Роль литературы в химии. Работу выполнила: Работу выполнила: ученица 11 «А» класса МОУ СОШ2 ученица 11 «А» класса МОУ СОШ2 Анпилогова Марина Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Михаил Васильевич Ломоносов «Железо мне пролей Разженной токи меди Как медь в горниле небо родится! Меж бисерными облаками Сияет злато и лазурь»
Advertisements

Кто многим увлекается, тот многое обретает. П. Клодель Тема урока:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 1». Учебно-исследовательская работа по химии учащейся 8 «В» класса Лобановой Екатерины на тему «
12 августа 2015 г.Яковлева Л.А. Курганская область, Петуховский район, МОУ «Новогеоргиевская СОШ» Составила: учитель химии и биологии первой квалификационной.
Вещества и явления в окружающем мире Работу выполнил: ученик 5 В класса МБОУ Средняя школа 128 Бессонов Максим.
Вещества и явления в окружающем мире Урок 1. Вещества.
ХИМИЯ ДЕТЯМ Виктория Кузнецова Почему соль соленая? Почему трава зеленая? Почему мыло мылится? Почему вода пузырится? Почему мыльные пузыри летают?
Урок-игра Урок-игра УзнайУзнайметалл.. 1 этап Тестирование.
Зачем надо знать химию?. Химия играет большую роль во многих профессиях. Начиная от врача и заканчивая гримером.
Урок по теме,,Кислород, получение, свойства''.. Кислород Автор: учитель химии, биологии Панина Лидия Алексеевна ГБОУ СОШ 1371 г. Москва 2013 год.
«Химия есть искусство, учащее как разделять различные вещества, содержащиеся в смешанных телах. Я понимаю под смешанными телами те, которые образуются.
«Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.» Марк Тулий Цицерон.
Добро пожаловать в мир самой из увлекательных наук - химии Мультимедийный урок химии в 8 классе Тема «Предмет химии. Вещества и их физические свойства».
Угольная кислота и ее соли. Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы для: 1вариант – алмаза, 2 вариант - графита 1) Прозрачный,
Я думаю, что появление инея зависит от температуры воздуха.
ВОПРОСЫ: Какие соединения называют оксидами? Какие соединения называют кислотами? Какие соединения называют основаниями? Какие соединения называют солями?
Волошин Игорь Анатольевич Интерактивная презентация сопровождения игры по химии «СВОЯ ИГРА» г. Екатеринбург, ГКОУ СО «СКОШИ 18» Учитель химии 2014 год.
Тема урока: «ПОРТРЕТЫ ВОДЫ»
1 Что такое диффузия? Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах? Что является главной причиной диффузии: а) движение молекул;
Урок – КВН «Подгруппа углерода и азота» Подготовила учитель химии МБОУ «Воронежская кадетская школа им А.В. Суворова» Милованова Т.Е.
Транксрипт:

Роль литературы в химии

Работу выполнила: Работу выполнила: ученица 11 «А» класса МОУ СОШ2 ученица 11 «А» класса МОУ СОШ2 Анпилогова Марина Сергеевна Анпилогова Марина Сергеевна работу проверила: работу проверила: Гарбузова Вера Евгеньевна – учитель химии высшей категории

Науку нужно понимать не только умом, но и сердцем Химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений и процессов. Многие химики сами были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно назвать имена М.В.Ломоносова, А.П.Бородина, Н.А.Морозова, Л.П.Радина, Н.А.Львова и других. Современники Д.И.Менделеева вспомнили о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, Ф.Шиллера, Гёте, В.Гюго и Дж.Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Любил творчество В.И.Майкова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, а в молодые годы Дмитрий Иванович сам увлекался сочинением стихов. За чтением произведений приключенческого жанра (романы и повести Ж.Верна и Ф.Купера, А.Дюма, У.Коллинза, Т.Майна Рида и др.) Менделеев проводил свое свободное время.

Фрагменты литературных произведений могут быть увлекательным началом или формой введения в тему, источником новых знаний, иллюстрацией и доказательством излагаемых фактов, а также применяться как исследовательская задача при изучении основополагающих теоретических понятий химии. Фрагменты литературных произведений могут быть увлекательным началом или формой введения в тему, источником новых знаний, иллюстрацией и доказательством излагаемых фактов, а также применяться как исследовательская задача при изучении основополагающих теоретических понятий химии.

