А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 1-й урок. - На фоне какого исторического события разворачивается повествование в романе? - Какое произведение Пушкина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила : учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ 45» г. Перми Макарова Юлия Александровна Пермь, 2015.
Advertisements

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Стилистика и жанр пушкинских страниц.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Развитие характера главного героя. Гринёв в Белогорской крепости. 2-й урок.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Обобщающая интеллектуальная игра Обобщающая интеллектуальная игра.
Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Итоговый урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна «Размышляем над прочитанным…»
Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Эпиграф к уроку: ««Капитанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие.
Основы светской этики Презентацию подготовила Филиппова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия «Исток» Великого Новгорода.
Тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
К уроку – пресс – конференции по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Вечные проблемы в произведении «Капитанская дочка» Чулкова Ольга 8 а.
МКОУ «Игалинская СОШ» Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Разработка Эфендиева М.М год.
Презентация к уроку (литература, 8 класс) по теме: А.С.Пушкин. "Капитанская дочка"
Отношение автора к героям романа «Дубровский» (На примере Владимира Дубровского) Урок литературы в 6 классе. Автор: учитель высшей категории МОУ «Средняя.
Модель воспитания в историческом романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Выполнила: ученица 8 «А» класса Родионова Анна.
Подготовка к сочинению Примерные темы сочинений: 1) Становление личности Петра Гринева. 2) Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3) «Береги честь.
Повесть «Капитанская дочка» Литературная игра 2014 год.
Транксрипт:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 1-й урок

- На фоне какого исторического события разворачивается повествование в романе? - Какое произведение Пушкина предшествовало созданию «Капитанской дочки»? В каком другом романе Пушкин изобразил крестьянский бунт? Кто стоял во главе этого бунта? В романе «Дубровский» Пушкин показал крестьянский бунт, причиной которого стало судебное решение: крестьяне Дубровского должны были перейти во владение к Троекурову. Во главе этого бунта встал молодой Владимир Дубровский. Роман «Дубровский» был написан в 1832 году, но не был закончен. Вспомните основные мотивы романа. Обида, нанесённая дворянину, смерть отца, жажда мести, разбойничья шайка, благородный предводитель разбойников.

Роман обрывается на том, что Дубровский распускает разбойничью шайку и уезжает за границу. Почему роман прекращён именно на этом месте? Роман обрывается на том, что Дубровский распускает разбойничью шайку и уезжает за границу. Почему роман прекращён именно на этом месте? Во-первых, к этому времени Пушкин твёрдо стоял на реалистических позициях и роман «Дубровский» это реалистическое произведение. Во-вторых, Дубровский дворянин. Он не мог быть разбойником и предводителем бунтующих крестьян. Он всего лишь играл эту роль, пока в нём горела жажда мести. Но когда эта роль потеряла смысл, он уходит из разбойничьей среды. Дубровский честен, благороден, великодушен. Эти качества несовместимы с разбоем, бунтом и грабежами. Во-вторых, Дубровский дворянин. Он не мог быть разбойником и предводителем бунтующих крестьян. Он всего лишь играл эту роль, пока в нём горела жажда мести. Но когда эта роль потеряла смысл, он уходит из разбойничьей среды. Дубровский честен, благороден, великодушен. Эти качества несовместимы с разбоем, бунтом и грабежами. Вывод. Главная мысль Пушкина состоит в том, что не может честный и благородный дворянин быть на стороне бунтующих крестьян. Понятия дворянской чести несовместимы с разбоем.

В начале 30-х годов XIX века, после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе, Пушкин опять обращается к «смутным» временам отечественной истории. Фигура мятежного Пугачева теперь все более и более его привлекает и завораживает. Тему эту Пушкин решает в двух планах: в качестве профессионального историка в «Истории Пугачева» и в качестве писателя в «Капитанской дочке». Сначала было создано произведение историческое. Пушкин скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого труда. Он объездил несколько губерний, где еще помнили Пугачева, где еще были живы люди, его знавшие, где гуляли из уст в уста предания о нем. Все это было записано поэтом-историком и передано потомству с самой строгой объективностью, пунктуальностью и деловитостью. И лишь затем Пушкин обратился к художественному воплощению темы.

Пушкина волновала участь его близких друзей-декабристов Пущина, Кюхельбекера, Рылеева и других. Это были лучшие сыны России самые благородные, самые самоотверженные. Но почему же потерпели крушение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок России не изменился к лучшему? И можно ли наметить иные, более верные пути к благоденствию России?

В 1831 году он был свидетелем одного из таких бунтов, о чем писал своему другу П. А. Вяземскому: «Ты, верно, слышал о возмущениях новгородских и Старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в Новгородских поселениях со всеми утончениями злобы лекарей убито... четверили одного генерала, зарывали живых и проч».

