Авторы: Гёзалян Грант, Лыткин Александр, Трусов Ярослав, обучающиеся 7 класса Руководитель Кирпичева Л.Р. © МОУ Ишненская СОШ, 2011 (Юбилею Ростова Великого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финифть Финифть – светлый, блестящий камень. Финифть – русский народный промысел, роспись огнеупорными красками по эмалевой поверхности металлических предметов.
Advertisements

Россия – страна мастеров. Ростовская финифть Автор работы: Пашкевич Софья, ученица 5 «а» класса ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития». Руководители.
Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения металла. Финифть - древнерусское название эмали, искусство которой появилось на Руси.
ФИНИФТЬ Работу выполнила ученица 9 «а» класса Ивенкова Юлия.
Цель проекта: Хотим узнать про Ростовскую финифть; познакомится с работами ростовских мастеров, подготовить презентация про «Ростовскую финифть»
Ростовская финифть Выполнила: Карыпова Ксения Ученица 9 класса Б МОУСОШ 11.
Уже в глубокой древности на Руси существовало искусство обработки металла, которое состояло в том, что из проволоки различной толщины (гладкой или расплющенной),
Гжель один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной.
РОСТОВСКАЯ Ф И Н И Ф Т Ь. Ростовская финифть – русский народный промысел, который существует с XVIII века в г. Ростов Ярославской области.
Изделия палехских художников. Выполнила ученица 6 а класса Алёна Монтик Выполнила ученица 6 а класса Алёна Монтик.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ Презентация выполнена учителем географии и биологии кадетской школы Санкт-Петербурга Киселевой О.О.
© Курганова Александра, ИСТОРИЯ ЖОСТОВА История Жостова своеобразна. Возникновение промысла принято связывать с 1825 годом Искусство Жостова.
Жестовские подносы. Увидел как-то художник цветы, плывущие по воде, нарисовал их на подносе.
Златоустовская гравюра на стали зародилась в годах. Златоустовские оружия завоевали известность не только в России, но и далеко за ее пределами.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО Выполнил ученик 7 Б класса МОУ СОШ 26 Рязанов Денис и Рязанова Ю. А.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Ювелирное дело - одно из многогранных проявлений художественной деятельности человека. Многие ювелирные изделия являются одновременно носителями определенных.
МОУ Шурскольская сош, 2007 г. Автор: Костяная Л.И., учитель начальных классов.
Презентация проекта "Русские народные промыслы. Палех"
Холуй одно из древнейших поселений, расположенный в 360 километрах в северо - восточном направлении от Москвы. Красота сих мест великолепна в любое время.
Транксрипт:

Авторы: Гёзалян Грант, Лыткин Александр, Трусов Ярослав, обучающиеся 7 класса Руководитель Кирпичева Л.Р. © МОУ Ишненская СОШ, 2011 (Юбилею Ростова Великого посвящается…)

1. Хотим узнать о народном промысле «Ростовская финифть» 2. Ближе познакомиться с изделиями ростовских мастеров. 3. Подготовить презентацию по теме «Ростовская финифть»

История промысла Технология производства Фабрика сегодня

Ростов Великий с 18 века и до наших дней является крупнейшим центром эмальерного искусства России. Первые упоминания об эмалевом деле на Руси обычно связывают с Ипатьевской летописью (1174 – 1175).

Финифтью на Руси называют художественную эмаль. Единого мнения относительно происхождения слова ''Финифть'' не существует. Одни учёные считают, что оно происходит от греческого фингитис, что означает ''светлый, блестящий камень'', другие же полагают, что оно произошло от Византийского слова химипет, в свою очередь ведущего начало от греческого глагола, означающего ''лить, плавить''. В настоящее время этот термин в основном используется лишь применительно к ростовскому художественному промыслу и присутствует в одноимённом названии фабрики: ''Ростовская финифть''.

Первооткрывателем техники, которую унаследовала фабрика ''Ростовская финифть'', был французский ювелир Жан Тутен. В 1632 году он первым раскрыл секрет эмалевых красок и тем самым расширил рамки использования художественной эмали. В этом же столетии в мастерских Московского Кремля появились первые изделия.

К концу 18 века в Спасо-Яковлевском монастыре образуется первая мастерская художников- миниатюристов, которая становится известной во всей России. Со временем у ростовской финифти образуется свой стиль – экспрессивный, с динамичной композицией, отличный от иконографии того времени и берущий своё начало скорее в стиле барокко. В Ростовском музее-заповеднике хранятся великолепные произведения мастеров того времени: А Всесвятского, А.Мощанского, П.Иванова, С.Петрова и других.

