Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины Кошарная Ольга, к.х.н. ведущий научный сотрудник отдела ядерной безопасности Института.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Advertisements

1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Применение стандартов разных стран при импорте технологий (безопасность и стандарты - есть ли конфликт?) Н. Штейнберг,
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Информационная безопасность Лекция 3 Административный уровень.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Понятие экологического контроля Цель экологического контроля Задачи экологического контроля (Закон Республики Узбекистан «Об охране природы») Объекты.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) в образовательном учреждении.
Экологический надзор является важным звеном организационно-правового механизма охраны окружающей среды, при этом его следует понимать в нескольких аспектах.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Ответственность за радиационную безопасность. Ответственность за безопасность Цель Понять роль юридического лица в обеспечении необходимой безопасности.
Систематизация норм осуществлена в соответствии с юридико-техническими канонами Укрупнение статей дает более полное представление о цели и результате правового.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Транксрипт:

Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины Кошарная Ольга, к.х.н. ведущий научный сотрудник отдела ядерной безопасности Института проблем национальной безопасности при СНБОУ,

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. «Культура безопасности это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности АС, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью.» (INSAG-3, Основные принципы безопасности атомных электростанций", серия изданий по безопасности МАГАТЭ, 1989). «Культура безпеки - набір правил і особливостей діяльності організацій та окремих осіб, який встановлює, що проблемам безпеки АС як таким, що мають вищий пріоритет, приділяється увага, визначена їх значущістю.» (П «Общие положения безопасности АЭС», Украина, 2008 г.)

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. - Закон Украины "Об использования ядерной энергии и радиационной безопасности" (1995г.); - Конвенция о ядерной безопасности, ратифицированная Законом Украины 736/97-ВР от г.; - "Общие положения безопасности АЭС" (утверждены приказом ГКЯР от N 162, зарегистрировано в Минюсте 25 января 2008г. 56/ "Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций с реакторами с водой под давлением" (утверждены приказом ГКЯР 73 от г., зарегистрированы в Минюсте 9 июня 2008г. 512/15203.

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень политический Принцип «Приоритетность безопасности» В преамбуле Конвенции о ядерной безопасности прямо говорится, что одной из задач Конвенции было желание Сторон "содействовать эффективной культуре ядерной безопасности". Статья 10 Конвенции о ядерной безопасности "Приоритетность безопасности" гласит: "Каждая договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры для обеспечения того, что все организации, занимающиеся деятельностью, непосредственно связанной с ядерными установками, проводили политику, при которой приоритет отдается ядерной безопасности."

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень политический Принцип «Приоритетность безопасности» Статья 5 Закона Украины "Об использования ядерной энергии и радиационной безопасности" "Основные принципы государственной политики в сферы использования ядерной энергии и радиационной защиты" : - приоритет защиты человека и окружающей природной среды от влияния ионизирующего излучения; - обеспечение безопасности во время использования ядерной энергии; -установление ответственности за нарушение правового режима безопасности в сфере использования ядерной энергии.

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень политический Принцип «Приоритетность безопасности» Ст.22. Закона Украины «Об использования ядерной энергии и радиационной безопасности» Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии состоит в обеспечении безопасности человека окружающей природной среды, ядерных установок и источников ионизирующего излучения.

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень политический Принцип разграничения полномочий и ответственности в области безопасности Статья 5 Закона Украины "Об использования ядерной энергии и радиационной безопасности" "Основные принципы государственной политики в сферы использования ядерной энергии и радиационной защиты" : -разграничение функций государственного управления в сфере использования ядерной энергии и государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности; -разграничение функций государственного управления в сфере использования ядерной энергии и непосредственно хозяйственной деятельности - распределение обязанностей, прав и ответственности между всеми субъектами правоотношений в сфере использования ядерной энергии; - создание правового и финансового механизма ответственности эксплуатирующей организации перед гражданами и субъектами хозяйствования за причиненный ядерный ущерб.

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень политический Принцип разграничения полномочий и ответственности в области безопасности Раздел ІІІ Закона Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" «Компетенция органов власти и управления в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности» Пять статей раздела определяют компетенцию Верховного Совета Украины, Кабинета Министров Украины, Автономной Республики Крым, местных органов государственной власти и самоуправления и компетенцию органа, определенного КМУ для выполнения функций государственного управления в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности.

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень политический Принцип разграничения полномочий и ответственности в области безопасности Раздел IV Закона Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" «Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии» В ст.23 определено, что "органы государственно регулирования ядерной и радиационной безопасности являются независимыми от государственных органов, учреждений и должностных особ, деятельность которых связана с использованием ядерной энергии. Они не зависят от местных органов власти и самоуправления, объединения граждан".