Что представляет собой этот роман по своей форме? Что представляет собой этот роман по своей форме? Это воспоминания Петра Андреевича Гринёва в виде мемуаров, изданные с разрешения его родственников. С первых же строк романа мы погружаемся в атмосферу усадьбы провинциального поместного дворянина. С первых же строк романа мы погружаемся в атмосферу усадьбы провинциального поместного дворянина. Расскажите о жизни Петруши Гринёва до службы в армии. - Приведите примеры иронического изображения в первой главе. Это описание урока месье Бопре, во время которого Петруша был занят делом изготавливал бумажный змей из географической карты. Достижения в учёбе Петруши, когда к двенадцати годам он выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля. Это и несомненные успехи в службе на постоялом дворе, выразившиеся в неумеренном употреблении пунша и игре на бильярде...

- Почему, несмотря на столь отрицательные явления, детство Петруши описывается с такой добротой и юмором? Его описывает сам Гринёв спустя много лет, уже в преклонном возрасте. А человеку свойственно вспоминать своё детство с теплотой. Он вспоминает своё детство не с насмешкой, а с улыбкой. - С какого момента судьба Петруши переменилась? - Какой эпиграф дан к 1-й главе? Как он соотносится с содержанием главы? Почему заканчивается словами: Да кто его отец? - Что мы узнаём об отце Гринёва с первых же строк романа? Кто такой Миних и какое значение имеет упоминание его имени в романе?

Бурхард Христофор Миних (1683– 1767), полководец, политический деятель. В 1741 г. сослан императрицей Елизаветой Петровной в Сибирь. Возвращён из ссылки Петром Третьим, которому остался верен во время дворцового переворота 1762 г., возведшего на престол Екатерину Вторую. Отец Гринёва оказался в отставке, потому что не хотел нарушить данную им присягу. Потому-то отец с таким раздражением и волнением читает Придворный календарь, в котором указываются награды и чины тех, с кем когда-то служил и кто присягнул на верность новой императрице. Эпиграфом Пушкин заостряет наше внимание на важнейшем вопросе, поднимаемом в повести.

Как вы понимаете пословицу: Береги честь смолоду? Где в первой главе она звучит? Как вы понимаете пословицу: Береги честь смолоду? Где в первой главе она звучит? ВЫВОД. В романе «Капитанская дочка» главным вопросом будет вопрос чести и её сохранения. -Но как же поначалу понимает слово честь юный Петруша Гринёв? Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести. 2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира. 3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь. 4. Почёт, уважение. Воздать честь. В каких значениях понимает Петруша слово честь в начале романа? В каких значениях понимает Петруша слово честь в начале романа?

Представление о службе как о парадах, увеселении, оказываемом почёте. Уплата долга за проигрыш в бильярд. Грубое обращение с Савельичем, стремление настоять на своём. Какими примерами из первой главы можно это подтвердить? Какими примерами из первой главы можно это подтвердить? ВЫВОД. Такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано. Но можно ли уже в первой главе увидеть признаки того, что это не является нравственной основой его характера, что по своей натуре он добрый и сердечный человек? Но можно ли уже в первой главе увидеть признаки того, что это не является нравственной основой его характера, что по своей натуре он добрый и сердечный человек? Чувство вины, испытываемое Петрушей после ссоры с Савельичем, внутреннее осознание своей неправоты. Петруша после этого находит в себе силы попросить прощения у слуги. Но почему же Петруша так груб и своеволен на постоялом дворе, ведь раньше такого за ним не водилось? Но почему же Петруша так груб и своеволен на постоялом дворе, ведь раньше такого за ним не водилось? Он хочет ощутить себя взрослым, вырваться из-под опеки, сделать что-то по своей воле: Но я хотел вырваться на волю и доказать, что я уже не ребёнок.

Какая главная нравственная проблема поднята Пушкиным в романе «Капитанская дочка»? Сколько голосов звучит в повествовании? Какая главная нравственная проблема поднята Пушкиным в романе «Капитанская дочка»? Сколько голосов звучит в повествовании? В романе словно звучат два голоса: юного Петруши и умудрённого годами Петра Андреевича Гринёва. В этом состоит одна из художественных особенностей произведения

Домашнее задание. 1. Рассказать о жизни Гринёва в Белогорской крепости и о том, какова была сама крепость, как проходила служба, кто в крепости был подлинным хозяином.1. Рассказать о жизни Гринёва в Белогорской крепости и о том, какова была сама крепость, как проходила служба, кто в крепости был подлинным хозяином. 2. Сравнить эпизод дарения заячьего тулупчика и эпизод уплаты долга за проигрыш. Что общего и в чём различие?2. Сравнить эпизод дарения заячьего тулупчика и эпизод уплаты долга за проигрыш. Что общего и в чём различие?