К ОНСУЛЬТАТИВНАЯ СЛУЖБА IFC ПО ТРАНЗАКЦИЯМ ГЧП С ТРУКТУРИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЕКТОВ ГЧП В К АЗАХСТАНЕ Ж АННАТ С АЛИМОВА -Т ЕКАЙ МАЙ 2011 Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Перспективы проектов ГЧП в транспортной инфраструктуре АО " Казахстанский центр государственно - частного партнерства " Астана, 30 ноября 2009г. Тилебалдинов.
Advertisements

Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КРАСНОЯРСК ОКТЯБРЬ 2014.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
На государственный бюджет не надеемся, привлекаем инвестиции или Государственно-Частное партнерство по-белорусски Дарья Жук партнер Юридической фирмы «Глимстедт»
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
1 АНДРЕЙ ЧИБИС Член Правления ОАО «РКС» Концессия и RAB в ЖКХ: пилотные проекты - ожидаемые результаты.
«Привлечение инвестиций в проекты водной отрасли на основе государственно-частного партнерства» Елена Устинова, директор Департамента финансово-экономического.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно- частного партнёрства» ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА: Группа Всемирного банка World Bank Group Выполнила: студентка 4 курса группа р Умарова М.
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проектного финансирования»
Программа Реформ Государственно-Частное Партнерство путь развития инфраструктуры Кыргызстана 1.
1 Возможности участия Внешэкономбанка в развитии особых экономических зон 16 октября 2007, Москва ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯБАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ.
The World Bank Государственно-частные партнерства на железнодорожном транспорте Лу Томпсон (Lou Thompson) Москва, 3-4 марта 2005 г. Thompson, Galenson.
Компания А – Презентация для инвесторов. 2 Обзор компании и рынка Финансовые показатели Стратегия развития Инвестиционная привлекательность.
АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» Председатель Правления – Амерходжаев Галым Ташмуханбетович г.Москва.
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
Государственно-частное партнерство как инструмент развития железнодорожной инфраструктуры Иннокентий Иванов 18 ноября 2010 г. IV Международный форум «Транспорт.
«Особенности приватизации в странах Балтии: Эстонии, Латвии, Литве».
Транксрипт:

К ОНСУЛЬТАТИВНАЯ СЛУЖБА IFC ПО ТРАНЗАКЦИЯМ ГЧП С ТРУКТУРИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЕКТОВ ГЧП В К АЗАХСТАНЕ Ж АННАТ С АЛИМОВА -Т ЕКАЙ МАЙ 2011 Г.

Содержание Транспортные проекты в Казахстане 3 ГЧП а Казахстане7 Необходимые предпосылки15 IFC и Консультативная служба по транзакциям ГЧП20 Наш опыт26 2

Транспортный сектор Казахстана Железнодорожные линии, общ. км путей 14,205 Авиатранспорт, зарегистрированные взлеты 19,16019,13819,22918,832 Дороги с твердым покрытием, длина в км 83,72084,03184,14185,700 Автомобили, на 1000 человек N/A

4 Транспортный сектор Казахстана 4 Казахстан Общий LPI баллы 2.83 позиция 62 Таможня баллы 2.38 позиция 79 Инфраструктура баллы 2.66 позиция 57 Международная транспортировка баллы 3.29 позиция 29 Логистическая компетенция баллы 2.6 позиция 73 Tрекинг и прослеживание баллы 2.7 позиция 85 Своевременность баллы 3.25 позиция 86 Источник: Всемирный банк Индекс LPI для Казахстана

5 Проекты в транспортном секторе Казахстана 5 Государственный сектор: преимущественно реабилитация и модернизация существующей «недвижимой» инфраструктуры, под займы институтов развития Порт Актау Аэропорт Астана КТЖ Бишкек-Алматы Частный сектор: «движимый» транспорт, маленькие спонтанные проекты, под определенную клиентскую базу Подвижной ж/д состав Грузовые автопарки Большинство инициировано в докризисный период (высокий левераж) Авиафрахт только начинает развиваться; нет развития под специфический сектор (н-р, под сельхоз промышленность) Практически отсутствуют инвестиции в новую «недвижимую» инфраструктуру

Содержание Транспортные проекты в Казахстане3 ГЧП а Казахстане 7 Необходимые предпосылки15 IFC и Консультативная служба по транзакциям ГЧП20 Наш опыт26 6