отрывки из различных произведений: отрывки из различных произведений: -- Образно и эмоционально о химии сказано одним из героев романа У.Коллинза «Женщина в белом» -- графом Фоско: -- Образно и эмоционально о химии сказано одним из героев романа У.Коллинза «Женщина в белом» -- графом Фоско: «Химия всегда имела для меня неотразимую привлекательность благодаря огромной, безграничной власти, которую она дарует тем, кто ее познает. Химики – я утверждаю это с полной ответственностью – могут, если захотят, изменить судьбы человечества. «Химия всегда имела для меня неотразимую привлекательность благодаря огромной, безграничной власти, которую она дарует тем, кто ее познает. Химики – я утверждаю это с полной ответственностью – могут, если захотят, изменить судьбы человечества. … Говорят, разум управляет Вселенной. Но что правит разумом? Тело… находится во власти самого всесильного из всех властителей – химии. Дайте мне, Фоско, химию – и, когда Шекспир задумает Гамлета и сядет за стол, чтобы воспроизвести задуманное, несколькими крупинками, оброненными в его пищу, я доведу его разум посредством … Говорят, разум управляет Вселенной. Но что правит разумом? Тело… находится во власти самого всесильного из всех властителей – химии. Дайте мне, Фоско, химию – и, когда Шекспир задумает Гамлета и сядет за стол, чтобы воспроизвести задуманное, несколькими крупинками, оброненными в его пищу, я доведу его разум посредством

воздействия на его тело до такого состояния, что его перо начнет плести самый несообразный вздор, который когда-либо осквернял бумагу. При подобных же обстоятельствах воскресите мне славного Ньютона. Я гарантирую, что, когда он увидит падающее яблоко, он съест его, вместо того чтобы открыть закон притяжения. Обед Нерона, прежде чем он его переварит, превратит Нерона в кротчайшего из людей, а утренний завтрак Александра Македонского заставит его днем удирать во все лопатки при первом же появлении врага. Клянусь своей священной честью, человечеству повезло: современные химики по большей части волею непостижимого счастливого случая – безобиднейшие из смертных…» (Коллинз У.Женщина в белом.) воздействия на его тело до такого состояния, что его перо начнет плести самый несообразный вздор, который когда-либо осквернял бумагу. При подобных же обстоятельствах воскресите мне славного Ньютона. Я гарантирую, что, когда он увидит падающее яблоко, он съест его, вместо того чтобы открыть закон притяжения. Обед Нерона, прежде чем он его переварит, превратит Нерона в кротчайшего из людей, а утренний завтрак Александра Македонского заставит его днем удирать во все лопатки при первом же появлении врага. Клянусь своей священной честью, человечеству повезло: современные химики по большей части волею непостижимого счастливого случая – безобиднейшие из смертных…» (Коллинз У.Женщина в белом.) Коллинз У.

Отрывок из романа А.Н.Толстого Отрывок из романа А.Н.Толстого « Гиперболоид инженера Гарина» « – Скажите, Роллинг, химические заводы представляют большую опасность для взрыва? « – Скажите, Роллинг, химические заводы представляют большую опасность для взрыва? – О, да. Четвертое производное от каменного угля – тротил – чрезвычайно могучее взрывчатое вещество. Восьмое производное от угля – пикриновая кислота, ею начиняют бронебойные снаряды морских орудий. Но есть и ещё более сильная штука, это – тетрил. – О, да. Четвертое производное от каменного угля – тротил – чрезвычайно могучее взрывчатое вещество. Восьмое производное от угля – пикриновая кислота, ею начиняют бронебойные снаряды морских орудий. Но есть и ещё более сильная штука, это – тетрил. – А что это такое, Роллинг? – А что это такое, Роллинг? – Все тот же каменный уголь. Бензол, смешанный при восьмидесяти градусах с азотной кислотой, дает нитробензол. Если мы в нём две части кислорода заменим двумя частями водорода, то есть, если мы нитробензол начнём медленно размешивать при восьмидесяти градусах с чугунными опилками, с небольшим количеством соляной кислоты, то мы получим анилин. Анилин, смешанный с древесным спиртом при пятидесяти атмосферах давления, даст диметиланилин. Затем выроем огромную яму, обнесём её земляным валом, внутри поставим сарай и там проведем реакцию диметиланилина с азотной кислотой. За термометрами во время этой реакции мы будем наблюдать издали, в подзорную трубу. Реакция демитиланилина с азотной кислотой даст нам тетрил. Этот самый тетрил – настоящий дьявол: от неизвестных причин он иногда взрывается во время реакции и разворачивает в пыль огромные заводы. К сожалению, нам приходится иметь с ним дело: обработанный фосгеном, он даёт нам синюю окраску – кристалл виолет». – Все тот же каменный уголь. Бензол, смешанный при восьмидесяти градусах с азотной кислотой, дает нитробензол. Если мы в нём две части кислорода заменим двумя частями водорода, то есть, если мы нитробензол начнём медленно размешивать при восьмидесяти градусах с чугунными опилками, с небольшим количеством соляной кислоты, то мы получим анилин. Анилин, смешанный с древесным спиртом при пятидесяти атмосферах давления, даст диметиланилин. Затем выроем огромную яму, обнесём её земляным валом, внутри поставим сарай и там проведем реакцию диметиланилина с азотной кислотой. За термометрами во время этой реакции мы будем наблюдать издали, в подзорную трубу. Реакция демитиланилина с азотной кислотой даст нам тетрил. Этот самый тетрил – настоящий дьявол: от неизвестных причин он иногда взрывается во время реакции и разворачивает в пыль огромные заводы. К сожалению, нам приходится иметь с ним дело: обработанный фосгеном, он даёт нам синюю окраску – кристалл виолет».

