производительность труда... Жизнь вокруг нас меняется так быстро, что необходимость в создании новых решений для новых задач становится ежедневной и массовой. А.И. Адамский. Задачи модернизации образования.

Экономическая необходимость развития образования «Без существенного повышения качества образования никакие технологические новшества не смогут обеспечить повышения уровня жизни населения» Лауреат Нобелевской премии в области экономики У.А. Льюис

1.«Мы всё ещё верим, что дети будут напоминать нас… Однако они на наших глазах становятся совсем чужими». (М. Мид). 2.Школа перестаёт для детей быть основным источником знаний о мире. Педагог перестаёт быть источником сакральной информации и как следствие - духовным наставником. 3. Идеал энциклопедичной личности недостижим в условиях глобального увеличения объёма знаний, производимых в современной культуре. 4. Обучение, утрачивая личностный смысл, теряет свою развивающую ценность. Ослабление культурной позиции школы и учителя в ХХI в.

Методологическая позиция Образование как инструмент развития личности и общества (инновация) Образование как инструмент приспособления личности к обществу (стагнация)

ТРАДИЦИЯ – АЛЬТЕРНАТИВА Гипертрофированный принцип единоначалия в управлении образованием 2.Внутриведомственная оценка качества образования, только ЕГЭ 3.ЗУН-ориентированный ФГОС 4. Классно-урочная система и Единый (базисный) УП 5.Обучение преобладает над развитием 6.Преобладание авторитарных ПТ: надзор- угроза-наказание 7. Пед. диагностика как средство оценки знаний и личности учащихся 1.Расширение общественного участия в управлении образованием 2.Внешняя и независимая сервисная оценка качества образования: ЕГЭ без «Г» 3.Компетентностно- ориентированный ФГОС 4.Вариативное и открытое образование, УП ОУ и ИУП 5.Обучение как средство развития 6.Внедрение современных образовательных технологий 7.Пед. диагностика как средство учёта достижений учащихся

Образование вчера и завтра: риски и возможности «У России сегодня есть риск – инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня… Необходимо поддерживая жизнеспособные традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века…» Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. М., ГУ ВШЭ 2008, с.4. 7

Традиционное образование как уклад Господство «единственно правильного» ответа, одномерность содержания и норм обучения Ориентация на передачу готового знания, система упражнений на его закрепление Тоталитарное иерархичное устройство школьного пространства сверху донизу, контроль за исполнением предписаний Унижение достоинства личности учащегося, прикрытое словами о заботе и любви к нему

Выбор ориентиров нового уклада образования «Приоритет содержания обучения над личностью означает приоритет средства над целью, педагогического инструмента над смыслом образования». В.И. Зинченко. «Для отечественной школы сегодня не стоит выбор: отказаться от фундаментальности в пользу прагматичности. Выбор состоит в том, чтобы отказаться от бессмысленности в пользу практичности». И.Д. Фрумин.

Инновационное образование как уклад Признание «особости» образовательных потребностей учащихся Удовлетворённость учащихся как показатель качества образования Обеспеченность пространств выбора учащимся своего варианта содержания, способа, формы образования Обеспечение многомерности и нелинейности уклада, содержания и норм образования Со-участие всех субъектов образования в управлении ОУ, особое внимание – поддержке субъектности и достоинства учащихся

Инновационное образование как уклад Эффективность образования измеряется эффективностью людей, это образование получивших В.К. Бацын В школе самоопределения А.Н. Тубельского образовательная среда представлена как пространство действия и возможность трансформации. В центре внимания педагогов- исследователей должно находиться не то, что среда делает с ребёнком, а то, что ребёнок делает со средой. И.Д. Фрумин.

Образовательные результаты учащихся

Ключевые компетентности Учебные достижения Социально- значимый опыт Развитие психических процессов Внеучебные достижения

Малоэффективные средства модернизации региональных систем образования Унифицированная стандартизация; Нисходящие директивы; Единые подходы для всех; Инспекторские проверки; Внешнее тестирование и рейтинги ОУ, «черепахи всегда внизу»; ВНЕШНЯЯ РЕФЛЕКСИВНОСТЬ.

Промежуточные эффекты для региональной системы образования «Натаскивание» учащихся для тестирования Первоначальное улучшение результатов обучения Деморализация учителей Застой и остановка инициативы

Ошибки модернизации Недооценена практическая сторона образования Изменения проводятся слишком быстро, некогда думать Однонаправленность реформирования (только сверху или извне школы) Не создается поступательный потенциал постоянных улучшений Все школы в разных условиях, но ко всем школам предъявлены одинаковые требования

Необходимые шаги Особое внимание достижениям конкретных обучающихся; Единственный путь улучшить результаты – это повысить качество учебной деятельности; Концентрация на деятельности обучающихся и на том, какими методиками пользуется учитель; Использование многофакторной, индикативной методологии и методики оценки качества образования; ВНУТРЕННЯЯ РЕФЛЕКСИВНОСТЬ.