три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын великого русского народа М.В.Ломоносов.
Жизненный путь поэт и реформатор Открытия в области химии, физики, астрономии Ломоносов рожден был Россией, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.
Усадьба, где в детстве жил Ломоносов в деревне Мишанинской Холмогоровского уезда в семье Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михаил. Здесь стоял дом семьи Ломоносовых Узнай подробнее
Михайло терял сон и еду, пока не получал на руки какой-нибудь полюбившейся книги: «Книга моя беседует мне: разумей читать книгу природы, живую грамоту. Подивися, как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела твоего…» Михайло любил природу и очень радовался, что цветы, трава и деревья – не только сено и дрова, но и наука, которой интересно заниматься. Михайло узнал, что и корабли бегучие строятся, и мельницы стоячие ходят, и материна самопрялка кружится не так просто, а по законам науки – механики и физики. Н.И.Кисляков. Юный Ломоносов на пути в Москву Путь Ломоносова в Москву
Славяно-греко-римская академия учреждена была в XVII в. при Заиконоспасском монастыре. Сюда земляк и привёл Мишу. Становление будущего академика основные этапы пути Ломоносова в науку й год. Удивился ректор Академии в Москве: «...ради науки с Белого моря прибежал!» «Михайло быстро одолевал класс за классом...» Но в академии не преподавались «ни физика, ни механика, ни астрономия, ни иные науки, объясняющие природу и ее явления...».
Петербургская академия наук основана Петром I для распространения и умножения в России образования. Учеников было мало, а преподаватели были заграничные. Ломоносов был рекомендован как «юноша чрезвычайного остроумия». Санкт-Петербург. Нева и Академия наук. Гравюра Г.А. Качалова по рисунку М.И. Махаева На уроке в академии
Правительство отыскивало, знающих людей для научно- поисковой экспедиции в Сибирь. Год 1736-й. После обучения в Петербургской гимназии смышленого студента отправляют в Германию учиться горному делу. И Михайло Ломоносов поплыл за границу...
Ломоносову для совершенствования знаний математики, физики, механики предписано прослушать лекции знаменитого физика Вольфа в Магдебурге. К.И.Рудаков. М.В.Ломоносов
Год 1741-й. В России Ломоносову дали чин и должность при Академии, где он хотел показать народу русскому важность, надобность образования
Под команду Ломоносова был отдан университет с гимназией там ученый был как матка в улье... хлопотал о допущении в университет крестьян. Ломоносов устроил физическую и химическую лаборатории. Учредил стекольный завод. Изготовляя стекло на заводе, вспомнил прекрасные мозаичные иконы и основал мастерскую. Лучшая из работ Ломоносова «Полтавская баталия».
Открытия М.В. Ломоносова в области химии, физики, астрономии Ломоносов в химической лаборатории. С гравюры Э. Фессара, переделанной X. Вортманом по указанию М.В. Ломоносова изображение Диплома профессора химии М.В. Ломоносова Корпускулярная теория материи; разработка понятия о химическом элементе; организация первой в России химической лаборатории; открытие новой области естествознания – физической химии; выявление взаимосвязи химии, математики и физики; теория строения материи; закон сохранения и движения материи; механическая теория теплоты; усовершенствование микроскопа и телескопа, создание новых мореходных и оптических приборов; открытие атмосферы на Венере; вклад в развитие метеорологии.
Плодотворна деятельность Ломоносова в области физики Совместно с академиком Г.В. Рихманом Ломоносов изучал атмосферное электричество. В 1748 г. сформулирован закон сохранения энергии: «…так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своей силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает». Узнай подробнее
причина теплоты – в движении мельчайших частиц-атомов, из которых состоят тела Два взгляда на природу теплоты (середина XVIII в.) теплота рассматривалась как «тонкая невесомая материя» Большинство учёных в XVIII в. придерживалось первой точки зрения, и только немногие выступали в защиту второй точки зрения. М.В. Ломоносов в своих работах заложил основы кинетической теории теплоты и газов, используя термин «нечувствительные частицы».
Ломоносов - поэт и реформатор «Из лаборатории его палкой не выгонишь и пряником не выманишь». В это же время особенно серьезно, внимательно и плодотворно Ломоносов работает над теорией русского стихосложения. Ломоносов страстно принялся думать, в какой же склад и лад лучше и глаже укладывается русская поэтическая речь?..
В литературе были приняты формы церковно-славянской речи. Вот как изъяснялась императрица Елизавета: «...живописец Растреллий ко дню нашего тезоименитства доспевает альбум на красках... Птички, фортуны, капидоны... И тебе бы, Михайло Васильевич, в тот альбом сочинить гратуляцион. Против тебя никому не потрафить!..»
Россия, коль счастлива ты под сильным Анниным Покровом! Какие видишь красоты при сем торжествовали новом! Военных не страшися бед: бежит оттуда бранный вред, народ где Анну прославляет. Пусть злобна зависть яд свой льет, пусть свои язык ярясь грызет; то наша радость презирает. 25-я главка Работой над стихом Ломоносов начал одно из великих дел своей жизни преобразование русского литературного языка, Сравните с отрывком из «Оды на взятие Хотина» (1739):
...Граф Шувалов ценил Ломоносова больше всего как поэта, который «чистый слог стихов и прозы ввел в Россию». Требовал: «Брось... свои стеклянные дудки... пусть их перемывает Дарья.,, Твое место Парнас, а орудие лира...» Поэт отвечал: «...делу время, потехе час... Мне мой потешный час да позволено будет провести в моей кухне».
О красоте русского языка Ломоносов писал: «Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Ломоносов заложил основы современного русского разговорного языка. Два его сочинения имели большое значение для развития русского языка. Это «Российская грамматика» и «Краткое руководство к риторике». Много поколений русских людей учились по этим учебникам.
Информационные источники: - Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов: книга для учащихся. – М.: Просвещение, – 96с., ил. - Осокин В.Н. Российскою землей рожденный: историческая повесть о Ломоносове. – М.: Молодая гвардия, – 160с., ил. - Ломоносов Михаил Васильевич. [Электронный ресурс] URL: Ломоносов Михаил Васильевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов. [Электронный ресурс] URL: Ломоносов Михаил Васильевич. [Электронный ресурс] URL: Блудов М.И. Беседы по физике. М.: Просвещение, Лев Ф.Г. Из чего – всё. М.: Детская литература, Ломоносов. Избранные произведения. [Электронный ресурс] URL: