Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Витязевой Л. М. (Областной конкурс к юбилею Вампилова А.В., 2006-07 уч.г.) Иркутский район,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цветовая лексика в творчестве Сергея Александровича Есенина Лицейская открытая конференция учащейся молодежи «Я открываю мир» Направление: Литература Автор:
Advertisements

Автор проекта: Уч-ца 11 «А»кл. МОУ «СОШ 5 Кешко Анна Научный руководитель: Учитель русского языка и литературы, Самойлова С.В.
Художественные особенности лирики С. Есенина Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 посёлка Мостовского Нестеренко В.Н.
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Образ России в лирике С.Есенина Образ России в лирике С.Есенина Авторы: Шутова Дарья, Иванова Анна, ученицы 11 «Б» класса. МОУ – гимназия г.Переславля-Залесского.
Подготовила учитель русского языка и лит- ры Виканова ЛВ.
Путь лирического героя С.Есенина в цвете. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Репное Саврасова Светлана Александровна.
Региональная НПК г. Новокузнецк, 2008 Пенязева Надежда, г. Новокузнецк, МОУ «Гимназия 10», 11 класс Руководитель: Тяжелкова Л.Н.,
Тема Родины в лирике Есенина Выпускницы 11 класса «Б» гимназии 1528 Коровашкиной Марии Учитель: Давыдова Наталия Борисовна.
Решетникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского.
Природа родного края в поэзии Сергея Есенина Автор: Шабанова Елена Викторовна преподаватель литературы ОГОУ НПО ПУ-75 Аннотация Работа выполнена в рамках.
«Стихи Н.А.Некрасова на уроке русского языка» Богаткина О.В., учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия 44 г. Иркутска.
С.А. ЕСЕНИН «Персидские мотивы». Тема Востока полноправно вошла в русскую литературу уже в XIX веке - с поэзией М. Лермонтова и Я. Полонского. В начале.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
С.А. ЕСЕНИН «Персидские мотивы». Тема Востока полноправно вошла в русскую литературу уже в XIX веке - с поэзией М. Лермонтова и Я. Полонского. В начале.
Департамент образования города Москвы Северное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
«Поэтический образ дерева в лирике Сергея Есенина»
Выполнила ученица 5 класса Верхнеуринской средней школы Ванивская Ксения. Проект « Изобразительные средства языка в лирике Игнатия Дмитриевича Рождественского.»
Тема урока: «Весна в поэзии, музыке, живописи» Подготовила: Карманова А.А г.Кунгур.
Транксрипт:

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Витязевой Л. М. (Областной конкурс к юбилею Вампилова А.В., уч.г.) Иркутский район, село Хомутово, ул. Кирова, 57. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Ивановская, ул. Красная 129, тел Конкурс научных проектов в рамках краевой научно- практической конференции «ЭВРИКА» Малой академии наук учащихся Кубани Секция «ЯЗЫКОЗНАНИЕ» (русский язык) Научная работа (на материале циклов «РУСЬ», «МАКОВЫЕ ПОБАСКИ») Выполнил Багдасаров Марат Эмильевич, ученик 8 «В» класса МОУ СОШ 18. Научный руководитель Колонтаевская Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ

Цветопись в поэзии Есенина Аннотация Поэзия Есенина представляет несомненный интерес как для исследователей в области литературы, так и для исследователей в области русского языка. Каждому, раскрывшему книгу С. Есенина, не может не броситься в глаза красочность его стихотворной речи. Замечательна поэзия С. Есенина и своим многообразием цветов и оттенков. Цветопись его интересна тем, что, по словам А. Блока, есенинская «цветовая радуга приходит на смену декадентским, мрачным краскам».

Цветопись в поэзии Есенина Аннотация Задачи данной работы дать характеристику цветообозначениям, встречающимся у С. Есенина, найти общие принципы использования цветописи в творчестве этого поэта, выполнить лингвистический анализ собранного языкового материала, которому посвящена данная работа описать морфологический состав есенинских цветообозначений и их структуру, семантику данных цветообразований.

