Целенаправленное поведение. Рефлекторная модель работы мозга Принцип доминанты Теория функциональных систем Понятие мотивации Целенаправленные системы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психофизиология потребностей и мотиваций Подготовили.
Advertisements

1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА Подготовил студент 1 курса ДБХ -101 Полянских Антон.
Рефлексы условныебезусловные Рефлекс – ответная реакция организма на внешние раздражители. Осуществляется при помощи нервной системы.
Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Рефлекс. Рефлекторная дуга.
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА..
Отличие условных от безусловных рефлексов Безусловные рефлексы 1.Являются врожденными 2.Безусловные рефлексы являются видовыми 3.Являются постоянными.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Высшая нервная деятельность Особенности ВНД человека Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ 6» г. Сергиев Посад.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Задачи: Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, совокупность сложных рефлекторных реакций, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям.
ЛЕКЦИЯ 26 Понятия о ВНД. Функциональная характеристика КБП. ЭЭГ. Условные рефлексы, классификация. Методика выработки условных рефлексов. Механизм образования.
Рефлекторная теория поведения Урок биологии в 8 классе учитель МОУ «СОШ 12» Иноземцева М.В год.
Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Торндайка Берреса Фердинанда Скиннера.
Высшая нервная деятельность (ВНД) - деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней.
Торможение условных рефлексов. Центральное торможение было открыто в 1863 году И.М.Сеченовым. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать.
Физиология высшей нервной деятельности Физиологические механизмы условного рефлекса
Транксрипт:

Целенаправленное поведение

Рефлекторная модель работы мозга Принцип доминанты Теория функциональных систем Понятие мотивации Целенаправленные системы Целенаправленное поведение

Синапс Хебба и условный рефлекс Исходно сильная синаптическая связь УС БС БР или УР Исходно слабая синаптическая связь, которая усиливается при совпадении во времени пре- и постсинаптической активности (синапс Хебба)

Экспериментальная установка по выработке классических условных слюнных рефлексов (по Э.А.Асратяну, 1974). Слева внутренняя часть экспериментальной камеры, справа внешняя Классические условные рефлексы

1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (будущего условного) и безусловного. 2. Действие условного раздражителя должно предшествовать действию безусловного в пределах 0,5-2 секунды. 3. Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителя в определенном режиме нагрузки и времени. 4. Нервные центры коры головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности и должны находиться в активном состоянии. 5. Сила возбуждения на условный раздражитель должна быть меньше, чем на безусловный. 6. Посторонние раздражители, вызывающие ориентировочную реакцию, должны отсутствовать. Правила выработки условных рефлексов (по И.П. Павлову)

«Ящик Скиннера» - экспериментальная установка по выработке инструментальных (оперантных) условных рефлексов. Инструментальные условные рефлексы

Различия между классическим и оперантным рефлексами

Витальные - Пищевые - Питьевые - Оборонительные - Регуляция сна- бодрствования - Экономии сил Ролевые (зоосоциальные) - Половые - Родительские - Эмоциональные (резонанса, сопереживания) - Территориальные - Иерархические Саморазвития - Исследовательские - Имитационные - Игровые - Преодоления сопротивления, свободы Важнейшие безусловные рефлексы животных (по П. В. Симонову)

Двойные стрелки – филогенетические связи сложнейших рефлексов животных с потребностями человека, пунктирные – взаимодействие потребностей человека, сплошные – влияние потребностей на сферу сознания. Сопоставление сложнейших безусловных рефлексов (инстинктов) высших животных с потребностями человека (по П.В. Симонову, 1987)

Доминанта (А.А. Ухтомский, 1923) – господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит переключение раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага. Включает в себя нервные центры, имеющие корковую локализацию, и субкортикальные компоненты («констелляция нервных центров»), совместная работа которых находит свое выражение также в вегетативной и гуморальной динамике. Доминанта характеризуется: - повышенной возбудимостью; - стойкостью возбуждения; - суммацией последовательно приходящих нервных импульсов; и является нейрофизиологической основой целенаправленного поведения.

В отличие от принципа рефлекса, в концепции доминанты большое внимание уделяется собственной мотивации и «внутренним детерминантам» животного или человека, которые в свою очередь зависят от всего предшествующего опыта (принцип историзма).

С концепцией доминанты тесно связана также идея о «функциональном органе» временном объединении («констелляции») нервных центров для выполнении какой-либо функции (с одновременным или последовательным участием), экспериментально подтверждённая только в последней трети 20-го века. Области мозга, активирующиеся при выполнении простой двигательной реакции

Корреляции биопотенциалов (ЭЭГ) точек коры больших полушарий головного мозга человека в состоянии покоя (А) и через 15 секунд после начала решения задачи (Б). (М.Н. Ливанов, 1989) Намного опередила время также мысль о необходимости синхронизации ритмов активности нервных центров, как условия их участия в доминанте. Эта идея получила подтверждение только начиная с 1950-х годов в опытах М.Н. Ливанова по изучению когерентности ЭЭГ между электродами.

