Предки цыган покинули Индию в конце I тысячелетия, осев в Передней Азии и в Египте. В XXI вв. они продвинулись на Балканский полуостров и к XVI в. расселились.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЦЫГАНЕ, рома, единственное число ром (самоназвание), народ, живущий во многих странах мира.
Advertisements

Ученица 8 класса « А » Иванова Татьяна. Цыгане одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе, слой этнического населения общего индийского.
Южно-Казахстанская медицинская академия Традиции и обряды на Кавказе.
Наша дружба, наша вера С нами будет навсегда, Наша сила, наша воля Не погибнет никогда! И пока на белом светит Солнце светит нам во след, Казахстанцам.
ГОУ Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии 43 Фрагменты из презентаций.
Раздел: Моделирование фартука 5 класс. История фартука начинается с Древнего Египта. Египтяне пользовались примитивной драпировкой. Это был кусок ткани,
Мы предками вряд ли гордимся Своими Не помним глубинных, Исконных корней: О прадеде знаю Одно только имя Илья, Да ещё, Что имел шесть детей.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Семейные праздники и традиции. Подготовила Астраханцева Юлия ученица 2-б класса МОУ «Первомайская сош »
Говорят, мода возвращается каждые 30 лет. И, действительно, мы наблюдаем, как в наше время становится модным то, чем были увлечены и, какую одежду носили.
Национальные Особенности Этикета Китая
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы.
Семейные ценности и традиции Доклад ученика 5 Б класса: Шпака Владислава.
Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко.
Семейные праздники. Проект. Выполнила: Потапова М. ученица 7 класса МБОУ СОШ 7 им. Ю.А. Гагарина п. Корзуново.
КУЛЬТУРА И ОБЫЧАИ УКРАИНЦЕВ
Русский свадебный обряд. Воспитание любви к музыке и фольклору своего народа, к родной песне и родному слову – очень важная воспитательная задача школы.
Быт и обычаи России конца XIX века Выполнили ученицы 8 Б класса: Искандарова Рамиля и Губадова Гюлер.
Семейная жизнь - хорошо это или плохо? Перед тем, как создать семью многие люди задаются вопросом - надо ли им это, что они потеряют и приобретут в семейной.
Воспитатель: Яркова Т.Г.. Национальные одежды народов России делились на несколько категорий. У каждой возрастной категории был свой наряд, начиная с.
Транксрипт:

Предки цыган покинули Индию в конце I тысячелетия, осев в Передней Азии и в Египте. В XXI вв. они продвинулись на Балканский полуостров и к XVI в. расселились по европейским странам. В XVIII в. они проникают в Северную Африку, в XIX в. в Америку и Австралию. Общая численность, по разным оценкам, от 6 до 10 млн человек. Наиболее крупные общины имеются в Венгрии (400 тыс. чел.), Словакии (300), Румынии (260), Болгарии (220), Чехии (120), Югославии (120). В Российской Федерации, по переписи населения 2002 г., насчитывается 182,8 тысячи цыган. Верующие цыгане в России в основном православные, на Балканах и в Средней Азии мусульмане-сунниты, в странах Европы католики. Распространены также традиционные верования.

На территорию России первые группы цыган пришли в XVI в. из Румынии и Молдавии, поселившись на Украине; другие группы проникли в северные области через Германию и Польшу. К концу XVIII в. цыгане расселились практически по всей России, на них постепенно была распространена подушная подать, а на оседлых крепостная зависимость. Во время Второй мировой войны в Европе фашистским режимом было уничтожено около 500 тысяч цыган. После войны многие цыгане перешли к оседлости, у них сложилась своя интеллигенция. В 1971 г. был образован Всемирный союз цыган при ООН, объединяющий представителей цыганских организаций Европы.

Наиболее распространенными цыганскими занятиями у мужчин была торговля лошадьми, у женщин гадание. У разных групп цыган преобладали различные ремесла кузнечное, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, ювелирное дело и другие. Работа мужчин носила, как правило, сезонный характер, ежедневный доход в семью приносила женщина. Цыгане славятся как профессиональные музыканты, танцоры, певцы. До настоящего времени сохранился, созданный еще в 1931 г., первый в мире цыганский театр «Ромэн».