Цветопись в поэзии Есенина Аннотация Языковый материал взят из двух поэтических циклов С.Есенина: «Русь», «Маковые побаски». Выбор объясняется тем, что они являются малоизученными. В тексте работы проанализировано 24 примера. Основным методом исследования является описательный метод с элементами сравнения и сопоставления. При определении значения использовано лексикографическое описание данных слов в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова. В работе применён также и статистический метод. Материал данной научной работы может быть использован при изучении прилагательных и существительных в средней школе и в ВУЗе; при изучении поэтического языка С. Есенина; а также на элективных курсах.

Как прекрасна земля и на ней человек. Сергей Есенин

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Цветопись в поэзии С.А.Есенина. Характеристика цветовых групп: 2.1. Красный Синий (голубой) Желтый. 3. Заключение. Библиографический список. Приложение.

1.Введение. Статья Блока «Краски и слова» В 1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные «взрослые писатели» «отупели к зрительным восприятиям»: «Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов. Тем временем перед слепым взором её бесконечно преломлялась цветовая радуга. И разве не выход для писателя – понимание зрительных впечатлений, умение смотреть? Действие света и цвета освободительно.»

1.Введение. Цветописание в русской литературе имеет давние и богатые традиции. Цветописание, как художественный приём, можно найти ещё в произведениях древнерусской литературы («Слово о полку Игореве»). Так что «цветовая радуга» Сергея Есенина появляется не на пустом месте. Предшественниками его можно считать Г.Р.Державина, М.Ю.Лермонтова и других. Сергей Есенин, этот истинный мастер слова, что-то принял из наследия предшественников, но в то же время внёс и нечто новое, что сделало его поэтом неповторимым.

1.Введение. Параллель с живописным творчеством К. Петрова- Водкина К.Петров-Водкин, начиная с «Купания красного коня» (1913), ведёт борьбу за новое «цветоощущение», за возвращение к ясности спектрального языка, исходными, азбучными «точками» которого является трехцветная гамма: красный, синий, жёлтый – классическое трёхцветие как европейской готики, так и русской иконописи.

2. Цветопись в поэзии С.А.Есенина (на материале циклов «РУСЬ», «МАКОВЫЕ ПОБАСКИ»). Первая книга стихотворений Есенина «Радуница» вышла в свет в начале 1916 года. Первую часть данной книги составляли произведения, собранные под общим названием «Русь», вторую – произведения, озаглавленные «Маковые побаски». Сборник стихов «Радуница» не однороден. Среди стихотворений, в которых чувствуется влияние христианских идей, исповедь смиренного инока, есть стихи, раскрывающие удивительные богатства русской природы, конкретные и правдивые картины быта дореволюционной деревни.

Преобладающие цвета в поэзии С. Есенина Проблема основных цветов в творчестве этого поэта затронута в работах целого ряда исследователей: Л. Кателиной, Т. Батуриной, Е.А. Некрасовой, А.И. Марченко и др.

Преобладающие цвета в поэзии С. Есенина А. Марченко пишет в своей книге следующее: «Первое впечатление от пейзажа Есенина – непосредственность видения, свобода от «бесчисленных наслоений истории и религии», т.е. та конкретная выразительность, которую Блок считал присущей воображению, «орудующему» красками или словами как красками». А. Марченко говорит и о классическом трёхцветии поэта, о нюансах и оттенках основных авторских цветов: «Однако чаще всего один из основных, красный или жёлтый, а иногда и красный и жёлтый, складывается из множества оттенков…», о «свойстве своего любимого синего»..

