Печальная песня о бесприданнице Урок по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Автор работы: учитель МОУ СОШ с. Курчум Е.С. Ворончихина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.Н. Островский Драма «Бесприданница» « В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось.
Advertisements

Идейное своеобразие пьесы А.Н.Островского «Бесприданница». Искушение-лейтмотив драмы.
Презентация к уроку по теме « А. Н. Островский « Бесприданница »
Драма «Бесприданница» 1879 год (через 19 лет после «Грозы»)
Тема учебного проекта: Психологическая драма А.Н. Островского «Бесприданница» и ее связь с современностью. Творческое название: Бедность не порок Авторы:
«Колумб Замоскворечья» Очерк жизни и творчества А.Н. Островского.
Причины трагедии Ларисы Огудаловой. Ученики 10 «Б» класса: Завалова К., Илясова И., Попова Е.,Попов И.
Не довольно ли нам пререкаться, Не пора ли предаться любви, Чем старинней наивность романса, Тем живее его соловьи.
«ПЕНИЕ- ЗАЛОГ НАСТРОЕНИЯ?» «ПЕНИЕ- ЗАЛОГ НАСТРОЕНИЯ?» Работу выполнила : ученица 2 «В» класса МБОУ «СОШ 5» НГО ФЕОКТИСТОВА АННА ФЕОКТИСТОВА АННА Руководитель.
Мастерская построения знаний и творческого письма (По драме А.Н.Островского «Гроза») Перед грозой, в грозу и о «Грозе» Перед грозой, в грозу и о «Грозе»
Развитие Музыки и театра. Театр Для театра 19 века были характерны громкие монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть.
РОМАНС Выполнила ученица 5 класса Таратынкина Алевтина.
Тема урока: «Судьба женщин в драмах «Бесприданница» А. Н. Островского и «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки Женщины в эпоху купечества. Роль женских образов.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского «Гроза»?
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
« Слова и звуки » Какая власть сравнится с властью их ? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся … Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду – все.
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
Мое восприятие творчества Марины Цветаевой. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как.
Урок - презентация в 11 классе. Презентацию подготовила : учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна.
Транксрипт:

Печальная песня о бесприданнице Урок по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Автор работы: учитель МОУ СОШ с. Курчум Е.С. Ворончихина

Дидактические цели: Приобретение навыков анализа текста и работы с различными источниками информации. Приобретение навыков анализа текста и работы с различными источниками информации. Научить учащихся видеть проблему и наметить пути ее решения. Научить учащихся видеть проблему и наметить пути ее решения.

Методические задачи: Сформировать у учащихся навыки изложения своих мыслей. Сформировать у учащихся навыки изложения своих мыслей. Научить анализировать и сопоставлять произведения различных видов искусства. Научить анализировать и сопоставлять произведения различных видов искусства.

Проблемные вопросы: В чем тайна пьесы А.Н. Островского? Почему не отпускает, заставляет думать? Почему к ней обращаются вновь и вновь как простые читатели, так и великие режиссеры, актеры и композиторы? В чем тайна пьесы А.Н. Островского? Почему не отпускает, заставляет думать? Почему к ней обращаются вновь и вновь как простые читатели, так и великие режиссеры, актеры и композиторы?

А.Р. Кугель писал: «Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.» А.Р. Кугель писал: «Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.» Замечательным подтверждением этих слов, сказанных в начале 20 века, явился фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» 1984 года, фильм – песня с удивительными романсами на музыку Андрея Петрова. Замечательным подтверждением этих слов, сказанных в начале 20 века, явился фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» 1984 года, фильм – песня с удивительными романсами на музыку Андрея Петрова.

Почему фильм называется «Жестокий романс»? Почему не «Бесприданница»? Сам Эльдар Рязанов объяснял это так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу как печальную песню, как грустный романс. Название «Жестокий романс» возникло буквально в первые же дни, когда я принял решение о работе над фильмом. Невозможно было назвать картину «Бесприданницей» - одна уже была. Мне показалось, что «Жестокий романс» - название верное и емкое. Оно в какой-то степени определяет и жанр вещи, в котором я собирался ее ставить. (Правда, без оттенка иронии, который мы вкладываем в это определение). Кроме того, история, рассказанная Островским, действительно безжалостна. Потом, читая литературоведческие работы о драматурге, я наткнулся у А.Л. Штейна на мысль о том, что «Грозу» можно сравнить с русской народной песней, а «Бесприданницу» - со старинным русским романсом. Я обрадовался тогда этому случайному, но подтверждающему мои ощущения совпадению» Сам Эльдар Рязанов объяснял это так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу как печальную песню, как грустный романс. Название «Жестокий романс» возникло буквально в первые же дни, когда я принял решение о работе над фильмом. Невозможно было назвать картину «Бесприданницей» - одна уже была. Мне показалось, что «Жестокий романс» - название верное и емкое. Оно в какой-то степени определяет и жанр вещи, в котором я собирался ее ставить. (Правда, без оттенка иронии, который мы вкладываем в это определение). Кроме того, история, рассказанная Островским, действительно безжалостна. Потом, читая литературоведческие работы о драматурге, я наткнулся у А.Л. Штейна на мысль о том, что «Грозу» можно сравнить с русской народной песней, а «Бесприданницу» - со старинным русским романсом. Я обрадовался тогда этому случайному, но подтверждающему мои ощущения совпадению»