Первый концессионный проект Сектор: железные дороги Концессия присуждена: АО «Досжан Темир Жолы», местная компания без предыдущего опыта в секторе Маршрут: Шар – Усть-Каменогорск Расстояние: 151 км с 5 станциями и 3 двухколейными секциями Стоимость: KZT 30.5 млрд (USD 203 млн) Период: 23-летняя концессия (с авг г.) хОтсутствовала поддержка государства в вопросах тарифных рисков и трафика хСтроительство закончилось с опозданиями и превышением бюджета хПосле дефолта по инфраструктурным облигациям проекта (индексированным на инфляцию), была проведена реструктуризация хВ конце 2008 г. основным акционером стала КТЖ 7

8 Транспортные проекты в разработке под ГЧП* 8 ЛРТ Алматы (гор. транспорт, около 250 млн. $, тендер в 2012 г.) БАКАД (кольцевая дорога вокруг Алматы, в разработке) Алматы – Хоргос (авто, 301 км, около 1 млрд. $, тендер состоялся, но контракт не заключен) Хоргос – Жетиген (ж/д, 300 км, около 900 млн. $, тендер состоялся, но контракт не заключен) Алматы – Капчагай (авто, 104 км, 430 млн. $, тендер не состоялся) Шубарколь-Аркалык (ж/д, пред-ТЭО в разработке) Актау-Баутино (ж/д, в разработке) Транспортно-логистические центры (логистика в крупных городах, в разработке) Многие другие *по данным IFC

9 Причины медленного развития 9 Географические и демографические особенности страны Недостаток финансирования, как государственного (бюджет), так и частного (заемные средства) Тарифное регулирование не способствует развитию частных транспортных проектов (напр в ж/д) Недостаточная поддержка со стороны государства Отсутствие долгосрочных контрактов

10 Закон о концессиях РК 10 Принят в 2006 году, поправки в 2008 году Предусматривает проведение открытых тендеров на участие частного сектора в крупных инфраструктурных проектах Участие государства в форме предоставления земельных участков Финансовая привлекательность осложнена вследствие невозможности залога на создаваемый актив Не обеспечивает механизмов гарантирования нижних порогов трафика Не позволяет сложных механизмов разделения рисков

11 Источник: ЕБРР Закон о концессиях РК

Чего ожидают правительства от ГЧП Снижение участия государства Начало необходимых инвестиций в инфраструктуру Снижение нагрузки на гос. бюджет Частное финансирование инфраструктуры Перераспределение рисков между частным и государственным секторами Качество услуг Увеличение охвата (доступа), улучшение качества услуг Вовлечение частных операторов в управление Тарифы Принцип возмещения затрат в секторе (финансовое равновесие) Приемлемые тарифы (ограниченный рост, иногда и снижение) Считаться с платежной способностью потребителей Влиять на желание потребителей платить за услуги 12

Условия частного сектора в ГЧП Поддерживающая среда Ясная, проверенная приверженность Правительства реформам Необходимая юридическая и регулятивная среда Правомочность контрактов и независимость оператора от Государства Прозрачность Гарантированная доходность Гарантии по снабжению, трафику Качество и объем спроса Эксклюзивность, правомочность сбора денежных средств Тариф, необходимый для финансового равновесия и возврата инвестиций Доступ к финансированию Защита от рисков Гарантия от непредвиденных и природоохранных расходов Справедливое разделение рисков (контракт) Инструменты управления риском (MIGA, WB, IFC) 13

Содержание Транспортные проекты в Казахстане3 ГЧП а Казахстане7 Необходимые предпосылки 15 IFC и Консультативная служба по транзакциям ГЧП20 Наш опыт26 14

«Стандартные» модели ГЧП Выбор структуры ГЧП зависит от желаемого разделения ответственностей Дизайн- строительство Дизайн- строительство- ТО Контракт на оказание услуг Дизайн- строительство- управление Дизайн- строительство- управление-ТО Контракт на управление Лизинг Строительство- управление- передача Концессия Строительство- владение- управление Государственная ответственность Частная ответственность Отделение активов Спектр моделейГЧП моделиСтруктуры Владение активами Ответственность за инвестиции Принятие рисков Длительность контракта Контракты на поставку/управление Проекты «под ключ» Аренда линий/подвижного состава Концессии Частное владение Совместное предприятие Государственное предприятие Подрядные модели Продажа-возвратный лизинг Источник: International Union of Railways (IUC) 15