Преобладающие цвета в поэзии С. Есенина исследователь, Л. Кателина, в своей статье «О Русь – Исследователь Л. Кателина в своей статье «О Русь – малиновое поле…» обращает внимание на особое пристрастие Есенина к некоторым эпитетам. Она приводит результат наблюдения Е. Галкиной-Федорук, которая сумела подметить, что излюбленными для данного поэта являются определения голубой, синий, золотой. С.А. Некрасова в своей статье «Синее, голубое у С. Есенина» пишет о гамме сине-голубых тонов: «О любви С. Есенина к синему и голубому цвету писали многие исследователи творчества поэта. Эта особенность художественного почерка детально проанализирована в специальных работах. Можно считать, что сине-голубой цвет преобладает в его поэзии».

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого» Обратимся теперь к конкретному языковому материалу и охарактеризуем цветовую группу названных цветов. Каждый из них представлен у поэта целым рядом вариантов, выраженных различными частями речи. Примечательно, что в этом сборнике стихов присутствуют оттенки всех цветов, сами основные цвета творчества Есенина, даже золотой и серебряный. Автором использованы все цвета радуги. Вызывает интерес соотношение вариантов наиболее часто встречающихся групп «красного», «синего» и «жёлтого». (14:10:6)

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Красный Наибольшим количеством вариантов представлена группа «красного» - 14 вариантов (красный костёр окровил таганы, зардевшийся мак, огненный язык, красное монисто, пролил пальцы багрянец, ярче розовой рубахи, малиновые меха, есть тоска весёлая в алостях зари, осень рощи подожгла, яблоки зари, полыхают зори, скирды солнца в водах лонных, в пятнах зари, маком влюблённое сердце цветёт).

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Красный Горек запах чёрной гари, Осень рощи подожгла. Собирает странник тварей, Кормит просом с подола. («Микола») Рассвет рукой прохлады росной Сшибает яблоки зари. Сгребая сено на покосах, Поют мне песни косари. («Пойду в скуфье смиренным иноком»)

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Красный Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. («Задымился вечер…») Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. («Край любимый!..) Красный костёр окровил таганы, В хворосте белые веки луны. Тихо, на корточках, в пятнах зари Слушают сказ старика косари. («Чёрная, потом пропахшая выть!»)

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Красный Поэт употребляет в своём творчестве и приём сравнения: Злые скорби, злое горе Даль холодная впила; Загораются, как зори, В синем небе купола. («Микола») Белая свитка и алый кушак, Рву я по грядкам зардевшийся мак. Маком влюблённое сердце цветёт, Только не мне она песни поёт. («Белая свитка…»)

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Красный В двух исследуемых циклах стихов Есенина употребления красного (алого) и его вариантов отмечается 32 раза. По наличию данного цвета первенство принадлежит стихотворениям «Русь!», «Чёрная, потом пропахшая выть!», «Белая свитка и алый кушак». В последнем из названных произведений уже в самом названии заключён цвет.

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) К наиболее встречающимся относится и синий (голубой) цвет. В группу «синего» (голубого») входят цветообозначения, выраженные именами существительными – 5 вариантов и именами прилагательными – 5 вариантов. Цветовые прилагательные данной группы : синее небо, просиничный плат, вечер голубой, лазоревые ткани, лиловая парча. Интересно, что цветовое прилагательное синий (без оттенков) употребляется большое количество раз (8):

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) Загораются, как зори, В синем небе купола. («Микола») По кустам зелёным лугом Льнут охлопья синих рос. («Микола») Топи да болота, Синий плат небес. («Топи да болота») Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льёт благодать. («Чёрная, потом пропахшая выть!») Васильками сердце светится, Горит в нём бирюза. Я играю на тальяночке Про синие глаза. («Заиграй, сыграй…»)

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) Я смотрел из окошка на синий платок, Кудри чёрные змейно трепал ветерок. («Подражанье песне») Роща синим мраком Кроет голытьбу… Помолюсь украдкой За твою судьбу. («Дымом половодье…» Я надену красное монисто, Сарафан запетлю синей рюшкой. Позовите, девки, гармониста, Попрощайтесь с ласковой подружкой. («Девичник»)

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) Цветовые существительные данной группы: голубизна, синь, синева, в просини, бирюза. Посмотрим на примерах: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза. (Гой ты, Русь, моя родная…») С голубизны незримой кущи Струятся звёздные псалмы. («Не ветры осыпают пущи»)

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) Я странник убогий, Молюсь в синеву. («Я странник убогий») Как снежинка белая, в просини я таю Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю. («Матушка в Купальницу») Васильками сердце светится, Горит в нём бирюза. Я играю на тальяночке Про синие глаза. («Заиграй, сыграй, тальяночка…»)

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) В циклах стихов «Русь», «Маковые побаски» частота употребления излюбленного Есениным синего (голубого) цвета и его вариантов составляет 18 раз. Этот цвет присутствует во почти во всех стихах данных циклов.

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Желтый Перейдём к рассмотрению цветовой группы «жёлтого». Она представлена прежде всего именами прилагательными (6 вариантов): рыжеватая борода, с золотой повети, огненный язык, жёлтые поводья, рыжие стога, позолоченные бляхи. В группу «жёлтого» входят и цветовые существительные (3 варианта): хвойная позолота, золото солнца, злотравье.

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Желтый Приведём примеры употребления Есениным цветовых существительных: Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. («Топи да болота») Лижут сумерки золото солнца, В дальних рощах аукает звон… («По дороге идут богомолки»). Высоко стоит злотравье, Спорынья кадит туман… («Микола»)

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Желтый Наряду с именами прилагательными и существительными в эту цветовую группу входит и глагол златит. Не ветры осыпают пущи, Не листопад златит холмы, С голубизны незримой кущи Струятся звёздные псалмы. («Не ветры осыпают пущи…») Сочетание «звенящей рожью борозде» также несёт в себе жёлтый цвет.

Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Желтый В рассматриваемых циклах Есенин прибегал к использованию цветообозначений жёлтого 11 раз. Можно отметить, что в цикле «Маковые побаски» слова данной цветовой группы встречаются только 4 раза, в этом цикле преобладают другие цвета и оттенки.

Подведём итоги Цветообозначения у Сергея Есенина могут быть выражены как именами прилагательными, так и именами существительными, глаголами и причастиями. Цветовые прилагательные выполняют своё прямое назначение: указывают на признак предмета; цветовые существительные несут в себе значение «овеществлённого» цвета, а цветовые глаголы и причастия заключат в себе значение некоего процесса, связанного с цветом. По частоте употребления в этих циклах лидирует красный цвет (32 раза), синий был использован 18 раз, жёлтый – 11 раз.

ДИАГРАММА Частота употребления цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого » 18 раз 32 раза 11 раз

ДИАГРАММА Частота употребления цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого» ( % )

Подведём итоги Согласно собственным наблюдениям и подтверждая эти наблюдения результатами поисков других исследователей, мы выделили доминирующие в творчестве данного автора цветовые группы и определили, какими частями речи могут быть выражены цветовые варианты этих групп. Выполненное исследование позволяет сделать вывод, что цветопись С. Есенина восходит своим корнями к давним и богатым традициям цветописания в русской литературе. Но в то же время поэту удалось создать свой колорит. Это делает его поэзию самобытной и оригинальной.

Подведём итоги Проанализировав языковой материал, приходим к заключению, что С. Есенин – поэт многих красок. С. Есенин с помощью цветовых слов может передавать не только цветовое значение, но и тончайшие эмоциональные оттенки, может изображать самые интимные движения души. Здесь можно наблюдать такое явление, как приращение семантики у цветообозначений. Они получают помимо цветового ещё и символическое значение.

Подведём итоги Выполненный анализ может быть продолжен. В данной работе мы лишь касаемся вопроса об есенинских окказионализмах. Это явление можно рассмотреть на более широком объёме языкового материала. Не менее интересна перспектива сопоставить окончательный текст стихов и их варианты, чтобы пронаблюдать работу С. Есенина над подбором единственно уместного в данном контексте слова.