Московский финансово-промышленный университет «Синергия» ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ спецкурс Лектор – д.э.н., проф. Платонова Елена Дмитриевна Москва-2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Advertisements

1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Модульный курс для аспирантов « Методологические основы исследовательской деятельности» Модульный курс для аспирантов « Методологические основы исследовательской.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Методология (в ее широком понимании) это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в науке это учение.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Транксрипт:

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ спецкурс Лектор – д.э.н., проф. Платонова Елена Дмитриевна Москва-2011

Цели и задачи курса: Формирование компетентного специалиста, подготовленного к научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Формирование знаний о методологических основах экономической науки, об основных направлениях и магистральных тенденциях в экономическом исследовании; Обоснование роли методологии в развитии экономической науки и экономического знания; Формирование навыков к исследовательской работе; овладение научными подходами к организации научно–исследовательской работы.

В результате изучения спецкурса аспиранты должны Знать: принципы построения экономического исследования; структуру методологического знания Владеть: основными методами экономического исследования, технологиями и приемами исследовательской работы Уметь: формировать и использовать методологические основы для экономического анализа

ИСТОЧНИКИ Вальрас Леон. Элементы чистой политической экономии или Теория собственного богатства. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Кейнс Дж. М Общая теория занятости, процента и денег. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма Маркс К. Капитал (в 3-х томах) Маршалл Альфред. Принципы политической экономии Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экон. теории Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование в экономике Нельсон Ричард Р. и Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений Рикардо Давид. Начала политической экономии и податного обложения. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов

Базовая литература Алле М. Экономика как наука. – М.: Изд-во РГГУ, Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. – СПб.: Экономическая школа, Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания: методол. – М.: Наука, Блауг Марк. Экономическая мысль в ретроспективе./Пер. с англ.- М. : Акад. нар. хоз-ва: Дело, Гринберг Р. С. и др. Теория и методология исследований социальных проблем. – М.: Наука, 2005 Кун Т. Структура научных революций. – М.,1975. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – М.; Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. – М.: Академический проект,2004. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: Эдиториал УРСС,2001. Лекторский В.А., Швырев В.С. Методологический анализ науки ( типы и уровни)//Философия, методология, наука.– М.:Наука,1972.

Базовая литература Методологические принципы в истории научной мысли. Н.Ф. Овчинников. – М.: Эдиториал УРСС,1997. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. – Л.: ЛГУ им. А.А.Жданова,1988. Платонова Е.Д. Экономическое исследование: вопросы методологии.– М.:Изд-во МГОУ,2003. Пороховский А.А. Вектор экономического развития. – М.: ТЕИС,2002. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: «Прогресс-Традиция», М., Самуэльсон П. Экономика, Том 1. – М.:НПО «Алгон»,ВНИИСИ «Машиностроение»,1994. Сорокин Д.Е. Россия перед вызовом: Политическая экономия ответа – М.: Наука, 2003 Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М.: Эдиториал УРСС, Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.,1995. Яблонский А.И. Модели и методы исследования науки. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

ТЕМА 1. СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Экономическое знание. Экономическая наука. Экономическая теория. Проблема научности и истинности знания. Проблема субъекта исследования. Основные концепции субъекта. Объект экономического исследования. Предметная сфера экономического исследования.

Экономическое знание В отечественной традиции под знанием понимаются: способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности как что-либо сделать или осуществить любая познавательно значимая информация особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением

Экономическая наука В философии науки выделяют три аспекта бытия науки наука как генерация нового знания как социальный институт как особая сфера культуры Экономическая наука имеет собственный объект исследования – общественные экономические отношения

Экономическая теория система взаимосвязанных утверждений и доказательств, методов объяснения и прогноза развития объектов экономической науки теория является внутренне структурированной единицей экономической науки

Научность и истинность экономического знания В отечественной традиции Критерии научности – это специфические характеристики знания, благодаря которым оно отличается от ненаучного: истинность, объективность, достоверность, доказательность, проверяемость, определенность, логичность и др. Под истиной понимается мысленный конструкт (содержание знания), который тождественен самому предмету знания. Тождественность устанавливается с помощью научных методов, приемов, процедур и проверяется в конечном итоге общественной практикой.

Субъект экономического исследования В философии науки выделяют концепции субъекта научного познания: Трансцендентальную - познавательная активность принадлежит некому бестелесному (трансцендентальному) субъекту Эмпирическую - науку делают конкретные отдельные личности, обладающие нормальными разрешающими способностями познания и использующие выдвижение и проверку гипотез ( предположений) в практике Социальную - познавательная активность принадлежит конкретному индивиду, включенному в определенный научный и социо-культурный фон, но науку делают коллективы ученых.

