Россия 2007 год Агранович Б.Л., проф. Томского политехнического университета, вице-президент Ассоциации инженерного образования России Лекция 3 ОСНОВНЫЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Advertisements

Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Карамурзов Б.С. Ректор Кабардино-Балкарского.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Инновационная структура университетского комплекса.
Направление подготовки «Финансы и кредит» Магистерская программа Стратегические финансы.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Российская академия наук, Ассоциация инженерного образования России, Томский политехнический университет ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИНТЕГРАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
ПЕРВЫЙ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ Партнерство регионов - конкурентоспособность России Титов В.Т., ректор, председатель Совета ректоров, д.филол.н.,
Транксрипт:

Россия 2007 год Агранович Б.Л., проф. Томского политехнического университета, вице-президент Ассоциации инженерного образования России Лекция 3 ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИИ В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

В настоящее время стало общепризнанным, что научно-технические идеи и разработки, высокие технологии и наукоемкая продукция, интеллектуальный и образовательный потенциал кадров – «инновационная способность нации» - становятся главными движущими силами устойчивого экономического роста. Как свидетельствует опыт многих стран мира, ведущая роль в обеспечении перехода к эффективной экономике, основанной на знаниях, всегда принадлежала университетам. В настоящее время стало общепризнанным, что научно-технические идеи и разработки, высокие технологии и наукоемкая продукция, интеллектуальный и образовательный потенциал кадров – «инновационная способность нации» - становятся главными движущими силами устойчивого экономического роста. Как свидетельствует опыт многих стран мира, ведущая роль в обеспечении перехода к эффективной экономике, основанной на знаниях, всегда принадлежала университетам. УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

Осознание инновационной миссии российскими университетами относится к началу 90-х годов прошлого столетия. Осознание инновационной миссии российскими университетами относится к началу 90-х годов прошлого столетия. В этот период в университетах активно происходят процессы перехода от политического типа властных отношений к освоению экономического типа властных отношений и становления и развития вузов как субъектов рыночных отношений. Этот тип властных отношений специфичен нацеленностью менеджмента вуза на экономически измеримый результат и на клиента как источник результата. В этот период в университетах активно происходят процессы перехода от политического типа властных отношений к освоению экономического типа властных отношений и становления и развития вузов как субъектов рыночных отношений. Этот тип властных отношений специфичен нацеленностью менеджмента вуза на экономически измеримый результат и на клиента как источник результата.

Освоение экономического типа властных отношений позволило вузам получить необходимые ресурсы как для выживания, так и для развития. Консолидированный бюджет большинства российских вузов к концу 90-х годов по соотношению бюджетных и внебюджетных средств приблизился к единице. Освоение экономического типа властных отношений позволило вузам получить необходимые ресурсы как для выживания, так и для развития. Консолидированный бюджет большинства российских вузов к концу 90-х годов по соотношению бюджетных и внебюджетных средств приблизился к единице.

Вузы, успешно овладевшие экономическим типом властных, отношений становятся активными субъектами рынка приобретают черты бизнес – компаний и получают определенную экономическую свободу для сохранения своей академической сущности и реальной реализации автономии. Вузы, успешно овладевшие экономическим типом властных, отношений становятся активными субъектами рынка приобретают черты бизнес – компаний и получают определенную экономическую свободу для сохранения своей академической сущности и реальной реализации автономии.

К началу нового столетия получение дополнительных доходов за счет расширения масштабов платных образовательных услуг на основе традиционных образовательных технологий и увеличение объемов выполнения научно-исследовательских работ на основе морально устаревшей идеологии НИИОКР, а также недооценка роли маркетинга, бизнес – планирования и дизайна в решении проблем коммерциализации результатов научно- образовательной деятельности достигли своего предела и не позволяли получить необходимые ресурсы для дальнейшего развития. К началу нового столетия получение дополнительных доходов за счет расширения масштабов платных образовательных услуг на основе традиционных образовательных технологий и увеличение объемов выполнения научно-исследовательских работ на основе морально устаревшей идеологии НИИОКР, а также недооценка роли маркетинга, бизнес – планирования и дизайна в решении проблем коммерциализации результатов научно- образовательной деятельности достигли своего предела и не позволяли получить необходимые ресурсы для дальнейшего развития.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт для вузов, освоивших экономический тип властных отношений и ставших активными субъектами рынка, следующим этапом развития является освоение и переход на предпринимательский и / или корпоративный тип властных отношений. Как показывает отечественный и зарубежный опыт для вузов, освоивших экономический тип властных отношений и ставших активными субъектами рынка, следующим этапом развития является освоение и переход на предпринимательский и / или корпоративный тип властных отношений.

Предпринимательский тип властных отношений состоит в интеграции менеджментом вуза ресурсов, владельцами которых выступают подразделения вуза и партнеры,находящиеся в разных деловых сетях, для создания уникального продукта, который на выбранном секторе рынка оказывается монопольным. Данный тип властных отношений базируется на финансовых технологиях и приводит к проектно-ориентированной организационной структуре университета инновационного типа. Предпринимательский тип властных отношений состоит в интеграции менеджментом вуза ресурсов, владельцами которых выступают подразделения вуза и партнеры,находящиеся в разных деловых сетях, для создания уникального продукта, который на выбранном секторе рынка оказывается монопольным. Данный тип властных отношений базируется на финансовых технологиях и приводит к проектно-ориентированной организационной структуре университета инновационного типа.