В этом отрывке А.Н.Толстой называет некоторые виды взрывчатых веществ и рассказывает, как получают одно из них – тетрил: В этом отрывке А.Н.Толстой называет некоторые виды взрывчатых веществ и рассказывает, как получают одно из них – тетрил: 1. Бензол смешивают с азотной кислотой и под действием температуры получают нитробензол: 1. Бензол смешивают с азотной кислотой и под действием температуры получают нитробензол: C 6 H 6 + HNO 3 = C 6 H 5 NO 2 = H 2 O C 6 H 6 + HNO 3 = C 6 H 5 NO 2 = H 2 O 2. Из нитробензола путём прибавления водорода получают анилин: 2. Из нитробензола путём прибавления водорода получают анилин: C 6 H 5 NO 2 + 6H = C 6 H 5 NH 2 + 2H 2 O C 6 H 5 NO 2 + 6H = C 6 H 5 NH 2 + 2H 2 O 3. Из анилина, прибавляя к нему древесный спирт (метиловый спирт), получают диметиланилин: 3. Из анилина, прибавляя к нему древесный спирт (метиловый спирт), получают диметиланилин: C 6 H 5 NH 2 + CH 3 OH = C 6 H 3 (CH 3 )2NH 2 + H 2 O C 6 H 5 NH 2 + CH 3 OH = C 6 H 3 (CH 3 )2NH 2 + H 2 O 4. Смешивая диметиланилин с азотной кислотой получают ТЕТРИЛ: 4. Смешивая диметиланилин с азотной кислотой получают ТЕТРИЛ: C 6 H 3 (CH 3 ) 2 NH 2 + 3HNO 3 = 3H 2 O + C 6 (CH 3 ) 2 (NO 2 ) 3 NH 2 C 6 H 3 (CH 3 ) 2 NH 2 + 3HNO 3 = 3H 2 O + C 6 (CH 3 ) 2 (NO 2 ) 3 NH 2

-- Химия тесно связана с естественными науками. Это видно из высказывания одного из героев романа «Франкенштеин». -- Химия тесно связана с естественными науками. Это видно из высказывания одного из героев романа «Франкенштеин». «В химии, как ни в одной другой из естественных наук, сделаны и еще будут сделаны величайшие открытия. Вот почему я избрал ее, не пренебрегая вместе с тем и другими науками. Плох тот химик, который не интересуется ничем, кроме своего предмета. Если вы желаете стать настоящим ученым, а не рядовым экспериментатором, я советую вам заняться всеми естественными науками, не забыв и о математике. (Шелли Мэри. Франкенштеин, или Современный Прометей.) «В химии, как ни в одной другой из естественных наук, сделаны и еще будут сделаны величайшие открытия. Вот почему я избрал ее, не пренебрегая вместе с тем и другими науками. Плох тот химик, который не интересуется ничем, кроме своего предмета. Если вы желаете стать настоящим ученым, а не рядовым экспериментатором, я советую вам заняться всеми естественными науками, не забыв и о математике. (Шелли Мэри. Франкенштеин, или Современный Прометей.) Шелли Мэри

-- О могуществе химического синтеза можно увидеть из уст профессора Протасова – персонажа пьесы А.М.Горького «Дети солнца». -- О могуществе химического синтеза можно увидеть из уст профессора Протасова – персонажа пьесы А.М.Горького «Дети солнца». Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете. Она еще мало развита сравнительно с другими, но уже и теперь она представляется мне каким-то всевидящим оком. Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни… И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создаст в стеклянной колбе живое вещество…» (Буцкус П.Ф. кого интересовала и увлекала химия ) Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете. Она еще мало развита сравнительно с другими, но уже и теперь она представляется мне каким-то всевидящим оком. Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни… И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создаст в стеклянной колбе живое вещество…» (Буцкус П.Ф. кого интересовала и увлекала химия )

-- При изучении способов разделения смесей, методов отчистки воды можно использовать следующий отрывок из сказки: -- При изучении способов разделения смесей, методов отчистки воды можно использовать следующий отрывок из сказки: «Между тем Рукодельница воротиться, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…» (Одоевский В.Ф. Мороз Иванович) «Между тем Рукодельница воротиться, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…» (Одоевский В.Ф. Мороз Иванович) Т.е. девочка использовала один из методов разделения смесей – фильтрование, с помощью которого она очистила воду от крупных твердых примесей. А угольки способствовали дальнейшей очистке воды путем адсорбции.

-- В стихотворении «Синие розы» известного английского поэта Р.Киплинга есть такие строки: -- В стихотворении «Синие розы» известного английского поэта Р.Киплинга есть такие строки: Как-то милой я принес Как-то милой я принес Целый ворох красных роз. Целый ворох красных роз. Не взяла она – и в слезы: Не взяла она – и в слезы: Синие найди ей розы… Синие найди ей розы… Зря изъездил я весь свет – Зря изъездил я весь свет – Синих роз под солнцем нет. Синих роз под солнцем нет.

Нет синих роз, нет и зеленых пионов, и ландышей желтых, и малиновых нарциссов. И все же составить фантастический букет можно. Как это сделать? Как помочь юноше найти и подарить любимой девушке синие розы? Синие розы можно получить с помощью не сложного опыта. Необходим цилиндр или банка с крышкой. На дно наливают нашатырный спирт. Укрепляют цветок красной розы на крышке, вносят его в сосуд. Через несколько минут наблюдается изменение окраски с красной на синюю. Природные красители класса антоцианов, содержащихся в лепестках цветов, представляют собой сложные неустойчивые гетероциклические системы. Они чувствительны к кислотной среде. В кислой среде они красные, в щелочной – синие или голубые, а в слабощелочной – становятся фиолетовыми. Изменять окраску можно и у других цветов. Для примера приведу еще несколько опытов. В воде растворяют 2-3 таблетки витамина С и наливают этот раствор в сосуд. Опускают в сосуд васильки постепенно окраска цветков меняется с синей на красную. Для этих же целей в зимнее время можно взять цветки узумбарской фиалки. А цветы гортензии при желании можно превратить в пурпурные, фиолетовые или голубые, если поливать эти растения слабыми растворами соответственно лимонной кислоты, алюмокалиевых квасцов или известкового молока.

-- При изучении свойств оксидов углерода уместно использовать отрывок из сказки «Мороз Иванович»: -- При изучении свойств оксидов углерода уместно использовать отрывок из сказки «Мороз Иванович»: «-- А зачем ты, Мороз Иванович, -- спросила Рукодельница, -- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься? «-- А зачем ты, Мороз Иванович, -- спросила Рукодельница, -- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься? -- А я затем в окошки стучусь, -- отвечал Мороз Иванович,-- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно». (Одоевский В.Ф. Мороз Иванович). -- А я затем в окошки стучусь, -- отвечал Мороз Иванович,-- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно». (Одоевский В.Ф. Мороз Иванович).

Почему нельзя закрывать трубу, пока не все угли прогорели? Что такое угар? Почему от угара можно умереть? При горении угля в печи происходит химическая реакция: С + О 2 = СО кДж. Углекислый газ уходит в трубу. После того как уголь прогорел, трубу закрывают, чтобы сохранить тепло в печи. Но если трубу закрыть раньше того, как угли прогорят, то в печи скапливается избыток углекислого газа, который взаимодействует с еще раскаленными углями. Происходит восстановление оксида углерода ( IV ) до оксида углерода ( II ) – угарного газа: СО 2 + С = 2СО – 160 кДж. При закрытой трубе угарный газ проникает в помещение. При вдыхании он попадает в кровь человека и образует с гемоглобином стойкое соединение. Так как переносчик кислорода оказывается блокирован, он не может транспортировать кислород. Начинается кислородное голодание тканей организма. При этом у человека возникает головокружение, рвота, удушье.