Распределение рисков Успех какого-либо ГЧП в транспортном секторе будет зависеть от правильно подобранного баланса между стоимостью и риском; В сравнении с другими ГЧП, транспортные проекты неизбежно имеют высокие риски: неотъемлемая сложность политические, стратегические и законодательные рамки высокая стоимость, длительность сроков реализации коммерческий риск Зачастую государственный сектор косвенно покрывает основные риски, и его участие неизбежно ожидается во времена финансовых трудностей Высокая степень передачи рисков – в лучшем случае, дорого, в худшем – недосягаемо Целью должна быть выборочная передача рисков, которыми партнеры могут эффективно управлять, а значит и точно оценить 16

Финансирование проектов Коммерческий доход редко является достаточным для финансирования строительных затрат по проекту Низкая стоимость капитала является решающим фактором в обеспечении жизнеспособности проекта Практически всегда необходимо государственное участие, хотя оно может принимать различные формы и степени: инвестиционные/операционные субсидии гарантирование для снижения стоимости капитала перенятие коммерческих/финансовых рисков у частного оператора Страна Подход к финансированию Прецедент ВеликобританияОблигации с гос. гарантиейLCR/HS1, Network Rail Великобритания, Италия Секьюритизация сборов за доступLCR/ HS1, TAV/ ISPA Великобритания, Франция ГЧП с частичным гарантированиемMetronet, Tubelines, LGV SEA ВеликобританияСтруктурирование частным сектором без финансирования Crossrail Германия, ФранцияГосударственное владение и грантыDeutsche Bahn 17

Ограниченный опыт ГЧП в Казахстане; масштаб и экономика проектов не опробована; в большинстве нет оценки спроса Возможность/стоимость/время на выкуп земли на окраинах городов (таких, как Алматы) Требуемые капитальные затраты могут превысить оценочный уровень Устаревшая техника Государство и инвесторы могут не согласиться о проектной структуре Недостаточный интерес со стороны инвесторов, что снизит тендерную конкуренцию Местные долговые рынки недостаточно развиты; валютный риск Восприятие законодательного/политического риска Частный сектор участвует в формулировке дизайна и регулятивных условий для обеспечения реалистичности масштаба проекта и привлекательности инвестиционного климата Государство решает вопрос выкупа земли до начала проекта; гранты/субсидии почти неизбежно необходимы для обеспечения успешности пилотного проекта Тендер определяет условия по стандартам (вкупе со штрафами за несоблюдение) и оставляет выбор подходящей технологии/дизайна за инвестором Привлечь местные/международные банки на раннем этапе для обеспечения адекватного финансирования; организовать межвалютные свопы в НБ, если требуется валютное финансирование Страхуемый риск передан частным инвесторам; Договор о государственной поддержке либо страхование политического риска на случай форс мажора Ключевые рискиФакторы снижения риска Улучшение экономики проекта 18

Содержание Транспортные проекты в Казахстане3 ГЧП а Казахстане7 Необходимые предпосылки15 IFC и Консультативная служба по транзакциям ГЧП 20 Наш опыт26 19

Содейстие развитию частного и коммерческого секторов Частные компании в 182 странах-членах Банка Акц.капитал/квазикапитал Долгосрочные кредиты Управление рисками Консультативные услуги IFC входит Группу Всемирного банка МБРР Международный банк реконструкции и развития IDA Международная ассоциация развитияIFC Международная финансовая корпорация MIGA Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций Содействие институци- ональным, правовым и регулятивным реформам Правительства бедней-ших стран с доходами на душу населения ниже $1,025 Техническая поддержка Беспроцентные кредиты Консультирование по стратегическому планированию Снижение политического риска инвестиций Иностранные инвесторы в странах-членах Банка Страхование политических рисков Основан в 1945 годуОснована в 1960 годуОснована в 1956 годуОсновано в 1988 году Роль: Клиенты: Продукт: Содействие институци- ональным, правовым и регулятивным реформам Правительства стран- членов Банка с доходами на душу населения от $1,025 до $6,055 Техническая поддержка Кредиты Консультирование по стратегическому планированию Общая миссия: содействие экономическому развитию и борьба с бедностью 20

Кредиты Долевое участие Гарантии Мобилизация капитала ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО Экологическая и социальная устойчивость Доступ к финансированию Деловая среда Роль IFC IFC оказывает консультативные услуги правительствам, государственным органам и частному сектору Крупнейший международный институт, предоставляющий финансирование частному сектору (более 30 миллиардов долл. США) 21