Корпоративный тип властных отношений состоит в создании менеджментом вуза организационных условий для сотрудничества предпринимателей, заинтересованных в использовании в своей предпринимательской деятельности общекорпоративного ресурса. Корпоративный тип властных отношений состоит в создании менеджментом вуза организационных условий для сотрудничества предпринимателей, заинтересованных в использовании в своей предпринимательской деятельности общекорпоративного ресурса. Данный тип властных отношений основан на информационных технологиях и реализуется на базе предпринимательской корпорации. Данный тип властных отношений основан на информационных технологиях и реализуется на базе предпринимательской корпорации.

Ассоциация инженерного образования России в 2003 году провела исследования и анализ опыта становления и развития инновационных (entrepreneurial) университетов в Европе, США и развития инновационной деятельности в российских университетах.

Университет Уорвик (Англия) Университет Уорвик (Англия) Университет Джеонсу (Финляндия) Университет Джеонсу (Финляндия) Технологический университет Чалмерс (Швеция) Технологический университет Чалмерс (Швеция) Технологический университет Твенте (Нидерланды) Технологический университет Твенте (Нидерланды) Университет Стратклид (Англия) Университет Стратклид (Англия) Каталонский политехнический университет (Испания) Каталонский политехнический университет (Испания) Эколь Политехник (Франция) Эколь Политехник (Франция) Университет Боккони (Италия) Университет Боккони (Италия) Университет St. Gallen (Швейцария) Университет St. Gallen (Швейцария) Университет Wirtschaftsuniversitat (Австрия) Университет Wirtschaftsuniversitat (Австрия) В Европе изучен опыт следующих вузов:

Нью-Йоркский университет Нью-Йоркский университет Университет штата Мичиган Университет штата Мичиган Университет штата Калифорния (Беркли) Университет штата Калифорния (Беркли) В США изучен опыт следующих вузов:

Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана Томский политехнический университет Томский политехнический университет Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет Южно-Российский государственный технический университет Южно-Российский государственный технический университет Южно-Уральский государственный университет Южно-Уральский государственный университет Развитие инновационной деятельности в российских университетах изучено в следующих вузах:

университеты мира обеспокоены вызовами Исследования показали, что университеты мира обеспокоены вызовами изменением внешней среды потерей былой стабильности сокращением финансирования со стороны государства повышением требований потребителей к качеству научных исследований, технологических разработок и образовательных услуг усиливающимся дисбалансом между имеющимся спросом на основные продукты деятельности университета и возможностями их удовлетворения

Адекватным ответом на эти вызовы, как показывает отечественный и зарубежный опыт, являются становление и развитие университетов как инновационных структур и включение их в качестве важнейшей составляющей инновационного сектора экономики страны.

Наши исследования и опыт становления и развития зарубежных университетов как инновационных структур позволили свести деятельность по трансформации традиционных университетов в соответствии с новыми требованиями внешней среды в единую концептуальную систему – университет инновационного типа.

1. Развитие в университете системы инновационного образования 2. Создание в университете системы опережающей подготовки элитных специалистов мирового уровня 3. Сохранение университетских традиций и создание инфраструктуры инновационной деятельности,обеспечива ющих интеграцию академических ценностей и предпринимательства 4. Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды 7. Создание адаптивной системы управления университетом как самообучающейся структуры Основные принципы трансформации традиционного университета в инновационный: 6. Диверсификация источников финансирования университета и активный «фандрайзинг» 5. Развитие инфраструктуры взаимодействия с внешней средой, формирование системы стратегического партнерства университета с вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом, клиентами

Сложность подготовки специалистов для инновационной экономики связана с необходимостью соединить глубокое освоение фундаментальных знаний, с изучением профессионального дела и овладением профессиональным творчеством, а также предпринимательским искусством. Сложность подготовки специалистов для инновационной экономики связана с необходимостью соединить глубокое освоение фундаментальных знаний, с изучением профессионального дела и овладением профессиональным творчеством, а также предпринимательским искусством. 1. Развитие инновационного образования Это требует перестройки содержания образования подготовки такого рода специалистов, поиска и создания нетрадиционных образовательных технологий и реализации комплексной подготовки специалистов к инновационной деятельности. Это требует перестройки содержания образования подготовки такого рода специалистов, поиска и создания нетрадиционных образовательных технологий и реализации комплексной подготовки специалистов к инновационной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для подготовки специалистов в инновационном университете сегодня является недостаточным традиционное понимание профессионального образования как усвоение определенной суммы знаний,основанного на преподавании фиксированных предметов и более того существенным тормозом на пути формирования нового стиля мышления. Основой инновационного образования должны стать не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности,т.е. процедуры рефлексивного характера. Знания и методы познания,а также деятельности необходимо соединить в органическую целостность. Для подготовки специалистов в инновационном университете сегодня является недостаточным традиционное понимание профессионального образования как усвоение определенной суммы знаний,основанного на преподавании фиксированных предметов и более того существенным тормозом на пути формирования нового стиля мышления. Основой инновационного образования должны стать не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности,т.е. процедуры рефлексивного характера. Знания и методы познания,а также деятельности необходимо соединить в органическую целостность.

