1 Аспект Линейный аспект, акциональность, вид и время, фазовость.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Аспект Линейный аспект, акциональность, вид и время, фазовость.
Advertisements

1 Аспект Линейный аспект, акциональность, вид и время, фазовость TA.
МЕТОД ЗАМЕНЫ ФУНКЦИИ Решение некоторых достаточно сложных (хотя и стандартных) неравенств 11 класс.
Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 1). Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 2)
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
Лекция 7. Структура языка С/С++. Операторы ветвления: условный оператор if. Полное ветвление. Неполное ветвление. Оператор множественного выбора switch.
Методы и приемы решения ЕГЭ заданий типа С6 по математике методические рекомендации Серебряков И.П., учитель математики МБОУ «Лицей» г.Лесосибирск.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Объектная модель многофункциональных словарей Докладчик: Носков А. А. Группа: 525 Научный руководитель: Большакова Е. И.
Чиркова Наталья Викторовна1 Алгебра и начала анализа. 11 класс.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Проверка статистических гипотез Основные понятия и терминология Что такое статистическая гипотеза? Лекция 6.
1 2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
1 Программирование на языке Паскаль Ветвления. 2 Разветвляющиеся алгоритмы Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них. Идея решения:
3 ноября 2012 г.3 ноября 2012 г.3 ноября 2012 г.3 ноября 2012 г. Лекция 3. Предел функции 3-1 Предел последовательности 3-2 Предел функции 3-3 Бесконечно.
1 2. Матрицы. 2.1 Матрицы и их виды. Действия над матрицами. Джеймс Джозеф Сильвестр.
О мир, пойми! Певцом –во сне – открыты Закон звезды и формула цветка. М. Цветаева. Математика дает универсальные инструменты для изучения связей, зависимостей.
Определение вероятности случайного события. Элементы комбинаторики: Перестановки; Размещения; Сочетания.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Транксрипт:

1 Аспект Линейный аспект, акциональность, вид и время, фазовость

2 Содержание: Неудовлетворительность «инвариантного» подхода к определению вида Определение аспекта через окно наблюдения Представление об универсальном грамматическом инвентаре Акциональные классы Значения первичного аспекта Вторичный аспект? Взаимодействие вида и времени Фазовость

3 Инвариантный подход Категория вида включает два значения: совершенный и несовершенный Совершенный вид: взгляд на ситуацию извне, +событийность Несовершенный вид: взгляд на ситуацию изнутри, -событийность

4 Недостатки такого подхода Неоперациональность инвариантных определений: За вчерашний день я пять раз попал впросак. За вчерашний день я пять раз попадал впросак. Сахар растворился в стакане за пять минут. Сахар растворялся в стакане пять минут. Трудно применить определение «внутри»/«изнутри» или ±событийность

5 Недостатки такого подхода Неинтуитивность некоторых интерпретаций: Вчера впервые в жизни ел угря. Почему изнутри? Почему несобытийность?

6 Недостаток такого подхода Неполная сопоставимость славянских языков Jednou vzal jsem klarinet a pískal ipfv (слов.) Раз как-то взял кларнет и заиграл pfv / ??? играл ipfv Zahvalim pfv se (чеш.) Благодарю ipfv / *поблагодарю pfv. (Примеры из Dickey 2000) Значит ли это, что для чехов, словен и русских «событие» – это не одно и то же? Если да, то на это понятие трудно опираться для описания неродного языка.

7 Иллюстрация русский чешский Совершенный вид vs. Несовершенный вид Вывод: совершенный и несовершенный вид – это не два компактных, единых и противопоставленных друг другу значения, а сложные пучки значений

8 В более общем виде: Категории конкретных языков, которые хочется называть одним термином, часто не совпадают в деталях Пример: категория числа. Русский – обязательна Лезгинский - невозможна в конструкции с числительным Турецкий – невозможна в конструкции с числительным, необязательна Хантыйский – специальные показатели двойственного числа Корку (мунда) – возможна только с именами одушевленными

9 Что делать? С видом сложнее, чем с числом – тут не правила употреблений, а пучки разных значений Нужно определить состав каждого пучка для русского языка – какие «элементарные» значения входят в совершенный и несовершенный вид в каждом языке Теоретически может оказаться, что в языке не две, а три видовых категории (пучка)! Четыре!... имперфектив+перфектив+перфект... пунктив... пастхабитуалис

10 Что делать? Но как выбрать элементарные значения? Исчисление – определить, что мы вообще относим к виду и _придумать_, что там может быть

