Роль Казахстана в обеспечении глобальной стабильности в условиях усиления экологических рисков О.Сабден – директор Института экономики КН МОН РК, д.э.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интересы развивающихся стран в глобальном договоре пост-Киото: механизмы реализации III Астанинский экономический форум сессия «Формирование глобальной.
Advertisements

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «КАЗГИДРОМЕТ»
Политика Казахстана в области предотвращения изменения климата и национальная система торговли выбросами парниковых газов.
1 На пути к Копенгагену: международные переговоры о новом "пост-Киотском" соглашении и роль России в глобальном климатическом процессе Д. Гершинкова, Росгидромет.
Национальный межминистерский диалог: инвестиционные и финансовые поступления в связи с изменением климата, сентября 2010 года Результаты переговоров.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
Кыргызстан и РКИК ООН. Адаптация к изменению климата: стратегии и приоритеты. Зухра Абайханова Центр по изменению климата Семинар 2-я встреча Рабочей группы.
Июнь 2009 Углеводородные месторождения Каспия – взаимовыгодное партнёрство заместитель директора Департамента государственной энергетической политики и.
Заседание Межгосударственной комиссии по Устойчивому развитию Бишкек, Кыргызстан, июня 2007 г. Инициатива по объединению усилий стран Центральной.
Проекты совместного осуществления: схема реализации в Украине Использованы материалы В.В. Гаврилова Минэкономразвития России.
Проект ПРООН – Экология и безопасность (ENVSEC) Поощрение диалога между прибрежными государствами в целях развития и создания начальных правовых и институциональных.
Приоритетные направления регионального сотрудничества МКУР в области охраны окружающей среды и устойчивого развития с ГЭФ, странами донорами, международными.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Уровень экономического развития страны определяющий степень ее участия в мировом хозяйстве Многообразие сочетаний показателей экономического развития различных.
Обзор хода переговоров ООН по изменению климата National Ecological Centre of Ukraine Ірина Ставчук, 2009.
Место Азиатско-Тихоокеанского региона в Энергетической стратегии России на период до 2030 года В.В. Первухин Управление международного сотрудничества Института.
Приоритеты инновационного развития водного хозяйства России Е.В. Веницианов, зав. лабораторией Института водных проблем РАН 1. Проблемы водного хозяйства.
Формирование таможенного союза Белоруссия, Казахстан, Россия: последствия для торгово- экономических связей с зарубежными странами.
Финансовые институты – основа структурной модернизации экономик государств – участников СНГ Межгосударственный банк.
Докладчик: Мамашева Дина Талгатовна. Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан Процветание, безопасность и улучшение благосостояния.
Транксрипт:

Роль Казахстана в обеспечении глобальной стабильности в условиях усиления экологических рисков О.Сабден – директор Института экономики КН МОН РК, д.э.н., профессор, академик НИА РК, Лауреат Госпремии РК

Таблица – Ресурсы речной воды Казахстана Источник: Национальный отчет о человеческом развитии «Изменение климата и его влияние на развитие Казахстана с точки зрения человеческого развития», ПРООН в Казахстане, – 144 с. Водохозяйственный бассейн Речной сток, поступающий из сопредельных государств формирующийся в пределах республики суммарные ресурсы Средний за много лет, км 3 /год (%) Средний за последние 10 лет, км 3 /год (%) км 3 /год Арало-Сырдарьинский22,6 (86,6)14,9 (81,0)3,526,1/18,4 Балхаш-Алакольский12,2 (42,7)8,5 (34,1)16,428,6/24,9 Иртышский9,5 (26,7)8,0 (23,5)26,135,6/34,1 Ишимский002,6 Нура-Сарысуский001,3 Тобол-Тургайский0,8 (34,8)0,6 (28,6)1,52,3/2,1 Шу-Таласский3,3 (76,7)3,1 (75,6)1,04,3/4,1 Урало-Каспийский10,4 (69,8)8,6 (65,6)4,514,9/13,1 Всего по Казахстану58,8 (50,83)43,7 (43,4)57,0115,8/100,7

Рисунок - Изменение площади оледенения Заилийского Алатау 1 – площадь ледника Туйыксу (Fl т, км 2 ); 2 – площадь оледенения Заилийского Алатау (Fl ЗА, км 2 ).

Составлено по The Little Green Data Book – U.S.A.: The World Bank, – 234 p.

В результате развития международной торговли и усиления экологического законодательства в индустриально развитых странах, начиная с 70-х годов прошлого столетия, наиболее энергоёмкие и грязные производства были перемещены в развивающиеся страны и страны СНГ, богатые энергоресурсами (Азиатско-тихоокеанский регион) Источник рисунка: На карте представлены нетто-потоки выбросов СО 2 ( в млн. тонн) овеществлённых в товаре, которые имеют место между странами, являющимися крупнейшими мировыми экспортёрами и импортёрами углеродоёмкой продукции.

В настоящее время в результате сложившегося международного разделения труда и развития международной торговли взаимный оборот «виртуального СО 2 », воплощённого в товаре, по шести нижеприведенным экономикам за год составляет не менее 1,6 млрд.тонн. Основными мировыми экспортёрами углеродоёмкой продукции являются: Китай (893 млн.тонн СО 2 ) США (213 млн.тонн СО 2 ) Россия (203 млн.тонн СО 2 ) Индия (171 млн.тонн СО 2 ). Общий экспорт, которых составляет 91,1% из 1,6 млрд.т СО 2 Основными мировыми импортёрами углеродоёмкой продукции являются: США (637 млн.тонн СО 2 ) Евросоюз (615 млн.тонн СО 2 ) Япония (292 млн.тонн СО 2 ). Общий импорт, которых составляет 95,0% из 1,6 млрд.т СО 2 Экспорт СО 2, млн.т Импорт СО 2, млн.т Чистый экспорт (+), экспорт (-) СО 2, млн.т Китай Россия Индия США ЕС Япония итого1625

Рекомендации для включения в итоговый документ III Экономического форума В условиях нарастания проблем водообеспечения в Центрально-Азиатском регионе из-за глобального потепления Шанхайской организации сотрудничества адресовать предложение о необходимости выработки согласованных в рамках ШОС решений по проблемам совместного использования трансграничных речных стоков. В условиях учащения стихийных бедствий в прибрежных и многоводных регионах планеты, роль сельхозугодий Казахстана в обеспечении глобальной продовольственной безопасности может только возрастать при условии технологической поддержки со стороны развитых стран и заинтересованности потенциальных инвесторов. На уровне ФАО* следует более пристально рассмотреть эту возможность. * ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН

Рекомендации для включения в итоговый документ III Экономического форума Для достижения «климатической справедливости» в рамках переговорных процессов по пост-Киото следует предложить 1.индустриально развивающимся странам, в частности Азиатско-Тихоокеанского региона, позволить принять количественные обязательства в виде снижения углеродоёмкости ВВП на определённый процент относительно базового года. Снижение углеродоёмкости ВВП развивающихся стран должно быть, таким же существенным как и количественные обязательства развитых стран в абсолютном выражении (90-95% к 2050 г.). 2.обсудить предложенный нами подход по введению налога на СО 2 при заключении товарных сделок на международных рынках. Суммы налога на СО 2 должны отчисляться в Национальный фонд низкоуглеродного развития, той страны на территории которого будет производиться товар. Если Конференция сторон РКИК ООН считает, что страна не может обеспечить прозрачность трансфертов и эффективность использование накопленных сумм, то средства должны поступать на страновой счёт в Глобальном фонде низкоуглеродного развития. Этот международный фонд может быть создан на базе Глобального экологического фонда или при Секретариате РКИК ООН. Средства на счетах должны накапливаться в той валюте, в какой заключается договор поставки товара. При поступлении налоговых средств на страновой счёт в международный фонд финансирование проектов снижения выбросов парниковых газов должно осуществляться по одобрению проектов Национальным уполномоченным органом.

Рекомендации для включения в итоговый документ III Экономического форума В условиях быстрого изменения климата, недостатка в развивающихся и переходных странах ресурсов, знаний и технологий необходимо при штабе ООН создать Экспертный совет по науке и передаче новых технологий в целях ускорения перехода мировой экономики к низкоуглеродному развитию. Экспертный совет может выполнять функцию Консультативного совета при Глобальном низкоуглеродном и Адаптационном фондах. При рассмотрении заявок на финансирование проектов по снижению выбросов ПГ и адаптации к последствиям изменения климата, поступивших в Фонды, Экспертный совет может настоятельно рекомендовать наилучшие доступные технологии.