Искусство рассуждать Обществознание. 5-й класс. Презентация к уроку 9 по §3 учебника Данилова Д.Д. и др. © ооо «Баласс», 2012. Образовательная система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: §3 Искусство рассуждать. 1.Как вы понимаете тему урока? 2.Что значит рассуждать? 3.Рассуждаете ли вы в обычной жизни? Как часто приходиться.
Advertisements

Наука о власти Обществознание. 5-й класс. Презентация к уроку 26 по § 10 учебника Данилова Д.Д. и др. © ООО «Баласс», Образовательная система «Школа.
© ООО Баласс, 2012 Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. Автор презентации: Казаринова.
Знатоки человеческих законов Обществознание. 5-й класс. Презентация к уроку 28 по § 11 учебника Данилова Д.Д. и др. © ООО «Баласс», Образовательная.
Командовать, подчиняться и договариваться Обществознание. 5-й класс. Презентация к уроку 23 по § 9 учебника Данилова Д.Д. и др. © «Баласс», Образовательная.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Игры по правилам Обществознание. 5-й класс. Презентация к уроку 16 по § 6 учебника Данилова Д.Д. и др. © ООО «Баласс», 2012 Образовательная система «Школа.
Как будут учиться наши дети? «Не так, как учились мы!»
Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. § 26. Автор презентации: Казаринова Н.В. (учитель,
КОНСТИТУЦИЯ- ОСНОВНОЙ ЗАКОН СТРАНЫ Обществознание. 6-й класс. Презентация к уроку по § 18 учебника Кравченко А.И. Автор презентации: Кубина Татьяна Ивановна,
© ООО «Баласс», Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. § 41. Автор презентации:
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Как будут учиться наши дети? «Не так, как учились мы!» Образовательная система «Перспектива»
Что такое «этика»? Этика 1) философское учение о нравственности, о морали, о правилах поведения;Этика 1) философское учение о нравственности, о морали,
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Жажда мудрости Обществознание. 5-й класс. Презентация к уроку 5 по §1 учебника Данилова Д.Д. и др. © Баласс, 2012 Образовательная система «Школа 2100».
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого учащийся создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью, речевой.
Транксрипт:

Искусство рассуждать Обществознание. 5-й класс. Презентация к уроку 9 по §3 учебника Данилова Д.Д. и др. © ооо «Баласс», Образовательная система «Школа 2100». Автор презентации: Ярославцева Марина Юрьевна

Прочитайте текст. Алиса встречает Белого Короля. Он говорит: – Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь? – Никого, – сказала Алиса. – Мне бы такое зрение! – заметил Король с завистью. – Увидеть Никого! Да ещё на таком расстоянии! Фрагмент из произведения Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» Задание 1.Что вам показалось странным, необычным в рассуждениях Белого Короля? 2.Почему диалог Алисы и Белого Короля кажется странным? Странности: – Как можно увидеть никого? – Что значит: увидеть никого? – Непонятно, о чём (о ком) Король вообще говорит. Странности: – Как можно увидеть никого? – Что значит: увидеть никого? – Непонятно, о чём (о ком) Король вообще говорит. Разговор выглядит странным: – потому что Король и Алиса не поняли друг друга; – потому что они говорят о разных вещах; – потому что Король глупый. Разговор выглядит странным: – потому что Король и Алиса не поняли друг друга; – потому что они говорят о разных вещах; – потому что Король глупый.

Сравни свои рассуждения с предлагаемым образцом. Сравни свою формулировку проблемы с авторской. Сравни свои рассуждения с предлагаемым образцом. Сравни свою формулировку проблемы с авторской. образец 1. Есть ли в диалоге рассуждение, которое можно назвать неправильным? 2. Что предложил Антошке папа, чтобы исправить рассуждение Маши? 3. Как Антошка решил устранить неправильность в рассуждениях Маши? 4. Какое наблюдается противоречие? 5. Какой вопрос можно задать на основе этого противоречия? – Папа, – осторожно обратился к отцу Антошка, – я странный? – С чего вдруг такой вопрос? – Так Маша сказала. Дело в том, что сегодня после уроков нам предложили записаться в кружки и секции. Пока я думал, что мне выбрать, подбежала ко мне Маша и говорит: «Ты чего стоишь? Беги в спортзал, там в секцию футбола записывают!» Я ей ответил, что на футбол не хочу, а она мне: «Как не хочешь? Ты же мальчик! Странный ты какой-то!» – Папа, – осторожно обратился к отцу Антошка, – я странный? – С чего вдруг такой вопрос? – Так Маша сказала. Дело в том, что сегодня после уроков нам предложили записаться в кружки и секции. Пока я думал, что мне выбрать, подбежала ко мне Маша и говорит: «Ты чего стоишь? Беги в спортзал, там в секцию футбола записывают!» Я ей ответил, что на футбол не хочу, а она мне: «Как не хочешь? Ты же мальчик! Странный ты какой-то!» Антошка Папа, я думаю, что с Машей можно и без науки поговорить. Пусть этой «логикой» учёные занимаются, а я попробую и так обойтись. Антошка Папа, я думаю, что с Машей можно и без науки поговорить. Пусть этой «логикой» учёные занимаются, а я попробую и так обойтись. Папа Найти ошибку в Машиных рассуждениях, используя законы логики. Логика – очень полезная наука, буквально на каждом шагу помогает! Папа Найти ошибку в Машиных рассуждениях, используя законы логики. Логика – очень полезная наука, буквально на каждом шагу помогает!