Консультативная служба по ГЧП Основана в 1989 году Реализовано более 200 инфраструктурных проектов за время существования службы Мобилизовано свыше $3 млрд частного капитала в более чем 25 странах мира Специализация Транспорт – аэропорты, авиалинии, автодороги, ж/д Коммунальные услуги – ТБО, водоснабжение и канализация Энергетика – производство, распределение, возобновляемые источники Добыча полезных ископаемых Здравоохранение и образование Прочие секторы Передовые проекты Первые в своем роде, сложные, политически чувствительные, реформирующие, инновационные 22

Проекты ГЧП в инфраструктуре – послужной список IFC (консультативный и инвестиционный департаменты) МВФ: «Определяющие факторы государственно-частных партнерств в инфраструктуре», WP/06/09 23

Преимущества работы с IFC Передовой практический опыт в структурировании и осуществлении успешных проектов ГЧП в развивающихся рынках Опытные отраслевые специалисты Репутация «честного независимого посредника» Гарантия объективности, независимости и прозрачности процесса: Участие IFC в проекте повышает доверие и интерес стратегических инвесторов Участие IFC - гарант прозрачности и международных стандартов качества Уникальный статус международного финансового института позволяет IFC структурировать уникальные транзакции (например, с использованием целевого субсидирования) Приоритетность устойчивых экономических, социальных и экологических задач Мы балансируем задачи государства, интересы потребителей и финансовую привлекательность структуры сделки Возможность привлечения ресурсов других членов Группы Всемирного Банка Обширные связи с мировым инвестиционным сообществом 24

Содержание Транспортные проекты в Казахстане3 ГЧП а Казахстане7 Необходимые предпосылки15 IFC и Консультативная служба по транзакциям ГЧП20 Наш опыт 26 25

Наш опыт Богатый опыт в транспортном секторе – как по инвестиционному, так и по консультативному направлению Многие годы IFC финансировала и предоставляла консультативную поддержку в транспортных проектах Железные дороги ЛРТ Авиалинии и аэропорты Порты Логистические центры IFC реализовала консультативные проекты в более чем в 84 странах мира и профинансировала 18 проектов в железнодорожном секторе на сумму $481.2 млн долларов США 26

Железные дороги Проекты в железнодорожном секторе, гг. ГЧП, строитель-ство «с нуля» « BOT» на расшире- ние системы общ. транспорта в Маниле на Филиппинах Консультативный департамент IFC Кредит $137м на покупку вагонных составов в России Инвестиционный департамент IFC Кред. фонд на кап. затраты $10м на поддержание модернизации ж/д линий в Бразилии Инвестиционный департамент IFC Кредит $50м Eesti Raudtee и Baltic Railway Services в Эстонии Инвестиционный департамент IFC Кредит $35м кредит и $10м собств. капитала Brunswick Rail в России Инвестиционный департамент IFC Кредит $44и кредит и $6м квазикапитала на обновление ж/д сети Канала Панама в Панаме Инвестиционный департамент IFC Кредит $30м на надземную ж/д систему в Бангкоке, Тайланд Инвестиционный департамент IFC Кредит $12м кредит и $2м собств. капитала в Mexican Railroads Инвестиционный департамент IFC Кредит $30м Глобалтранс карго в России Инвестиционный департамент IFC Кредит $30.2м на реконструкцию ж/д Chiapas и Mayab в Мексике Инвестиционный департамент IFC Кредит $9м ж/д сектору в Перу Инвестиционный департамент IFC Приватизация Ж/д линия Mitrle в Аргентине Консультативный департамент IFC 27

Аэропорты Концессия Аэропорт Порт-о- Пренс в Гаити Консультативный департамент IFC Проекты в секторе гражданской авиации, гг. Кредит Модернизация аэропортов Пномпеня и Сием Рипа в Камбодже Инвестиционный департамент IFC Концессия Международный аэропорт Ннамди Азикиве в Абудже, Нигерия Консультативный департамент IFC ГЧП, строит. «с нуля» города- аэропорты в Джедда, Рияд и Даммам в Саудовской Аравии Консультативный департамент IFC Экологическая реабилитация в Доминиканской Республики Инвестиционный департамент IFC Кред. фонд на кап. затраты $10м аэропорту Тбилиси в Грузии Инвестиционный департамент IFC $42м на расширение аэропорта на Ямайке Инвестиционный департамент IFC Кредит $125м фонд на строительство Терминала 3 аэропорта Манилы на Филиппинах Инвестиционный департамент IFC Кредит $120м Международному аэропорту Королевы Алии в Иордании Консультативный департамент IFC Кредит $35м Aeropuerto IJS в Коста Рике Инвестиционный департамент IFC Кредит $40м кредит Vuela в Мексике Инвестиционный департамент IFC Кредит $214м аэропорту TAV в Тунисе Консультативный департамент IFC Кред. фонд на кап. затраты 28