-- Изучая аллотропные видоизменения, можно обратиться к творчеству У.Коллинза. -- Изучая аллотропные видоизменения, можно обратиться к творчеству У.Коллинза. « -- Посмотрите, Габриэль, -- сказала мисс Рэчель и поднесла сверкнувший алмаз к солнечному лучу, падавшему из окна. Господи, помилуй! Вот уж по истине алмаз! Величиной с яйцо ржанки! Блеск, струившийся из него, проходил на сияние полной луны. « -- Посмотрите, Габриэль, -- сказала мисс Рэчель и поднесла сверкнувший алмаз к солнечному лучу, падавшему из окна. Господи, помилуй! Вот уж по истине алмаз! Величиной с яйцо ржанки! Блеск, струившийся из него, проходил на сияние полной луны. Один мистер Годфри сохранил самообладание. Он обнял за талию своих сестер и, снисходительно посматривая то на алмаз, то на меня, сказал: Один мистер Годфри сохранил самообладание. Он обнял за талию своих сестер и, снисходительно посматривая то на алмаз, то на меня, сказал: -- Уголь, Беттередж! Простой уголь, мой добрый друг!» -- Уголь, Беттередж! Простой уголь, мой добрый друг!» (Коллинз У. Лунный камень). (Коллинз У. Лунный камень). Как можно объяснить слова мистера Годфри? Очевидно, мистер Годфри хотел сказать, что алмаз – это аллотропное видоизменение углерода.

Из творчества Е.А.Федорова: Из творчества Е.А.Федорова: --«разыгрывая неловкость, Никита неожиданно опрокинул блюдо с жирной подливкой. Хотел исправить беду, да рукавом зацепил меньшиковский бокал с густым вином, и все полилось на скатерть. Царь поморщился. – Экий ты, братец, неловкий! – усмехнулся Петр Алексеевич.Быть тебе битому хозяйкой!Не печалься, государь. Ни чего сей скатерти не станет. Это скатерть особая. Полюбуйся, Петр Ляксеич! – заводчик глянул на слуг, те мигом убрали посуду, и Демидов сдернул со стола скатерть. Разреши, государь, выстирать ее огнем! Да ты сдурел, Демидыч! – воскликнул царь. Никита, не слушаясь, бросил скатерть в пылающий камин. Быстро выгорели жировые и винные пятна, и Демидов выхватил из огня скатерть, встряхнул ее и снова покрыл стол. – Да ты колдовством, что ли, занялся, старый? – удивленно закричал государь. – Это не колдовство, Петр Ляксеич!степенно ответил Демидов. – Скатерть эта…» (Федоров Е.А. Каменный пояс)

Из чего же сделана эта удивительная скатерть? Скатерть соткана из асбеста. Асбест – от греч.asbestos – неугасимый, нетленный, негорючий. Он был известен на Урале еще в 18 веке. Местные жители из этой сказочной «каменной кудели, которая в воде не тонет и в огне не горит», ткали полотно, шили огнестойкие фартуки и рукавицы, изготовляли художественные изделия. Из-за волокнистого строения асбест еще называют горным льном.

-- Рассматривая процесс кристаллизации, можно использовать отрывок из повести К.Г.Паустовского: -- Рассматривая процесс кристаллизации, можно использовать отрывок из повести К.Г.Паустовского: «Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства». (Паустовский К.Г. Золотая роза) «Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства». (Паустовский К.Г. Золотая роза)

Как объяснить данное явление и какое применение оно находит в технике? Ветка или гвоздь выполняют в данном случае роль затравки, на которую нарастают кристаллы из насыщенного раствора. Кристаллизация – процесс образования кристаллов из раствора, расплава, а иногда из газовой фазы. На нем основывается производство искусственных кристаллов технического и ювелирного назначения. В наибольших масштабах производятся искусственные кристаллы кварца. Синтетический кварц получают из речного песка. Сырье помещают в автоклав, который затем заполняют концентрированным раствором соды. Аппарат закрывают крышкой, к которой подвешены затравочные тонкие пластины из

природного или синтетического монокристалла кварца. При повышенных температуре и давлении в автоклаве образуется насыщенный и даже перенасыщенный раствор кремнезема, и из него на затравку постепенно нарастают все новые и новые порции оксида кремния. Подобным же образом выращивают другие искусственные минералы: корунд, карборунд, криолит, фианиты, слюды и т. д. Кристаллизация помогает также выделить отдельные вещества из смесей. Например, из сильвинита KCl * NaCl получают хлорид калия при охлаждении насыщенного раствора. Хлориды калия и натрия кристаллизуются при разных температурах, в результате хлорид кальция кристаллизуется, а хлорид натрия остается в растворе. На этом процессе основано производство калийных удобрений

-- В строках А.Ахматовой упоминается явление коррозии металлов: -- В строках А.Ахматовой упоминается явление коррозии металлов: На рукомойнике моем На рукомойнике моем Позеленела медь. Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. Что весело глядеть. (Ахматова А. Лирика.) (Ахматова А. Лирика.)