Антошка решил, что можно обойтись и без логики - лучше он ещё раз поговорит с Машей и выяснит, почему она назвала его странным. Папа предложил Антошке убедиться в неправильности рассуждений Маши с помощью науки логики, которая может помочь в разных ситуациях. Можно ли с помощью логики избежать ошибок в рассуждениях? Авторский вариант проблемы: «Как логика помогает в жизни?» Авторский вариант проблемы: «Как логика помогает в жизни?»

1.Часто ли в твоей жизни встречаются неправильные рассуждения? Приведи примеры. 2.Есть ли среди них рассуждения, похожие на те, с которыми столкнулись Алиса и Антошка? Задание Предложи информацию для заполнения таблицы. 1.Часто ли в твоей жизни встречаются неправильные рассуждения? Приведи примеры. 2.Есть ли среди них рассуждения, похожие на те, с которыми столкнулись Алиса и Антошка? Задание Предложи информацию для заполнения таблицы. Где встречаются логические ошибки В результате чего возникают С какой целью используются Где встречаются логические ошибки В результате чего возникают С какой целью используются Логические задачи Анекдоты СМИ, реклама Школьные сочинения Олимпиадные задания Специальная ловушка Намеренная ошибка Случайная ошибка По рассеянности Удивить Развеселить Убедить Обмануть Проверить логику

Ошибки в рассуждениях приводят к неправильным выводам Как научиться строить логически верные рассуждения? Где знание логики оказывается особенно важным? Проблема урока Можно ли с помощью логики избежать ошибок в рассуждениях? Проблема урока Можно ли с помощью логики избежать ошибок в рассуждениях? Что удалось вспомнить о неправильных рассуждениях? Неправильные рассуждения часто встречаются в нашей жизни Что ещё нужно узнать о логике, чтобы решить проблему урока?

Алгоритм построения логически верного рассуждения 1. Определи исходное суждение. 2. Запиши вытекающие из него суждения. 3. Проследи, чтобы каждое суждение с необходимостью следовало из предыдущего. 4. Проверь, действительно ли из приведённых суждений вытекает сделанный вывод. Мальчики играют в футбол. В этом нет ничего странного. Антошка не играет в футбол. Значит, он странный. Проверь себя – исправь логическую ошибку Мальчики играют в футбол. В этом нет ничего странного. Антошка не играет в футбол. Значит, он странный. Не все мальчики играют в футбол. В этом нет ничего странного. Антошка не играет в футбол. Значит, он не странный. Я играл в футбол. При игре в футбол забивают голы. Значит, я забил гол. Я играл в футбол. При игре в футбол забивают голы. Значит, я забил гол. Я играл в футбол. При игре в футбол не всегда забивают голы. Значит, я мог не забить гол.

Как научиться строить логически верные рассуждения? Сравни свои ответы с предлагаемым образцом. образец Задание в Рабочей тетради 2 1. Найди в каждом рассуждении неверное утверждение и исправь логическую ошибку. Сформулируй своими словами, для чего нужна логика (необходимый уровень). 2. Найди в рассуждениях неверные утверждения. Определи, в чём заключается общая логическая ошибка (повышенный уровень). Задание в Рабочей тетради 2 1. Найди в каждом рассуждении неверное утверждение и исправь логическую ошибку. Сформулируй своими словами, для чего нужна логика (необходимый уровень). 2. Найди в рассуждениях неверные утверждения. Определи, в чём заключается общая логическая ошибка (повышенный уровень).