Перестройка содержания инновационного образования заключается в следующем: Перестройка содержания инновационного образования заключается в следующем: специальной подготовке основам предпринимательского дела. формировании у специалистов инновационного мышления; фундаментализации содержания образования;

Расширение и углубление междисциплинарных знаний, обеспечивающих инновационную деятельность в проблемных ситуациях наука проектирование предпринимательство Формирование методологической культуры профессиональной деятельности познавательной деятельности коммуникативной деятельности аксиологической деятельности Обеспечение синтеза естественно-научного и гуманитарного знания, переход к комплексным критериям продуктивности эффективности качества Расширение научного базиса социально-профессиональной деятельности методологизация генерализация моделирование ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Постидустриальное общество характеризуется интенсивным технологическим освоением мира. Созданная технико-технологическая среда сегодня по своим масштабам и влиянию на цивилизационные процессы сравнялась с природной средой. Поэтому характерной особенностью инновационного образования должна стать не только фундаментализация естественно-научного и социально- экономического,но и научно-технологического знания. Постидустриальное общество характеризуется интенсивным технологическим освоением мира. Созданная технико-технологическая среда сегодня по своим масштабам и влиянию на цивилизационные процессы сравнялась с природной средой. Поэтому характерной особенностью инновационного образования должна стать не только фундаментализация естественно-научного и социально- экономического,но и научно-технологического знания. В содержание инновационного образования необходимо включить фундаментальные законы становления и развития искусственных технико- технологических сред (ТРИЗ,синергетика т.д.), фундаментальные основы их проектирования на всех этапах жизненного цикла (СALS-технология и др.) изучение технологий живых систем В содержание инновационного образования необходимо включить фундаментальные законы становления и развития искусственных технико- технологических сред (ТРИЗ,синергетика т.д.), фундаментальные основы их проектирования на всех этапах жизненного цикла (СALS-технология и др.) изучение технологий живых систем

научной деятельности проектной деятельности предпринимательской деятельности научной деятельности проектной деятельности предпринимательской деятельности научной деятельности проектной деятельности предпринимательской деятельности МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НЕЛИНЕЙНОГО МЫШЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ

Усвоение знаний и формирование методов системного проектирования, программирования роста и развития Усвоение знаний и формирование методов менеджмента, маркетинга и предпринимательской деятельности СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА предриниматель скому делу Овладение иностранными языками на уровне, обеспечивающем профессиональную деятельность в иноязычной среде Формирование научных основ и методов трансфера технологий

целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности мировые информационные ресурсы и базы знаний РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности Деловые и организационно- деятельностные игры, тренинги профессиональные и личностного роста, бизнес-тренинги РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности проектно- ориентированные методы, бенчмаркинг РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности проблемно - ориентированный междисциплинарный подход РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности методы «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта» РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности методы «case studies» РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности технологии обучения работе в команде РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2. ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА ЭЛИТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И КОМАНД ПРОФЕССИОНАЛОВ МИРОВОГО УРОВНЯ

Опережающий характер подготовки специалистов обеспечивается выбором состава и структуры инновационных образовательных программ по сферам деятельности на основе национального и мировых прогнозов инновационного развития стран и регионов. Опережающий характер подготовки специалистов обеспечивается выбором состава и структуры инновационных образовательных программ по сферам деятельности на основе национального и мировых прогнозов инновационного развития стран и регионов.

Принцип элитности обучаемых, отобранных из различных российских вузов и предприятий Принцип опережающего образования и элитности образовательных программ и технологий Принцип элитности научных, инженерных и педагогических школ Принцип стратегического партнерства Опережающая подготовка элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня базируется на следующих 4 принципах:

Принцип элитности обучающихся обеспечивается строгим конкурсным отбором лучших выпускников российских вузов для обучения по магистерским программам опережающего образования. Конкурсный отбор осуществляется на основе многоуровневых специализированных тестов и письменных экзаменов, опыт применения которых к настоящему времени имеется в ряде университетов, учитывается также степень свободного владения английским языком для общения в профессиональной среде.

Принцип опережающего образования и элитности образовательных программ и технологий обеспечивается созданием консорциумов ведущих отечественных и зарубежных вузов с целью использования передового опыта разработки магистерских программ опережающего образования. Обучение отобранных лиц осуществляется по образовательным программам, построенным на компетентносной основе, междисциплинарных по содержанию, гибких (модульных), личностно- ориентированных по структуре, с либеральной организацией обучения. Образовательные программы проходят аккредитацию в отечественных и зарубежных агентствах.

