Специальная психология. Нарушение развития Это физический или психический недостаток, обнаружившейся в детстве и потенциально препятствующий включению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Advertisements

1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
Муниципальный семинар Система раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями.
Характеристика нарушений развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению.
Выполнила: Семенова Тамара 530- гр.. основные разделы психокоррекции: психокоррекция при психическом недоразвитии; психокоррекция задержанного психического.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед МОУСОШ 34 г. Владимира Агафонова Татьяна Валерьевна.
ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Психический дизонтогенез Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства и созревания.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО.
Основы дифференциальной диагностики форм первичной и вторичной речевой патологии МОУ центр «Развитие»
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического.
Фархутдинова Л.В. – доктор мед. наук, профессор МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (дизонтогенез) Психический дизонтогенез – отклонение от нормального психического развития.
Организация коррекционно- развивающей работы психолога в детском саду.
Транксрипт:

Специальная психология

Нарушение развития Это физический или психический недостаток, обнаружившейся в детстве и потенциально препятствующий включению в широкую общественную среду и активной деятельности в ней. Специальная психология – наука, изучающая психологические особенности лиц с нарушениями в развитии. Занимается изучением особенностей, закономерностей и механизмов становления и функционирования их психики.

Трудности развития Это временные или постоянные помехи для полноценного овладения любой психической деятельностью, в том числе и учебной, а также для появления психологических новообразований, составляющих сущность развития. Помехи могут быть внешними (ухудшенная социальная ситуация развития); Внутренними, обусловленными спецификой мозговой организации или другими нарушениями функциональных систем организма.

Традиционно сложились следующие разделы специальной психологии: Специальная психология как совокупность знаний об общих закономерностях нарушений развития, принципах и методах их изучения. Психология детей и подростков с нарушениями в развитии, задачами которой является изучение специфических особенностей, присущих каждому нарушению в отдельности. Психологическая дифференциальная диагностика нарушений развития, включающая в себя знания об её задачах, принципах, методах и методиках, диагностических процедурах и диагностических заключениях.

Цель специальной психологии Определение путей социализации, обоснование адекватных систем обучения и воспитания детей, имеющих нарушения развития, поиск подходов к компенсации разнообразных трудностей, предупреждающих их усугубления.

Задачи специальной психологии Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с различными видами нарушений в нем. Разработка диагностических методов и методик, позволяющих своевременно и правильно квалифицировать характер трудностей развития. Психологическое обоснование коррекционных подходов к обучению и воспитанию детей с различными нарушениями развития. Организация психолого-педагогического сопровождения детей, способствующего коррекции и препятствующего усугублению трудностей развития.

Методологические принципы Принцип объективности; Принцип детерминизма; Принцип системного подхода; Принцип единства сознания и деятельности; Принцип развития; Принцип учета причин нарушенного развития; Принцип учета первичного дефекта; Принцип учета возрастных особенностей; Принцип учета потенциальных возможностей; Комплексности.

Основные закономерности нарушений развития: Замедление нормальной интеграции и дифференциации высших психических функций и нарушение межфункциональных взаимодействий в ходе их становления; Специфика и затруднения в овладении различными видами деятельности; Дивергенция биологического и социального планов развития; Поливариативность отклоняющегося развития, связанная с биологической полиморфностью нарушений и вариативностью социальных условий.

Психологические параметры дизонтогенеза Функциональной локализации; Время поражения; Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами; Межфункциональные связи.

Типологизация трудностей развития Тотальные трудности; Системные трудности; Парциальные трудности

Парциальные (отдельные) трудности развития Это своеобразие формирования отдельных психических функций или компонентов при соответствии отдельных психических функций или компонентов при соответствии возрастным нормативам большинства параметров психического развития и отсутствии в деятельности и поведении отклонений, значительно нарушающих социальную адаптацию.

Виды парциальных трудностей развития: Трудности «физиологического» характера – связаны с особенностями мозговой организации и мелкими мозговыми повреждениями. Это недостаточность зрительно-моторной координации, разных видов гнозиса, произносительной стороны речи, фонематических процессов, конрструктивного праксиса; Трудности «квазипсихологического» характера имеют нейропсихологическую основу: конституционально обусловленными особенностями темперамента, спецификой межполушарного взаимодействия, особенностями модальностей восприятия информации и т.д. Трудности «психологического» характера проявляются в том, что ребенок не овладел определенными знаниями, умениями, навыками, или выработались нежелательные стереотипы поведения в том числе защитные и компенсаторные.

Системные или сложные трудности развития: Системность нарушений заключается в том, что, во-первых, они проявляются в разных функциональных системах психики, а во-вторых, сочетание разных диагностических признаков-симтомов образует своеобразные симптомокомплексы, которые также системны.

Типы системных трудностей развития: Нарушения умственной работоспособности вследствие астенического и церебрастенического синдромов; Невротические и неврозоподобные расстройства; Проявления вегетатино-висцеральных дисфункций; Проявления нерезко выраженных двигательных расстройств; Нарушения общения вследствие речевых нарушений, нерезко выраженных дефектов слуха, минимальных проявлений РДА; Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения вследствие синдрома ММД, текущих психических заболеваний, последствий внутриутробной алкогольной интоксикации, лишения родительской заботы.

Два типа нарушений работоспособности: Первая группа (нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью): - астенические состояния у соматически ослабленных детей; -церебрастенические состояния; -астено-невротические состояния соматогенной и церебральноорганической природы; - астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов. Вторая группа (нарушения работоспособности в связи с расстройствами поведения): -ситуационные реакции с нарушением поведения; -невротические и неврозоподобные состояния; -психогенное патологическое формирование личности; -невропатии; -мутизм; -синдром РДА и др.

Тотальные трудности развития – психический дизонтогенез В результате дефекта качественно изменяется социальная ситуация развития ребенка; Ребенок не может соответствовать социально-психологическому нормативу; Социально-психологический норматив – это система требований, которые общество предъявляет человеку на каждой ступени его развития; Заключаются в несоответствии большинства показателей психического развития ребенка возрастным нормативам, качественном своеобразии всех сфер его психики; Результатом становится специфичность и неполноценность формирования любой деятельности и недостаточная адекватность поведения; Без специальной коррекционно-развивающей работы адаптация к социуму невозможна.

Виды отклоняющегося развития Общее психическое недоразвитие; Задержанное психическое развитие; Поврежденное психическое развитие; Дисгармоническое психическое развитие; Искаженное психическое развитие; Дефицитарное психическое развитие