Раздел I. Теория спроса Лекция 1. Теория потребительского выбора Лекция 2. Индивидуальный и рыночный спрос Ст. преподаватель, к.э.н. М.И. Столбов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Advertisements

ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Рынок: поведение потребителей Лекция 6. План лекции Спрос, его виды и факторы Закон спроса. Спрос и величина спроса. Исключения из закона спроса Потребительские.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Микроэкономика-2 для студентов специальности «Математические методы в экономике» Гузенко Анна Геннадьевна к.тех.н., доцент кафедры математики.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора: графическая интерпретация Задача потребительского выбора: аналитическое.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Эластичность спроса и предложения. 1.Эластичность спроса. 2.Показатели эластичности 3.Использование показателя эластичности при планировании цены. 4.Факторы,
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 21. Тема: Моделирование и прогнозирование покупательского.
ТЕМА: Индивидуальный и рыночный спрос Главной задачей темы является рассмотрение спроса как важнейшего элемента рыночной экономики.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский.
10 КЛАСС Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей.
Транксрипт:

Раздел I. Теория спроса Лекция 1. Теория потребительского выбора Лекция 2. Индивидуальный и рыночный спрос Ст. преподаватель, к.э.н. М.И. Столбов

Лекции 1. Теория потребительского поведения План Теории поведения потребителя. Аксиомы ординалистской теории Оптимум потребителя: графический анализ. Эффекты дохода и замещения по Хиксу и Слуцкому. Кривыецена-потребление, доход-потребление (кривые Энгеля) Индивидуальный спрос и его детерминанты. Переход от индивидуального к рыночному спросу Эластичность спроса, её виды и факторы. Некоторые свойства и взаимосвязи между коэффициентами эластичности

Рекомендуемая литература Основная: Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1, гл Чеканский А., Фролова Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень., гл. 1- 6

Теории потребительского поведения Кардиналистская (количественная) теория (основные категории: функция полезности, условные единицы полезности – ютилы, 1-й и 2-й законы Госсена) Ординалистская (порядковая) теория (анализ с помощью аппарата кривых безразличия) Анализ характеристик Ланкастера (кривые безразличия, построенные не для товаров, а для потребительских свойств товаров) Теория выявленных предпочтений (непосредственное наблюдение за рыночным поведением потребителя)

Аксиомы ординалистской теории Аксиома совершенной упорядоченности (сравнимости) Аксиома транзитивности Аксиома ненасыщения Аксиома независимости потребителя Аксиома рефлексивности

Оптимум потребителя: графический анализ

Оптимум потребителя: графический анализ (краевое равновесие)

Оптимум потребителя: аналитическое решение Если функция полезности для двух товаров задана как цены равны и, а наличный бюджет равен, то задача потребительского оптимума имеет вид: Условие оптимума:

Эффекты дохода и замещения по Хиксу и Слуцкому Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же товарного набора, обеспечивает неизменный уровень реального дохода. Эффект замещения всегда отрицателен, эффект дохода может быть отрицательным (для нормальных товаров) и положительным (в случае некачественного товара).

Эффекты дохода и замещения по Хиксу: графический анализ Цена на товар X увеличивается

Эффекты дохода и замещения по Слуцкому: графический анализ Цена на товар X повышается

Кривые цена-потребление, доход- потребление Кривая цена-потребление – линия, соединяющая точки оптимума потребителя при изменении цен на один из товаров. На её основе строится кривая спроса. Кривая доход-потребление - линия, соединяющая точки оптимума потребителя при изменении дохода.

Кривая цена-потребление и кривая спроса: графический анализ

Кривая доход-потребление: графический анализ

Кривые Энгеля

Индивидуальный спрос и его детерминанты Аксиома независимости потребителя: удовлетворение отдельного потребителя определяется исключительно объёмом и структурой потребляемых им благ и не зависит от характеристик потребления других индивидов Индивидуальная функция спроса: Qd = f (P, I, Т, Ps, Pc, N), где Qd- объем спроса (Quantity) d- cпрос (demand) P- цена товара (Price) I- доход (Income) T- вкусы и предпочтения потребителей (Tastes) Ps- цена товаров-заменителей (substitute - субститутов) Pc- цена товаров-дополнителей (complement-комплементов) N- количество покупателей данного товара.

Индивидуальный спрос и его детерминанты Некоторые примеры функций спроса Линейная спецификация Функции Торнквиста (связь между спросом и уровнем дохода), например: Для товаров первой необходимости – Для предметов роскоши -

Индивидуальный спрос и его детерминанты Индивидуальные кривые спроса могут быть: Выпуклыми (снижение цены влечёт за собой всё более возрастающее увеличение объёма спроса); Вогнутыми (снижение цены влечёт за собой всё более сокращающееся увеличение объёма спроса) Дискретными (в силу порога восприятия)

Индивидуальный спрос и его детерминанты Основные эффекты индивидуального спроса: Парадокс Гиффена (Jensen R., Miller N. Giffen Behavior: Theory and Evidence. NBER Working Paper # 13243, July 2007) Эффект сноба Эффект присоединения к большинству

Переход от индивидуального к рыночному спросу Для графического отображения функции рыночного спроса от цены необходимо просуммировать все индивидуальные кривые спроса по горизонтали, т.е. суммировать все индивидуальные объёмы спроса при каждом возможном уровне цены. Теорема Гильденбранда (Hildenbrand W. On the law of demand// Econometrica, 1983, vol. 51, 4) : В случае, если спрос отдельных экономических агентов, не удовлетворяет закону спроса, он, тем не менее, может быть справедлив для всей их совокупности.

Пример задачи перехода от индивидуального к рыночному спросу На рынке кондиционеров две группы потребителей – фирмы и домохозяйства. Индивидуальные функции этих групп представлены как Qf = 30 – P Qh = 20 – P Определить уравнение рыночной кривой спроса

Эластичность спроса, её виды и факторы Точечная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены. Дуговая эластичность спроса по цене – характеризует относительное изменение объема спроса при изменении цены в определенном ценовом интервале.

Эластичность спроса, её виды и факторы Эластичности спроса по доходу (Е I ) показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию при изменении дохода покупателя на 1% Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар (например, Х) при изменении цены другого товара (например, У)

Эластичность спроса, её виды и факторы Факторы, влияющие на значение коэффициента эластичности: Чем больше заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар Чем сильнее ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар Чем выше степень насыщения потребностей, тем менее эластичен спрос Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса Спрос становится более эластичным с течением времени

Некоторые свойства и взаимосвязи между коэффициентами эластичности Закон Энгеля: Взвешенная сумма коэффициентов эластичности спроса по доходу для всех покупаемых товаров равна единице. Сумма коэффициентов прямой и перекрёстной эластичности спроса по цене и коэффициента эластичности спроса по доходу для i-ого товара равна нулю. При сегментации рынка более высокие цены следует назначать группе потребителей с меньшей эластичностью. Большее налоговое бремя падает на экономического агента с меньшей эластичностью, у которого меньше возможностей для ухода от налогового бремени.