позволяет подготовить специалистов, ориентированных на получение современных ключевых компетенций, как способности принимать решения в динамичной ситуации, способности не столько воспроизводить академические знания, но и действовать в соответствии с ними. Использование мировых информационных ресурсов и активных продуктивных методов : бенчмаркинг, кейс-технологии, тренинги личностного и профессионального роста, бизнес-тренинги, организационно-деятельностные игры, проблемно- и проектно-ориентированное обучение (творческие мастерские, проектные сессии, междисциплинарные проекты, проекты по реальным потребностям заказчиков и др.), широкое участие магистрантов, аспирантов и докторантов в научно-исследовательской работе, технологическом и конструкторско-технологическом инкубаторах университета и стратегических партнеров

Опережающее образование предполагает наличие в образовательных программах междисциплинарных курсов, содержащих сведения о технологиях, разработках, методах реализуемых либо предназначенных к внедрению, на самых передовых предприятиях мира. Опережающее образование предполагает наличие в образовательных программах междисциплинарных курсов, содержащих сведения о технологиях, разработках, методах реализуемых либо предназначенных к внедрению, на самых передовых предприятиях мира. Опережающее образование предполагает широкое использование при обучении мировых информационных ресурсов, новейших данных в области приобретаемой специальности, содержащихся в зарубежных источниках. Опережающее образование предполагает широкое использование при обучении мировых информационных ресурсов, новейших данных в области приобретаемой специальности, содержащихся в зарубежных источниках.

Реализация программ опережающего образования обеспечит подготовку элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня, знающих, умеющих и дееспособных, которые, придя на производство, должны знать больше и уметь лучше, чем те, кто там сегодня работает. Реализация программ опережающего образования обеспечит подготовку элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня, знающих, умеющих и дееспособных, которые, придя на производство, должны знать больше и уметь лучше, чем те, кто там сегодня работает. Они заряженные на победу в конкурентной борьбе, станут катализаторами развития предприятий, освоения новых технологий, носителями инновационной культуры. Они заряженные на победу в конкурентной борьбе, станут катализаторами развития предприятий, освоения новых технологий, носителями инновационной культуры.

обеспечивается привлечением на основе конкурсов лучших представителей этих школ для обучения, а также их потенциала для организации выполнения реальных индивидуальных и коллективных проектов, магистерских диссертаций. Принцип элитности научных, инженерных и педагогических школ

Подготовка элитных специалистов реализуется по магистерским программам, программам обучения в аспирантуре и докторантуре совместно со стратегическими партнерами - ведущими отечественными и зарубежными вузами, корпоративными заказчиками - компаниями и фирмами, организациями, бизнесом, научными структурами и предприятиями. Принцип стратегического партнерства

Важное место в предлагаемой инновационной образовательной программе имеют задачи по подготовке команд профессионалов. Содержание образования, образовательные технологии, организация обучения предполагают подготовку команд профессионалов, которые сразу после окончания обучения будут готовы для работы на инновационных предприятиях, формирование проектных групп для выполнения НИР и ОКР, бизнес-команд для технико- внедренческих зон, кластерных региональных экономик.

Приход на предприятие команды профессионалов, объединенных корпоративными принципами и общей целью, должен стать катализатором новых экономик, прорывных технологий и оптимизации управления.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Считаете ли Вы, что опережающая элитная подготовка специалистов действительно является наиболее эффективным механизмом решения задачи по нарастающему дефициту кадров мирового уровня в экономике России? 2.Что Вы считаете необходимым уточнить, дополнить и конкретизировать в рассмотренном выше подходе к подготовке специалистов?

3. Сохранение университетских традиций и создание инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающих интеграцию академических ценностей и предпринимательства расширение масштабов подготовки специалистов и научных кадров в области высоких технологий развитие фундаментальных и прикладных исследований по междисциплинарным направлениям Формирование инфраструктуры полного инновационного цикла образовательной и научной деятельности управление интеллектуальной собственностью и ее капитализацией введение в образовательные программы академических дисциплин по предпринимательству развитие бизнес - окружения университета привлечение эффективных менеджеров к управлению вузом

4. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА культура иерархии культура иерархии культура конкуренции (рынка) культура конкуренции (рынка) культура адхократии (творчества) культура адхократии (творчества) культура семьи культура семьи Корпоративная культура – это совокупность коллективных базовых представлений, необходимых и достаточных для адаптации к изменениям внешней среды и создания конкурентной внутренней среды университета. В основу формирования корпоративной культуры инновационного университета предлагается положить четырехфакторную модель, объединяющую следующие составляющие корпоративной культуры:

Существующая корпоративная культура университетов, как правило, может быть описана как семейно-иерархическая. Именно такой результат был получен при исследовании корпоративной культуры Томского политехнического университета. Существующая корпоративная культура университетов, как правило, может быть описана как семейно-иерархическая. Именно такой результат был получен при исследовании корпоративной культуры Томского политехнического университета.