Теория функциональных систем П.К. Анохина Основное положение: Всю деятельность системы и ее всевозможные изменения можно представить целиком в терминах результата. Основные вопросы при описании системы: – Какой результат должен быть получен? – Когда именно должен быть получен результат? – Какими механизмами должен быть получен результат? – Как система «убеждается» в достаточности полученного результата?

Поведение может быть охарактеризовано как континуум результатов, а поведенческий акт рассмотрен как отрезок поведенческого континуума от одного результата до другого. Результат внешнего поведения индивида – это определенное соотношение организма и внешней среды, которое прекращает действие, направленное на его достижение, и делает возможной реализацию следующего поведенческого акта. Функциональной системой называют такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата. Теория функциональных систем П.К. Анохина

Модель функциональной системы (по П.К. Анохину)

Отражение Скорее философская концепция. Применительно к когнитивной психологии и психофизиологии её суть в том, что пространственно- временная структура объектов отражается в мозге в форме «нервной модели», в которой соотношения между элементами подобны таковым у объекта. Эта модель является «кодом» отображаемого внешнего объекта, на основании которого строится субъективный образ. Адекватность отражения достигается постепенно, его параметры корректируются в соответствии с получаемым опытом. При этом биологическое отражение избирательно, поскольку формируется в ходе эволюции: «отражаются» только те элементы, которые важны для выживания. Отражение может быть опережающим: в его формировании участвует долговременная память, а в неё, как правило, записываются многократно повторяющиеся события. Поэтому по первым сигнальным признакам ситуации можно относительно точно воспроизвести её всю (биологический смысл – быть готовым). Кроме этого, «нервная модель стимула» участвует в запуске ориентировочного рефлекса – если встреченный объект (ситуация) не похож ни на какую из имеющихся в памяти моделей.

Все формы поведения имеют определенную причину (мотив), т.е. направлены на удовлетворение потребностей. И.М.Сеченов – потребность, это побуждение и цель поведения человека и животных, причина «хотения». И.П.Павлов - потребность, это детерминанта поведения, «рефлекс цели», сила, побуждающая организм к определенному поведению. П.В.Симонов – потребность, форма связи организма с внешним миром и источник его активности.

Мотивации представляют собой древнейший механизм, направляющий поведение для обеспечения выживания особи. Мотивации могут базироваться на древних врожденных безусловнорефлекторных механизмах, не связанных с когнитивными процессами, хотя у высших животных и человека мотивации тесно переплетаются с когнитивным уровнем. Мотивации Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма (состава крови, температуры и т.п.) Потребность – реальное или прогнозируемое нарушение гомеостаза, которое может быть предотвращено с помощью целенаправленного поведения. Пример: потребность в пище. Мотивация - эмоционально окрашенное состояние, направляющее поведение на удовлетворение потребности. Пример: ощущение голода.

Три основные группы мотиваций: 1. Биологические, которые свойственны человеку и животным; 2. Социальные, свойственные человеку и частично животным; 3. Интеллектуальные и духовные – свойственные только человеку. Мотивации

Актуальные (имеющиеся в данный Имеющиеся в данный момент мотивации можно разделить на главные (доминирующие) и подчинённые. Например, потребность в пище – это доминирующая мотивация, а желаемые вкусовые ощущения – подчинённые мотивации (мотивы). Доминирующие мотивации называют основными (ведущими), а подчинённые мотивы – производными (ситуативными). Доминирующая мотивация преимущественно неосознанна. например, в состоянии голода – желание еды, как таковой; подчинённый мотив обычно более осознан (возникает желание сладкого, солёного, острого и т.д.). Физиологические механизмы доминирующей мотивации описывются в учении о доминанте (А. А. Ухтомский). Мотивационные эффекты возникают при стимуляции определённых зон мозга (область латерального гипоталамуса). Ответная реакция (от поискового поведения – до сильных мотивационных эффектов и эффектов самораздражения) зависит от силы раздражения (Д.Олдс, 1960). Мотивации

Целенаправленное поведение: резюме Целенаправленность – свойство поведения живых систем. Основным стимулом, побуждающим организм к целенаправленному поведению являются потребности и возникающие на их основе мотивации. Нейрофизиологической основой, определяющей ведущую роль той или иной мотивации является механизм доминанты. Целенаправленное поведение включает в себя оценку результатов действия в сравнении с желаемой целью, поэтому функциональная система, обеспечивающая ц.п. работает по принципу «рефлекторного кольца», а не дуги.