Васильева Елена Лакунарность и избыточность словообразовательных парадигм имен прилагательных, обозначающих характеристики лица ( на материале прилагательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как жить в мире людей? Выполняла ученица 4 «А» Класса Алиева Ламан.
Advertisements

Экологическая игра «Мы вместе в ответе за свою планету» Цель: показать, что человек-частица природы; учить детей выполнять законы природы; воспитывать.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
«Всё хорошее в природе – от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека». М. Пришвин.
Понятие «добро» Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу (С.И. Ожегов – Толковый словарь русского языка) Нечто положительное, хорошее,
Архаизмы это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи.
здоровый умный добрый честный трудолюбивый 1 ТВОРИ ДОБРО 3.
«И ДРАЧУН, И ЗАБИЯКА, И ЕЩЕ НЕ ЗНАЮ КТО…». Агрессия - это действие человека, противоречащее нормам и правилам поведения и наносящее вред объекту нападения.
Как жить в мире людей? Урок окружающего мира 4 класс («Школа 2100») Учитель: Я.М. Брагина МБОУ «Гимназия 34»
Виды взаимоотношений между людьми. Манипулирование и давление Презентация воспитателя детского дома 3 г. Сыктывкара Полиной Е.М.
Агрессивное поведение. Агрессия- (с лат.- «нападение»)- тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить.
«Золотые правила работы в группе»: каждый имеет право отказаться что-либо делать; каждый имеет право отказаться что-либо делать; каждый имеет право быть.
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы светской этики. Тема урока 7 : «Гордость и гордыня.» Выполнила учитель начальных классов МАОУ.
Урок 20. Автор: Сереброва Елена Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Комсомольская СОШ 1» Комсомольского района Чувашской республики.
Достоинство человека определяется только его поступками. Французская пословица. Позор длиннее жизни. Арабская пословица.
Эпиграф : Дружба главное чудо всегда, Сто открытий для всех нас таящее. И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие !
Когда мы становимся взрослыми… (Урок по повести А. Алексина А тем временем где-то…)
КВН по математике. Цель: повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор; углубить представление обучающихся об использовании.
На что имеем право Классный час 2 «а» декабрь 2012 Учитель Казак В.А.
По дороге в никуда... «Преступность несовершеннолетних» «Преступность несовершеннолетних»
Транксрипт:

Васильева Елена Лакунарность и избыточность словообразовательных парадигм имен прилагательных, обозначающих характеристики лица ( на материале прилагательного злой и его синонимов )

щедрый *; честный *; жестокий *; добрый добряк ; умный умник ; скупой скупец, скупердяй, скупердяга ; трудолюбивый трудолюб, трудолюбец

злой 1.1 – исполненный чувства недоброжелательства, враждебный, полный злобы, злости; злобный 1.1 – исполненный злобы, вражды; ехидный 1.1 – отличающийся злой насмешливостью, стремлением задеть, уколоть; злой, хитрый, язвительный; желчный 2.1 – перен. раздражительный, язвительный, злой; злющий – разг. очень злой; лихой 1.1 – устар. и прост., народно-поэт. могущий причинить вред, зло; злой; недобрый 1.1 – относящийся неприязненно, враждебно к другим; злой.

Злой 1.1 злец, злюка, злыдень Злобный 1.1 * Ехидный 1.1 ехид, ехида, ехидна 3, ехидник Желчный 2.1 * Злющий * Лихой 1.1 * Недобрый 1.1 *

Типы ограничений на сочетаемость морфем : семантические ; формальные ; стилистические ; лексические ; словообразовательные.

ПрилагательныеОграничения на сочетаемость морфем Семанти ческие Формаль ные Стилисти ческие Лексические Словообразо вательные Злой 1.1 злодей Злобный 1.1 Ехидный 1.1 Желчный 2.1 желчевик Злющий -ущ- Лихой 1.1лиходей Недобрый 1.1

злой характеризует лицо по его постоянному свойству : Соседка была злая и неприятная женщина, она всегда ругалась, если во время игры к ней за забор перелетал мяч … ( А. Варламов ).

злой характеризует лицо по его актуальному поведению : И тут же рассказал душещипательную историю о том, как злые приставы пришли в его рабочий кабинет и попытались вытащить стулья прямо из - под участников проводимого в это время рабочего совещания ( А. Крутов ).

злой характеризует лицо по его причастности к миру зла ( говорящий апеллирует к тем общим представлениям о добре и зле, которые сформировались у носителей данной культуры ): … в его представлении мир не населен злыми и добрыми духами ( А. С. Макаренко ).

Он злец ужасный : я все ночи теперь не буду спать и ожидать, что он вернется ко мне в квартиру и убьет меня ! ( А. Ф. Писемский ). Такую отвратительную злюку редко встретишь. На лице, кроме раздражения, ничего ( Л. Гурченко ).

– Ты что, облезлый, девчонку бьешь ? У, злыдень ! Вот выйду, наподдам тебе ! ( А. А. Фадеев ). Это злыдни, засев внутрь игольного ушка, мешают, вороша мохнатыми лапками, вдеться нитке в иглу ; это злыдни же, пробравшись внутрь уха, умеют зашептать одинокого насмерть ( С. Д. Кржижановский ).

лихой характеризует лицо по его постоянному свойству, проявляющемуся в причинении вреда окружающим : Тяжкие уголовные преступления ( разбойные нападения с целью грабежа, убийства ), совершаемые « лихими людьми », нередко становились предметом особого разбирательства (« облихования »), вне зоны действия существовавших законов ( Суд и право в России // « Отечественные записки », 2003).

желчный характеризует лицо по его постоянному свойству, проявляющемуся в его отношении к миру и людям : Это не раздражительность желчного человека, которого сердит и дурная погода, и худо свернутая сигара, и пошлое лицо первого встречного,… ( М. В. Авдеев ).

Факторы, обусловливающие деривационный потенциал прилагательных : формальная структура; частота употребления; стилистическая окраска; широта сочетаемости; многообразие семантических вариантов.

Спасибо за внимание !