- хотелось бы - есть Конкуренция (В) Семья (С) Иерархия (А) Творчество (D)

5. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ, ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА УНИВЕРСИТЕТА С ВУЗАМИ, АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКОЙ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ, БИЗНЕСОМ, КЛИЕНТАМИ включенность университета в решение задач инновационного развития региона, системы ВПО, страны развитие инфраструктуры взаимодействия с внешней средой мониторинг внешней среды и маркетинг профильных рынков расширение взаимодействия и создание совместных структур с институтами РАН привлечение существующих малых Hi-Tech предприятий к внедрению инновационных разработок университета и создание новых «венчурных» компаний совместная деятельность с крупными отечественными и транснациональными промышленными предприятиями и корпорациями

активизация деятельности Совета попечителей университета активное вовлечение в деятельность университета Ассоциации выпускников и ее филиалов взаимодействие с довузовскими образовательными учреждениями, создание образовательных комплексов взаимодействие с довузовскими образовательными учреждениями, создание образовательных комплексов кооперация с российскими и зарубежными университетами и научными организациями кооперация с российскими и зарубежными университетами и научными организациями расширение сети филиалов и представительств университета в России и за рубежом расширение сети филиалов и представительств университета в России и за рубежом взаимодействие с различными российскими и зарубежными ассоциациями, фондами и общественными организациями взаимодействие с различными российскими и зарубежными ассоциациями, фондами и общественными организациями эффективная непрерывная работа с министерствами и ведомствами эффективная непрерывная работа с министерствами и ведомствами развитие отношений с законодательной и исполнительной властью на всех уровнях развитие отношений с законодательной и исполнительной властью на всех уровнях

6. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА И АКТИВНЫЙ ФАНДРАЙЗИНГ Для проведения и поддержки изменений университету требуются значительные финансовые ресурсы. Поэтому важнейшим инструментом в становлении университетов инновационного типа является формирование дискреционной (формируемой по собственному усмотрению) многоканальной базы и активный фандрайзинг. Для проведения и поддержки изменений университету требуются значительные финансовые ресурсы. Поэтому важнейшим инструментом в становлении университетов инновационного типа является формирование дискреционной (формируемой по собственному усмотрению) многоканальной базы и активный фандрайзинг.

Дары спонсоров и меценатов, пожертвования выпускников университета Социально-культурный сервис Фандрайзинговые проекты и программы ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА И АКТИВНЫЙ ФАНДРАЙЗИНГ Создание и реализация инновационной технологической продукции Предоставление образовательных услуг на отечественных и зарубежных рынках Выполнения крупных, в том числе международных проектов Предоставление консалтинговых услуг Аренда неиспользуемых помещений университета Выполнение НИК, ОКР и т.д.

Фандрайзинг – достаточно новое явление в экономическом пространстве российских университетов. Фандрайзинг – достаточно новое явление в экономическом пространстве российских университетов. Фандрайзинг – поиск или сбор спонсорских средств для осуществления социально-значимых проектов, программ, акций или поддержки социально значимых институтов. Фандрайзинг – поиск или сбор спонсорских средств для осуществления социально-значимых проектов, программ, акций или поддержки социально значимых институтов. Американские и европейские университеты активно используют методы фандрайзинга для обеспечения финансирования своей деятельности. К примеру, в Мичиганском университете около 20% финансирования составляют фандрайзинговые средства. Американские и европейские университеты активно используют методы фандрайзинга для обеспечения финансирования своей деятельности. К примеру, в Мичиганском университете около 20% финансирования составляют фандрайзинговые средства.

Эффективность деятельности инновационного университета требует создания адекватной новым задачам организационной структуры и методов управления. Эффективность деятельности инновационного университета требует создания адекватной новым задачам организационной структуры и методов управления. Следование разработанным принципам инновационного университета должно позволить традиционному университету системно и полноценно перестроить организационное управление в соответствии с требованиями рыночной экономики с использованием современных методов и управленческих технологий. Следование разработанным принципам инновационного университета должно позволить традиционному университету системно и полноценно перестроить организационное управление в соответствии с требованиями рыночной экономики с использованием современных методов и управленческих технологий. 7. СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОМ КАК САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ СТРУКТУРЫ

Инновационный университет может быть охарактеризован как система социальной деятельности, реализующая, с одной стороны, целенаправленную деятельность людей, ориентированную на производство конечных продуктов для удовлетворения потребностей внешней и внутренней среды, с другой стороны – ценностно-ориентированную деятельность, направленную на преобразование самого субъекта, развитие его творческого потенциала. Инновационный университет может быть охарактеризован как система социальной деятельности, реализующая, с одной стороны, целенаправленную деятельность людей, ориентированную на производство конечных продуктов для удовлетворения потребностей внешней и внутренней среды, с другой стороны – ценностно-ориентированную деятельность, направленную на преобразование самого субъекта, развитие его творческого потенциала. В соответствии с этим адекватным представляется описание университета инновационного типа как целе-, ценностно-ориентированной системы. Это вносит определенное своеобразие в совершенствование системы управления университетом. В соответствии с этим адекватным представляется описание университета инновационного типа как целе-, ценностно-ориентированной системы. Это вносит определенное своеобразие в совершенствование системы управления университетом.