Цыгане объединялись в кочевые таборы, члены которых не обязательно были связаны кровным родством. Таборы насчитывали, как правило, 1020 палаток (шатров); в любой момент каждая семья могла отделиться от табора. Труд был коллективным, заработанные деньги делились на всех членов табора, включая не трудоспособных. Табор возглавлял вожак (баро главный, старший), обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения. Из людей этой же категории создавался цыганский суд, который занимался решением конфликтов и спорных вопросов. Решение цыганского суда выполнялось беспрекословно. У кочующих цыган уклад семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчеркнуто почтительны. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Замужняя молодая женщина считалась нечистой и должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. Старые женщины были глубоко почитаемы.

Стойко сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства. Одна из особенностей традиционных семейных праздников и обрядов цыган бытование их в активной форме до настоящего времени. Традиционный характер сохраняют цыганская свадьба и похоронно-поминальная обрядность. Национальные черты сохраняются и в обширном комплексе поверий, связанных с рождением ребенка, лечением детских болезней и др. Одним из важных семейных обрядов является крещение. Крестили обычно в младенчестве, так как считалось, что с некрещеным ребенком «грех водиться». В крещении участвовали православный священник, крестный отец и крестная мать. Близкие отношения между крестными и крестником сохранялись на протяжении всей жизни.

Браки у цыган заключаются довольно рано: старшие боятся, что молодежь «разгуляется и испортится». К тому же более юная девушка быстрее привыкает к укладу семьи мужа. У цыган не принято ходить на свидания, на дискотеки. Обычно молодежь знакомится на свадьбах родственников и других торжествах. Родители, разумеется, присматривают будущих супругов для своих детей, но чаще выступают в роли советчиков, а не диктаторов. Каждому отцу, каждой матери хочется, чтобы семья, с которой предстоит породниться, была уважаемой, благородной и порядочной. А если богатой – еще лучше. Но насильно никто замуж не выдает.

Цыганские свадебные торжества похожи на театрализованные представления. Например, к приготовлению праздничного каравая допускаются только те женщины, чья семейная жизнь удалась. Обязательно благословение жениха и невесты иконами – у христиан, разумеется. А уж целомудрие невесты – непременное условие. Жениха и невесту торжественно провожают в отдельные апартаменты с песнями, танцами, потом так же торжественно встречают. В знак непорочности девушки гостям прикалывают на грудь красные цветы. Над головами жениха и невесты раскрывают свадебное покрывало, чтобы гости могли удостовериться в невинности невесты, молодым поют другие, уже «взрослые» песни и частушки. Девушка надевает новый наряд, на голову ей повязывают платок.

Легенды о том, что цыгане воруют невест, имеют под собой реальную основу. Это происходит и в наше время, если родители не одобряют выбор детей. Но в таких случаях свадебные пиршества, как правило, не устраиваются. Все проходит тихо и скромно. Молодые в большинстве случаев остаются жить с родителями жениха. Потом, со временем, перебираются под собственную крышу. Только самый младший сын со своей семьей должен остаться с родителями – надо же кому-то за ними ухаживать.

У цыган не принято говорить вслух о любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже в танце. Если ты настоящий мужчина, умей управлять своими эмоциями. Понравилась другая цыганка – не подавай виду, ну разве что в песне или танце выплесни свою страсть. Горячий темперамент мужчин иногда приводит их в объятия чужих, не цыганских женщин. Общество к этому относится снисходительно, хотя и не приветствует. Смешанные браки тем не менее случаются. И если жена другого роду-племени, она постепенно «оцыганивается»: принимает цыганскую культуру, обычаи, язык. Если супруг иной национальности, то цыганки иногда пытаются взять верх, чтобы построить жизнь по-своему. В конечном итоге так и получается: быт ведь зависит от женщины. Крайне редко происходят в цыганских семьях разводы.

Но настоящее цыганское счастье – это быть ребенком в таборе. Тебе – самое вкусненькое, ты всегда с мамой, тебя все любят, целуют, дарят подарки, балуют. К сожалению, свою задачу цыганская мать видит только в том, чтобы ребенок был сыт и здоров. Необходимость образования понимают далеко не все. Да и трудно цыганским детям учиться в обычной школе. Мешает плохое знание местного языка – малыши просто не понимают, чего от них хотят. К тому же для цыган не существует категории времени, из-за этого научиться приходить на урок вовремя для них не под силу.