Ржавеет золото и истлевает сталь, Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор – к смерти всё готово. Крошится мрамор – к смерти всё готово. Всего прочнее на земле печаль Всего прочнее на земле печаль И долговечней – царственное слово. И долговечней – царственное слово. (Анна Ахматова) (Анна Ахматова)

Позеленение меди – это так называемая патина. Патина представляет собой более или менее прочную окрашенную пленку, образующуюся на поверхности металла в результате его сложного, многостадийного взаимодействия с кислотами, солями и газами, содержащимися в атмосфере или в земле и воде. Образование патины – это не что иное, как коррозия меди, из которой изготовлен рукомойник. Главная причина начала коррозионных процессов – соли, растворенные в воде, в особенности хлорид натрия. Под действием кислорода, углекислого газа и кислот они постепенно превращаются в другие соединения. Если предположить, что корродирующий агент – хлорид натрия, то в присутствии воды на воздухе образуется бледно-зеленый атакамит CuCl * 3Cu (OH) 2. последний при определенной концентрации углекислого газа постепенно переходит в темно- зеленый малахит CuCO 3 *Cu(OH) 2. На чистой меди плотная зеленая патина образуется с большим трудом, и она служит несомненным доказательством того, что медный рукомойник уже очень старый.

-- Изучая многоатомные спирты, можно использовать следующие стихотворные строчки: -- Изучая многоатомные спирты, можно использовать следующие стихотворные строчки: Я пью его в мельчайших дозах, Я пью его в мельчайших дозах, На сахар капаю раствор, На сахар капаю раствор, А он способен бросить в воздух А он способен бросить в воздух Любую из ближайших гор. Любую из ближайших гор. (Шаламов В. Стихотворения) (Шаламов В. Стихотворения) О каком веществе идет речь? Каковы его свойства? Это вещество нитроглицерин. Его получают путем нитрования глицерина. О каком веществе идет речь? Каковы его свойства? Это вещество нитроглицерин. Его получают путем нитрования глицерина.

-- Изучая свойства глюкозы, можно обратиться к отрывку из романа В.Пикуля «Нечистая сила», в котором рассказывается про неудачную попытку отравления Распутина. «…Настала торжественная минута... Лазоверт со скрипом натянул тонкие резиновые перчатки, растер в порошок кристаллы цианистого калия. «…Настала торжественная минута... Лазоверт со скрипом натянул тонкие резиновые перчатки, растер в порошок кристаллы цианистого калия. Птифуры были двух сортов – с розовым и шоколадным кремом. Приподымая ножом их красивые сочные верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренность пирожных страшным ядом. Птифуры были двух сортов – с розовым и шоколадным кремом. Приподымая ножом их красивые сочные верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренность пирожных страшным ядом. -- Достаточно ли? Усомнился капитан Сухотин. -- Достаточно ли? Усомнился капитан Сухотин. -- Один такой птифурчик, -- отвечал Лазоверт, способен в считанные мгновения убить всю нашу конфиденцию. -- Один такой птифурчик, -- отвечал Лазоверт, способен в считанные мгновения убить всю нашу конфиденцию. … Феликс придвинул пирожные, взялся за бутылку. … Феликс придвинул пирожные, взялся за бутылку.

-- Пирожные вот… угощайся. -- Пирожные вот… угощайся. -- А ну их… Сладкие? Что я, не маленький. -- А ну их… Сладкие? Что я, не маленький. … С неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть перед собой труп. Но Распутин жевал, жевал… он спокойно доедал восьмой птифр. И, поднося руку к горлу, массировал его. … С неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть перед собой труп. Но Распутин жевал, жевал… он спокойно доедал восьмой птифр. И, поднося руку к горлу, массировал его. -- Что с тобою? – спросил Юсупов в надежде. -- Что с тобою? – спросил Юсупов в надежде. -- Да так… першит что-то. -- Да так… першит что-то. … А если Распутин жив, тогда для меня остаётся загадкой назначение цианистого калия… … А если Распутин жив, тогда для меня остаётся загадкой назначение цианистого калия… Ничего не поделаешь – надо сидеть и ждать… Ничего не поделаешь – надо сидеть и ждать… -- Что-нибудь одно: или наш Распутин действительно святой, или…Будь проклят Маклаков, давший нам калий! Яд беспомощен. Гриша выпил и сожрал все, что отравлено, но только рыгает и появилось сильное слюнотечение…» -- Что-нибудь одно: или наш Распутин действительно святой, или…Будь проклят Маклаков, давший нам калий! Яд беспомощен. Гриша выпил и сожрал все, что отравлено, но только рыгает и появилось сильное слюнотечение…» (Пикуль В. «Нечистая сила») (Пикуль В. «Нечистая сила») Распутин

Почему же яд не подействовал? Почему же яд не подействовал? С давних пор при опасности отравления цианидами рекомендовалось держать за щекой кусочек сахара. В 1915 г. Немецкие химики Рупп и Гольце показали, что глюкоза взаимодействует с синильной кислотой и некоторыми цианидами с образованием нетоксичного соединения циангидрина глюкозы: С давних пор при опасности отравления цианидами рекомендовалось держать за щекой кусочек сахара. В 1915 г. Немецкие химики Рупп и Гольце показали, что глюкоза взаимодействует с синильной кислотой и некоторыми цианидами с образованием нетоксичного соединения циангидрина глюкозы:

OH OH OH OH OH H OH OH OH OH OH H H 2 C CH CH CH CH C = O = HCN H 2 C CH CH CH CH C = O = HCN OH OH OH OH OH H OH OH OH OH OH H H 2 CCHCHCH CH COH H 2 CCHCHCH CH COH CN CN Считают, что это обстоятельство было причиной неудачной попытки отравить Распутина в 1916 г. в доме Юсупова.

Изучая свойства соединений мышьяка, нужно обратить внимание на их чрезвычайную токсичность. В этом помогут исторические данные о смерти Наполеона. Официальная версия гласила, что Наполеон умер от рака желудка. Но спустя 150 лет после кончины Наполеона шведский врач, химик и историк Стен Форсхувуд, используя достижения современной науки, раскрыл тайну гибели императора, собрав неопровержимые улики, свидетельствующие о том, что было совершено преднамеренное убийство. Анализ волос Наполеона показал, что в них содержание мышьяка в 13 раз больше обычного. Врач пришёл к заключению, что Наполеон был отравлен триоксидом димышьяка As 2 O 3, который подмешивали к пище в малых дозах. Кроме того, оказалось, что и обои в апартаментах бывшего императора носили в себе смертоносное вещество.

В книге «Кто убил Наполеона?» читаем: «Мышьяк: Форсхувуд знает, что этот яд известен с незапамятных времен. Еще за века до Наполеона мышьяк был ценим во Франции за его способность решать проблему наследования имущества. Он даже получил название «порошка наследства». Во многих отношениях мышьяк был идеальным орудием отравления. Используемый в земледелии для борьбы с вредителями и в медицине как лекарство, он был легко доступен. Сладковатый, без специфического запаха, он легко мог быть подмешан к жидкости и к твердой пище. Пятой части грамма достаточно, чтобы убить человека в 24 часа, но мышьяк сохранял эту способность и при введении малыми дозами, растянутыми на месяцы и годы. Методика постепенного отравления дает много преимуществ: симптомы те же, что и у многих распространенных болезней, а диагностировать отравление во времена Наполеона было практически невозможно, как, впрочем, и долгое время спустя. Если же человека, которого решили отравить, заставить принимать одновременно такие медикаменты, как каломель (раствор хлористой ртути) или же некоторые соли калия и сурьмы, то при вскрытии и вовсе будет невозможно обнаружить следы мышьяка. А эти медикаменты в эпоху наполеона прописывались докторами почти каждому больному, что позволяло, не оставляя следов, лечить и убивать жертву одновременно, совершая в определенном смысле идеальное преступление». (Вейдер Б. блистательный Бонапарт. Вейдер Б., Хэпгуд Д. Кто убил Наполеона?)

Химия в поэзии: Химия в поэзии: Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия (пусть даже она и называлась иначе) на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия (пусть даже она и называлась иначе) на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов.

Без преувеличения можно сказать, что М.В.Ломоносов был ученым в поэзии и искусстве, поэтом и художником в науке. Целое аллегорическое шествие наук проходит в его оде 1750 года. Ломоносов представляет пользу, величие, значение каждой области знания, указывает на стоящие перед ним задачи. Поэт-химик обращается с призывом и к химии: Без преувеличения можно сказать, что М.В.Ломоносов был ученым в поэзии и искусстве, поэтом и художником в науке. Целое аллегорическое шествие наук проходит в его оде 1750 года. Ломоносов представляет пользу, величие, значение каждой области знания, указывает на стоящие перед ним задачи. Поэт-химик обращается с призывом и к химии: В земное недро ты, Химия, В земное недро ты, Химия, Проникли взора остротой, Проникли взора остротой, И что содержит в нем Россия, И что содержит в нем Россия, Драги сокровища открой. Драги сокровища открой. М.В.Ломоносов

Подобно М.В.Ломоносову, о недрах земли говорит и А.Н.Радищев: Подобно М.В.Ломоносову, о недрах земли говорит и А.Н.Радищев: Земные недра раздираю, Земные недра раздираю, Металл блестящий извлекаю Металл блестящий извлекаю На украшение твое. На украшение твое.

Химизация поэзии началась с освоения химического языка, названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов. Например, у М.В.Ломоносова (18 в.) есть такие строки: Химизация поэзии началась с освоения химического языка, названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов. Например, у М.В.Ломоносова (18 в.) есть такие строки: Как медь в горниле, небо рдится! Как медь в горниле, небо рдится! Меж бисерными облаками Меж бисерными облаками Сияет злато и лазурь. Сияет злато и лазурь Железо мне полей, Железо мне полей, Разженной токи меди. Разженной токи меди Неправо о вещах те думают, Шувалов, Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов… Которые Стекло чтут ниже Минералов…

Продолжим примерами из творчества А.Н.Радищева (конец 18 в.): Продолжим примерами из творчества А.Н.Радищева (конец 18 в.): Я медны изваял громады… Я медны изваял громады… Чугунный скиптр обвил цветами… Чугунный скиптр обвил цветами… Весы златые мзды позорной… Весы златые мзды позорной…

А теперь перейдем к поэтам 19 в.: А теперь перейдем к поэтам 19 в.: Кулак был из свинца… Кулак был из свинца… Я помню время золотое… Я помню время золотое… Ф.И.Тютчев Ф.И.Тютчев

И железная лопата И железная лопата В каменную грудь, В каменную грудь, Добывая медь и злато, Добывая медь и злато, Врежет страшный путь. Врежет страшный путь. М.Ю.Лермонтов М.Ю.Лермонтов

Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом. Чистым серебром и златом. А.С.Пушкин А.С.Пушкин

И закончим поэтами 20 в.: И закончим поэтами 20 в.: И квакуши, как шарики ртути, И квакуши, как шарики ртути, Голосами сцепляются в шар. Голосами сцепляются в шар. О.Мандельштам О.Мандельштам

Поэзия та же добыча радия Поэзия та же добыча радия В грамм добыча, в год труды. В грамм добыча, в год труды. В.Маяковский В.Маяковский

Здесь в дробильнях, в бункерах, Здесь в дробильнях, в бункерах, В жерновах железных пугал В жерновах железных пугал Превращаются во прах Превращаются во прах Известь, марганец и уголь. Известь, марганец и уголь. П.Антокольский П.Антокольский

Я не знаю, что будет со мною… Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь. Видеть бедную, нищую Русь. С.Есенин С.Есенин

Как бы пламя серы Как бы пламя серы Озаряло вход. Озаряло вход Как будто бы железом, Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму. Обмокнутым в сурьму Свинцовою тяжестью всею Свинцовою тяжестью всею Легли на дворы небеса Легли на дворы небеса Б.Пастернак Б.Пастернак Вы их берите осторожно – Вы их берите осторожно – В них тоже стронций - девяносто. В них тоже стронций - девяносто. М.Матрусовский М.Матрусовский

Гремела, пела эта сталь А.Твардовский А.Твардовский

Трава молодая – Трава молодая – Степной малахит Степной малахит М.Светлов М.Светлов

Когда под утро, точно магний, Когда под утро, точно магний, Бледнеют лица в зеркалах. Бледнеют лица в зеркалах. А.Вознесенский А.Вознесенский

Видишь мрамор? Это просто кальций. Видишь мрамор? Это просто кальций. Химия. Породистый кристалл. Химия. Породистый кристалл. И. Сельвинский И. Сельвинский

Пятиконечная звезда Пятиконечная звезда С каймою золотой С каймою золотой Н.Тихонов Н.Тихонов

Фрагменты литературных произведений, представленные вам, несут эмоциональную, а порой и обучающую нагрузку. При изучении некоторых тем школьного курса химии открывается широкий простор для применения художественной литературы. Фрагменты литературных произведений, представленные вам, несут эмоциональную, а порой и обучающую нагрузку. При изучении некоторых тем школьного курса химии открывается широкий простор для применения художественной литературы.