Авиалинии Проекты в секторе гражданской авиации, гг. Лизинг $40м на покупку судов малобюджетного перевозчика в Мексике Инвестиционный департамент IFC Приватизация Реструктуризация и приватизация Air Jamaica Консультативный департамент IFC Кредит $50м малобюджетному перевозчику в Бразилии Инвестиционный департамент IFC Кредит £15м квазикапитала воздушного перевозчика ближней связи в России Инвестиционный департамент IFC Кредит $30м кредит авиалинии Lan Chile в Чили Инвестиционный департамент IFC Кредит $25м Сибирским Авиалиниям в России Инвестиционный департамент IFC Кредит $50м Авиалиниям Gol в Бразилии Инвестиционный департамент IFC Кредит $15м кредит Copa Airlines в Панаме Инвестиционный департамент IFC Кредит $30м на покупку воздушных судов авиалиниями Taca в Эль-Сальвадоре Инвестиционный департамент IFC Кредит $50м кредит авиалинии Волга- Днепр в России Инвестиционный департамент IFC Кредит $15м квазикапитала Jet Airways в Индии Инвестиционный департамент IFC Приватизация Продажа 26% акций KLM Консультативный департамент IFC 29

Морские порты Кредит $35м кредит и $7.3м инвест. В Южноазиат. узловой терминал в порту Шри Ланки Инвестиционный департамент IFC Проекты в секторе морских портов, гг. Концессия Грузообработка в порту Луи в Маврикие Консультативный департамент IFC ГЧП Расширение порта Котону в Бенине Консультативный департамент IFC Кредит $45м оператору грузового терминала в порту Буэнос-Айреса в Аргентине Инвестиционный департамент IFC Кредит $12м для обновления флота цементного перевозчика в Иордании Инвестиционный департамент IFC Кредит $45м на расширение терминала автоэкспорта в Турции Инвестиционный департамент IFC Кредит $8м на модернизацию контейнерного терминала в порту Карачи в Пакистане Инвестиционный департамент IFC Кредит $36м зерновому элеватору на реке Парана в Аргентине Инвестиционный департамент IFC Кредит $5м кредит на новый контейнерный терминал в порту Феарйонг в Китaе Инвестиционный департамент IFC Приватизация Приватизация портов Гуджарат в Индии Консультативный департамент IFC Кредит $50м международному терминалу Манзанилло в Панаме Инвестиционный департамент IFC Кредит $18м кредит и $0.5м собств. капитала в круизносудовой терминал Кушадаси в Турции Инвестиционный департамент IFC 30

Дороги Проекты в автодорожном секторе, гг. Концессия Автодорога Бахия 093 в северо- восточной Бразилии Консультативный департамент IFC ГЧП, строит. «с нуля» Строительство магистрали Бар- Боляре в Черногории Консультативный департамент IFC Концессия Магистраль BR-116 в Бразилии Консультативный департамент IFC Концессия Магистраль Ruta del Sol в Колумбии Консультативный департамент IFC ГЧП Реконструкция платной дороги Каир-Александрия в Египте Консультативный департамент IFC Концессия Кольцевая автодорога г. Амман в Иордании Консультативный департамент IFC Кредит $18м концессионеру дороги Ирапуато- Ла Пиедад в Мексике Инвестиционный департамент IFC Кредит $70м на магистраль Corridor Sur в Панаме Инвестиционный департамент IFC ГЧП Реконструкция сирийской магистрали в Сирии Консультативный департамент IFC Кредит $15м на реконструкцию дороги Буга-Тулуа- Ла Пайла в Колумблии Инвестиционный департамент IFC Кредит $20м кредит платной дороге Толука в Мексике Инвестиционный департамент IFC Кредит $17м кредит платной дороге Леки в Нигерии Инвестиционный департамент IFC 31

Контактные лица 32