Автор при создании своего фильма прибегнул к помощи его любимой поэтессы Б. Ахмадулиной и невероятно чтимой им М. Цветаевой. Эти стихотворные строки звучат сложнее, чем могло быть в эпоху Островского. В них множество оттенков, тонкостей, которых не было в романсе того времени. Но это не стало препятствием. Наоборот, это обогатило героиню, говорило о многогранности ее внутреннего мира, о ее хрупкой, незащищенной душе, душе музыкальной, поэтической, о ее утонченной натуре. Автор при создании своего фильма прибегнул к помощи его любимой поэтессы Б. Ахмадулиной и невероятно чтимой им М. Цветаевой. Эти стихотворные строки звучат сложнее, чем могло быть в эпоху Островского. В них множество оттенков, тонкостей, которых не было в романсе того времени. Но это не стало препятствием. Наоборот, это обогатило героиню, говорило о многогранности ее внутреннего мира, о ее хрупкой, незащищенной душе, душе музыкальной, поэтической, о ее утонченной натуре.

Анализ пьесы: Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное: приданое? деньги? А может быть, что-то еще? Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное: приданое? деньги? А может быть, что-то еще? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса – единственная, чья фамилия не указана. Почему? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса – единственная, чья фамилия не указана. Почему? Анализируем II действие, 3 явление. В чем отличие Ларисы от остальных? О чем она мечтает? Анализируем II действие, 3 явление. В чем отличие Ларисы от остальных? О чем она мечтает? Сравните Ларису и Катерину из «Грозы». Сравните Ларису и Катерину из «Грозы».

Какой романс поет Паратову Лариса в кульминационной сцене пьесы? А кто видел блестящий фильм Якова Протазанова «Бесприданница» 1936 года? Какой романс проникновенно спела в этом фильме Нина Алисова, игравшая роль Ларисы? Почему происходят эти замены?

Любовь для Ларисы все, но эта любовь никому не нужна. Лариса это начинает понимать, поэтому ей так страшно, беспокойно, тяжело. Любовь для Ларисы все, но эта любовь никому не нужна. Лариса это начинает понимать, поэтому ей так страшно, беспокойно, тяжело. Анализируем разговор с матерью (II действие. 6 явление). Чего боится Лариса? Анализируем разговор с матерью (II действие. 6 явление). Чего боится Лариса?

Что же за человек Паратов? Что же за человек Паратов? Проанализируем монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве. О чем свидетельствуют здесь многоточия? Проанализируем монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве. О чем свидетельствуют здесь многоточия?

Нужна ли Лариса Паратову? (Анализ II действия, 8 явления) Нужна ли Лариса Паратову? (Анализ II действия, 8 явления) Почему она решается ехать с ним? (Анализ III действия, 12 явления) Почему она решается ехать с ним? (Анализ III действия, 12 явления)

Хуже всего, что и сам жених Ларисы – Карандышев – отравлен тем же эгоистическим равнодушием. То, что сначала можно было принять за искреннюю страсть, оказалось жаждой самоутверждения. Хуже всего, что и сам жених Ларисы – Карандышев – отравлен тем же эгоистическим равнодушием. То, что сначала можно было принять за искреннюю страсть, оказалось жаждой самоутверждения.

Каков Карандышев? Что руководит его поступками? Каков Карандышев? Что руководит его поступками? Правоту каких оскорбительных, как пощечина, слов Карандышева о своей роли в этом обществе Лариса должна признать? Правоту каких оскорбительных, как пощечина, слов Карандышева о своей роли в этом обществе Лариса должна признать?

Цыганская песня является сопровождением для объяснений, диалогов пьесы и фильма. Цыганская песня наряду с русским романсом, стихами Лермонтова и Баратынского звучит в душе Ларисы. Цыганская песня является сопровождением для объяснений, диалогов пьесы и фильма. Цыганская песня наряду с русским романсом, стихами Лермонтова и Баратынского звучит в душе Ларисы. И умирает Лариса под громкий хор цыган. И умирает Лариса под громкий хор цыган.

Что придает цыганская песня пьесе и фильму?

Почему выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние? Почему выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние?

Так в чем же тайна пьесы Островского? В чем ее сила? Так в чем же тайна пьесы Островского? В чем ее сила?

Благодарю за внимание Благодарю за внимание