Новое знание – логически верные рассуждения помогают делать верные выводы и лучше понимать других людей. Необходимый уровень Птицы умеют летать. Пингвин – птица. Значит, пингвин умеет летать. Птицы умеют летать. Пингвин летать не умеет. Значит, пингвин не птица. Повышенный уровень - Можно ли ругать ученика за то, чего он не делал? - Конечно же, нельзя. - Тогда не ругайте меня – я не сделал домашнее задание. -Купи сто апельсинов, я один съем. - Не съешь! - Спорим, что съем? Ты только купи! - Ну давай, ешь, а я посмотрю! - Видишь, я съел один апельсин, значит, ты проиграл! Не все птицы умеют летать. Пингвин – птица. Значит, пингвин может не уметь летать. Не все птицы умеют летать. Пингвин летать не умеет. Значит, пингвин может быть нелетающей птицей. Логика нужна для того, чтобы строить верные рассуждения. – Можно ли ругать ученика за то, чего он не делал? – Конечно же, нельзя. – Тогда не ругайте меня – я не сделал домашнее задание. – Купи сто апельсинов, я один съем. – Не съешь! – Спорим, что съем? Ты только купи! – Ну давай, ешь, а я посмотрю! – Видишь, я съел один апельсин, значит, ты проиграл! В рассуждениях логика нарушалась из-за использования одинаковых слов, которым придавалось разное значение.

?

Где знание логики оказывается особенно важным? Сравни свои ответы с предлагаемым образцом. образец Задание в Рабочей тетради 4 1. Укажи в таблице, в каких областях знания может пригодиться логика и в чём конкретно состоит её польза (необходимый уровень). 2. Выбери две области знания из предложенных в тексте (биология, языкознание, медицина, история) и укажи, для чего в них нужна логика (повышенный уровень). Задание в Рабочей тетради 4 1. Укажи в таблице, в каких областях знания может пригодиться логика и в чём конкретно состоит её польза (необходимый уровень). 2. Выбери две области знания из предложенных в тексте (биология, языкознание, медицина, история) и укажи, для чего в них нужна логика (повышенный уровень).

– Дядя Ник, а в каких профессиях ещё логика нужна? – Ну математикам, конечно, физикам. Без рассуждений и доказательств ни одной задачи не решишь. А ещё следователям. Если произошло преступление, то следователь собирает улики, размышляет, как можно связать между собой в логичную картину всё, что видели и слышали разные люди, что могут «рассказать» следы преступления. И таким образом становится понятно, что произошло и кто мог это сделать. Без логики вообще не обойтись – любая наука на неё опирается: биология, языкознание, медицина, история... Все правила, законы должны быть логичны. Новое знание – логика оказывается полезной и необходимой в самых разных областях знания. Область применения логикиПольза от её применения ПрограммированиеСоздание алгоритмов и программ Математика и физикаРешение задач Расследование преступлений Восстановление картины преступления Область знанияЧем полезна для неё логика ИсторияУстановление причинно-следственных связей. Языкознание Умение верно использовать слова и строить предложения.

?

Задание Подумай, что нового о логике ты узнал в ходе урока. Какой вывод по проблеме урока можно сделать, опираясь на эти знания? Сравни свой вывод с выводом авторов учебника. Задание Подумай, что нового о логике ты узнал в ходе урока. Какой вывод по проблеме урока можно сделать, опираясь на эти знания? Сравни свой вывод с выводом авторов учебника. Вывод авторов Логика – наука о правилах мышления, которые помогают устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения, делать верные выводы. Вывод авторов Логика – наука о правилах мышления, которые помогают устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения, делать верные выводы. Незнание логики приводит к ошибкам в рассуждениях Можно научиться строить логически верные рассуждения Логика используется в разных областях знания Логика помогает избегать ошибок в рассуждениях и может пригодиться в разных областях знания

Сравни свои ответы и рассуждения с предлагаемым образцом. образец Реши логическую задачу Чего в лесу больше – берёз или деревьев? Построй цепочку логических рассуждений, которые приведут тебя к верному решению. Объясни, что значит «рассуждать логически». Реши логическую задачу Чего в лесу больше – берёз или деревьев? Построй цепочку логических рассуждений, которые приведут тебя к верному решению. Объясни, что значит «рассуждать логически».

Логически неверное рассуждение В лесу растут берёзы. Берёза – это дерево. Значит, все деревья в лесу – берёзы. Логически неверное рассуждение В лесу растут берёзы. Берёза – это дерево. Значит, все деревья в лесу – берёзы. Логически верное рассуждение В лесу много деревьев. Деревья в лесу разные, среди них встречаются и берёзы. Значит, берёз в лесу меньше, чем деревьев. Логически верное рассуждение В лесу много деревьев. Деревья в лесу разные, среди них встречаются и берёзы. Значит, берёз в лесу меньше, чем деревьев. Рассуждать логически – значит выстраивать рассуждения, вытекающие одно из другого, и делать правильные выводы.

Какую проблему мы решали на уроке ? Какой ответ можно дать по проблеме урока ? Какую проблему мы решали на уроке ? Какой ответ можно дать по проблеме урока ?