Субъект экономического исследования Трансцендентальная концепция имеет две версии: в объективной версии - познавательная активность принадлежит объективному разуму ( душа Платона, Абсолютная идея Гегеля) в субъективной версии – это идеализированная личность, обладающая абсолютными разрешающими способностями познания ( Декарт, Бэкон, Кант)

Субъект экономического исследования В социальной концепции выделим концепцию британского методолога и философа М. Полани о личностном ( персонифицированном) знании: познающая личность всегда сохраняет заинтересованное отношение к знанию, индивидуальный подход к его формированию, имеющий в основании индивидуальные нравственные и ценностные регулятивы. концепцию этоса науки ( американский социолог Р.К. Мертон и др.): объективность знания достигается при соблюдении познающей личности ценностных императивов: универсализм; коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм, рациональность, эмоциональная нейтральность.

Объект экономического исследования Различают: объект как экономическую реальность (данность) - это экономика, как сфера жизнедеятельности и жизнеобеспечения индивида, домохозяйства и общества объект исследования - это «поле» для познавательной активности, специально выделенное и очерченное субъектом исследования в рамках его познавательного интереса или, согласно терминологии И. Лакатоса, исследовательской программы.

Объект экономического исследования Объект как экономическая реальность (данность): имеет собственные законы и закономерности развития вне зависимости от того, познаны они или нет часть общественной практики, которая находится в динамике под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов общественного движения по восходящей и нисходящей линиям.

Предмет экономического исследования Предмет исследования : идеальный конструкт, выделенный субъектом в познавательном «поле» с применением определенных методологических приемов, адекватных достижению цели и задачам исследовательской программы понятие более узкое по сравнению с объектом исследования: объект исследования может выступать предметом нескольких разных исследований как в рамках одной науки, так и разных наук; относительно одного объекта исследования могут быть применены различные методы исследования и сформированы различные предметы исследования в рамках одной науки

Предмет экономического исследования Необходимо различать: Предмет экономической науки Предмет конкретного экономического исследования в рамках конкретной специальности

ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА. ТЕОРИЯ И МЕТОД. Научная картина мира. Экономическая картина мира. Парадигма Теория и метод. Методология науки Методологическое знание. Уровни методологического знания

Научная картина мира это совокупность систематизированных фундаментальных знаний науки исторически определенной эпохи. разделяется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний: Общенаучной картины мира, Естественнонаучной картины мира, Социальной картины мира, Локальной (специальной) картины мира

Экономическая картина мира это теоретико-методологический конструкт экономики совокупность фундаментальных методологических утверждений, аксиом, доказательств, применяемых субъектом экономического исследования концептуальное видение объекта экономического исследования в исторически определенное время связана с парадигмальными основаниями экономических теорий

Парадигма Это признанные научные достижения, которые в течение определенного времени дают конкретному научному сообществу модель постановки проблемы и их решения ( американский историк науки Т.Кун) смена парадигмы происходит во время «научных революций» ( Т.Кун) Отличие от экономической картины мира: парадигма фиксирует содержательную сторону познания экономики конкретным научным сообществом; экономическая картина мира задает методологические ориентиры всей исследовательской деятельности экономистов

Теория и Метод В процессе научного познания субъект выделяется два аспекта: первый, результативный ( или конструктивный) обеспечивает позитивное накопление знаний об экономической действительности и отвечает на вопрос «Что это?» второй, рефлексивный – связан с выявлением способов достижения социально-экономических знаний, критической оценкой данного процесса исследователем и отвечает на вопрос «Как это?»

Теория и Метод Теория: идеальный образ ( конструкт), отражающий познанные закономерности объекта исследования определенный результат или итог познавательный активности Метод : совокупность упорядочивающих познавательную деятельность регулятивов ( способов доступа к познаваемому объекту) всегда исходный пункт и предпосылка дальнейшего исследования объекта

Методология науки Следует различать: Методологию - раздел философии представляет собой общую теорию предметно- практической и познавательной деятельности человека, их специфики и взаимосвязи. Методологию науки: учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности раздел методологии познания часть теории научного познания

Методологическое знание Содержание методологического знания определено в его основных функциях: обеспечивает правильную постановку проблемы, как с содержательной, так и с формальной точки зрения; дает определенные средства для решения уже поставленных задач и проблем – то, что можно назвать техникой научной деятельности; оптимизирует организацию исследований Имеет следующие уровни: общефилософский общенаучный частнонаучный

Уровни методологического знания Философская методология – это метаметодология, которая определяет: общее видение экономической деятельности и мировоззренческие основы; способ мыслительной деятельности ученых- экономистов и определенный категориальный строй исследования. К этому уровню метаметодологии относят: диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический другие метаметодологические подходы и методы

Уровни методологического знания Уровень общенаучных подходов и форм исследования определяет способ построения научных теорий и логику исследовательских процедур как определенных познавательных средств для решения поставленных проблем. К этому уровню относятся следующие основные методологические «схемы видения» объекта исследования: сущностно-онтологическое функциональное системное «видение» экономики ???

Уровни методологического знания Частнонаучные методы обеспечивают сбор и обработку экономической информации, оптимизацию экономического исследования и его технику: экономико-математический анализ, программирование, методы экономической статистики, методы бухгалтерского учета Частные методики определяют методические процедуры исследования конкретной экономической специальности