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень политический Принцип разграничения полномочий и ответственности в области безопасности Раздел IV Закона Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" «Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии» Ст.24 Компетенция органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности - разрабатывают нормы, правила и стандарты по ядерной и радиационной безопасности; - несут ответственность за полноту, достаточность и обоснованность своих требований относительно безопасности в сфере регулирования, отнесенной к их компетенции; - осуществляют экспертизу безопасности ЯУ, ИИИ и дают соответствующие разрешения; -осуществляют государственный надзор за соблюдением норм, правил и стандартов по ЯРБ, условий действия выданных разрешений; в случае выявление нарушений применяют административные санкции к персоналу, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством.

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень политический Заявление о политике Госатомрегулирования в сфере обеспечения безопасности использования ядерной энергии и формирования культуры безопасности : « Учитывая первоочередную та полную ответственность лицензиатов за безопасность своей деятельности, Госатомрегулирование видит свой вклад в повышение безопасности в создании на основе передовых достижений науки и техники, лучшей мировой практики и общественного консенсуса нормативно-правовой базы для использования ядерной энергии в Украине и организации системы разрешительной и надзорной деятельности на основе объективных, понятных и прогнозируемых процессов, которые ни в коей мере не мешают лицензиатам чувствовать и реализовывать собственную ответственность за безопасность. Госатомрегулирование поддерживает создание лицензиатами системы управления, построенной на принципах высокой культуры безопасности и проводит политику уменьшения регулирующего давления на лицензиатов, которые придерживаются этих принципов. Госатомрегулирование воздерживается от применения санкций к лицензиатам, которые сообщают о самостоятельном выявлении и устранении нарушений требований безопасности до того, как оно привело к нарушениям регламентов безопасной эксплуатации, возникновению аварийных ситуаций или аварий.

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень политический Заявление о политике Госатомрегулирования в сфере обеспечения безопасности использования ядерной энергии и формирования культуры безопасности : Госатомрегулирование рассматривает приоритет безопасности как основной принцип своей деятельности, который положен в основу нормативно-правового обеспечения и практической деятельности всех сотрудников. Госатомрегулирование поддерживает и стимулирует формирование культуры безопасности среди своих сотрудников, и сотрудников других организаций, которые принимают участие в подготовке регулирующих решений. Каждый сотрудник Госатомрегулирования своим отношением к культуре безопасности должен создавать позитивное влияние на ее формирование среди лицензиатов и обращать внимание руководства лицензиатов на выявление примеров хорошей культуры безопасности, стимулируя их дальнейшее развитие и широкое внедрение.»

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень политический Достаточность ресурсов Статья 11 "Финансовые и людские ресурсы" Конвенции о ядерной безопасности»: Сторона Конвенции должна принимать соответствующие меры, "чтобы имелись соответствующие финансовые ресурсы для поддержания безопасности каждой ядерной установки в течение всего ее жизненного цикла", а также "принимает соответствующие меры с целью обеспечения того, чтобы для всей деятельности в области безопасности, осуществляемой на каждой ядерной установке или в связи с такой установкой, в течение всего ее жизненного цикла имелись в достаточном количестве квалифицированные кадры, которые имеют соответствующий уровень образования, подготовки и переподготовки". Ст.23 закона "Об использовании ядерной энергии…" определяет, что "должностные лица органов государственного регулирования подлежат квалификационной аттестации". Государственному регулированию подвергается деятельность по подготовке персонала для эксплуатации ядерной установки, перечень должностей которого определяется КМУ (ст.27 Закона).

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень руководителей эксплуатирующей организации Приоритетность безопасности В ст.33 закона "Об использовании ядерной энергии…" существует норма: "Эксплуатирующая организация (оператор) не может прибегать к действиям или демонстрации намерений, которые могут побуждать персонал к нарушению требований этого закона, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности". В Разделе 5.1 ОПБ прописаны пути обеспечения культуры безопасности, в частности " установления приоритета безопасности над экономическими и производственными целями". Эксплуатирующая организация и каждая АЭС в соответствии с п ОПБ должны разрабатывать и реализовывать программы конкретных действия, направленных на становление и развитие культуры безопасности. Предписывается, что такая программа должна включать три уровня: - "техническая политика руководства в области безопасности; - ответственность и обязанности руководства относительно обеспечения безопасности АЭС; - ответственность и обязанности каждого работника относительно обеспечения безопасности АЭС".