11 Окно наблюдения Время соотносит окно наблюдения с моментом речи Вид (аспект) соотносит ситуацию с окном наблюдения: Какая фаза ситуации приходится на окно наблюдения? Имперфектив: окно наблюдения целиком занято ситуацией Перфективные значения: фаза ситуации вкладывается в окно наблюдения

12 Аспект: попытка исчисления Дуратив – все ОН занято ситуацией, ОН на срединной фазе ситуации Комплетив – ситуация достигает предела в ОН Инцептив – ситуация начинается в ОН Делимитатив – ситуация целиком вкладывается в ОН

13 Опасности исчислений Бегун и ходок – похожие, но разные сущности Разные роли? Нет, все языки кодируют их одинаково Получатель информации и получатель объекта – разные, но похожие сущности Одна роль? Нет, есть языки, которые кодируют их раздельно (Адресат речи vs. Реципиент)

14 Идея универсального инвентаря Посылка: языки сопоставимы между собой Элементарные значения: выяснить, какие значения оказываются достаточно важными, чтобы более или менее часто выражаться специализиро-ванными показателями – выделение универсального инвентаря – иначе можем уйти в надуманные детали, в то, что языку несущественно Типологические кластеры: выяснить, какие из этих значений часто комбинируются в одном показателе

15 Акциональные классы На первом этапе исследования выясняется, что показатели вида могут различаться в зависимости от структуры ситуации (ее акционального класса) Различаются следующие акциональные классы (Зино Вендлер):

16 Акциональные классы Состояния (states): длительные ситуации, не имеющие логического предела sleep, be sitting Не сочетаются с «ограничивающими» обстоятельствами достижения результата (in two minutes) * В некоторых языках образуют морфологически особый класс предикатов (стативы)

17 Акциональные классы Процессы (activities): ситуации, имеющие длительность, но не имеющие логического предела (непредельные) run Сочетаются с обстоятельствами длительности типа (for two minutes) Хорошо сочетаются с серией continuous

18 Акциональные классы События (achievements): точечные ситуации, не имеющие длительности drop, kill Не сочетаются с обстоятельствами длительности (for two minutes) Плохо сочетаются с серией continuous

19 Акциональные классы Достижения (accomplishments): ситуации, развивающиеся в сторону логического предела clean Сочетаются с обстоятельствами типа (in two minutes) Хорошо сочетаются с серией continuous

20 Универсальный инвентарь Оказывается, что категории, которые мы бы хотели считать аспектуальными, чувствительны к типу ситуации. Простые примеры: Срединной фазы у событий не может быть, следовательно, дуратив/прогрессив у событий невозможен – только комплетив Именно поэтому события плохо сочетаются в английском с серией Continuous

21 Универсальный инвентарь Более сложные: В ряде языков есть специальные показатели или конструкции для обозначения результирующей фазы ситуаций типа achievements/accomplishments Во многих языках есть показатели для обозначения предварительной стадии ситуации Некоторые языки используют отдельные показатели для срединной фазы состояний и/или процессов – приходится различать между категориями дуратива и прогрессива, соответственно

22 Элементы инвентаря Результатив: В окне наблюдения находится состояние, наступающее в результате ситуации Сочетается только с achievement или accomplishment X таков, что с ним случилось P Акцент на пациенсе, поэтому связан с пассивом По-русски выражается страдательным причастием в позиции сказуемого: Окно открыто.

23 Элементы инвентаря Проспектив: В окне наблюдения находится состояние, предшествующее началу ситуации Ограничений на акциональный класс нет X таков, что с ним вот-вот (неизбежно) случится P Очень близко к иммедиатному будущему Часто «недограмматикализован» По-русски выражается настоящим временем или лексически: Падает! Щас взорвусь!

24 Элементы инвентаря Дуратив: В окне наблюдения срединная фаза состояния Прогрессив: В окне наблюдения срединная фаза процесса Чаще всего комбинируются в одну категорию (и тогда называются вместе дуративом), другое название – актуально-длительные формы По-английски выражается серией Continuous, по- французски оборотом etre en train de

25 Элементы инвентаря Комплетив: В окне наблюдения завершающая фаза accomplishment (или, в частном случае, achievement) В русском – выражается прошедшим временем Специализированный пунктив: В окно наблюдения вложено achievement В русском – может выражаться суффиксом -ну-

26 Вид и время Для вида очень характерно склеивание с категорией прошедшего времени: Перфективные значения невозможны для настоящего времени В прошедшем времени чаще всего различаются перфективное прошедшее (=аорист) и имперфективное прошедшее (=имперфект); языки, где не существует двух прошедших времен, единственное прошедшее время является аспектуально нейтральным и называется претерит