Социальные условия тоже иногда против учебы – не во что одеться, обуться, нет места в доме, где делать уроки. Кроме того, у цыган существует предубеждение, что в школе более раскрепощенные сверстники научат их детей чему-нибудь плохому. Но тем не менее иметь образование становится уже престижным. И многие поощряют учебу своих детей. Из вузов цыгане предпочитают институты культуры и… туристического бизнеса – вот где она проявилась, тоска по кочевью!

Для того чтобы выжила цыганская семья, требуется чуть больше усилий, чем коренному населению. Яркая, характерная внешность иногда препятствует устройству на работу. Стереотипы (« цыган украл – и поет и пляшет!») мешают относиться к человеку объективно. Поэтому семья для цыгана – прибежище, где его выслушают, накормят, приголубят, развеселят. Жизнь вне родины научила моих соплеменников держаться вместе, не оставлять в беде своего брата. Президент Международного союза цыган Стахиро Станкевич однажды сказал: «Если не-цыган приехал в чужую страну, он ищет гостиницу, чтобы поселиться. А цыган найдет другого цыгана, который даст ему и еду, и кров».

Национальный костюм Одежда у цыган всегда шилась из покупных тканей, т. к. ткацким делом они не занимались. Традиционная цыганская юбка несшитая, с оборкой внизу. Разрез на юбке закрывался сильно присборенным фартуком (кытрынцы). Кофта, как правило, имела широкие рукава и глубокий вырез (для удобства кормления ребенка грудью). Обязательный атрибут наряда замужней женщины платок, который повязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади). Украшения, как правило, были из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетали в косы золотые и серебряные монеты, ленточки (плетеря), на шее носили монисто, на голове платок, обшитый мелкими золотыми монетами (межедия). Мужской костюм шаровары, пиджак, жилетки с серебряными пуговицами, яркие шелковые рубашки, широкий пояс, сапоги. В современном костюме национальные традиции соблюдаются отчасти у женщин.

Современные цыганки, конечно, не надевают по 12 юбок, как горьковские или толстовские персонажи. Но одежда их часто отличается от того, что носят другие. Больше всего, конечно, цыганки любят черный цвет. Но неравнодушны и к ярким тонам – красному, белому, бирюзовому, золотому. Излюбленные ткани – шифон, бархат, гипюр. Длина – макси или миди, короткие юбки носят разве что городские девушки, и то редко. Обувь в быту – без каблука, но праздничная очень шикарна! Украшения цыгане любят золотые, да чтобы бриллиантов побольше. Любимые камни – бирюза и кораллы.

Официальное имя -- имя, записываемое в документах, обычно оно выбирается, исходя из обычаев страны проживания, либо совпадает с именем, данным при крещении. «Светское» имя -- это имя, используемое в обычной жизни, в общении с другими цыганами или нецыганскими приятелями. Оно может представлять собой прозвище, характеризующее человека или напоминающее о некоем событии из его жизни, крестильное имя, если оно отлично от официального, имя на цыганском или экзотическом языке, иногда «светское» имя может совпадать с официальным или являться сокращением от него. Отчества обычно используются взрослыми цыганами бывшего СССР, в тех случаях, когда приходится прибегать к официальному имени. В основном же цыганам мира хватает «светского» имени, которое употребляется ими даже с фамилией. Фамилии у цыган используются так же, как и у других европейских народов. Иногда, если фамилию носит очень большая семья или несколько семей, в быту к фамилии одной из семей или ветви большой семьи прикрепляется специальное прозвище.

Культура питания Совместная еда у цыган знак взаимного уважения и веры в чистоту другого, знак дружбы и равенства. Отказаться от угощения означало нанести оскорбление, проявить недоверие к хозяевам. Национальные традиционные праздничные блюда цыган: солянка из капусты, риса и мяса, заправленная мукой (шахттулярдо) ; густой суп с мясом, перцем, томатами, картошкой (паприкаш); голубцы (сарми); сладкое блюдо рулет из пресного теста с творогом, изюмом, сахаром (савияко). В настоящее время пища цыган мало чем отличается от кухни местного населения.