К 19 веку артель художников- миниатюристов, созданная при Спасо-Яковлевском монастыре, весьма увеличилась и приобрела большую известность. Мастера этой артели никогда не относились к финифти как к ремеслу. Финифть – это элитарное искусство. Не случайно многие мастера эмалевой миниатюры, в том числе Г. Виноградов и Н. Сальников, представляли свои работы в Академию Художеств на звание внеклассного художника.

А. И. Всесвятский. Дробница с выносного креста ''Воскресение и Сошествие во ад'' г.

Во время революции наступили тяжёлые времена, но многие мастера своей преданностью к искусству смогли сохранить промысел и, объединившись, вновь восстановили артель, которая переросла в народный художественный промысел "Ростовская финифть", по сей день бережно сохраняющий традиции первых мастеров финифти.

К 19 веку окончательно утвердилась технология ростовской финифти, которая сохранена фабрикой ''Ростовская финифть'' и актуальна по сей день. Из тонкого медного листа вырубается основа будущей живописной пластинки, которая выковывается определённым образом и затем с двух сторон по особой технологии покрывается размолотой эмалью. Эмаль – это стекловидная масса, которая в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов и других составляющих окрашивается в различные цвета.

На подготовленную пластинку наносится рисунок и начинается живопись. Первый слой красок кладется самыми широкими кистями и называется ''малевкой''. Затем следует обжиг в муфельной печи при определенной температуре. Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски, накрепко соединяются с эмалью, как бы ''утопают' в ней. Потом вторая прописка - и снова обжиг. И так несколько раз. Финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность, лучезарность и звучность чистых красок, только эмали свойственную глубину многослойной живописи, как бы светящейся изнутри. В муфельной печи многие краски меняют свой цвет и художник должен предугадать, почувствовать какими они будут после обжига. Так рождается образец ручной росписи, несколько раз побывав под лупой и в жаре муфеля гармонично связанный с предметом, который он украшает, будь то оклад Библии или изящная шкатулка.

Обжиг живописи эмалевых пластин в муфельной печи происходит при температуре 800 °С.

Филигранное оформление придает изделиям из финифти особую красоту. Филигрань \скань\ - это сочетание двух элементов, из которых создается оправа – это тонкая образующая кружево из металла скрученная проволока и мельчайшие шарики \зернь\. Материалом для изготовления скани служат чистые металлы и их сплавы: золото, серебро, медь. Оправа для финифти паяется серебряным припоем. Гальваническое покрытие оправы драгоценными металлами – золотом, серебром с последующим цветным оксидированием. Ювелирная оправа под миниатюрную живопись выполняется методом газовой пайки.

Образцам изделий, утверждённым художественным советом фабрики, художественно-экспертным советом по НХП по Ярославской области и зарегистрированных в Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации России, присваивается артикул, и они поступают для серийного производства. Утверждённые образцы хранятся в ассортиментом кабинете фабрики. Наборка скани. Ювелир украшает потир изящным узором.

Умелое сочетание финифти с оправой из напайной, ажурной, объёмной филиграни с перегородчатой, горячей, холодной и другими видами эмали, создаёт высокохудожественные изделия, которые позволяет отличить изделия ЗАО ''Фабрика ''Ростовская финифть'' от других школ. Закладка холодных эмалей.

Советский период жизни России сформировал новую идеологию, иные формы выражения в искусстве. Артельная мастерская переросла в народный художественный промысел ''Ростовская финифть'', как и многие другие промыслы, сумела преодолеть великие трудности, сохранила технологии производства и возродила утерянные традиции. Новое поколение мастеров определило дальнейшее творческое развитие.

В течении 1960-х годов заметно расширился ассортимент выпускаемой продукции. Наладилось массовое производство различных ювелирных изделий с живописной эмалью. Коллектив фабрики пополнился талантливой молодежью – выпускниками Федоскинского и Красносельского училищ. Вместе с мастерами старшего поколения живописцы вносили разнообразие в тематику росписи, ювелиры плодотворно работали над созданием новых форм изделий, их роль в оформлении живописных работ все более возрастала. Ведущими художниками были А. Евдокимова, Н. Карасев, М. Кулыбин, Н. Хрыков, А. Цибашова. Лучшие работы этих лет, выполненные живописцами В. Горским, И. Солдатовым и ювелиром В. Солдатовым экспонировались на Всемирной выставке в Монреале (1967г.).

Еще более существенные изменения произошли в жизни промысла в 1970-е – 1980-е годы. На фабрику пришли новые квалифицированные специалисты, прошедшие подготовку в учебных заведениях художественно – промышленного профиля. Для этого периода характерны постоянное обновление и расширение ассортимента и количественный рост выпускаемой продукции при достаточно высоком качестве исполнения. Возросли поставки изделий в пределах страны, активно осваивался внешний рынок. В коллективе сформировалась творческая группа живописцев и ювелиров экспериментального цеха, разработавших немало оригинальных образцов, которые затем осваивались в массовом производстве. Художники творческой ориентации вели поиски в области технологии эмали, по-новому осмысливали жанровую и сюжетную стороны росписи, совершенствовали технические приемы. Опыты ювелиров были направлены на создание новых форм изделий.

На этом этапе Фабрика «Ростовская финифть» играет решающую роль в развитии традиций, подготовке новых кадров, является основополагающим предприятием в этом виде искусства. Пользуется невероятной популярностью и высоким спросом на внешнем рынке, среди населения и в среде коллекционеров.

Высокая оценка творчества художников Н. Куландина и А. Хаунова, ювелиров Л. Матаковой и В. Солдатовой выразились в присвоении им званий лауреатов Государственной премии России им. И.Е. Репина. Произведения старых и современных ростовских мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике ''Ростовский Кремль'' и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за Рубежом. По художественному уровню изделий ЗАО ''Фабрика ''Ростовская финифть'' входит в десятку лучших народных промыслов России.

Ростовские мастера активно участвуют на выставках самого разного уровня – областных, зональных, республиканских и международных. По результатам этих выставок большая группа живописцев и ювелиров принята в Союз художников России. Неоднократно работы Ростовцев демонстрировались на ВДНХ. Званий лауреатов и медалей ВДНХ удостоены А. Кокин, Н. Куландин, Л. Самонова, И. Солдатов, В. Солдатова, А. Тихов, и А. Хаунов. В 1975 г. изделия мастеров ростовской финифти показывались на Международной ярмарке в Токио, где вызывали большой интерес посетителей.

Сегодня ''Ростовская финифть'' - крупное предприятие, бережно сохраняющее традиции промысла. Как и в старину, фабрика по благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II производит множество икон и предметов церковного обихода. Здесь вы можете найти прекрасные, написанные с благоговением, иконы. Особое внимание уделено образам Спасителя и Богородицы. Среди икон фабрики вы можете встретить Казанский, Владимирский, Ярославский, Иверский образ Богородицы, такие замечательные иконы как ''Неувядаемый цвет'', ''Серафимо- Дивеевское Умиление'', образ Богородицы ''О тебе радуется…'', ''Нечаянная Радость'', ''Благодатное небо'', образ Богородицы ''Нерушимая стена'', ''Прибавление ума'', ''Оранта'', образ Богородицы ''Неупиваемая Чаша''и многие другие. Образ Богоматери ''Неувядаемый цвет'' Икона настольная ''Николай Чудотворец''

Шагая в ногу со временем, продукция фабрики удовлетворяет интересы, как простых граждан, так и корпоративных клиентов, заказы последних составляют довольно большую часть от общего числа заказов. С НХП ЗАО Фабрика ''Ростовская финифть'' работают такие организации, как: Правительство Российской Федерации. ОАО ''Российские железные дороги''. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. ОАО ''ТрансКонтейнер''. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Правительство Ярославской области.

Стоит обратить внимание и на разнообразие ювелирных изделий, представляемых фабрикой ''Ростовская финифть''. Эксклюзивные украшения этого предприятия сейчас выходят на новый уровень, в 2010 г. планируется презентация абсолютно новой коллекции, которая, будем надеяться, поразит покупателей своей изысканностью и красотой. Однако не стоит забывать и о прошлых наработках. На протяжении всего 20-го столетия фабрика «Ростовская финифть» изготавливала эксклюзивные украшения, которые пользовались невероятной популярностью (особенно в х годах). Интерес к ним не ослабевает и по сей день.

Бренд ''Ростовская финифть'' известен во всём мире и стоит в одном ряду с такими известными промыслами как Палех, Федоскино, Мстёра. В.И. Борисова пишет: ''Творческий потенциал промысла велик. Среди молодых художников-исполнителей немало талантливых миниатюристов, создающих собственные оригинальные композиции. Каждое последующее поколение художников, воспринимая местную живописную традицию, вносит в ростовскую финифть новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как и в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти сохраняется вечный идеал красоты русской природы и человека''.

1. Мы узнали о народном промысле «Ростовская финифть» 2. Ближе познакомились с изделиями ростовских мастеров. 3. Подготовили презентацию по теме «Ростовская финифть»

1.Тюнина М. Н. ''Ростов Ярославский' 2.Борисова В. И. ''Ростовская финифть''. 3.Сивцов В. И. ''Русская эмаль конца 20 столетия''. 4.Мухин В. В. ''Искусство Русской финифти''. 5.Зайцев А. Е.'' Ростовские эмали''.