Целеориентированные организационные структуры управления, как правило определяются следующими схемами в зависимости от степени централизации управления и его характера: линейная, функциональная, матричная, линейно-функциональная. Целеориентированные организационные структуры управления, как правило определяются следующими схемами в зависимости от степени централизации управления и его характера: линейная, функциональная, матричная, линейно-функциональная. Целеориентированный характер объекта требует жесткого управления, а система управления проектируется как целенаправленно функционирующая структура, способная к разрешению проблемных ситуаций при определенных внешних условиях и заданных ресурсах. Конечным продуктом деятельности данной организационной системы является решение, предписывающее необходимое поведение вуза. Целеориентированный характер объекта требует жесткого управления, а система управления проектируется как целенаправленно функционирующая структура, способная к разрешению проблемных ситуаций при определенных внешних условиях и заданных ресурсах. Конечным продуктом деятельности данной организационной системы является решение, предписывающее необходимое поведение вуза.

Управление в ценностно-ориентированных системах с другой стороны, может быть охарактеризовано как мягкое управление и самоуправление (рефлексивное управление). Управление в ценностно-ориентированных системах с другой стороны, может быть охарактеризовано как мягкое управление и самоуправление (рефлексивное управление). Технология управления носит характер личностного воздействия субъектов на объекты управления, в котором преобладающим является не передача информации и предписаний поведения, а общение, коллегиальное обсуждение, обоснование, содружество в достижении сознательного консенсуса объектов управления при выборе направлений деятельности. Технология управления носит характер личностного воздействия субъектов на объекты управления, в котором преобладающим является не передача информации и предписаний поведения, а общение, коллегиальное обсуждение, обоснование, содружество в достижении сознательного консенсуса объектов управления при выборе направлений деятельности.

Руководство жизнедеятельностью ценностно- ориентированных систем обеспечивается высокоразвитым внутрисистемным самоуправлением, созданием коллегиальных и коллективных органов. Руководство жизнедеятельностью ценностно- ориентированных систем обеспечивается высокоразвитым внутрисистемным самоуправлением, созданием коллегиальных и коллективных органов. Самоуправление является характерной чертой ценностно-ориентированных систем, обеспечивающим гармонию коллективной деятельности с личностными механизмами творчества. Самоуправление является характерной чертой ценностно-ориентированных систем, обеспечивающим гармонию коллективной деятельности с личностными механизмами творчества.

Руководящие органы ценностно- ориентированных систем в отличие от целеориентированных разрабатывают не решения, а миссию, цели деятельности, положения, заключения, уставы, меморандумы, отзывы и т.д., реализация которых допускает творческий подход исполнителей, а также свободу выбора форм и методов решения поставленных указанными документами задач. Руководящие органы ценностно- ориентированных систем в отличие от целеориентированных разрабатывают не решения, а миссию, цели деятельности, положения, заключения, уставы, меморандумы, отзывы и т.д., реализация которых допускает творческий подход исполнителей, а также свободу выбора форм и методов решения поставленных указанными документами задач.

Деятельность в рамках целеоринтированной системы всегда выступает как заданное рациональное (оптимизированное) поведение субъекта, необходимое и достаточное для достижения поставленных целей. Деятельность в рамках целеоринтированной системы всегда выступает как заданное рациональное (оптимизированное) поведение субъекта, необходимое и достаточное для достижения поставленных целей. Ведущими отношениями в процессе деятельности выступают субъектно-объектные отношения. Поэтому в системах этого класса нивелируются индивидуальные особенности и своеобразие элементов, декретируется деятельность, направленная на достижение целей, и подавляется любая другая деятельность, игнорируются собственные цели субъектов деятельности, ограничивается их активность, социальная самодеятельность и инициатива. Ведущими отношениями в процессе деятельности выступают субъектно-объектные отношения. Поэтому в системах этого класса нивелируются индивидуальные особенности и своеобразие элементов, декретируется деятельность, направленная на достижение целей, и подавляется любая другая деятельность, игнорируются собственные цели субъектов деятельности, ограничивается их активность, социальная самодеятельность и инициатива.

1. 1.Обеспечение функциональной полноты и целостности инновационного университета в условиях многообразия видов и направлений деятельности. Без функциональной полноты структура вуза не в состоянии обеспечить необходимый уровень качества и эффективности реализуемых процессов. Целостность структуры способствует позитивным проявлениям эмерджентности - свойствам, присущим целому и не присущим частям Обеспечение единства научной, учебной и инновационной деятельности для создания наиболее благоприятных условий становления и развития творческой личности, научно-педагогических коллективов, эффективного взаимодействия со средой Обеспечение полноты жизненного цикла деятельности по основным университетским процессам – учебному, научному и инновационному. Полнота реализуемых этапов жизненного цикла способствует повышению результативности деятельности научно- педагогических коллективов, более полному удовлетворению в количественном и качественном отношении запросов основных профильных рынков на специалистов, на новые знания, методы, технику, технологию. Структура инновационного университета должна, очевидно, удовлетворять ряду специфических требований:

4. 4.Обеспечение специализации подразделений вуза в рамках образовательно-профессиональных программ, научных направлений и этапов инновационной деятельности в целях создания высокопрофессиональной творческой среды Обеспечение взаимодействия и кооперации специализированных подразделений вуза для обеспечения учебного процесса, выполнения комплексных НИР, инновационной деятельности Открытость и гибкость структуры инновационного университета, обеспечивающие, с одной стороны, возможность её развития и адаптации к новым условиям на принципах самоорганизации и, с другой - возможность для свободы выбора личностью (студент, преподаватель, научный сотрудник) образовательной траектории и вида деятельности Обеспечение взаимодействия инновационного университета с актуальной внешней средой: отечественными и зарубежными основными профильными рынками, промышленностью, научными организациями, бизнесом, федеральными и другими властными структурами Обеспечение дискреционной многоканальной базы финансирования инновационного университета и бюджетирования его финансовой деятельности.

9. 9.Обеспечение информационно-аналитического обслуживания органов управления университетов, реализация стратегического планирования развития инновационного университета Обеспечение сопровождения выпускников университета «образованием через всю жизнь» с целью поддержания их компетентности на общественно значимом уровне Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности инновационного университета Обеспечение формирования инновационной инфраструктуры университета Обеспечение маркетинговых исследований по основным профильным рынкам Обеспечение непрерывных процессов самоанализа, самооценки и самоаттестации университета Обеспечение повышения роли общественных институтов в управлении университетом при одновременном сохранении сильного административного ядра Обеспечение гармонизации системы управления с принципами всеобщего управления качеством.

ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОМ Сформулиро- вать миссию университета Гармонизировать систему управления университетом с TQM и ISO Создать комплексную систему управления вузом Активизировать непрерывные процессы самоанализа, самооценки и самоаттестации университета Совместить стратегию и тактику управления университетом со стратегическими целями и установками КПРУ Повысить эффективность стратегического планирования Адаптировать орг.структуру университета к решению стратегических задач Повысить профессионализм университетских менеджеров Развивать маркетинговые исследования

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММНО- ЦЕЛЕВОГО КОМПЛЕКСА Отдел управления интеллектуальной и промышленной собственностью Инновационно- технологический центр Центр управления качеством … Служба маркетинга профильных рынков Отдел корпоративной культуры Профильные производственные предприятия Банки Научно- производственные структуры … Много- функциональный кластер малых предприятий Фонды … Лизинговые компании ПЕРИФЕРИЙНОЕ ОКРУЖЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА ПРОРЕКТОРЫ И ДЕПАРТАМЕНТЫ ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА Отдел стратегичес- кого плани- рования и развития университета Служба сопровож- дения карьеры выпускни- ков Аудитор- ская служба Отдел развития взаимо- действия университета с внешней средой Р Е К Т О Р Образовательной деятельности Хозяйственного обслуживанияМеждународного сотрудничестваИнформатизации Внеучебной деятельности и социальной работы Финансово-экономической деятельности Научно-исследовательской деятельности П Р Е З И Д Е Н Т ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРЕЗИДЕНТСКИЙ СОВЕТ К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА УНИВЕРСИТЕТА Члены попечительского Совета университета А С С А М Б Л Е Я У Н И В Е Р С И Т Е Т А Представители Ассоциации выпускников университета Члены Ученого Совета университета УЧЕНЫЙ СОВЕТ УНИВЕРСИТЕТА Фонд стратегичес- кого развития университета

Предлагаемая организационная структура управления университетом, удовлетворяющая изложенным выше требованиям, включает структуры государственно- общественного управления, возглавляемые президентом университета и формируется из представителей учредителей, членов Правления Ассоциации выпускников университета. Предлагаемая организационная структура управления университетом, удовлетворяющая изложенным выше требованиям, включает структуры государственно- общественного управления, возглавляемые президентом университета и формируется из представителей учредителей, членов Правления Ассоциации выпускников университета. Ассамблея как высший орган государственно- общественного управления университетом определяет стратегию его развития в интересах общества, государства и личности. Ассамблея как высший орган государственно- общественного управления университетом определяет стратегию его развития в интересах общества, государства и личности. Президент осуществляет функции государственно- общественного управления как высшее должностное лицо университета и несет ответственность за деятельность университета перед государством и обществом. Президент университета избирается Ассамблеей. Президент осуществляет функции государственно- общественного управления как высшее должностное лицо университета и несет ответственность за деятельность университета перед государством и обществом. Президент университета избирается Ассамблеей.

осуществляет представительскую власть, как высшее должностное лицо университета; осуществляет представительскую власть, как высшее должностное лицо университета; представляет университет без доверенности; представляет университет без доверенности; несет ответственность перед ассамблеей университета и федеральными органами образования; несет ответственность перед ассамблеей университета и федеральными органами образования; представляет рекомендации ректору и другим должностным лицам университета; представляет рекомендации ректору и другим должностным лицам университета; участвует в составлении проектов бюджета университета и ходатайств о финансировании; участвует в составлении проектов бюджета университета и ходатайств о финансировании; представляет утвержденное советом университета ходатайство о финансировании университета из федерального бюджета в федеральном органе управ- ления высшим профессиональным образованием; представляет утвержденное советом университета ходатайство о финансировании университета из федерального бюджета в федеральном органе управ- ления высшим профессиональным образованием; Президент университета выполняет следующие функции: Президент университета выполняет следующие функции:

разрабатывает и утверждает планы стратегического развития университета; разрабатывает и утверждает планы стратегического развития университета; организует работу маркетинговой и аудиторской служб; организует работу маркетинговой и аудиторской служб; назначает администрацию президента; назначает администрацию президента; подписывает и обнародует постановления университетской ассамблеи; подписывает и обнародует постановления университетской ассамблеи; обеспечивает взаимодействие в Попечительским советом и Ассоциацией выпускников университета. обеспечивает взаимодействие в Попечительским советом и Ассоциацией выпускников университета. Уставом университета на президента могут быть возложены иные полномочия, соответствующие федеральному законодательству. Уставом университета на президента могут быть возложены иные полномочия, соответствующие федеральному законодательству.

Администрация президента является представительной властью университета и обеспечивает представительство и взаимодействие университета с органами государственной власти и местного самоуправления, международными организациями, попечительским советом и ассоциацией выпускников, обеспечивает стратегическое планирование развития университета, осуществляет маркетинговые исследования, проводит содержательный и финансовый аудит деятельности университета. Администрация президента является представительной властью университета и обеспечивает представительство и взаимодействие университета с органами государственной власти и местного самоуправления, международными организациями, попечительским советом и ассоциацией выпускников, обеспечивает стратегическое планирование развития университета, осуществляет маркетинговые исследования, проводит содержательный и финансовый аудит деятельности университета. Администрация президента действует на основании регламента, утверждаемого советом университета. Администрация президента действует на основании регламента, утверждаемого советом университета.

осуществляет в университете высшую административную власть в пределах своей компетенции; осуществляет в университете высшую административную власть в пределах своей компетенции; обеспечивает выполнение постановлений университетской ассамблеи, решений университетской конференции и совета университета; обеспечивает выполнение постановлений университетской ассамблеи, решений университетской конференции и совета университета; имеет право однократного наложения вето на решения совета университета; имеет право однократного наложения вето на решения совета университета; На ректора университета, кроме традиционных, возлагаются следующие функции: На ректора университета, кроме традиционных, возлагаются следующие функции:

контролирует соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов учебной деятельности и научных исследований; обеспечивает планирование учебной и научно- исследовательской деятельности; оценивает их результативность; контролирует соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов учебной деятельности и научных исследований; обеспечивает планирование учебной и научно- исследовательской деятельности; оценивает их результативность; обеспечивает составление проектов «бюджета» университета и ходатайств о финансировании; представляет утвержденное советом университета ходатайство о финансировании университета из федерального бюджета в федеральном органе управления высшим профессиональным образованием; обеспечивает исполнение «бюджета» университета и представляет соответствующий отчет совету университета; обеспечивает составление проектов «бюджета» университета и ходатайств о финансировании; представляет утвержденное советом университета ходатайство о финансировании университета из федерального бюджета в федеральном органе управления высшим профессиональным образованием; обеспечивает исполнение «бюджета» университета и представляет соответствующий отчет совету университета; является представителем университета. является представителем университета.

Попечительский Совет университета является совещательным органом. Состав попечительского совета утверждается учредителем университета на срок 5 лет из числа кандидатур, предложенных ученым советом университета. Членами попечительского совета являются лица, облеченные доверием общества.

Попечительский совет обеспечивает консенсус интересов государства, общества и личности. Несет ответственность за деятельность университета перед обществом. Попечительский совет обеспечивает консенсус интересов государства, общества и личности. Несет ответственность за деятельность университета перед обществом. Способствует многоканальному финансированию университета, привлечению средств для развития университета. Способствует многоканальному финансированию университета, привлечению средств для развития университета. Попечительский совет формирует предложения по стратегии развития и функционированию университета. Определяет перспективные направления научных исследований и подготовки специалистов. Попечительский совет формирует предложения по стратегии развития и функционированию университета. Определяет перспективные направления научных исследований и подготовки специалистов. Попечительский совет определяет требования к должностным обязанностям ректора и рекомендует университетской конференции кандидатуру ректора. Попечительский совет определяет требования к должностным обязанностям ректора и рекомендует университетской конференции кандидатуру ректора.

Попечительский совет Попечительский совет обеспечивает консенсус интересов государства, общества и личности; обеспечивает консенсус интересов государства, общества и личности; несет ответственность за деятельность университета перед обществом; несет ответственность за деятельность университета перед обществом; способствует многоканальному финансированию университета, привлечению средств для развития университета; способствует многоканальному финансированию университета, привлечению средств для развития университета; формирует предложения по стратегии развития и функционированию университета; формирует предложения по стратегии развития и функционированию университета; определяет перспективные направления научных исследований и подготовки специалистов; определяет перспективные направления научных исследований и подготовки специалистов; определяет требования к должностным обязанностям ректора и рекомендует университетской конференции кандидатуру ректора. определяет требования к должностным обязанностям ректора и рекомендует университетской конференции кандидатуру ректора.

Благодарю за внимание!