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень руководителей эксплуатирующей организации Приоритетность безопасности "Заявление руководства компании НАЄК "Энергоатом" от 4 ноября 2008 г. в сфере безопасности, качества, экологической, информационной и кадровой политики»: "Деятельность компании направлена на создания атмосферы приверженности персонала целям безопасности, его персональной ответственности и формирования у него основных принципов культуры безопасности…" Публикация заявления осуществлена на выполнение п раздела 3 "Политика в области безопасности" ОПБ. В этом же документе определено, что обеспечение культуры безопасности относится к фундаментальным принципам безопасности.

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень руководителей эксплуатирующей организации Контроль практики обеспечения безопасности Раздел 5.2. ОПБ содержит требования к эксплуатирующей организации собирать и обобщать информацию и опыт эксплуатации, на основании которого разрабатывать и реализовывать техническую политику на АЭС (п.5.2.2, п ). П ОПБ "Эксплуатирующая организация обязана проводить мониторинг и осуществлять постоянный анализ безопасности действующих энергоблоков. В разделе П.6.3. ОПБ "Самооценка безопасности атомной станции" изложены требования к эксплуатирующей организации проводить самооценку безопасности и готовить соответствующие отчеты. Контроль осуществляется также ведомственным надзором (п.6.5 ОПБ) и осуществлением независимых проверок (п.6.6 ОПБ )

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень руководителей эксплуатирующей организации Квалификация и подготовка персонала Ст.32 Закона «Об использовании ядерной энергии…» обязывает лицензиата устанавливать требования относительно квалификации персонала "в зависимости от его ответственности за безопасное использование ядерных установок, ИИИ, контроль за ними та за надлежащую эксплуатацию оборудования, которое связано с обеспечением безопасности. Требования к квалификации персонала, который выполняет свои функции на основе выданной ему лицензии (лицензированный персонал), должны быть согласованы соответствующим органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности". Эксплуатирующая организация в соответствии с требованиями ст.33 Закона обязана осуществлять подготовку и переподготовку персонала.

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Уровень руководителей эксплуатирующей организации Квалификация и подготовка персонала П ОПБ «Эксплуатирующая организация должна обеспечить набор и подготовку достаточного и необходимого количества руководителей и специалистов, квалификация которых обеспечивает выполнения функций, возложенных на ЭО", П ОПБ "Учет человеческого фактора" развивает это положение. Поощрения и наказания П ОПБ "Установление такой системы поощрения и взысканий по результатам производственной деятельности, которая стимулирует открытость действий работников и не способствует сокрытию ошибок в их работе"

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Приверженность культуре безопасности на индивидуальном уровне П ОПБ "Соблюдение принципов культуры безопасности достигается путем: - установление руководителями всех уровней атмосферы доверия и таких подходов к коллективной работе, которые содействуют укреплению позитивного отношения к безопасности; - соблюдением требований производственных инструкций и технологических регламентов безопасной эксплуатации, их постоянного усовершенствования на основе опыта, который накапливается и результатов научно-технических исследований; - понимания каждым работником влияния своей деятельности на безопасность и последствия, к которым может привести не соблюдение или некачественное выполнение требований нормативных документов, производственных и должностных инструкций, технологического регламента безопасной эксплуатации; - самоконтроля работников своей деятельности, которая влияет на безопасность; понимание каждым работником недопустимости сокрытия ошибок, необходимости выявления и устранения их причин, постоянного самоусовершенствования, изучения и внедрения передового опыта, в том числе и зарубежного."

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. Выводы: 1. Законодательство Украины в сфере использования ядерной энергии устанавливает цели в области безопасности, определяет принципы государственной политики в области безопасности, создает правовые основы для образования необходимых институтов, определяет полномочия и ответственность субъектов в сфере использования ядерной энергии, особый статус органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности и его полномочия, и обеспечивает соответствующую правовую основу повышению ядерной безопасности, в том числе инкорпорируя принципы культуры безопасности. Законодательство Украины обеспечивает национальную основу для культуры безопасности. 2. Только законодательством, как бы оно ни было совершенно, не возможно обеспечить ядерную безопасность и физическую ядерную безопасность, которые являются двумя комплексными целями со многими аспектами: техническими, юридическими, административными, институциональными, экономическими, социальными, политическими, информационными и даже этическими и психологическими.

«Принципы культуры безопасности в ядерном законодательстве Украины» научно-практический семинар, 5 декабря 2008г. СПАСИБО ЗА ТЕРПЕНИЕ !