На неделе, включающей 8 апреля, во многих странах проводятся Международные цыганские фестивали. На них устраиваются фото-выставки, кинопоказы, работают специальные классы по театральному искусству, пению и танцам, проходят концерты. Задача этого дня - в очередной раз напомнить миру о необходимости сохранения самобытности и культуры этого уникального кочевого народа. В этот день у некоторых цьнан существует обычай вечером, в определенное время, дружно выходить на улицу с зажженной свечой. 8 апреля - Международный день цыган был учрежден на первом Всемирном цыганском конгрессе, состоявшимся в Лондоне 8 апреля 1971 года и собравшем представителей из 30 стран. В результате были приняты национальные символы: флаг и гимн, что позволило цыганам мира признать себя единой свободной нацией.

Цыганский язык язык западных ветвей цыган. Относится к индоарийской ветви индоевропейских языков. Цыганский язык используется преимущественно как разговорный. Тем не менее, существует ряд произведений, созданных на цыганском языке. В литературе на цыганском писали (и пишут) Матео Максимов, Папуша, Лекса Мануш, Георгий Цветков, Вальдемар Калинин, Миха Козимиренко, Михал Мижидар и ряд других, менее известных авторов. В драматургии на цыганском языке играют спектакли в театре «Пралипэ». Также, в первом цыганском театре Николая Шишкина оперетты ставились на цыганском. В кинематографе известность получили только два режиссёра, снимающих фильмы на цыганском языке: Тони Гатлиф и Эмир Кустурица. На цыганском языке сняты такие фильмы, как «Время цыган», «Чёрная кошка, белый кот», «Странный чужак», «Добрый путь», «Везунчик», «Изгнанники».

В Сибири в целом преобладают представители этнической группы русских цыган. Уже в конце XIX в. в Енисейской губернии насчитывалась почти 1 тысяча цыган, из них только 7,5 % проживало в городах. В советское время их численность варьировалась от 340 до 870 человек в предвоенные десятилетия. В послевоенный период, несмотря на утроение цыганского сообщества по России в целом, в Красноярском крае количество цыган оставалось стабильным с небольшой тенденцией роста в последней четверти XX столетия. Перепись 2002 года выявила в Красноярском крае цыган (в т. ч. 3 человека из группы среднеазиатских цыган). По-видимому, это несколько заниженная цифра, т. к. количество владеющих цыганским языком оказалось человека, или на 10 процентов больше. Кроме того, регулярно на территории региона появляются небольшие (3050 чел.) группы кочующих цыган. Абсолютное большинство местных цыган (81,5 %) являются горожанами, которые предпочитают жить в Красноярске (47 %), Канске (7,5 %) и Минусинске (6 %). В половой структуре численно преобладают женщины в среднем на 100 мужчин приходится 117 женщин. Характерно, что в 1989 г. наблюдалась обратная картина 94 женщины на 100 мужчин.

В последние годы цыганское сообщество Красноярского края начинает постепенно поднимать вопрос о сохранении и развитии национальной культуры и традиций, необходимости участия в общественной жизни региона. В ряде школ прилегающих к краевому центру Березовского и Емельяновского районов были открыты специальные «цыганские классы». В крае функционируют самодеятельные и профессиональные цыганские творческие коллективы, которые знакомят жителей края с песенно- танцевальными традициями своего народа. В июне 2006 г. в рамках празднования Дня города Красноярска был организован Всероссийский фестиваль цыганской культуры. Среди известных красноярских цыган поэт В. С. Грахольский, руководитель крупного фермерского хозяйства в Березовском районе В. И. Андреев.

Среди видных российских цыган ученые, доктора наук Георгий Деметер и Надежда Деметр, руководитель театра «Ромэн», народный артист СССР Николай Сличенко, руководитель ансамбля «Ило» Николай Васильев, артистка театра и кино Наталья Бузылева, поэт и композитор Александр Марцинкевич, известный хирург Василий Матусевич, писатель Ефим Друц, певцы Изабелла Юрьева, Валентина Пономарева, Стеша Солдатова, Варя Панина, Николай Эрденко и др.

Одно из самых интересных цыганских понятий – это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем- нибудь пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук. Короткие волосы у цыган – это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек. У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика, и главным образом - силовые структуры. Носители цыганских генов называются романо рат. За романо рат признаётся право, если они захотят, стать цыганами. Романо рат являются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Сергей Курехин, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко.